Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Литературно-критические работы




Ранние произведения писателя

Таяма Катай происходил из семьи мелкого самурая клана Акимото. После реставрации Мэйдзи семья испытывала большие материальные трудности. Отец Катай служил погиб во время Сацумского восстания, и мать одна воспитывала четверых детей. Особую привязанность будущий писатель испытывал к старшей сестре. Впоследствии это послужило причиной его частого обращения к женским образам в своих произведениях, обусловило лиризм этих образов, особенно в ранний период творчества.

Под руководством ученых-конфуцианцев своего клана Таяма Катай изучал китайские классические тексты и китайскую поэзию. Толчком для обращения к писательской деятельности послужило и увлечение западноевропейской литературой во время обучения в колледже, где большое внимание уделялось изучению английского языка и литературы. В 1891 г. Катай встречается с Одзаки Коё, главой группы Кэнъюся, и присоединяется к этому писательскому сообществу. С этого момента начинается его литературная деятельность.

Основными особенностями раннего творчества Катай явились сентиментальные и лирические тенденции его произведений – «Маленький поэт» («Сёсидзин», 1893), «Родина» («Фурусато», 1899) и др. В них отразились черты, присущие Катай как поэту и автору путевых очерков. В литературном наследии Катай насчитывается более 40 таких очерков. Его ранние сочинения отличались оторванностью от жизни, в них оплакивались благородные чувства бедного самурая, столкнувшегося с тяготами действительности.

В 1901−1902 гг. осуществился переход писателя от ранних сентиментально-романтических произведений к натуралистическим. Он был ознаменован выходом в свет рассказа «Дзюэмон-но сайго» («Конец Дзюэмон», 1902), ставшего началом натуралистического творчества Катай. Герой рассказа – крестьянин, подвергающийся насмешкам односельчан за свои физические недостатки. Из мести односельчанам он вместе с сожительницей поджигает деревню, за что деревенские парни топят его в болоте, а его сожительница поджигает оставшиеся дома и гибнет в пламени. В рассказе проявилось влияние французского натурализма: причины всех поступков героя коренятся в его физической и умственной неполноценности. Рассказ относится к раннему натурализму, носившему подражательный характер.

Нельзя обойти вниманием деятельность Катай как теоретика натурализма. Пропаганда теории натурализма осуществляется в критических работах писателя. В 1904 г. он публикует статью «Рокуцу нару бёся» («Неприкрашенное изображение»), в которой отстаивает натуралистическую безыскусственность. В статьях «Сэй-ни окэру кокороми» («Испытание в жизни», 1908) и «Бёсярон» («Теория изображения», 1911) он выдвигает и развивает теорию «плоскостного изображения» (хэймэн бёся). Он призывает не привносить в повествование субъективных впечатлений автора, ни в малейшей мере не проникать внутрь объективных явлений.

Однако творчество Катай перерастало узкие рамки его теоретических установок. Без определенной доли субъективности обойтись было нельзя. В статье «Сёсэцу сакухо» («Как писать прозу», 1909) он говорит о необходимости как «наружного изображения», так и «внутреннего изображения», которое объясняет и психологию героев.

Роман «Футон»

Обращение писателя к автобиографическим произведениям связано с романом «Футон» («Постель», 1907) − первым произведением в жанре «ватакуси сёсэцу». Его содержание и форма явились реализацией теоретических установок автора.

Герой романа – 36-летний писатель Такэнака Токио (самому автору во время описываемых событий было 35 лет). У него есть семья − жена и трое детей, есть положение в обществе, знакомые считают его «положительным человеком». Но сам герой страдает от неудовлетворенности. Самым тяжелым ощущением для героя была пустота, унылость, однообразие его существования.

Он получает письмо из Кобэ от одной их почитательниц его таланта с просьбой взять ее в ученицы. Его почитательницу звали Ёкояма Ёсико. Ей было 19 лет, происходила она из семьи богатых христиан, обучалась в женском христианском колледже в Кобэ. Через полгода после начала переписки Ёсико в сопровождении отца приезжает в столицу и поселяется в доме Токио. Жизнь героя переменилась, он избавляется от прежнего одиночества. Вскоре Токио узнает, что у Ёсико есть возлюбленный. Герой избирает позицию «чуткого защитника» влюбленных. Он не может принести любовь ученицы в жертву своей ревности и своим чувствам, но он не находит сил продолжать исполнять роль «защитника» их любви. Токио пишет обо всем ее отцу.

Отец Ёсико не так уверен в чистоте и святости отношений своей дочери и ее возлюбленного, как Токио, но он боится убедиться в своей правоте. А Токио требует, чтобы она доказала чистоту этих отношений, показав письма, полученные от юноши. И Ёсико вынуждена признать, что их отношения не такие чистые, как она клялась, что она принадлежала этому мужчине. В душе Токио разразилась буря. Он окончательно оставил позицию «чуткого защитника» любви Ёсико.

Отец решает забрать Ёсико домой, и это решение, которого раньше Токио так боялся, теперь он встречает с торжествующим видом. Токио довольно легко расстается с Ёсико, сожалея лишь о том, что она родилась слишком поздно, чтобы они могли быть вместе. И только вернувшись домой и ощутив, что его жизнь вернулась в прежнюю колею унылого существования, он осознает величину своей потери.

Роман явился воплощением теоретических установок японского натурализма, в частности, выдвинутых самим Катай теорий «неприкрашенного» и «плоскостного» изображений. Сюжет романа крайне прост. Обращает на себя внимание и отбор писателем для романа только тех событий своей жизни, которые имеют непосредственное отношение к его ученице. Да и сами события занимают меньше половины романа, большая же часть посвящена реакции героя на эти события, описанию его душевных мук и терзаний.

Следуя своей установке на плоскостное изображение, Катай старался не описывать непосредственно душевного состояния героя, ограничиваясь лишь «видимым на поверхности» т.е. проявлением состояния героя через его поступки. Стремление к объективности, неприкрашенности ведет к тому, что автор занимает и позицию рассказчика, и позицию стороннего наблюдателя за действиями героя. Но Катай идет дальше. Его герой тоже двойственен: он и участник событий, и их зритель.

И еще одна черта в романе, присущая натурализму – фатализм. Для Катай судьба – не стечение жизненных обстоятельств, зависящих от внешних условий и личности человека, а какая-то враждебная человеку темная, непреодолимая сила. Герой много размышляет о ней и приходит к выводу, что «перед этой непреодолимой природной силой нет ничего более эфемерного и жалкого, чем человек».

Роман Катай имел большое значение для литературной жизни Японии того времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.