Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Банковские информационные системы




Рассмотрим подход к созданию банковской информационной системы на примере ИБС БИСквит. Интегрированная банковская система ИБС БИСквит обеспечивает высокий уровень информационной поддержки банковских операций в условиях динамичного развития рынка финансовых услуг.

Основными преимуществами данного решения являются:

§ поддержка сложных, нестандартных технологий и индивидуальных требований банка;

§ ведение операций в реальном масштабе времени;

§ организация работы удалённых отделений в режиме on-line;

§ оперативное обеспечение интенсивного развития бизнеса при введении новых банковских продуктов;

§ устойчивая работа при резком увеличении количества клиентов и операций;

§ надёжная и эффективная обработка большого объёма документооборота;

§ оперативность и качество отчётной и аналитической информации;

§ своевременная адаптация при изменении требований законодательства, инструкций банка России, других государственных органов, внешнего и внутреннего аудита;

§ организация эффективного и надёжного контроля доступа к финансовой и нефинансовой информации;

§ оптимизация управления деятельностью подразделений за счёт интегрированности, оперативности и информативности используемых систем;

§ максимально полная реализация принципа защиты инвестиций в аппаратные средства;

§ успешный опыт эксплуатации в кредитных организациях любой организационной структуры.

Принципы построения ИБС:

Интегрированность – наличие общего программного ядра, единой модели данных и единой технологии обработки данных. Единая технология позволяет автоматически отражать операцию, выполняемую в любом модуле, в единой БД и использовать ее результаты во всех остальных модулях.

Функциональная полнота позволяет автоматизировать множество операций коммерческого банка.

Модульная структура дает возможность банку нести только обоснованные в данный момент сферой его деятельности и объемом документооборота затраты на программное обеспечение, легко наращивая функциональные возможности системы по мере расширения круга выполняемых операций.

Гибкие средства настройки позволяют создать автоматизированное рабочее место сотрудника банка необходимой функциональной структуры, описать маршруты прохождения документов между исполнителями и технологические процессы их обработки с учетом особенностей бизнес-процессов банка.

Масштабируемость позволяет переносить систему без существенных доработок на различные программно-аппаратные платформы, что обеспечивает возможность наращивания количества ежедневно обрабатываемых банковских транзакций или подключения дополнительных пользователей за счет увеличения производительности.

Открытость системы позволяет взаимодействовать с внешними прикладными программными системами, в качестве которых могут быть использованы системы других производителей, системы, разработанные силами банка, другие экземпляры ИБС БИСквит.

Адаптивность обеспечивает адекватную поддержку со стороны ИБС БИСквит бизнес-процессов кредитной организации и своевременную, экономически обоснованную реконструкцию информационной системы при необходимости их реорганизации.

Высокая производительность обеспечивает обработку заданных объемов информации в течение требуемого временного интервала.

Надежность системы позволяет обеспечить сохранность информации, ее целостность и взаимосогласованность в любой момент времени. Для этого в полной мере используются возможности СУБД Progress, имеющей надежные встроенные механизмы обеспечения целостности транзакций и автоматического восстановления данных, в том числе при сбое или выходе из строя сервера БД.

Архитектура системыИБС БИСквит представляет собой набор функциональных модулей, работающих с единой логической базой данных и объединенных вокруг единого ядра. При ее разработке используются объектно-ориентированные возможности расширения реляционной модели данных.

Рис. 5.3. Общая структура ИБС БИСквит

Ядро системы включает:

§ определение базовых информационных объектов, реализующих представление предметной области, и стандартных методов манипулирования объектами;

§ реализацию множества системных служб, позволяющих осуществлять поддержку банковских продуктов.

К основным информационным объектам, реализованным в системе, относятся такие понятия предметной области, как сделка (договор), документ, проводка, счет, финансовый инструмент, клиент, пользователь.

Хранение и обработку информации об основных бизнес-процессах, а также своевременную настройку и перенастройку процессов их автоматизированной обработки в ИБС БИСквит обеспечивает совокупность следующих системных служб: финансовых инструментов, метасхемы, клиентов, договоров, документов, учетной информации, стандартных транзакций, начислений, сообщений, расписаний, справочников, классификаторов, пользователей, OLAP.

Служба метасхемы дает возможность определять иерархически устроенные классы объектов и стандартные методы их обработки в терминах бизнес-объектов. Расширяемая метасхема содержит метаданные - информацию, описывающую логическую структуру базы данных в универсальных реляционных таблицах.

Служба клиентов позволяет хранить информацию о субъектах трех основных типов (юридическое лицо, физическое лицо, банк) и, помимо уникального внутреннего кода клиента в системе, иметь произвольное число типов идентификатора субъекта, например, индивидуальный номер налогоплательщика, различные виды удостоверений личности (для физических лиц), различные виды идентификаторов для банков (БИК – банковский индивидуальный код, код в системе SWIFT и т.д.).

Служба договоров обеспечивает хранение информации о совокупности распределенных во времени операций, обеспечивающих привлечение и размещение денежных средств, их трансформацию (например, операции покупки или продажи валюты), расчетно-кассовое обслуживание, услуги по хранению материальных ценностей и их инкассации, услуги обеспечивающего и нефинансового характера. Служба позволяет вести перечень субъектов и счетов, связанных с выполнением операций по договору, отслеживать состояние ресурсов по договору и их изменение в течение периода его действия, определять условия реализации договора и хранить историю их изменения.

Служба документов позволяет реализовать технологический процесс обработки документов в системе и задать маршруты обработки документов (work flow). При настройке документооборота определяются типы обрабатываемых документов, множества допустимых состояний и маршруты допустимых переходов для каждого их типа, связи между документами, правила обработки групп связанных документов. Документы могут быть как финансовыми (расчетно-кассовые: платежное поручение, мемориальный ордер и т.д.), так и нефинансовыми (запросы, заявки, распоряжения и т.п.).

Служба классификаторов решает задачи группировки и классификации информации. Основным назначением классификаторов является хранение признаков, позволяющих группировать, объекты БД и определять логику их обработки. Объектами могут быть лицевые счета, клиенты, элементы различных справочников, таблицы БД, сами классификаторы и т. д. Каждый такой объект может быть включен в любое количество групп.

Служба учетной информации отвечает за автоматизацию информационной системы бухгалтерского учета. Служба ведет аналитические и синтетические регистры учета, обеспечивает классификацию счетов и ведение плана счетов, горизонтальные информационные связи между счетами, осуществляемые с помощью проводок, ведение множества областей учета, открытие, ведение и закрытие учетных периодов (например, открытие и закрытие операционного дня, проведение заключительных оборотов при закрытии финансового года).

В ИБС БИСквит реализовано учетное ядро, которое позволяет осуществлять бухгалтерский учет операций в полном соответствии с требованиями Банка России (Положение 205-П). В системе имеется возможность работать со счетами, документами и проводками по всем 5 категориям учета.

Функциональность учетного ядра ИБС БИСквит не ограничивается поддержкой стандартных требований ЦБ. Возможности ядра позволяют пользователям самостоятельно создавать новые области учета и определять для них необходимые свойства. Данная функциональность используется, например, для ведения отдельной области налогового учета. Это позволяет также настраивать в системе планы счетов других государств.

Служба финансовых инструментов обеспечивает поддержку различных форм краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках. К ним относятся денежные средства в различных валютах, ценные бумаги, производные инструменты (форварды, фьючерсы, свопы, опционы и т.д.).

В процессе настройки бизнес-логики важное значение принадлежит настройке операций, которая выполняется с помощью службы стандартных транзакций путем определения множества шаблонов их выполнения и производится в соответствии с типом операции (индивидуальная или групповая), видом транзакции (определяется обрабатывающей выполнение операции процедурой) и атрибутами настройки – основными и дополнительными. Описание сценария выполнения операции определяется конкретным видом банковского продукта, а его интерпретация задает конкретный экземпляр продукта.

Служба начислений определяет порядок и размер начисления и взимания платежей по процентам и комиссиям.

Служба расписаний обеспечивает вычисление времени выполнения события на основании заданной периодичности или временного ряда, хранение информации о ранее произошедших и плановых событиях, ведение журнала регистрации событий, ведение расписания плановых операций, инициирование выполнения операций в связи с наступлением срока плановой операции, указанного в расписании.

Служба сообщений обеспечивает интерфейс экспорта-импорта информации на основе внутрисистемных и поддерживаемых ИБС внешних стандартов обмена информацией.

Для хранения и расчета отчетных и аналитических данных с помощью службы OLAP применяется технология оперативной аналитической обработки данных на основе использования многомерной аналитической БД (OLAP-технология).

Принципы реализации технологии OLAP:

§ Работа всех входящих в систему модулей основывается на единой информационной базе и единой технологии обработки данных. Внутри единой БД выделены транзакционная (OLTP) и аналитическая (OLAP) составляющие, при этом существует возможность физического выделения OLAP-базы. При проектировании аналитической составляющей хранимые данные представляются в виде многомерного куба, имеющего два общих измерения - элементы организационной структуры банка и произвольные периоды отчетности. Зафиксировав значения по двум общим измерениям, в свою очередь, получим многомерный куб, содержащий отчетную и аналитическую информацию по выбранному для анализа объекту за указанный период времени.

§ Выборка информации для расчета агрегированных показателей или их динамических статистических рядов осуществляется в процессе формирования отчета непосредственно из единой базы данных, что гарантирует их целостность, непротиворечивость и актуальность. При этом возможно одновременное использование информации из OLAP- и OLTP- ее составляющих.

§ Схема базы данных ориентирована на возможность формирования отчетной и аналитической информации в режиме "on-line" с учетом требования сохранять приемлемые размеры и быстродействие при значительном увеличении объемов хранимой информации.

§ Механизмы расширения схемы данных, структуризации и группировки данных являются универсальными и позволяют агрегировать информацию в соответствии с требованиями выбранной экономической модели.

§ Изменения формул и результатов расчетов протоколируются.

§ Структура и вид отчетных и аналитических форм могут быть модифицированы или расширены штатными средствами службы.

§ Описание организационной структуры банка и соответствующее структурирование выполняемых финансовых операций дает возможность анализировать эффективность работы в разрезе центров ответственности (центров прибыли).

Служба пользователей реализует ряд функций, наиболее важными из которых являются управление правами пользователей, аудит действий пользователей путем ведения журнала истории изменений, хранение данных о структуре банка и глобальных пользовательских настройках.

Архитектура ИБС БИСквит обеспечивает возможность многоуровневой настройки системы (рис. 5.4).

Рис.5.4. Уровни настройки бизнес-процессов

Единое информационное пространство на основе ИБС БИСквит (рис. 5.5)обеспечивает интеграцию операционной, учетной и аналитической информации; реализацию единой технологии обработки информации; поддержку унифицированной технологии реализации банковских продуктов. Преимущества предлагаемого решения состоят в более простой реализации новых функциональных возможностей, унификации схемы сопровождения и достижения в итоге более экономичной структуры операционных затрат.

Рис.5.5. Информационное пространство на основе ИБС.

Контрольные вопросы.

1.Дайте определение информационного хранилища данных и его назначения.

2.Приведите основные понятии и структуру виртуального информационного хранилища данных.

3.Дайте определение ГИС.

4.Перечислите основные процедуры ГИС общего назначения.

5.Охарактеризуйте принципы анализа данных в ГИС.

6.Назовите основные принципы построения ИБС.

7.Приведите основные элементы архитектуры ИБС.

8.Перечислите принципы реализации технологии OLAP.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.