Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диалектический подход к исследованию. 2. Подходы к исследованию

1. Методология и её виды

2. Подходы к исследованию

3. Диалектический подход

4. Принципы диалектического подхода

 

1. Методологиясовокупность методов изучения объектов, со­стоящая из исследовательских процедур, техники приема, сбо­ра и обработки информации. Выбор методологии зависит от исследователя, от его знаний, возможностей, наличия инфор­мации, точек зрения. Выделяют следующие виды методологий, особенность которых, определяется главной идеей, заложенное в них:

• материалистическая — основу всех явлений действительности составляет материалистическое понимание мира;

• теологическая — понимание мира обусловлено наличием боже­ственного начала во всех явлениях;

• агностицизма — реальная действительность не может быть по­знана;

• дуалистическая — в явлении предполагается наличие двух сущ­ностей;

. позитивизма — осуществляется изучение полезности исследуе­мого объекта и оценка данной пользы;

• экзистенциализма — изучение объекта происходит на преувели­чении значения фактов.

2. На основе выбранной методологии осуществляется выбор при­меняемого подхода к исследованию, который определяет взаи­мосвязи как в исследуемом объекте, так и между различными явлениями. Выделяют следующие подходы к исследованию:

• механистический — объект изучается только с точки зрения существующих в нем причинно-следственных связей;

• метафизический — изучаются связи движения, которые осуще­ствляются в виде превращения одного движения в другое, но данное движение всегда должно возвращаться к исходному;

• биологический — изучаются функциональные связи, осуществ­ляемые в живых организмах;

• диалектический — объекты изучаются с точки зрения законов диалектики (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания), которые служат для выражения отдельных теоретических принципов.

3. Диалектический подходподход к изучению действительности с точки зрения общих законов развития природы, общества и мышления и всеобщих связей явлений. В основе данного подхода лежат 3 закона диалектики, которые представляют собой дви­жущую силу развития материального мира и формы и пути его познания:

• единства и борьбы противоположностей, объекты в процессе своего развития, осуществляемого с помощью взаимодействия и противоречия между объектами и различными сторонами внутри объектов, переходят из состояния несущественного различия составляющих объекта к существенным различиям составляющих и к противоположностям, которые вступают в борьбу противоречий, которая является основой развития дан­ного объекта. Любой объект состоит из взаимоисключающих противоположностей, благодаря постоянно происходящей борь­бе противоположностей и происходит развитие объекта. Поня­тие "единство противоположностей" объясняется тем обстоя­тельством, что борющиеся противоположности присущи одно­му объекту;

• перехода количественных изменений в качественные, развитие — непрерывный процесс, движение от простого к сложному, от низшего к высшему и т. д. Но развитие в количественном от­ношении объекта будет происходить до тех пор, пока данный объект изменяется количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на опреде­ленном этапе развития, при существовании определенных ус­ловий объект теряет свое прежнее качество и становится но­вым объектом;

• отрицания отрицания: развитие — непрерывный направленный процесс, при котором каждый объект переходит в другой объ­ект, который может являться полной противоположностью первого и быть его отрицанием. Но вновь возникший объект переходит в иное качество, и таким образом возникает новый объект, который является отрицанием отрицания. Тогда про­цесс развития представляется как процесс отрицания отрица­ния, переход от простого к сложному, от низшего к высшему и т. д. Закон отрицания отрицания формулирует характер разви­тия, основой которого является воспроизведение черт старого качества в новом качестве на более высоком уровне. Каждая высшая ступень развития осуществляет синтез всего предшест­вующего явления.

4. Применяя диалектический подход к исследованию, необходимо руководствоваться следующими принципами:

• движения и развития явлений, явления не стоят на месте, они постоянно функционируют, развиваются, приспосабливаются к постоянно изменяющимся условиям;

• преемственности: вновь возникающие явления воспроизводят черты уже существующих явлений;

• противоречивости: борьба противоположных сторон объекта — важнейшая составляющая процесса развития;

• научности: для достижения наиболее эффективного исследова­ния необходимо уметь предвидеть явления, это может быть достигнуто путем использования всего нового и прогрессивно­го. Предвидение явлений позволяет использовать результаты исследования;

• объективности и достоверности: результаты исследований дол­жны быть достоверны и должны быть оценены;

• взаимодействия: диалектический подход к исследованию при­меняет разнообразные связи и различные многовариантности;

• относительности: определяет критерии сбора и оценки резуль­татов исследования;

• исторической определенности: главным в объекте при его иссле­довании является основа его происхождения, изменения, кото­рые произошли с ним с течением времени.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Системный подход к исследованию систем управления | Гипотеза и ее роль в исследовании
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.