Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-экономический эксперимент

Социально-экономический эксперимент по своей сути близок к идее физического моделирования, предполагает вмешательство в систему объективной реальности. Эксперимент необходим для обнаружения и подтверждения наличия причинно-следственных связей между явлениями, проверки различных гипотез, является источником информации при построении моделей и т.п.

Эксперимент в социологии - это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых и контролируемых факторов (переменных).

В настоящее время эксперимент выступает как общенаучный метод исследования. Это означает, что практически эксперимент используется во всех современных группах наук: в науках о природе - естественнонаучный эксперимент; в технических науках - производственный эксперимент; в общественных науках - социальный эксперимент. Применение экспериментального метода в исследовании явлений и процессов общественной жизни означает использование всех основных принципов научного экспериментирования при изучении социальных явлений.

Эксперимент – это метод исследования, в процессе которого создаются или изыскиваются условия, необходимые и достаточные для проявления и измерения интересующей связи явления. Эксперимент выполняет в исследовании социальных объектов две функции: достижение социального или экономического эффекта в практически-преобразовательной деятельности и проверка научной гипотезы. Специфика эксперимента заключается в том, что при его проведении в большинстве случаев трудно создать схожие условия и повторить результат. Однако системный характер эксперимента позволяет представить исследуемую проблему в максимальной полноте используемых при ее анализе элементов.

Основными признаками эксперимента являются:

1) вмешательство в систему объективной реальности;

2) планомерное введение относительно изолированного экспериментального фактора, его вариация, возможная комбинация с другими факторами;

3) планомерный контроль за всеми существенными детерминирующими факторами;

4) эффекты изменения зависимых переменных, которые должны быть измерены и однозначно сведены к влиянию независимых переменных (экспериментального фактора).

Экспериментатор при проведении исследования контролирует ту переменную, которая по его предположению является каузативной, т.е. определяющей зависимую переменную. Экспериментатор манипулирует этой переменной, поддерживая постоянство всех остальных не имеющих отношения к проверке данной гипотезы переменных, при этом отслеживая изменения зависимой переменной.

Логика экспериментального анализа была предложена еще Дж.Ст.Миллем и до сих пор считается классической. В соответствии с логикой Дж.Ст.Милля если в одном ряду фиксируются события A, B, C, D и, как следствие, P, а в другом ряду – M, C, K, L и, как следствие, снова P, то причиной события P является, видимо, C. Все остальные встречаются в одном ряду, но не встречаются в другом.

Итак, выделяют следующие виды эксперимента:

1. Искусственный эксперимент – предполагает вмешательство в естественное развитие объекта исследования субъекта экспериментирования.

2. Естественный эксперимент – предполагает отстраненную позицию субъекта экспериментирования.

3. Пост-факто эксперимент – предполагает отслеживание действий по прошлым этапам изменения объекта.

При проведении искусственного эксперимента исследователь создает искусственные условия или вмешивается в естественную среду, изменяя ее. Это делается для того, чтобы:

- событие произошло при известных условиях, которые можно воспроизвести в дальнейшем;

- событие произошло тогда, когда экспериментатор готов к проведению точных наблюдений за зависимыми переменными;

- сделать возможным определение направления и силы воздействия, которое оказывает независимая переменная на зависимую;

- исключить возможность того, что связь между переменными обусловлена не прямой каузальной зависимостью, а чем-то другим (например, воздействием третьего фактора).

Основным инструментом проведения социально-экономического эксперимента является механизм выравниванияэкспериментальных и контрольных групп по существенным признакам. Суть выравнивания заключается в искусственном конструировании подпадающих под эксперимент групп сходных условий (по профессии, квалификации, возрасту, полу и т.д.).

Существуют и другие подходы к типологизации экспериментов. Так, например, известный буржуазный социолог, специалист в области социального эксперимента Ф. Чепин считает, что эксперименты бывают трех типов:

1) проективные эксперименты;

2) "экс-пост-факто эксперименты";

3) эксперименты по принципу одновременного сравнения.

В качестве основы типологизации у Чепина выступает время. Первый тип эксперимента, проективный, направлен от настоящего к будущему, второй, "экс-пост-факто эксперимент" - от прошлого к настоящему и последний тип эксперимента реализуется всякий раз в настоящий период.

В работе Гринвуда "Экспериментальная социология" дается определение эксперимента и его типологизация. По мнению Гринвуда, эксперимент представляет собой проверку гипотезы о наличии причинно-следственных отношений двух факторов (один из которых является гипотетической причиной, а другой - гипотетическим следствием) путем сопоставления их в контрастных ситуациях и при условии контролируемости всех других факторов.

Гринвуд считает, что эксперименты можно подразделить на следующие типы:

1) чистый эксперимент;

2) неконтролируемый эксперимент;

3) "экс-пост-факто эксперимент";

4) эксперимент по типу проб и ошибок;

5) контролируемое наблюдение.

В.А. Ядов предлагает провести деление эксперимента по следующим принципам:

1. По специфике исследовательской задачи, поставленной в социальном эксперименте, эксперименты бывают:

а) в области науки,

б) в области решения задач по непосредственному управлению общественными процессами (практические).

К первым можно отнести эксперименты, в которых проверяются недостаточно подтвержденные или совершенно новые данные о социальных фактах; ко вторым - эксперименты, в которых проверяется применимость общего положения в энных конкретных условиях. Другими словами, речь идет о научно-исследовательском и практическом экспериментах. Но при этом необходимо учитывать, что такое деление является условным, поскольку практические эксперименты часто позволяют получить сведения научного характера, а научный эксперимент – сделать практические рекомендации.

2. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты подразделяются на:

а) полевые;

б) лабораторные.

Полевой эксперимент проводится в естественных (полевых) условиях, и при этом исследуемые объекты находятся в своих обычных связях. Недостатки такого эксперимента проявляются в трудностях поиска необходимой социологу ситуации. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданной обстановке.

3. По характеру логической структуры доказательств эксперименты делят на:

а) параллельные;

б) последовательные.

При проведении параллельного исследования необходимо иметь две группы: экспериментальную и контрольную, в которых одновременно ведется наблюдение за объектом. Экспериментальная группа - это та группа, в которой проводится эксперимент. Контрольная группа - это группа, в которой эксперимент не проводится; по своим основным характеристикам она идентична экспериментальной группе.

 

Экспериментальные исследования различного рода, как и все другие научные исследования, отличаются друг от друга своей направленностью, содержанием, конечным результатом. Но все же между ними есть нечто общее, что объединяет их в один тип - в тип экспериментальных исследований. Этим общим является их структура и наличие одинаковых элементов. Совокупность элементов социального эксперимента в их взаимосвязи называется экспериментальной системой. Назовем основные элементы структуры социального эксперимента.

Экспериментатор. В качестве экспериментатора чаще всего выступает группа ученых, которые разрабатывают эксперимент в теории и управляют ходом эксперимента на практике.

Экспериментальный фактор, или независимая переменная, - условие или система условий, которые вводятся исследователем. Независимая переменная будет управляемой, если ее направление и интенсивность действия находятся в соответствии с программными установками. Переменная будет контролируемой, если ее качественные и количественные характеристики раскрываются в пределах программы эксперимента.

Экспериментальная ситуация - ситуация, которая создается в соответствии с программой исследования для проведения эксперимента. В условия экспериментальной ситуации не включается экспериментальный фактор.

Экспериментальный объект - это группа лиц, поставленных в экспериментальные условия.

Структура эксперимента органически связана с этапами его организации и проведения.

1. Первый этап - теоретический. На этом этапе исследователь формулирует проблему исследования, определяет объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования. При формулировке проблемы исследования необходимо учитывать основную исследовательскую задачу, в качестве которой может выступить теоретическая или практическая задача. Объектом исследования всегда являются люди. При определении предмета исследования необходимо учитывать:

цель и задачи исследования;

основные характеристики объекта исследования;

материальные и временные возможности исследования;

степень теоретической разработанности вопроса.

Определить предмет исследования - это значит спроецировать в символах, знаках идеальный прототип экспериментальной ситуации

2. Вторым этапом является разработка программы проведения эксперимента. Программа эксперимента - это документ, в котором разработаны все процедуры эксперимента: от постановки задач до их практического выполнения. Важнейшими элементами программы являются: разработка методик исследования и построение плана создания экспериментальной ситуации, обеспечивающих валидность эксперимента и возможность получения максимально полной информации. Поэтому второй этап иногда называют методическим этапом исследования.

3. Третий этап - этап реализации программы эксперимента. Важнейшим звеном этого этапа является создание экспериментальной ситуации, непосредственное экспериментирование. Экспериментальная ситуация по своей структуре характеризуется:

условиями, эксперимента;

вербальными и предметными факторами-раздражителями;

инструкцией (установкой на деятельность);

наличием экспериментаторов;

наличием экспериментируемых;

реакциями экспериментируемых.

4. Четвертый, последний этап - этап анализа и оценки результатов, подведение итогов работы социологов. Полученные результаты показывают, достигнута ли предполагаемая цель, подтвердилась ли исследовательская гипотеза. Однако необходимо учитывать, что, как и при любом другом исследовании, кроме основных результатов эксперимента, можно получить целый ряд важных и интересных сопутствующих результатов которые могут пригодиться в дальнейших научных исследованиях и практической работе социолога. Следует также отметить, что при проведении экспериментального исследования ученые получают огромное количество информации, которую необходимо обработать и подготовить к такому виду, чтобы она "смотрелась", чтобы она поддавалась визуальной оценке.

 

В основе социально-экономического эксперимента лежит программа эксперимента. Основные разделы этой программы следующие:

1. Подготовительный этап заключается в формулировке проблемы, постановке целей и задач, обосновании необходимости проведения эксперимента:

а) определение объекта и предмета исследования, уточнение основных гипотез, описание объекта и моделирование действий объекта в системе;

б) выбор вида эксперимента;

в) выбор экспериментальной и контрольной групп;

г) эмпирическая интерпретация переменных, определение индикаторов;

д) формулировка задания по проектированию инструментария и других методических документов.

2. Основной этап состоит из проведения следующих мероприятий:

а) составление плана и графика проведения экспериментальных работ;

б) составление программ управления экспериментом;

в) разработка инструментария по сбору и регистрации информации;

г) подготовка технических средств обработки информации;

д) составление инструкций для участников эксперимента;

е) подготовка экспериментатора.

3. Оперативный этап заключается в следующих процедурах:

а) сбор документов и их проверка;

б) ручная обработка данных. Перевод данных на ЭВМ и их обработка;

в) проверка чистоты эксперимента соответствию условий заданных параметров;

г) статистическая обработка;

д) анализ подтверждения или опровержения гипотез, уточнение или формулировка новых гипотез;

е) выработка практических рекомендаций на основе анализа и оценки эффективности проведения эксперимента в решении исследуемой проблемы, составление отчетов.

Проект экспериментальных исследований должен содержать перечень необходимых мероприятий. В их числе:

- обозначение объекта испытаний;

- определение типовых условий испытаний;

- план (программа) испытаний;

- проект технологии испытаний, включая проект измерения параметров;

- проект обеспечения безопасности испытаний;

- перечень ожидаемых результатов.

Следует отдельно выделить вопрос отбора экспериментальных и контрольных групп. Для отбора групп используют следующие методы:

1. Попарный метод. Берутся 2 группы с гомогенными показателями и выявляется некая общность между ними (факторный анализ).

2. Метод частотного распределения признака (только для контрольной группы выделяется один признак).

3. Рандомизация – случайный отбор – из множества случайно выбирается определенная группа.

4. Комбинированный метод, который предполагает сочетание всех методов.

К числу операций, составляющих эксперимент, относятся:

- постановка и уточнение задач и основной гипотезы;

- выбор эмпирического объекта, в рамках которого предполагается провести эксперимент;

- выработка общего плана экспериментальной и контрольной групп;

- формулировка рабочих гипотез и их уточнение путем построения операциональных определений;

- создание экспериментальной ситуации посредством ввода в действие гипотетической причины и проведение периодических измерений функционирования объекта;

- анализ результатов.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Построение моделей | Тема 5. Социологические исследования су
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.