Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наблюдение как частный метод исследования. 1. Определение понятия «наблюдение»

1. Определение понятия «наблюдение»

2. Классификация наблюдений

3. Этапы проведения наблюдения

4. Правила проведения наблюдения

5. Трудности проведения наблюдения

 

1. Наблюдениеметод исследования посредством сбора информа­ции об исследуемом объекте, который осуществляется путем на­блюдения за выбранным объектом исследования. При его прове­дении исследователь должен пользоваться такими чувственными способностями, как ощущение, восприятие и представление. Результатами использования данного метода являются знания о внешних и внутренних свойствах и характеристиках объекта исследования.

Используя данный метод получения информации, исследователь приобретает:

• информацию для построения гипотез;

• информацию для проверки данных, полученных другими мето­дами;

• дополнительные сведения об изучаемом объекте.

2. Наблюдения классифицируются:

• по основанию наблюдения исследователя за объектом изучения:

• на прямое наблюдение - непосредственное наблюдение за поведением, например рабочих в процессе производства продукции. Недостатком проведения данного вида исследо­вания является изучение объекта только в определенных ус­ловиях. В результате этого полученные частичные данные могут не соответствовать характеристикам этого объекта в целом. Присутствие наблюдателя может также повлиять на результаты наблюдения;

. косвенное — наблюдение, осуществляемое посредством изу­чения результатов поведение, например изучение данных о производительности труда каждого работника, на основе которых можно сделать вывод, какой работник производит больше в процессе труда;

• степени информированности объекта исследования о наблюдении:

. открытое — наблюдение, в процессе проведения которого объ­ект исследования знает, что за ним происходит наблюдение;

• скрытое — наблюдение, при котором объект исследования не знает о проводимом наблюдении;

• уровню формализации данного метода исследования:

. структуризованное — наблюдение, проводимое по заранее разработанному детальному плану, в котором может опре­деляться, например, объект исследования, место проведения наблюдения, необходимое время для проведения наблюдения;

. неструктуризованное — наблюдение, строящееся на основе общих понятий о проводимом исследовании. В процессе его проведения фиксируются все виды поведения объекта ис­следования;

• условиям проведения:

• полевое — наблюдение, проводимые над объектом исследо­вания в естественных условиях его функционирования;

. лабораторное — наблюдение, проводимое над объектом ис­следования, помещенным в искусственно созданные усло­вия, ситуации.

3. При проведении наблюдения его разбивают на следующие этапы:

• определяется цель проведения наблюдения, объект и предмет наблюдения;

• собирается необходимый материал для проведения наблюдения;

• определяется способ наблюдения,

• проводится наблюдение, которое способствует получению необ­ходимых данных.

4. При проведении наблюдения необходимо руководствоваться сле­дующими правилами:

• элементы событий, подлежащих наблюдению, должны быть классифицированы максимально дробно;

• один и тот же элемент наблюдается в разных ситуациях: стан­дартных, конфликтных и т. п.;

• различают и регистрируют содержание и форму наблюдаемых событий, их количественные характеристики (интенсивность, регулярность и т. п.);

• описание событий не смешивают с интерпретацией.

5. Выделяют 2 вида трудностей проведения наблюдения:

• субъективные — трудности, связанные с личностью наблюдате­ля. Они возникают из-за влияния на результаты исследования ценностей наблюдателя, его эмоционального состояния, име­ющегося опыта, сложившихся предпочтений наблюдателя;

• объективные - трудности, появляющиеся в процессе наблюде­ния, не зависящие от наблюдателя. Они могут возникать из-за недостатка временного ресурса, невозможности наблюдения некоторые факторов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эксперимент как частный метод исследования | Анкетирование как письменная форма опроса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.