Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гипотеза и ее роль в исследовании




Приемы научного исследования

1. Анализ и синтез

2. Абстрагирование и идеализация

3. Индукция, дедукция и аналогия

 

1. Наиболее распространенными приемами исследования при­знаются анализ и синтез.

Анализразложение исследуемого объекта на более простые составные части с целью последующего их самостоятельного изучения. Противоположным приемом, применяемым при ис­следовании объектов, считается синтезобъединение ранее вы­деленных частей при анализе в единое целое.

2. К общенаучным приемам исследования относятся:

• абстрагирование — процесс, при котором вычленяются отдель­ные, интересующие нас свойства или признаки объекта иссле­дования, его взаимосвязи и отношения и одновременно осу­ществляется их отвлечение от других несущественных в данный момент для нас свойств. Это позволяет более глубоко изучить исследуемый объект;

• идеализация — разновидность абстрагирования, отвлечение от всех реальных свойств предмета и одновременное введение в содержание образуемых понятий признаков, которые не реали­зуются в действительности. Данный прием исследования обра­зует идеальный объект, такие понятия, как "точка", "прямая" в геометрии, "материальная точка" в механике.

3. Индукция — прием исследования, при котором предположение движется от частного к общему, от утверждения меньшей сту­пени общности к утверждению большей ступени общности. Индуктивные умозаключения применяются в случаях, когда приходится обобщать некоторую совокупность фактов. Они направляют мысль на установление общих закономерностей.

Дедукция — выделение частных суждений из общих положений. Дедуктивные умозаключения применяются главным образом для построения частных версий, для объяснения единичных фактов и отдельных признаков. Дедукция позволяет выводить из общих гипотез эмпирически проверяемые следствия и таким образом экспериментально их обосновывать или опровергать.

Аналогия — прием, который на основе сходства объектов по не­которым признакам, свойствам и отношениям выдвигает пред­положение об их сходстве в других отношениях. Прием аналогий уподобляет новое единичное явление другому, известному и сходному с ним единичному явлению и распространяет на первое ранее полученную информацию. Умозаключение по аналогии формируется в результате проведения операции сравнения двух объектов и установления сходства и различия между ними.

 

1. Понятие «гипотеза»

2. Характерные черты гипотезы

3. Виды гипотезы

4. Этапы построения гипотезы

5. Аксиомы и гипотезы, используемые при исследовании

 

1. Гипотеза (от греч. hypothesis — предположение) — высказывание, которое представляет собой некоторый предположительный от­вет на поставленный вопрос для выяснения свойств и причин исследуемых явлений. Гипотеза позволяет нам увидеть, что произойдет с объектом исследования в результате правильно организованных наблюдений за ним. Термин "гипотеза" имеет два значения:

• форма существования знания, которая характеризуется пробле­матичностью, недостоверностью;

• метод формирования и обоснования предложений, на основе ко­торого устанавливаются законы, принципы, теории.

2. Выделяют следующие характерные черты гипотезы:

• необходимый компонент любого познавательного процесса, который является связующим звеном между ранее достигну­тым знанием и новыми истинами;

• вероятное знание, которое требует проверки при помощи оп­ровержения или подтверждения;

• познавательное средство, при помощи которого осуществляет­ся переход от прежнего, неточного знания к новому, точному знанию.

Гипотеза в своем составе имеет основание и предположение, которое возникает из логической обработки исходных данных и перехода к предположению. Предположение превращается в достоверное знание или опровергается при помощи проверки гипотезы.

3. Гипотезы могут быть классифицированы на следующие виды:

• с точки зрения познавательных функций:

• описательнаяпредположение, выдвигаемое о предмете ис­следования и о его свойствах для выявления структуры объ­екта, механизма его деятельности, процедурных особенно­стей, установления функциональных характеристик иссле­дуемого предмета. Одним из видов описательной гипотезы является экзистенциальная гипотеза — гипотеза в основе, которой высказывается предположение о существовании ка­кого-либо объекта. Например, гипотеза о существовании Ат­лантиды;

. объяснительнаяпредположение, выдвигаемое о причинах, послуживших основой для возникновения объекта исследова­ния. Например, гипотеза о появлении ледниковых периодов на Земле, гипотезы о появлении человека на Земле и др.

• с точки зрения объекта исследования:

• общая — это научно обоснованное предположение о закономер­ностях исследуемых объектов, выдвигаемые для объяснения всего класса описываемых явлений, установления законо­мерного характера их взаимосвязей независимо от времени и места. Например, гипотеза М.В. Ломоносова об атомиче­ском строении вещества. После доказательства общая гипо­теза становится научной теорией;

• частная — это научно обоснованное предположение о происхо­ждении, свойствах и закономерностях части объектов, выде­ляемых из всего класса рассматриваемых объектов. Напри­мер, гипотеза о происхождении вирусов;

• единичнаянаучно обоснованное предположение о единичном объекте, его происхождении, свойствах и закономерностях. Например, гипотеза о ходе лечения конкретного больного;

• рабочаяпервоначальное и временное предположение, которое является основой для формирования устойчивой гипотезы. Она является условным допущением, на основании которого группируются результаты наблюдений и даются их первона­чальные объяснения.

4. Любая гипотеза достоит из следующих этапов:

• выдвижение (зарождение) гипотезы - выдвижение интуитивно­го предположения;

• развитие (выделение следствий) — объяснение фактов, относя­щихся к данной гипотезе, на основе выдвинутого предположения;

• проверка (доказательство, обоснование, опровержение). Выдви­нутые предположения могут быть доказаны: путем обнаруже­ния этих явлений и процессов; с помощью выделения данного предположения из более общих положений; путем доказатель­ства одного предположения и опровержения всех остальных. Гипотезы опровергаются: с помощью установления отсутствия данных явлений и предметов; путем доказательства обратного, т. е. доказательства положения, отрицающего гипотезу; путем приведения их к абсурду.

5. Менеджерам при управлении, решая вопросы исследования, необходимо следовать следующим аксиомам и гипотезам:

• ни одна система управления не является совершенной, так как всегда имеет проблемы и недостатки, которые можно разре­шить и ликвидировать, повышая тем самым эффективность функционирования системы;

• менеджеры системы управления не всегда уверены, что им требуется помощь исследователей по управлению, поскольку часто не осознают проблемы и недостатки системы и их причины;

• большинство менеджеров системы управления имеют побуждение разрешать проблемы, а также устранять недостатки в управлении и их причины, но нуждаются при этом в помощи консультантов;

• консультант может провести достаточно объективный анализ системы управления в краткосрочный период только с участи­ем персонала исследуемой системы;

• исследователь-консультант должен передать навыки анализа и выявления проблем и поиска путей их разрешения менеджерам системы управления, чтобы в дальнейшем они были способны самостоятельно совершенствовать управление;

• большинство систем управления могут быть более эффектив­ными, если управленческий персонал научится проводить самостоятельно оценку системы, рационально использовать силь­ные стороны управления, разрешать проблемы и устранять причины их возникновения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.