Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика периода




Учебная информация

Цели и задачи: изучение становления и развития придворной поэзии Учебные вопросы

Вопросы для самопроверки

1. Формы и жанры ранней поэзии.

2. Тематика ранней японской лирики.

3. Литературная поэзия и народное творчество.

4. Выдающиеся поэты «Манъёсю».

Список литературы

1. Манъёсю: Собрание мириад листьев. В 3 т. / Пер. с яп., предисл. и коммент. А. Е. Глускиной. − М.: Наука, 1971–1972.

2. Японская классическая поэзия странствий. Странники в вечности / Пер. с яп. А.А.Долина. − СПб.: Гиперион, 2012. – 560 с.

3. Боронина И.А. Поэтика классического японского стиха / И.А.Боронина. − М.: Наука, 1978. – 373 с.

4. Бреславец Т. И. Литература Японии VIII-X вв. / Т. И.Бреславец. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2005. − 220 с.

5. Бреславец Т. И. Теория японского классического стиха (IX-XVII вв.) / Т. И.Бреславец. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1984. – 116 с.

6. Бреславец Т.И. Японская классическая литература VIII-XIX веков / Т. И.Бреславец. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1980 – 111 с.

7. Глускина А.Е. Заметки о японской литературе и театр / А.Е.Глускина. − М.: Наука, I979. – 296 с.

8. Горегляд В.Н. Японская литература VIII XVI вв.: Начало и развитие традиций / В.Н.Горегляд. − СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1997. – 416 с.

9. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция / Т.П.Григорьева. − М.: Наука, 1979. – 368 с.

10. Конрад Н.И. Японская литература в образцах и очерках / Н.И.Конрад. − М.: Наука, 1991. – 562 с.

РАЗДЕЛ 2. ПРИДВОРНАЯ ЛИТЕРАТУРА IХ-ХП вв. (27 ч.)

Тема 3. Придворная поэзия (6 ч.)

1. Характеристика периода

2. «Собрание старых и новых японских песен»

Литературные произведения, в большом количестве дошедшие до нашего времени от так называемого периода Хэйан (назван по имени столицы, города Хэйан; продолжался с 794 по 1192 г.) рисуют в основном жизнь придворных кругов, отражают идеологию аристократической среды. Лишь немногочисленные памятники этой эпохи в той или иной мере связаны с жизнью и интересами широких слоев народа, несут печать непосредственно народных взглядов и представлеий.

Широко распространялся по стране буддизм, крепли буддийские монастыри. Земля, принадлежавшая им, не облагалась налогом, не подлежала переделу. Сосредоточивая в своих руках мельные владения, монастыри вырастали в большую силу.

Этот период, названный периодом «мира и спокойствия», в действительности характеризуется крестьянскими волнениями. Государственные надельные земли, составлявшие владения аристократии, все более приходили в запустение, а усиливающееся поместное дворянство вступало с правящей верхушкой в острый конфликт. Централизованная система управления государством расшатывалась, чему способствовала и непрерывная борьба за землю между крупными феодальными домами.

В аристократическом обществе утверждился культ чувств (ирогономи). В связи с ним происходило становление эстетического понятия моно-но аварэ - печального очарования вещей. Эстетическое сознание носило избирательный характер, стремилось к выявлению скрытого очарования вещей. На формирование эстетических воззрений японцев было оказано сильное воздействие буддийской идеологии эзотерических школ. В художественном творчестве нашла проявление эстетическая категория недосказанного - ёдзё.

Литературные произведения, созданные в хэйанский период, культура этого времени наложили отпечаток на всю последующую японскую культуру, на протяжении многих веков рассматривались как идеальные образцы, достойные подражания. «Мне во всем дорог лишь мир старины... − воскликнул два века спустя автор известного эссе «Записки от скуки» монах Кэнко. − Прекрасный сосуд, изготовленный каким нибудь искусным мастером резьбы по дереву, тем и бывает приятен, что формы его старинны». И «Записки от скуки» − не единственное произведение, в котором о периоде Хэйан говорится как о «золотом веке» японской культуры. Лучшие произведения хэйанской литературы получили долгую жизнь и стали неотъемлемой частью культурного наследия японского народа.

«Собрание старых и новых японских песен»

Высоко ценившая изящную поэзию, умевшая наслаждаться ею, придворная аристократия, покровительствуя поэтам и сама развлекаясь составлением стихов, способствовала созданию обширных антологий. Крупнейшей из них после «Манъёсю» является «Собрание старых и новых японских песен» («Кокинвакасю», или «Кокинсю», начало X в.). В антологию вошло 1100 стихотворений, составивших 20 книг. Сначала идут «Старые песни» − произведения, появившиеся в период, непосредственно следующий за созданием «Манъёсю» (среди них много безымянных стихов), далее следуют произведения так называемой «эпохи шести гениев поэзии» и, наконец, «новые песни» − произведения самих составителей «Кокинсю» и их современников.

Под именем «шести гениев поэзии» в японской литературе фигурируют поэт Аривара Нарихира, буддийский священнослужитель Хэндзё, отшельник Кисэн, поэты Бунъя Ясухидэ и Отомо Куронуси, поэтесса Оно но Комати. прославившаяся не только поэтическим талантом, но и своей красотой. Все шестеро − поэты IX в. О творчестве Ясухидэ, Куронуси, монаха Кисэн трудно судить в полной мере, так мало сохранилось их произведений. Эпоху «шести гениев» представляет по-настоящему творчество Хэндзё, Нарихира и Комати.

Выдающуюся роль в создании «Кокинсю» сыграл поэт Ки-но Цураюки. Будучи одним из составителей антологии, он написал предисловие к ней, явившееся первой в истории японской литературы попыткой изложить историю национальной поэзии, осмыслить основные этапы ее развития.

Специфичность танка, ставшей ко времени «Кокинсю» абсолютно преобладающей формой в поэзии, ее лапидарные размеры требовали большой изощренности, отточенности поэтических приемов. В среде придворной аристократии именно эта особенность танка стала рассматься как главная, что и привело к выработке канонических правил, своего рода шаблонов, на основе которых можно было сложить подходящее к случаю стихотворение. В прекрасных образцах поэзии «Кокинсю», созданным по выработанным канонам, впечатляет виртуозная игра слов. В стихах широко использованы омофоны, позволяющие создать сложные фонетические ассоциации, а в основе самого стихотворения лежит обычно умозрительное представление, абстрактный образ, отвлеченная философская идея.

Эстетические каноны, выработанные ко времени создания «Кокинсю», распространились и на систему поэтической образности: отдельные слова-образы сами становятся поэтической темой, связанной с общей темой стихотворения и рождающей у читателей цепь постоянных, хорошо знакомых ассоциаций. Так, первое пение соловья стало постоянным образом для темы прихода весны; образ ветра, прилетающего с полей, говорил о наступлении осени.

Выводы по теме

В японской литературе происходит канонизация творческого процесса. Рождаются категории классической эстетики, основанные на сенситивном восприятии мира, а также буддийской изотерике. Происходит становление литературной мысли в трудах первых теоретиков стиха.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.