Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о государстве и праве Аристотеля

Политические и правовые теории Древней Греции классического периода (Демокрит, софисты, Сократ).

Для классического периода характерна развитая философия, возникновение рационального подхода к объяснению политики и права.

Демокрит (ок. 460 – 370 гг. до н. э.) считал, что все сущее состоит из атомов и антиподов, состояние которых приводит к возникновению многообразия предметов и явлений. Их связь обуславливается необходимостью. Эта необходимость заставляет людей соединяться с другими людьми.

Человек – животное от природы, способное ко всякому мучению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость.

Общество и государство есть результат общественной эволюции из природного состояния. Государство создается для достижения счастья каждого. В основе его лежат общение и дружба.

Главная цель государства – достижение эвтюмии («хорошего расположение духа»), т. е. состояния безмятежности и гармонии души.

Люди должны соблюдать меру во всем.

Мудрецам законы не нужны, так как они живут в соответствии с нормами морали, живут незаметно. Законы же нужны для толпы.

Достичь эвтюмии поможет демократия, которая в идеале должна сочетаться с компонентом правления аристократии.

Демокрит рассматривает нормы регулирования социальных отношений. Выше всего ставит мораль. Право есть лишь вспомогательное средство, которое искусно создано людьми.

Он считал естественным деление людей на богатых и бедных. Богатство должно использоваться на пользу народа.

Вовлечение политико-правовой темы в круг широкого обсуждения связано с софистами, выступавших в V в. до н. э.

Софистыделятся на два поколения:

1) старшие (Протагор, Гиппий, Горгий);

2) младшие (Фрасимах).

Они обучали искусству побеждать противника в спорах и судебных тяжбах, распространяли среди граждан знания о политике, философии и праве.

Они впервые признали человека и его блага высшей ценностью. Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют.

Мир полон искусственных изобретений, которые разрушают эту меру. К ним относятся писаные законы, так как они есть властные ограничения в отношении людей. Закон часто воплощает тираническое начало и не стремится к подлинному благу человека. Истинное благо дается природой, так как именно в ней заключается справедливость.

Природе вещей должен соответствовать условный естественный закон, который для человека должен быть важнее, чем позитивные государственно-правовые законы.

Для существующего общества предлагают демократию (оптимальное устройство), так как в ней учитываются интересы всего народа и законы, создаваемые людьми, максимально соответствуют естественному закону.

Сократ (469 – 399 гг. до н. э.)стал последователем софистов, но позже стал критиковать их идеи (о главенстве в обществе справедливых законов).

Он отождествлял закон и справедливость.

Государственная деятельность и политика должны быть подчинены соблюдению законов, в том числе и законов гражданских.

Он оперирует понятием «народная нравственность».

Исследуя государственное устройство общества, Сократ выделяет «хорошие» и «плохие» формы правления, в зависимости от того, основаны ли они на воле народа.

Монархия есть правление при добровольном согласии народа, на основе законов политии.

Тирания есть правление против воли народа по произволу правителя.

То государство, где должностные лица избираются из народа и выполняют законы – аристократия.

Если они избираются на основе ценза – плутократия.

Если большая часть участвует в управлении государством – демократия.

Сократ выдвигает идею свободных взаимоотношений государства и гражданина: если гражданин не доволен государственно-правовым устройством, он может свободно покинуть страну либо бороться с беззаконием; но если же гражданин признает власть государства и общества – он должен всемерно выполнять их предписания.

Сократ утверждает вышестоящей ценностью, идеалом общественно-государственного устройства свободу, т. е. «чистую справедливость», а гражданские права и обязанности – это воплощение свободного выбора граждан.

 

3. Государственно-правовая теория Платона.

Платон (427 - 347 г.г. до н.э.) – один из величайших мыслителей всей истории философии, политических и правовых учений.

Он занимался общими проблемами мира истины путем человеческого знания, понятий прекрасного в мире человеческой деятельности. В этих рамках он раскрывает вопросы истинности и справедливости общественного и государственного устройства.

Его труды: «Государство», «Законы», «Политик».

Он считается основателем объективного идеализма.

В соответствии с его представлениями истина заключается в достижении бестелесных идей вещей, а явления всего сущего не являются истинными. Это лишь отражение идей.

Государство есть синоним общества. Идеал государства зависит от требований, которые предъявляются к человеку, осуществлению им своей деятельности.

Законы – это принципы жизни общества; требования общества к человеку. Государство – воплощение блага и справедливости.

Благо – это то, что сохраняет.

Все то, что ведет к переменам – зло.

Таким образом, благо состоит в стремлении человека к справедливости, которая устанавливается для всего общества и для каждого человека.

Смысл государства состоит в обеспечении стабильности общества и сохранении разумных устоев.

Государство возникает тогда, когда человек не может самостоятельно удовлетворять свои нужды, а ему необходимо еще очень много. Тогда он привлекает другого человека; испытывая нужду люди, собираются вместе, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь. Это и есть государство.

Таким образом, государство есть общественное устройство, которое сопровождается системой управления общими нуждами.

«Жизнь в государстве для человека необходима». Но для достижения своей цели государство должно быть справедливым.

Минимальное количество людей для государства – 3 - 5 человек. Это дает возможность обустроить специализацию труда в общих интересах. С течением времени количество людей растет, увеличиваются запросы, возникает больше интересов и стремлений, расширяется число профессий. Люди начинают группироваться в классы:

1) производители (ремесленники, торговцы);

2) стражи (воины – защита порядка);

3) правители - философы (они играют особую роль в государстве, имеют широкие полномочия).

Справедливое устройство государства состоит в том, чтобы каждый делал свое дело. В идеальном государстве должны реализовываться:

1. Мудрость – высшее знание, способность дать ответ на любой вопрос о государстве и праве. Ей могут обладать правители.

2. Мужество – правильное и согласное с законом мнение о том, что страшно и нет.

3. Рассудительность – это согласование лучших качеств людей и обуздание худших.

4. Справедливость.

Платон выделяет формы правления, которые соответствуют складу человеческой души:

1) по количеству властвующих:

- единовластное правление;

- олигархия;

- народовластие.

2) по содержанию деятельности государственных институтов:

- тимократия (власть военных);

- олигархия;

- демократия;

- тирания.

Наилучшим Платон считает аристократическое общество как правление достойных. При этом единственным ориентиром политики должны быть законы. Общество не должно нарушать позитивный закон и сложившиеся обычаи.

В идеальном государстве законы должны иметь единую общую цель – добродетели (установление благ божественных и человеческих).

Закон неизбежен и необходим в силу несовершенства человеческой природы. Его цель – воспитание разумных качеств людей.

Цель законов – установить конкретные предписания для того, чтобы понять людей.

Самым тяжким преступлением по Платону является святотатство, преступление против государственного строя, воровство, убийство, оскорбление действием и т. д.

Преступления он делит на злостные; совершенные в ярости и неумышленные.

Платон говорит о неприкосновенности собственности. Стремление к обогащению есть зло. Нужно строго регламентировать торговлю, установить поощрения только для мелкой торговли.

Правосудие есть воспитание граждан. Есть три института для рассмотрения дел:

· суд посредников;

· суд соседей;

· профессиональные судьи.

Платон являлся сторонником упорядоченного судебного разбирательства, защиты граждан в суде. Основным доказательством он считает свидетельские показания.

Он предлагает создать «ночной дозор» (стражу).

Основные идеи:

1) порядок осуществления власти устанавливается законом;

2) гражданин может иметь семью, дом в собственности и земельный надел, который принадлежит государству и передается по наследству;

3) нет классов, но вводится четыре сословия, которые определяются по имущественному цензу;

4) гражданами могут быть только свободные;

5) частная собственность должна быть уравненной, исключается роскошь;

6) форма нового государства есть смешение принципов монархии и демократии (во главе 37 избранных правителей).

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) считается родоначальником политической нации, сформировал ее предмет и метод.

Его труды: «Политика», «Афинская полития».

Государство есть форма общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством. Для этого необходимо наличие добродетели: мужество, благоразумие, справедливость и рассудительность. Они являются приобретенным состоянием души человека и их наличие отличает человека от животного.

Политика государства обусловлена природой человека как политического существа. Она выражается в потребности жить сообща и наличии представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости.

Политика есть сфера интеграции граждан в сообщество, в цивилизованную форму общности. Ее цель – благо всего народа и государства.

Политик должен учитывать природу человека и не ставить своей задачей воспитание нравственности граждан. Достаточно, чтобы они обладали качествами граждан (умение повиноваться властям и законам).

Аристотель рассматривает государство как совершенную форму жизни людей.

Политическое устройство – это порядок, который лежит в основании распределения государственных властей. Оно включает:

- три ветви власти (законодательная, судебная, административная);

- власть закона.

Закон есть бесстрастный разум. Основание, по которому властвующие должны властвовать и защищать форму государственного быта, – закон.

Главный элемент государства – граждане. К ним относятся те, кто участвует в управлении, несет военную службу и служит богам. Исключение – рабы.

Государство есть продукт естественного развития. Изначально существовала семья, в которой были отношения троякого рода: господские (власть домоправителя), супружеские и родительские. Семьи организуются в селения, а те объединяются в государства.

Таким образом, Аристотель является основателем патриархальной теории возникновения государства.

Формы правления:

1) правильные (монархия, аристократия, полития (самая лучшая));

2) неправильные (тирания, олигархия, демократия).

Условия существования идеального государства:

· ограниченная территория;

· численность населения.

В нем должна быть аристократическая форма правления, при которой гражданами являются только правители и воины. Земли в таком государстве нужно делить на общие и частные.

Сочетание всех этих условий неосуществимо.

Возможна лучшая форма государственного устройства. Она должна быть смешанной (добродетели лучших форм) и умеренной (чтобы можно было преодолеть недостатки олигархии и демократии). Это полития.

Признаки политии:

1. собственность средних размеров;

2. преобладание среднего класса со средним достатком;

3. социальной опорой власти являются землевладельцы;

4. политическая власть – в руках воинов;

5. принцип политической справедливости.

Существует справедливость уравнивающая (имущественные отношения) и распределяющая (социальный статус человека). Распределяющая справедливость предполагает назначение на должности и поощрения в соответствии с заслугами человека.

В жизни одна форма правления переходит в другую.

«Никомахова этика» - право возникает в процессе политического общения людей и есть отношение одного человека к другому.

Право служит критерием справедливости и выступает регулирующей нормой политического поведения. Хорошее законодательство и действующее вместе с ним законодательство воспитывает человеческие добродетели (чувство справедливости).

Закон есть право.

Существует именно политическое право. Оно делится на естественное и волеустановленное (условное).

Естественное – это то, которое везде имеет одинаковое значение, не зависит от признания его или не признания. Это набор всеобщих представлений и требований, которые наиболее полно отражают природную склонность человека к общению.

Волеустановленное – это равная мера, регулирующая отношения между людьми. Это писаное право и обычаи. Обосновывается принцип законности – власть божества и разума.

5. Политическая и правовая мысль Древней Греции периода упадка политической системы (теории эпикурейцев, стоиков).

Эпикурейцы являются сторонниками Эпикура (341 - 270 гг. до н. э.).

Человек и общество подвержены естественному процессу всеобщего развития. Познавая законы природы, человек соотносит их со своим поведением – этика.

Человек – существо разумное. Он стремится к свободе (мере разумного поведения), получению удовольствия и достижению атараксии (безмятежности).

Он должен довольствоваться немногим, ограничивать свои желания, стремиться к независимости от общества.

Для достижения счастья люди должны совершенствоваться - создаются государства и законы. В догосударственном состоянии люди подобны животным. Ими владеют страх и вражда; для обеспечения безопасности создаются правовые нормы.

Государство есть форма политического общения, ассоциация морально совершенных людей, созданная в целях безопасности и преодоления страха.

Справедливость носит условный характер.

Эпикур различает право и закон. Закон есть гарантия автономии личности. Он должен быть справедливым, соответствующим естественному праву, которое есть представление о природной справедливости.

Законы должны ограждать мудрых от толпы.

Эпикур выступает за умеренную демократию.

Стоицизм. Основателем стоицизма был Зенон (336 – 264 гг. до н. э.). Главными деятелями стоицизма также являютсяМарк Аврелий, Сенека, Клеанф и др.

Они критикуют идеи эпикурейцев, а развивают идеи Платона и Аристотеля.

Они исходят из предопределенности всего сущего и фатализма мирового закона, т. е. судьбы, разума мироздания, универсального закона всего сущего.

Согласно Зенону, «естественный закон божественен и обладает силой, повелевающей делать правильно и запрещающей противоположное».

Естественное право установлено природой. Согласно с ним должен жить каждый человек.

Природное стремление к общению, связь между людьми есть основания возникновения государства. Цель государства – общее благо и справедливость.

Идеальное общественное устройство – в духе Платона.

Право есть мера должного поведения, жизнь в согласии с природой. Есть естественное право (выше всего) и позитивное законы, обычаи.

«Чего не желаешь себе, не делай другому».

Учения стоиков оказало заметное влияние и на взгляды Полибия ( 200 - 123 гг. до н. э.).

«История в сорока книгах» - основной труд.

Всем в мире правит закон судьбы. Человек, как часть природы, должен повиноваться ему.

Общество, как любой природный организм, зарождается, достигает расцвета и приходит к упадку. Так и возникает государство.

Потребность в государстве обусловлена в слабости человека.

Исторический процесс есть смена форм государства, каждая из которых страдает несовершенством: монархия – тирания – аристократия – олигархия – демократия – охлократия.

Лучшая форма – смешанная: Римская Республика.

Право состоит в том, чтобы жить в согласии с природой, честно и добродетельно. Именно благодаря обычаям и законам, благоустроенное государство устойчиво и не вырождается.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Древнеримская правовая мысль, взгляды Цицерона и римских юристов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.