Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ДЕ 7. Управление образовательными системами




Основные направления работы педагогов с семьей школьника

1. Информирование - педагог способствует полному информированию родителей о ребенке, программах и методиках его обучения и воспитания в образовательном учреждении.

2. Корректировка семейного воспитания - педагог способствует развитию особых способностей ребенка, профилактике и преодолению вредных привычек и вредного влияния семьи.

3. Взаимодействие с общественными организациями родителей -педагог взаимодействует с родительским комитетом, школьным Советом, Советами по месту жительства и на предприятиях.

 


Тема 7.1. Система образования в РФ

По данной теме студент должен знать: структуру системы образования и основные принципыгосударственной политики в области образования.

Литература:

Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008.

Андреева, Г. А. Основы педагогики: учеб. пособие / Г. А. Андреева. – Коломна: КГПИ, 2008. – 159 с.

Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин / Под ред. Т. И. Шамовой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320 с.

 

 

Материалы для подготовки к теме

 

Под системой образования следует понимать совокупность образо­вательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают. Современная система образования РФ представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направления; сети реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций

Система образования любой страны обычно включает в себя учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют:

– дошкольное воспитание;

– общее среднее образование;

– внешкольное обучение и воспитание;

– профессионально-техническое образование;

– среднее специальное образование;

– высшее образование;

– подготовку научных и научно-педагогических кадров;

– повышение квалификации и переподготовку кадров.

Цель системы образования – обеспечить право человека на образование. Критерием эффективности деятельности такой системы является уровень образованности граждан – воспитанности и обученности.

Содержание образование определено в общеобразовательных (основных и дополнительных) и профессиональных (основных и дополнительных) программах.

Образовательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной или профессиональной программы устанавливается соответствующим Государственным образовательным стандартом.

Федеральная программа развития образования, отражающая основы государственной политики в области образования, определяет стратегию приоритетного развития системы образования во всех направлениях, а также способы реализации выбранной стратегии. Федеральную программу подкрепляют республиканские, региональные и отраслевые программы развития образования, которые учитывают национальные и региональные социально-экономические, культурные и религиозные, демографические особенности.

 

Основным заказчиком образовательных учреждений выступает государство и его ведомства, которые:

- формируют образовательную политику;

- регистрируют, лицензируют, аттестуют, аккредитуют образовательные учреждения;

- определяют Государственные образовательные стандарты;

- проводят экспертизу подведомственных им учреждений.

Учредителями образовательных учреждений, согласно Закону РФ «Об образовании», могут являться:

- органы гос.власти и регионального (местного) самоуправления;

- отечественные и иностранные организации всех форм собственности, зарегистрированные на территории РФ;

- общественные и религиозные организации, зарегистрированные на территории РФ;

- граждане РФ и иностранные организации.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» федеральные органы гос.власти и органы управления образованием должны:

- формировать и осуществлять федеральную политику в области образования;

- регулировать правовые отношения в области образования;

- разрабатывать и реализовывать федеральные и международные программы развития образования;

- формировать федеральные государственные и ведомственные органы управления образованием;

- согласовывать назначение руководителей образовательных учреждений федерального подчинения;

- устанавливать порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений;

- устанавливать перечень профессий и специальностей, по которым ведется профессиональная подготовка и профессиональное образование;

- разрабатывать и утверждать типовые положения об образовательных учреждениях;

- устанавливать порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

- регулировать трудовые отношения.

В ведении субъектов РФ в области образования находятся:

- определение и осуществление политики в области образования, не противоречащей политике РФ в области образования;

- законодательство субъектов РФ;

- определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и и финансирования образовательных учреждений;

- осуществление федеральной политики в области образования;

- разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования;

- формирование гос.органов управления образованием и руководство им;

- создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения;

- установление национально-региональных компонентов Государственных образовательных стандартов;

- формирование бюджетов субъектов РФ в части расходов на образование;

- установление местных налогов и сборов на цели образования и т.д.

К компетенции в области образования органов местного самоуправления относится:

- планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;

- участие в назначении руководителей муниципальных образовательных учреждений;

- участие в формировании местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования:

- обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора соответствующего учреждения;

- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений и др.

К компетенции образовательного учреждения относится:

- материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса;

- привлечение для осуществления деятельности дополнительных источников финансовых и материальных средств;

- предоставление учредителю ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

- подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

- организация и совершенствование методического обеспечения образовательного процесса;

- разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;

- установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

- разработка и утверждение Устава образовательного учреждения;

- самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников;

- разработка и принятие правил внутреннего распорядка образовательного учреждения;

- самостоятельное осуществление образовательного процесса;

- осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Образовательное учреждение несет ответственность за:

- невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

- реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, т.е. качество образования своих выпускников;

- жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

- нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет следующие функциональные обязанности:

- руководит образовательным учреждением совместно с советом школы в соответствии с Уставом школы;

- обеспечивает государственную регистрацию школы, лицензирование, гос.аттестацию и аккредитацию;

- создает атмосферу единого понимания и совместного формулирования целей, ценностей и задач, перспектив развития образовательного учреждения всеми участниками образовательного процесса, формирует внутреннюю пед.культуру;

- регулирует отношения в коллективе, поддерживает благоприятных социально-психологический климат, поощряет и стимулирует творческую инициативу работников;

- несет ответственность за соблюдение требований охраны прав детей и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет внутришкольный контроль, отвечает за качество и эффективность работы учебного заведения;

- представляет интересы учебного заведения в государственных и общестчвенных органах;

- осуществляет подбор и расстановку пед.кадров, прием детей в школу;

- организует рациональное использование выделяемых бюджетных ассигнований;

- координирует управленческую деятельность заместителей, руководителей структурных подразделений, распределяет функциональные обязанности между ними;

- утверждает учебные планы, образовательные программы;

- курирует состояние преподавания и результаты обучения

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность на обучающегося, но и предполагает субъектно-субъектную схему педагогического взаимодействия, в процессе которого ученик выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, субъект и партнер общения, а не как пассивный объект обучения;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Адаптивность в т.ч. подразумевает усвоение индивидом культурно-исторических традиций своего народа, ценностей и общественных норм человеческого общежития в контексте развития общемировой цивилизации;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Означает свободу государственных и муниципальных образовательных учреждений от прямого религиозного воздействия;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономия образовательных учреждений.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:

- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр" - бакалавриат;

- высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "специалист" или квалификации (степени) "магистр" - подготовка специалиста или магистратура.

Третья ступень высшего образования предполагает подготовку «дипломированного специалиста» со сроком обучения 5 лет подготовку «магистра» со сроком обучения 6 лет.

 


Тема 7.2. Образовательные учреждения, их типы

По данной теме студент должен знать: основные типы образовательных учреждений в РФ.

Уметь: типологизировать образовательные учреждения, входящие в систему образования РФ

Литература:

Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. Под ред. Т. И. Шамовой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320 с.

Воробьева, С. В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. В. Воробьева. – М.: Академия, 2008. – 208 с.

Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / И. Ф. Харламов. – Мн., 2000. – 560 с.

Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2001. – C. 312.

Материалы для подготовки к теме

Типы образовательных учреждений

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования). Начальная школа призвана обеспечить учащихся необходимыми умениями и навыками учебной деятельности;

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

6) учреждения дополнительного образования предоставляют услуги в сфере всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан и организаций;

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей). Сеть детских домов включает в себя дома малютки, дошкольные детские дома, смешанные детские дома и детские дома для детей школьного возраста;

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

Первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детстве, являются родители

Центром образования называется учреждение, в котором реализуются образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, соотносящиеся с адекватными дополнительными образовательными программами.

Структурообразующей единицей (элементом) школы с точки зрения ее учебных подразделений является класс. Под классом понимается постоянная в пределах учебного года группа учащихся одного уровня знаний, работающая по единой образовательной программе.

Высшим руководящим органом школы является конференция. Конференция проводится не реже одного раза в год, имеет высокие полномочия. На общешкольной конференции избирается совет школы, его председатель, срок их деятельности, принимается Устав учебного заведения. Делегатами конференции с правом решающего голоса на собраниях своих коллективов избираются учащиеся II и III ступеней, учителя и другие работники учебного заведения, родители (лица, их заменяющие), представители общественности.

В период между конференциями в роли высшего руководящего органа выступает совет школы (учебного заведения).

Деятельность совета школы осуществляется по следующим основным направлениям:

- организует выполнение решений конференций;

- наряду с родителями (лицами, их заменяющими) обеспечивает социальную защиту учащихся при рассмотрении в государственных и общественных органах вопросов, затрагивающих интересы этих учащихся;

- устанавливает возраст учащихся при наборе в I класс, необходимость и вид ученической формы;

- рассматривает отчеты расходования бюджетных ассигнований, формирует собственный фонд, определяет направление использования бюджетных и внебюджетных средств учебного заведения;

- заслушивает отчеты о работе директора школы, его заместителей, отдельных педагогов;

- совместно с администрацией учебного заведения и его общественными организациями создает условия для педагогического образования родителей.

Совет школы, как правило, возглавляемый одним из представителей общественности или родителей, работает в тесном контакте с администрацией школы и общественными организациями. Совет доводит свои решения до сведения родителей или лиц, их заменяющих. Решение совета считается правомочным, если за его принятие проголосовало не менее двух третей присутствующих членов совета.

Устав учебного заведения – это написанный свод, собрание правил, определяющих устройство и деятельность каких-либо организаций. Согласно закону об образовании каждая школа разрабатывает и принимает Устав самостоятельно.

В Уставе указывается место нахождения учреждения, его тип, язык, на котором ведется обучение, права и обязанности руководителей, преподавателей, учащихся и родителей, а также структура финансовой и хозяйственной деятельности, четко регламентируются режим дня и порядок управления. Уставом образовательного учреждения также определяется возраст, с которого допускается прием граждан, и продолжительность их обучения на каждой ступени образования.

Образовательным учреждением называется учреждение, осуществляющее образовательный процесс, реализующее образовательные программы и обеспечивающее содержание обучения и воспитания детей/

1. В систему общеобразовательных учреждений входят школы, гимназии, лицеи.

Начальная школа призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей. В ней учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности.

Основная школа должна закладывать прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Основная школа является обязательной.

2. Профессиональные образовательные учреждения осуществляют подготовку работников квалифицированного труда, подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, предоставляют гражданам возможность повышения уровня образования.

Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях начального проф.образования (училищах).

К учреждениям среднего профессионального образования относятся: техникум (училище) - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Среднее профессиональное образование ставит своей задачей подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования.

К учреждениям высшего профессионального образования относятся институты, университеты, академии. Высшее проф.образование имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего образования.

Послевузовское проф.образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего образования. Представлено системой повышения квалификации и переподготовки кадров, аспирантурой, соискательством и докторантурой.

3. Дополнительное образование реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

 

 


Тема 7.3. Принципы управления образовательными системами

По данной теме студент должен знать: основные принципы управления педагогическими системами.

Литература:

Новиков, Д. А. Введение в теорию управления образовательными системами: учеб. пособие / Д. А. Новиков. – М.: Эгвес, 2009. – 156 с.

Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008.

Сергеева, В. П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие / В. П. Сергеева. – М., 2000. – 136 с.

Воробьева, С. В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. В. Воробьева. – М.: Академия, 2008. – 208 с.

 

Материалы для подготовки к теме

Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления.

Д.А. Новиков выделяет следующие принципы управления образовательными системами.

Принцип 1 (иерархии). Иерархия системы управления образованием должна соответствовать (не должна противоречить, то есть соответствие может не быть однозначным), с одной стороны, иерархии системы исполнительной власти, а, с другой стороны – иерархии территориальных образовательных потребностей (территориальных сегментов рынков образовательных услуг и рынков труда).

Принцип 2 (унификации). Образовательные системы всех уровней должны описываться и рассматриваться в рамках единого подхода (как с точки зрения параметров их моделей, так и с точки зрения критериев эффективности функционирования), не исключающего, впрочем, необходимости учета специфики каждой конкретной ОС.

Принцип 3 (целенаправленности). Целью образовательной системы является согласование, удовлетворение и опережающее формирование спроса на образовательные услуги и выпускников в рамках заданных требований к качеству образования (в том числе – государственных образовательных стандартов), институциональных и демографических ограничений, а также существующего ресурсного обеспечения, в территориальном, отраслевом и уровневом аспектах.

Принцип 4 (доступности). С точки зрения транспортной доступности (для населения) основным структурным элементом ОС является территориальная сеть.

Принцип 5 (бесплатности). Важнейшим институциональным ограничением является обязанность ОС реализовывать право граждан на бесплатное образование.

Принцип 6 (ответственности). Каждый орган управления образованием несет ответственность за качество образовательных услуг, предоставляемых управляемыми им ОС.

Помимо институциональных ограничений, существуют ресурсные ограничения, то есть для реализации внутренней функции ОС необходимо соответствующее ресурсное обеспечение.

Принцип 7 (невмешательства). Вмешательство управляющего органа любого уровня происходит в том и только в том случае, когда непосредственно подчиненные ему ОС не обеспечивают реализации комплекса необходимых функций.

В соответствии с принципом невмешательства образовательное учреждение является автономным и активным элементом, самостоятельно выбирающим реализуемые им наборы образовательных программ, соответствующие пропускные способности, распределение имеющихся у него ресурсов и т.д.

Принцип 8 (общественно-государственного управления). Управление системой образования должно быть нацелено на максимальное вовлечение всех заинтересованных субъектов (общество, органы государственной власти, физические и юридические лица) в процесс развития системы образования.

Принцип 9 (саморазвития). Одним из управляющих воздействий является изменение самой системы управления ОС (которое, будучи индуцированным изнутри, может рассматриваться как саморазвитие, столь необходимое в современных условиях существенной автономии ОС).

Принцип 10 (полноты и оптимальности). Предлагаемый набор мероприятий должен обеспечивать достижение поставленных целей (требование полноты) оптимальным (и/или допустимым) способом.

Принцип 11 (регламентации управленческой деятельности). Управленческая деятельность должна быть регламентирована. В соответствии с данным принципом все функции управления должны быть регламентированы и согласованы между всеми уровнями ОС.

Принцип 12 (обратной связи). В соответствии с этим принципом для эффективного управления необходима информация о состоянии управляемой системы и условиях ее функционирования, причем реализация любого управляющего воздействия и ее последствия должны отслеживаться, контролироваться управляющим органом. Для ОС это означает, что органы управления должны, во-первых, осуществлять непрерывный мониторинг существенных параметров элементов ОС и внешних условий их функционирования, и, во-вторых, отслеживать реализацию управляющих воздействий и тех изменений состояний элементов ОС, которые вызваны управляющими воздействиями.

Принцип 13 (адекватности). Система управления (ее структура, сложность, функции и т.д.) должна быть адекватна (соответственно, структуре, сложности, функциям и т.д.) управляемой системы.

Для ОС это означает, что каждый вышестоящий орган управления должен обладать возможностью, во-первых, переработать информацию о состоянии управляемой системы, и, во-вторых, выработать соответствующие управляющие воздействия (см. также принцип адекватности для управляемой системы выше). Адекватность должна иметь место и в смысле диверсификации системы управления, то есть определенная функциональная избыточность систем управления реального времени позволяет гарантировать (в определенном диапазоне внешних возмущений) устойчивость развития управляемой системы.

Принцип 14 (оперативности). Данный принцип требует, чтобы при управлении в режиме реального времени информация, необходимая для принятия решений, поступала вовремя, сами управленческие решения принимались и реализовывались оперативно в соответствии с изменениями управляемой системы и внешних условий ее функционирования. Другими словами, характерное время выработки и реализации управленческих решений не должно превышать характерное время изменений управляемой системы (то есть система управления должна быть адекватна управляемым процессам в смысле скорости их изменений).

Принцип 15 (опережающего отражения) – сложная адаптивная система прогнозирует возможные изменения существенных внешних параметров («принцип опережающего отражения». Следовательно, при выработке управляющих воздействий недостаточно реагировать на изменения состояния управляемой системы и условий ее функционирования, а необходимо предсказывать и упреждать такие изменения (то есть одного принципа оперативности недостаточно). Более того, управляющий орган должен заранее планировать те воздействия, которые он должен оказать на управляемую систему в случае, если произойдут те или иные события.

Принцип 16 (адаптивности). Принцип адаптивности утверждает, что, во-первых, при принятии управленческих решений необходимо учитывать имеющуюся информацию об истории функционирования управляемой системы, а, во-вторых, однажды принятые решения должны периодически пересматриваться в соответствии с изменениями состояния управляемой системы и условий ее функционирования.

Принцип 17 (рациональной централизации) утверждает, что в любой сложной многоуровневой системе существует рациональный уровень централизации управления, ресурсов и т.д.

Принцип 18 (демократического управления). Иногда его называют принципом анонимности. Этот принцип заключается в обеспечении равных условий и возможностей для всех участников системы без какой-либо их априорной дискриминации в получении информационных, материальных, финансовых, образовательных и других ресурсов.

Принцип 19 (согласованного управления). Это принцип отражает требование того, что управляющие воздействия в рамках существующих институциональных ограничений должны быть максимально согласованы с интересами и предпочтениями управляемых субъектов.

В.А. Сластенин описывает следующие принципы управления общеобразовательными системами:

1) Демократизация и гуманизация управления образовательными системами. Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Это возможно при условии открытости обсуждения и принятия управленческих решений. Принцип предполагает развитие инициативы не только руководителей, но и педагогов, учащихся, их родителей, приоритетна позиция ценности личности. Демократизация школьной жизни начинается с внедрения в практику механизма конкурсного избрания и контрактной системы в отборе руководящих и педагогических кадров.

Гласность в управлении школой основывается на открытости, доступности информации. Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности - конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания. Гуманизация управления в образовании - это обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему.

2) Системность и целостность в управлении. Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Принцип предполагает осуществление управленческой деятельности в системе, в единстве и целостности всех взаимодействующих компонентов и подсистем. Системность и целостность в управлении школой предполагают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них. Системный подход в управлении придает управленческой деятельности последовательность, логичность, гармоничность, эффективность.

3) Рациональное сочетание централизации и децентрализации.

Централизация в управлении сковывает инициативу руководителей нижних уровней, учителей и учащихся, они становятся просто исполнителями решений, принимаемых без их участия и желания.

В условиях односторонней централизации происходит дублирование управленческих функций, потеря времени, перегрузка как руководителей, так и исполнителей. Чрезмерная централизация управленческой деятельности ведет к усилению администрирования, сковывает инициативу управляемых подсистем.

В равной степени и интегрированная децентрализация управления может привести к снижению эффективности деятельности педагогической системы. Отрицание централизации в угоду децентрализации может привести к снижению роли руководителя и администрации в целом, утрате аналитических и контролирующих функций управления. Опыт школ показывает, что игра в демократию и мода на децентрализацию приводят к серьезным сбоям в жизни и деятельности коллектива, к возникновению конфликтов и недоразумений в педагогическом коллективе, неоправданному противостоянию административных и общественных органов управления.

Именно сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в интересах всего коллектива школы, создает условия для обсуждения и принятия управленческих решений на профессиональном уровне, исключает дублирование и повышает координацию действий всех структурных подразделений системы. Децентрализация управления понимается как передача ряда функций и полномочий от высших органов управления к низшим.

Принцип предполагает оптимальное сочетание и распределение полномочий при принятии управленческих решений.

4) Единство единоначалия и коллегиальности в управлении. Реализация данного принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. Принцип реализуется в деятельности общественных органов управления, где необходим коллективный поиск и персональная ответственность за принятые решения. В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.

Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений. Единоначалие в управлении призвано обеспечить четкое разграничение полномочий участников педагогического процесса.

Единоначалие и коллегиальность в управлении - это проявление единства противоположностей. Единоначалие предполагает оперативность в выполнении решений - коллегиальностью отличается некоторой "медлительностью". При определении тактических действий целесообразно единоначалие, при разработке стратегических - коллегиальность.

5) Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами. Эффективность управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность и полнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации. В социально-педагогических науках информацию рассматривают либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками, либо как совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды (Ю.А.Конаржевский, Л.И.Новикова).

6) Принцип научной обоснованности предполагает построение управления на новейших данных науки.

В других классификациях выделяются следующие принципы:

Принцип первого руководителя – при организации выполнения важного задания контроль за ходом работы должен быть оставлен за первым руководителем.

Принцип обратной связи – оценка хода и результатов дела.

Принцип нормы управляемости – оптимизация количества педагогических работников, подчиненных непосредственно руководителю.

В. П. Симонов выделил следующие принципы управления образовательными системами:

Принцип целенаправленности управления - постановка целей с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности

Принцип кооперации и разделения управленческого труда - опора управленца на осуществление организации учебного заведения, на коллективное творчество и коллективный разум при реализации всех намеченных планов

Принцип функционального подхода - данный принцип является условием постоянного развития, совершенствования управленческой деятельности на основе обновления, уточнения и конкретизации функций (действий) исполнителей.

Принцип комплексности - сочетание целевой направленности управленческой деятельности и ее полифункциональности, то есть комплекс научно обоснованных воздействий.

Принцип соответствий - выполняемая работа должна соответствовать интеллектуальным и физическим возможностям исполнителя

Принцип новых задач - видение перспектив

Принцип обратной связи – оценка хода и результатов дела

В школе как педагогической системе и объекте управления одним из значимых принципов является уровневый принцип, в соответствии с которым:

- административно-управленческий уровень включает в себя директора, заместителей по учебной, воспитательной, административно-хозяйственной работе, диспетчеров;

- уровень коллективного управления - совет школы, педсовет, методическое объединение;

- уровень ученического самоуправления - учащиеся школы.

В теории и практике управления образовательными системами важными категориями являются:

Виды управленческой ответственности, которые могут быть общими и функциональными.

К видам управленческих полномочий относятся: согласительные(-ая), распорядительные(-ая), консультативные(-ая), контрольно-отчетные(-ая), координационные(-ая)

Инструменты определения полномочий – это процедуры, правила, должностные инструкции.

Принципы управления - основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.

Методы управления - способы достижения поставленных целей.

Функции управления - виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.

 

 


Тема 7.4. Методы, приемы, средства управления образовательными системами

По данной теме студент должен знать: методы, приемы и средствауправления образовательными системами

Уметь: определять конкретные условия их применения в практике управления

Литература:

Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед./ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

Коджаспирова, Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 256 с.

Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. – М.: Велби: Проспект, 2008.

Сергеева, В. П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие / В. П. Сергеева. – М., 2000. – 136 с.

 

Материалы для подготовки к теме

Управление образованием — 1) (как организация) сложная организационно-структурная система, внутри которой выделяются структуры регионального управления образованием, соответствующие муниципальные структуры управления, а также структуры управления самих образовательных учреждений; 2) (как процесс) взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей.

Управление образованием включает последовательность взаимосвязанных действий: анализ, целеполагание и планирование, организационная деятельность, контроль и регулирование.

Управление образованием представляет собой целый ряд управленческих решений. Последовательность принятия управленческих решений:

- анализ проблемы;

- оценка, отбор приемлемых вариантов решения и отбор оптимального решения;

- разработка плана реализации решения;

- организация оперативной работы по выполнению решения;

- контроль и коррекция

Методы управления — это способы достижения поставленных целей. Они классифицируются по:

- объекту управления (федеральные, региональные);

- субъекту управления (административные, хозяйственные);

- целям (стратегические, тактические, оперативные);

- механизму влияния (социально-политические, организационно-распорядительные, организационно-педагогические);

- стилю (авторитарные, демократические, либеральные);

- времени управленческих действий (перспективные, долгосрочные, текущие).

Одним из методов управления школой является изучение и анализ уроков. Последовательность этапов изучения и анализа уроков:

- подготовка руководителя школы или методиста к посещению урока;

- непосредственное наблюдение хода урока;

- самоанализ урока учителем;

- анализ и оценка урока руководителем школы или методистом;

- использование результатов анализа и самоанализа урока в управлении школой

Формы управления могут иметь разную структуру и направления: инструктивно-методические и теоретические семинары, заседания ученического коллектива, педагогические советы, методические объединения, школьные конференции, педагогические чтения, родительский всеобуч.

Функции управления. В управлении профессиональным образовательным учреждением применяются присущие ему как педагогической системе специфические функции. Под функциями управления понимают деятельность субъектов, осуществляющих полный технологический процесс управленческого цикла с целенаправленным достижением фактических результатов. Участники управления реализуют системные функции:

1) Информационно-аналитическая функция управления создает основу для всей образовательной деятельности, играет роль первоисточника в принятии управленческого решения. Для руководителя образовательным процессом важнейшей задачей является овладение умением использовать методику сбора, анализа и хранения информации.

2) Мотивационно-целевая функция формирует мотивированный подход к определению целей образовательного процесса. Планово-прогностическая функция управления предусматривает определение конкретных и реалистических целей, направленных на достижение более высокого качественного состояния объекта. Развивающая программа учитывает внутренние и внешние совокупные педагогические условия, способы, средства и методы действий.

3) Организационно-исполнительская функция способствует выполнению принятых целевых решений, согласованной работе субъектов организационной структуры и взаимодействию всех участников педагогического процесса.

4) Регулятивно-коррекционная функция управления обеспечивает устранение причин технологических сбоев в происходящих процессах.

5) Контрольно-диагностическая функция управления устанавливает соответствие полученных данных требованиям образовательного стандарта.

В образовательную систему принято вносить педагогические нововведения (инновации), которые снабжают деятельность образовательных учреждений новыми, относительно стабильными элементами, эффективно влияющими на его развитие и функционирование. Последовательность освоения инноваций включает следующие этапы: ознакомление, появление интереса, оценка и решение об апробации, апробация, принятие окончательного решения.

Иерархия управления в общеобразовательной школе представляет собой следующую последовательность: руководитель, педагогический коллектив, ученический коллектив, совет школы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3032; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.173 сек.