Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельность Мори Огай




Учебная информация

Учебные вопросы

Вопросы для самопроверки

1. Движение за стихи «нового стиля».

2. Творчество Китамура Тококу.

3. Поэтическое наследие Симадзаки Тосон.

4. Стихи Дои Бансуй.

5. Особенности завершающего этапа синтайси.

6. Поэзия Ёсано Тэккан.

7. Антологии Ёсано Акико.

8. Вклад Масаока Сики в модернизацию танка и хайку.

Список литературы

1. Ёсано, Акико. Спутанные волосы / Акико Ёсано. Пер. с яп. Е.Дьяконовой. − М.: Гиперион, 2007. – 256 с.

2. Лунные блики. Классическая японская поэзия конца XIX - первой половины XX в. / Пер. с яп. А. Долина. − М.: Наука, 1991. − 376 с.

3. Японская поэзия серебряного века: Танка, хайку, киндайси / Пер с яп., предисл., коммент., состав. А. Долина. − СПб., 2004. − 493 с.

4. Бугаева, Д.П. Японские публицисты конца ХIХ века / Д.П.Бугаева. − М.: Наука, 1978. – 164 с.

5. Долин, А.А. История новой японской поэзии в очерках и литературных портретах. В 4 т. / А.А.Долин. − СПб.: Гиперион, 2006.

6. Долин, А.А. Новая японская поэзия / А.А.Долин. − М.: Наука, 1990. – 309 с.

7. Долин, А.А. Японский романтизм и становление новой поэзии / А.А.Долин. − М.: Наука, 1978. – 282 с.

8. Конрад, Н.И. Очерки японской литературы / Н.И.Конрад. − М.: Худож.лит., 1973. – 463 с.

9. Сулейменова, А. М. Модернизация японской поэзии традиционных форм / А. М.Сулейменова. – Владивосток: Изд-во Дальневост.ун-та, 2008. – 300 с.

10. Сулейменова, А.М. Свидание звезд. Поэзия и жизнь Ёсано Акико / А.М.Сулейменова. – Владивосток: Изд-во Дальневост.ун-та, 2003. – 176 с.

11. Шефтелевич, Н.С. Новая японская поэзия. Симадзаки Тосон / Н.С.Шефтелевич. − М.: Изд-во Моск.ун-та, 1982. – 166 с.

ТЕМА 25. Проза романтизма (2 ч.)

Цели и задачи: изучение творчества ведущих представителей литературы романтизма в Японии.

a. Деятельность Мори Огай.

b. Романтическая беллетристика.

c. Социальная проза.

Труды Мори Огай (1862-1922), прозаика, драматурга, критика, переводчика пользовались большим успехом у японского читателя. Творческий путь писателя прослеживается на широком социальном фоне эпохи. Огай постоянно находится в гуще интеллектуальных и художественных интересов своего времени.

Начальный период творческой деятельности писателя связан с основанием литературного журнала «Сигарами соси» (1889), который объединил выдающихся японских писателей, стал вехой в утверждении нового взгляда на литературу. На страницах этого журнала Мори Огай отстаивал позиции романтической прозы, специфику ее стиля. Другой вехой на пути писателя стало создание литературного журнала «Субару» (1909), сделавшегося рупором неромантической литературы в Японии. Именно с этими периодами творчества связано создание популярных повестей писателя, в которых высветился образ молодого человека его эпохи.

В литературу Мори Огай вступил как писатель-романтик, и начало его творческой деятельности относится к моменту его возвращения в Японию из Европы. Руководимый им журнал «Сигарами соси» стал пропагандировать идеи романтизма. Здесь разгорелась трехлетняя дискуссия между Мори Огай и Цубоути Сёё по проблемам литературного творчества. Необходимо отметить, что в этой полемике выявилась специфика литературного процесса в Японии. Молодость Мори Огай была связана с пребыванием в Германии, которая к тому времени стала мировым центром медицинской науки. Военное ведомство, в распоряжении которого находился писатель, направило молодого врача на стажировку. Итог пребыванию за рубежом он подводит в своем мемуарно-философском сочинении «Блуждания» («Мосо», 1911 г.).

Искания молодости, увлечения наполнили страницы его ранних произведений, в которых писатель запечатлел свое пребывание в Германии. Первая романтическая повесть «Танцовщица» («Маихимэ», 1890) передает атмосферу Берлина, вторая – «Пузыри на воде» («Утаката-но ки», 1890) переносит читателя в Мюнхен, действие третьей повести «Курьер» («Фумидзукаи», 1891) развертывается в Дрездене. Писатель вспоминает обстановку немецких городов, с ностальгическим чувством описывает места, ставшие ему дорогими, − улицы, здания, площади.

На страницах повести «Танцовщица» изливается исповедь молодого японца, судьба которого как зеркало жизни целого поколения перекликается и с судьбой писателя. Ота Тоётаро был командирован в Берлин правительственным департаментом, где он служил. Столкнувшись с действительностью Запада, он начинает постепенно осознавать свою скованность, замкнутость. Ота Тоётаро встречает молоденькую девушку – танцовщицу варьете Элизу, которая недавно похоронила отца, и покоряется ее красотой. Счастье молодых людей было недолгим, о «компрометирующей связи» было доложено начальству, и Ота Тоётаро предложили вернуться в Японию. Он встал перед дилеммой: долг или любовь. Его колебания и сомнения не утаивает писатель. Романтический герой оказывается подавленным и сломленным, а его возлюбленная Элиза, ожидающая ребенка, знав о решении Тоётаро ее покинуть, лишается рассудка. Нравственные муки героя приводят к раздвоению его сознания.

Вторая повесть Мори Огай «Пузыри на воде» основными чертами сюжета соотносится с повестью «Танцовщица». В ней речь идет о молодом японском художнике Косэ, который учится в мюнхенской академии художеств. Он пишет картину «Лорелея», а натурщицей служит ему юная девушка Мари, в которую он влюбляется. Параллельно развивается другая сюжетная линия. Отец Мари был придворным живописцем у Людовика II, герцога Баварского, который испытывал глубокое и безответное чувство любви к ее красавице-матери. Поглощенный страстью герцог Баварский лишается рассудка. Однажды, когда Косэ и Мари катались на лодке по озеру Штернбергзее, их увидел герцог, который прогуливался по берегу недалеко от своего замка. Приняв Мари за ее мать, герцог бросился к ней и погиб в волнах озера. Мари лишилась чувств и утонула вслед за ним. Гибель героев символизирует несбыточность счастья, недосягаемость его для человека. Все устремления героев к любви и самореализации в ней неосуществимы.

Следующие произведения Мори Огай «Курьер» повествует о молодом японском офицере Кобаяси, который участвует в маневрах немецкой армии, и девушке Иде, талантливой пианистке. Она обращается к нему за помощью, и благородный Кобаяси откликается на просьбу девушки изменить ее судьбу. Он берет на себя роль гонца и отправляется с письмом к родственнице Иды. Ида мечтает поступить на службу в кайзеровский дворец и просит свою влиятельную родственницу о содействии. На придворном балу происходит последняя встреча Кобаяси с Идой, уже ставшей придворной дамой, которая объясняет свое решение стать фрейлиной желанием найти при дворе отрешенность от мира.

Как писатель-романтик Мори Огай создает идеальную модель человеческого существования, погружая героев во Вселенную чувств. В своих произведениях он отстаивает чувства своих героев, свободное проявление воли человека, которые подавляются, гибнут под гнетом обстоятельств.

Особенной популярностью пользовался поэтический кружок «Кантёро» («Павильон прилива и отлива»), созданный Огай в 1907 г. В течение двух лет, вплоть до 1909 г. кружок собирал знаменитых поэтов, представителей разных литературных направлений ишкол. Мори Огай проявил интерес к традиционным формам японского стиха − танка и хайку, внес свой вклад в возрождение этих жанров как теоретик илитературный критик. Интерес к молодой личности, к ее исканиям, кее внутренней жизни не покидал писателя и в дальнейшие годы. Достигнув зрелости, он вновь обращается к юношеским годам, черпая в воспоминаниях вдохновение для создания художественных произведений. Эти творческие замыслы вылились в написание трех повестей «Вита сексуалис» («Сексуальная жизнь», 1910), «Юноша» («Сэйнэн», 1910), «Дикий гусь» («Ган», 1911).

Главной темой первой повести становится сексуальность, однако эта большая повесть была написана с полемической целью: она направлена против натуралистов, которые уделяли повышенное внимание сексу, изображали человека рабом инстинктов. Повесть написана в стиле мемуарной литературы. Ее герой, Канаи Сидзука, профессор западной и восточной философии, вспоминает свои детские и юношеские годы. В течение двух лет он был влюблен в девушку из антикварного магазина, которая стала его мечтой, однако он был чрезвычайно застенчив и даже можно сказатьтруслив. Можно сделать вывод о том, что подлинной страсти, этот герой никогда и не испытывал, особой любовной увлеченности ему пережить не пришлось, отсюда его достаточно скептический взгляд на отношения мужчин и женщин. В полном разочаровании он перелистывает страницы своих воспоминаний.

В повести «Юноша» теме сексуальности также уделено большое место. Герой повести Коидзуми Дзюнъити через столкновение с противоположным полом, через сексуальные игры приходит к пониманию самого себя, к открытию своей внутренней сути, к расширению самосознания. Молодой провинциал, он приезжает в Токио с надеждой на успех, на карьеру литератора и поступает в ученики к писателю Оиси Рока. Столичная жизнь закружила деревенского паренька, все было внове и вызывало его восхищение, он испытывал робость в общении с писателями и критиками. Дзюнъити посещает театры, выставки, встречается с поэтами, актерами, участвует в различных дискуссиях и литературных спорах. Постепенно в дневниках героя начинают звучать нотки разочарований. Действительность оказалась не такой радужной, как ее рисовало воображение. Писатель Оиси Рока оказался не тем человеком, которого следовало избрать в духовные наставники. Приходят к Дзюнъити разочарования и в любви. Светская, эмансипированная дама Рэйко, привлекшая его внимание, оказалась неверной, не способной на истинное чувство. Единственным прибежищем Дзюнъити остается творчество, и он стремится осуществить свои честолюбивые планы.

Герой повести «Дикий гусь» − студент Имперского университета Окада, увлекается чтением китайских романов, из которых черпает представление о женской красоте. Окада, погруженный в свои книги, рисует в мечтах образ идеальной женщины, но когда ему встречается прекрасная женщина, воплощение его мечты, он, подобно герою «Вита сексуалис», не решается с ней заговорить. Окада робок, нерешителен, скован, до нелепости пассивен. Им руководят обстоятельства, друзья, сложившийся порядок вещей, который он воспринимает как незыблемый. Как бы душевно не страдал Окада, он не предпринимает никаких шагов, чтобы разрешить ситуацию. Даже убийство дикого гуся, ставшее роковым в судьбе героев повести, произошло случайно, помимо воли Окада. Из цепи случайностей складывается история его любви, а он оказывается лишь игрушкой чужой воли, зависящим от мелких житейских обстоятельств. Можно усмотреть иронию в том, как Огай описывает причины неудач своего героя. В повести «Дикий гусь» внимание писателя концентрируется не на герое, а на героине повествования. Не случайно образ о-Тама считается лучшим в его литературе и самым популярным среди женских образов, созданных писателем.

Предполагается, что этот образ несет теплоту воспоминаний о юношеской любви Мори Огай, проникнут его нежностью к Элизе. Воплощением истинной женственности и красоты предстает о-Тама, хотя первая встреча с ней была мимолетной. Шаг за шагом писатель рисует развитие нежных чувств героев. о-Тама по своим душевным качествам натура благородная, способная на жертвенную любовь и глубокую привязанность, которые она проявляет к своему отцу, однако суровые жизненные обстоятельства, нищенское положение заставляют ее стать содержанкой презренного ростовщика Суэдзо. Женщина испытывает нравственные муки, страдает от своего униженного положения, безмерного одиночества.

Однако забота об отце помогает ей избавиться от жалости к самой себе, стать выше обид и унижений. Она обретает внутреннюю свободу и достоинство и уже не чувствует себя беззащитной, подчиненной чужой воли и чужим прихотям. Наступает момент, когда читатель ясно видит, насколько противоположны характеры двух героев − мужчины и женщины. Жизнь Окада подвержена роковым случайностям, нелепым стечениям обстоятельств, он настолько мягок и робок, что как вода может быть влит в любую форму. о-Тама, напротив, в тяжелых жизненных ситуациях обретает стойкость духа, проявляет мужество, не предполагаемое в хрупкой женщине.

Метаморфозы, которые происходят с женщиной, ее удивляют и радуют, чувство высвобождения из рабской покорности ее окрыляет, подавление собственной слабости делает ее сильной. Однако в реальном мире этим мечтам не суждено было сбыться, грезы остались неосуществимыми. Хотя знакомство молодых людей произошло, развитие оно не получило.

Сочинениям Мори Огай свойственны мотивы эго-беллетристики. Известно, кто послужил прототипами его произведений. Как автор он непосредственно воплотил свои ощущения молодости − в образах героев, создав тем самым психологический портрет своего поколения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.