КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Общение – вид деятельности, направленный на обмен информацией между людьми
Труд - вид деятельности, направленный на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей. Учение – процесс систематического овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения трудовой деятельности. Поведение – это внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека. Привычка является негибкой частью деятельности и выполняется человеком механически. Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Поступок – сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Основные виды деятельности Игра - вид деятельности в условных ситуациях, направленный на усвоение общественного опыта. Виды игр: индивидуальные - представляют собой род деятельности, в которой занят один человек; групповые - включают несколько индивидов; предметные - связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов; ролевые - допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью. Непосредственное общение предполагает прямой контакт друг с другом. Вербальное общение – это общение с помощью речи, а невербальное общение – общение с помощью жестов, мимики, поз и т.д. Развитие деятельности Филогенетическое развитие системы деятельности человека совпадает с историей социально-экономического развития человечества. Онтогенетическое развитие системы деятельности человека связано с включением человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития. Изменение внутри отдельных видов деятельности включает их трансформации по мере совершенствования навыков и умений людей в процессе развития самого труда. Дифференциация видов деятельности соответствует появлению из одних видов деятельности других за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности. Полноценное формирование действия требует последовательного прохождения шести этапов: I этап - мотивационный. Лучше всего, если мотивация овладения действием базируется на познавательном интересе, поскольку познавательная потребность обладает свойством ненасыщаемости. II этап - ориентировочный. Он включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление схемы ориентировочной основы будущего действия. Главным результатом на этом этапе является понимание. Глубина и объем понимания зависят от типа ориентировки или типа учения, о которых будет сказано несколько позже. III этап - материальный, или материализованный (начиная с третьего этапа их названия совпадают с названием форм действия). На этом этапе учащийся усваивает содержание действия, а преподаватель осуществляет объективный контроль за правильностью выполнения каждой операции, входящей в состав действия. Материальный этап действий проявляется в счете с помощью палочек. IV этап - внешнеречевой. На этом этапе все элементы действия представлены в форме устной или письменной речи, что обеспечивает резкое возрастание меры обобщения действия благодаря замене конкретных объектов их словесным описанием. На внешнеречевом этапе счет выполняется устно, с помощью слова. V этап - беззвучной устной речи (речь про себя), отличается от предыдущего этапа только большей скоростью выполнения и сокращенностью. Этап «речи про себя» предполагает счет с проговариванием «про себя». VI этап - умственного, или внутриречевого, действия. На этом этапе действие максимально сокращается и автоматизируется, становится абсолютно самостоятельным и полностью освоенным. Умственный этап связан с выполнением действия «в уме». Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты: Внутренние: анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. Внешние компоненты: разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности. М. б. переход внешних компонентов во внутренние и наоборот. Ведущая роль принадлежит внутреннему компоненту (умственному плану действий). Генетически внутренняя (психическая, умственная) деятельность производна от внешней (предметной): ребенок первоначально совершает предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, приобретает способность совершать те же действия в уме. А. Н. Леонтьев: детерминанта – внешняя деятельность (в процессе развития она формирует внутреннюю деятельность). Деятельность есть условие развития личности и проявления её качеств. Сама же деятельность, в свою очередь, зависит от уровня развития личности. Сознание, изначально формируемое в деятельности, обеспечивает затем её регулирование. Тема 1.5. Развитие психики человека
По данной теме студент должен знать: стадии развития психики в филогенезе и онтогенезе, основные закономерности развития психики Литература: Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. / В. Г. Крысько. – СПб.: Питер. - 2008. – 253 с. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология / Е. А. Сорокоумова. – СПб.: Питер, 2008. – 208 с. Косякова, О. О. Возрастные кризисы. / О. О. Косякова. - Ростов на Дону: Феникс. - 2007. - 221 с.
Материалы для подготовки к теме Развитие психики в филогенезе имеет следующие стадии: Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапе развития психики животных осуществляется: - совершенствование их двигательного аппарата; - постепенно развивается их способность дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей; - одновременно развиваются органы рецепции – обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющие более точно дифференцировать внешние раздражения. Развитие перцептивных процессов животных. - у животных появляется сложная нервная система; - наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов у животных, а также усложняется их роль в поведении; - совершенствуются центральные отделы нервной системы животных, позволяющие образовывать связи между анализаторами; - появляется предметно-образное отражение действительности; - появляются эмоции животных. Развитие интеллектуальных действий животных. - появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели; - интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы; - интеллектуальные действия не занимают у животных главенствующее положение в их поведении; - изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, продуктом видового развития. Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда. - руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познать важные для процесса труда особенности предметов; - появляется способность к мышлению; - возникает потребность к общению с другими людьми; - появление речи содействует развитию абстрактного мышления; - отражательная деятельность начинает носить сознательный характер. В основе развития человеческой психики лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными потребностями и способностями, необходимыми ему для включения в трудовую и общественную жизнь. Онтогенетическое развитие психики соответствует следующим стадиям:
На всех этапах развития психика человека подчиняется закону, сформулированному Л.С. Выгодским: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная….второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка…». Л.С. Выготский выделял две зоны психического развития: зону ближайшего и зону актуального развития. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Зона актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день.
Д. Б. Эльконин в основу возрастной периодизации положил следующие критерии: – социальная ситуация развития – это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется; – основной, или ведущий, тип деятельности ребенка в этот период, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте; – основные психологические новообразования личности, то есть те способности, которые складываются у ребенка в ходе осуществления ведущего типа деятельности. Одним из положений возрастной психологии является идея о наличии кризисов при прохождении от одного возрастного этапа к другому. По мнению Л. С. Выготского, последовательность возрастных периодов определяется чередованием стабильных и критических периодов. Согласно автору, изменения в критические периоды могут происходить как резко, так и постепенно. К отличиям стабильных и кризисных периодов относятся темп возрастного развития, длительность периода, наличие кульминационной точки, особенности поведения, направленность развития, особенности возрастных новообразований. Особенности протекания возрастных кризисов зависят от темперамента, характера, особенностей эмоционально-волевой сферы и т.д. Начало кризисного периода знаменуется конфликтом между желаемым и доступным. Сам возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущего типа деятельности. По мнению Л. С. Выготского, последовательность возрастных периодов определяется чередованием стабильных и критических периодов. Л. С. Выготский выделяет следующие признаки кризиса первого года жизни: становление ходьбы, наличие латентного периода в становлении речи ребенка и особенности проявления аффектов и воли. В связи с формированием навыка ходьбы ребенок получает самостоятельный доступ ко многим предметам. В становлении речи Л. С. Выготский выделял автономную речь как необходимый период развития всякого нормального ребенка. Аффективные реакции обычно возникают у детей тогда, когда взрослые не понимают его желаний, слов. К симптомам кризиса трех лет относят негативизм, упрямство, строптивость и своеволие. Негативизм проявляется в том, что ребенок не хочет что-либо делать только потому, что это предложил кто-то из взрослых. Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему сильно этого хочется, а потому что он это потребовал. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка. Своеволие ребенка заключается в стремлении к самостоятельности. На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Основная симптоматика кризиса: потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; манерничанье: ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает; симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2200; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |