КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Применение этого метода дает возможность избежать противоречий между экспертами в процессе работы и получить независимые индивидуальные оценкиМетод "Дельфи" разделен на следующие этапы: • формирование рабочей группы, которая занимается организационными врпросами: • предоставляет информацию экспертам для оценки; • собирает, обобщает оценки экспертов и др.; • организация экспертной группы, когда определяется: • количество; • состав экспертов; • составление анкеты, вопросы которой должны допускать формулировку ответа в количественной форме. Анкеты состоят: • из основных и вспомогательных вопросов; • условий проведения экспертизы; • непосредственное проведение опроса. На данном этапе перед каждым экспертом формулируются задачи проведения экспертизы. Затем каждому эксперту раздаются анкеты, на вопросы которой им необходимо дать индивидуальную независимую и обоснованную оценку. На основе заполненных анкет выявляются: мнения каждого эксперта, преобладающие мнения, крайние суждения. Между экспертами всегда существуют расхождения, причины которых выявляются на данном этапе. Полученные результаты выданных каждым экспертом оценок и результаты обработки мнений доводятся до сведения каждого из экспертов. На основе полученных результатов эксперты могут поменять свою оценку, а могут сохранить прежнюю или высказать критику оценок других экспертов. Данная операция обычно проводится в 2—3 тура, до тех пор пока не будут наблюдаться совпадения мнений, которые и будут являться результатами исследований. Повторный опрос проводится для того, чтобы опустить недоразумения и довести до сведения экспертов мнения их коллег; • обобщение полученных результатов и разработка рекомендаций по вопросам, касающимся объектов исследования. 3. Использование метода "Дельфи" определяется следующими его достоинствами: • уменьшение влияния конформизма; • исключение спора с авторитетами, так как оценки, аргументации и критика даются экспертами анонимно; • устранение конфликтных ситуаций; • анонимность экспертов, которая достигается путем устранения взаимодействия между экспертами; • обработка оценок экспертов при помощи методов измерения: ранжирование, парное сравнение, последовательное сравнение и непосредственная оценка; • на каждом последующем этапе эксперты информированы о результатах предыдущего; • наличие обратной связи, которая осуществляется благодаря проведению экспертизы в несколько туров; • возможность изменить свое мнение без риска критики этого факта.
Метод "сценариев" 1. Определение понятия метода «сценариев» 2. Этапы составления сценария 3. Роль специалистов при разработке сценариев
1. Метод "сценариев" — один из методов экспертных оценок, с помощью которого дается картина исследуемого объекта в будущем на основе сложившийся ситуации. При помощи данного метода определяются главные цели развития объекта исследования. Он способствует разработке решения проблемы на основе выявления всех возможных препятствий и обнаружения серьезных недостатков. Сценарии строятся не только на рассуждениях, но и на результатах технических или статистических анализов, характеристиках и показателях объекта исследования. Сценарий — описательный материал, необходимый для работы по развитию объекта исследования. 2. Составление сценария разделено на следующие этапы: • формулировка вопроса: • собирается и изучается вся базовая информация; • выявляются все внутренние проблемы; • формулируется точный вопрос исследования; • определение сфер влияния — изучается влияние окружения на объект исследования; • установление степени влияния факторов объекта исследования на будущую ситуацию; • введение в исследование ранее неспрогнозированных событий, которые могут изменить направление исследования. Такие события могут носить как отрицательный (аварии, сбои в системе и др.), так и положительный (технологические взрывы, политические примирения и др.) характер. События, которые могут оказать наиболее сильное воздействие, должны быть учтены при составлении сценариев; • определение последствий — определяется уровень воздействия на объект исследования предложенных вариантов решения; • принятие решения — на основе выбранного варианта решения вопроса исследования выбираются меры по претворению его в жизнь. 3. Для разработки сценариев привлекаются ведущие специалисты исследуемой области знаний, которые пользуются помощью специалистов по системному анализу при подготовке сценария. Специалисты по системному анализу при изучении объекта исследования выполняют следующие роли: • выявляют общие закономерности системы; • анализируют внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие системы и формирование ее целей; • определяют источники этих факторов; • анализируют высказывания ведущих специалистов в периодической печати, научных публикациях и других источниках научно-технической информации; • создают вспомогательные информационные фонды (лучше автоматизированные), способствующие решению соответствующей проблемы.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |