Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ДЕ 2. Познавательные процессы. Условиями возникновения индивидуального сознания являются совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком




Условиями возникновения индивидуального сознания являются совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. Развитие сознания человека предполагает появление способности к познанию окружающей действительности и творчеству.

Необходимым и первым этапом в становлении рефлексивного сознания является самосознание, или сознание самости. Самосознание как осознание себя, как сознание своей самости в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие.

К высшей стадии психического отражения относятся сознание и самосознание людей. Для этой стадии отражения характерны путь познания человеком самого себя, своей деятельности и поведения; самоконтроль и самовоспитание; познание других и социальной жизни.

Самопознание - это нацеленность человека на познание своих физических (телесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей. Как осуществляется самопознание? Выделяют три его аспекта. Во-первых, это анализ результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими на основе существующих норм. Во-вторых, - это осознание отношения к себе других. И в-третьих, самопознание происходит в самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п.

Самопознание выступает как основа самооценки. Самооценка включает в себя знание шкалы ценностей, по которым человек может оценить себя. Самооценка бывает разной - адекватной (реальной, объективной), неадекватной (заниженной, завышенной). Самосознание связано с уровнем притязаний человека.

У.Джеймс, амер. психолог определил формулу самоуважения, самооценки человека:

УСПЕХ (РЕЗУЛЬТАТ)

САМООЦЕНКА = ----------------------------------

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ

Самопознание - есть основа развития самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания.

Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе или “образа Я”. “Образ Я” определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми. Образ Я может быть реальным и идеальным.

Таким образом, к проявлениям самосознания относятся образ «Я», самооценка, уровень притязаний.

3. Обеспечение целеполагающей деятельности. В функции сознания входит формирование целей деятельности. Сознание индивида характеризуется активностью. Известна реактивность организмов, т.е. такие их действия, которые обусловлены предшествующей ситуацией. Активность же обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действования, а также наличием цели и устойчивой деятельностью по её достижению. Сознание имеет мотивационно - ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-то жизненные ценности, что внутренне обусловлено потребностями организма или личности.

4. Включение в сознание определенного отношения (чувства, язык).

Если говорить о функционировании сознания, то целесообразнее, как считают многие исследователи, речь вести о состояниях сознания. Ими могут быть: наивное, рациональное, обыденное, мистическое, рефлексивное, многие патологические состояния сознания.

Впервые взаимоотношения сознательного и бессознательного детально исследовал известный австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1856 - 1939).

Бессознательное начало проявляется в психических процессах, мотивации и личности. Оно представлено в ощущениях равновесия, проприоцептивных (мышечных) ощущениях, неосознаваемых образах восприятия, узнавании ранее увиденного, долговременной и генетической памяти, решении человеком творческих задач, внутренней речи; непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Личные проявления бессознательного представлены в непроизвольных реакциях и психических явлениях. К бессознательным психическим явлениям относятся проприоцептивные ощущения и генетическая память.

Исследования многих психологов показали, что в зону ясного сознания в данный момент попадают те объекты, которые затрудняют регулирование отношений человека с внутренней или внешней средой. Их осознание и помогает человеку создать новый режим регулирования или нового способа решения задачи. Как только создается этот новый режим или способ, то регуляция переходит в режим “автопилота”, т.е. на подсознательный уровень. Эта непрерывная возможность переадресовки ряда задач на автоматическое управление обеспечивает человеку возможность решать все новые, более творческие задачи.

Т.о., происходит гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Большая часть процессов в нашем организме протекает неосознанно, однако они влияют на наше поведение. З.Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, из-за которых могут быть не только трудности адаптации, но даже заболевания.

Основная часть психических процессов, как уже было сказано, человеком обычно не сознается. Однако это не значит, что они не могут превратиться в осознанные, познаваемые. Метод психоанализа З.Фрейда позволяет выявить бессознательное.

В сфере бессознательного выделяют: 1) подсознательное - те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут появиться вновь; 2) собственно бессознательное - такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. Более того, З. Фрейд считал, что само бессознательное - это не столько процессы, на которых не сосредоточивается внимание человека, сколько переживания, подавляемые сознанием, в этом случае сознание против них воздвигает мощные барьеры.


 

Тема 2.1. Восприятие

 

По данной теме студент должен знать: понятие о восприятии; свойства восприятия (предметность, целостность, структурность, избирательность, константность, апперцепция); восприятие пространства, движения и времени.

Уметь: классифицировать виды восприятия.

Литература:

Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. / В. Г. Крысько. – СПб.: Питер. - 2008. – 253 с.

Материалы для подготовки к теме

Восприятие (перцепция)– это отражение в сознании предметов или явлений окружающего мира в совокупности их свойств или частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. В процессе восприятия формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом.

Свойства восприятия

1. Предметность восприятия - наглядный образ восприятия относится к определенному предмету внешнего мира.

2. Целостность восприятия образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.

3. Апперцепция зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта, знаний, интересов, чувств и определенного отношения к предмету восприятия. Апперцепция проявляется в зависимости восприятия от установки и психического состояния человека.

4. Осмысленность и обобщенность восприятия– это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Сознательно воспринять предмет – значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предмета становится возможным его целенаправленное использование на практике.

5. Константность восприятия относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности.

6. Избирательность восприятиязаключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими из бесчисленного множества окружающих предметов или явлений.

Виды восприятия

1. В зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора

(Простые виды восприятия и сложные)

А. Простые виды восприятия:

· Зрительное (рассматривание картины, скульптуры, выставки)

· Слуховое (слушание рассказа, вокального или инструментального концерта)

· Осязательное (отражение предмета, его основных частей путем ощупывания)

· Обонятельное

· Кинестезическое

· Вкусовое

В. Сложные виды восприятия – одинаково интенсивно мобилизуются несколько различных анализаторов.

Пример. Учебный фильм – зрительно-слуховое восприятие

Упражнения на физкультуре – двигательно-зрительные восприятия

Разучивание музыкальных этюдов – слухо-двигательное восприятие

 

2. В зависимости от объекта отражения или по формам существования материи (восприятие пространства, времени, движений, человека человеком)

2.1 Восприятие пространства – удаленность предметов от нас и друг от друга, их величина, форма и объемность. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется посредством бинокулярного зрения.

2.2 Восприятие времени – отражение длительности, скорости и последовательности явлений или событий.

Восприятие времени зависит от:

- содержания деятельности человека, от того, чем время заполнено. Время, заполненное интересными, значимыми делами течет быстро, и наоборот;

- установки личности – ожидание неприятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени, и наоборот;

- от возраста – детям кажется, что время идет медленно, взрослым – время летит.

При воспоминании прошлого: время, насыщенное в прошлом переживаниями, деятельностью, вспоминается как более продолжительное, а длительные периоды жизни, наполненные однообразными и малоинтересными событиями, вспоминаются как быстро прошедшие.

2.3 Восприятие движения – отражение направления и скорости пространственного существования предметов. В восприятии движения участвуют зрительный, вестибулярный, слуховой и двигательный анализаторы.

2.4 Восприятие человека человеком

· Мимика – выражение лица (распознавание эмоциональных состояний)

· Жесты – отношение человека к окружению, событию

· Походка (ее ритм, скорость, изменчивость, твердость, эластичность) – выводы о психическом состоянии человека, о роде его занятий (моряк, балерина, солдат, спортсмен)

· Особенности речи (скорость разговора, длина фразы, использование жаргонизмов, речевые ошибки, художественные средства).

2.5. Восприятие ритма – это отражение равномерного чередования и размеренности стимулов при воздействии предметов и явлений объективной действительности на органы чувств.

3. От степени целенаправленности деятельности личности (произвольное и непроизвольное). По-другому эта классификация называется «по характеру психической активности»

Непроизвольное (непреднамеренное) восприятие - это отражение предметов без заранее поставленной цели. Воспринимаем то, что бросается в глаза.

Произвольное (преднамеренное) восприятие – человек ставит перед собой цель, прилагает определенные волевые усилия, чтобы лучше реализовать намерение (рассматривание компьютерной схемы, слушание доклада, просмотр тематической выставки книг и т.д.).

Успешность (точность) восприятия людей зависит от личных качеств субъектов восприятия (психологической чувствительности, навыков и умений восприятия и наблюдения, условий восприятия), особенностей проявления механизмов восприятия у его субъектов (психологического состояния, веры «в первый взгляд», прислушивания к мнению других людей. На точность восприятия людей оказывают влияние такие условия среды, как расстояние, на котором находится объект восприятия; время, в течение которого оно длится; величина помещения, освещенность, температура воздуха в нем, а также фон восприятия (наличие или отсутствие трудностей и сложностей восприятия окружающей действительности, различных барьеров для него).

Зрительные иллюзии — ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа. Это неправильное искаженное восприятие величины, формы или удаленности предметов. Примерами таких иллюзий являются: переоценка вертикальных линий, лунная иллюзия, величины углов или цвета изображённого объекта, неправильное восприятие величины предмета, иллюзии движения, иллюзии контраста, «иллюзия отсутствия объекта» — баннерная слепота, и др.

Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют раз­личия в наблюдательности.

Наблюдательность это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или ха­рактерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюдательность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени. Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особен­ностей личности. Так, например, любознательность является фактором, способ­ствующим развитию наблюдательности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.