КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция идеологии и методология анализа массовой коммуникации
План 1. Сущность и формы идеологии 2. Марксизм о роли идеологии 3. Альтюссер о функциях идеологии 4. Франкфуртская школа о назначении идеологии 5. Современные дискуссии об идеологии На функционирование массовой коммуникации самое большое влияние, разумеется оказывает идеология, развиваемая в обществе представителями специализированного сознания. Фокус нашего внимания определяется направленностью концепции идеологии на изучение взаимосвязи власти и ценностей, убеждений, идей. Применение концепции идеологии к анализу явлений массовой коммуникации основывается, с одной стороны, на марксистской традиции социально-философского анализа. Центральная посылка здесь состоит в том, что продукты культурного производства – материалы телепрограмм, прессы, кинематографа – создаются и распространяются в конкретных исторических условиях, конкретными социальными группами и для конкретных социальных групп. Поэтому материалы массовой коммуникации представляют собой форму выражения и продвижения определённых ценностей, убеждений, идей. При этом. общий социально-экономический и политический контекст, в котором материалы производятся,. распространяются и используются, является одной из важнейших предметных областей анализа. Как понимали феномен идеологии основоположники марксизма? Прослеживается определённая многозначность в смыслах, которыми нагружено это понятие. В работе «Немецкая идеология», «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» под идеологией понимаются «иллюзии эпохи», «ложное сознание». В некоторых других работах идеология понимается как рационализированное систематизированное отражение базовых интересов доминирующих социальных групп. При этом подчёркивается решающая роль общественного производства в человеческой истории. Таким образом, идеология предстаёт продуктом материальных условий жизни. Появление идеологии в качестве «автономной» независимой сущности является результатом процесса общественного разделения труда на материальную и духовную составляющие. В силу этого идеология и разрабатывается главным образом «идеологами». Осмысление человеческого бытия, осуществляемое посредством идеологии, оказывается относительно самостоятельным по отношению к этому бытию. Это приводит к тому, что идеология даёт опосредованное, зачастую иллюзорное представление о реальности. Теоретические доктрины, равно как и различные формы духовной активности, составляющие идеологии, могут быть поняты на основе научного изучения истории и общества. Здесь основоположники марксизма имели в виду позитивную социально-историческую науку, приходящую на смену идеологии. Другой важной стороной концепции идеологии в марксизме является связь вопроса производства и распространения идей в обществе с отношениями классов. Господствующее положение класса в сфере материального производства предполагает его доминирование в сфере производства духовного, в сфере идей. Именно посредством идеологий достигается доминирование одних систем идей над другими. Социальным механизмом, обеспечивающим превращение мыслей господствующего класса, а господствующие мысли данной эпохи является система духовного производства, видное место в которой занимает массовая коммуникация. Идеологические процессы представляют собой некоторую надстройку над социально-экономическим базисом общества. Они, будучи относительно самостоятельными, в сути своей зависят от материальных условий жизни общества. Именно за идеологической борьбой классов оказывается скрытым, в конечном итоге, столкновение материальных интересов. Важно, что идеологии изменяются с преобразованием материальных условий жизни общества. Идеология, прежде всего, рассматривается, как уже говорилось, как иллюзии, «ложное сознание». Идеологические иллюзии, также как и любые ложные теоретические построения, абсолютизируют отдельные стороны действительности. Однако, в антагонистическом обществе всегда наблюдаются попытки с помощью идеологии выдать свой частный классовый интерес в качестве всеобщего. Именно с этим связана специфика, как содержания, так и формы идеологических иллюзий. Идеологии, как системы представлений, могут способствовать консервации сложившегося порядка, формированию образов и идеалов, скрывающих классовые отношения и предотвращающих коллективные действия по изменению существующей ситуации.
А.Альтюссер об идеологии
Существенный вклад в развитие концепции идеологии был сделан современным французским философом Луи Альтюссером. Прежде всего, этот автор критикует построения догматизированного «марксизма». Разделяя положения Маркса о решающей роли материального производства, автор большую роль отводит и другим структурным компонентам общества. Основными для любого типа общества является, по его мнению, три вида практик: экономическая, политическая и идеологическая. Показательно, что к «политическим», «идеологическим» практикам он относит большинство аспектов социальной жизни. Структуры основных практик составляют соответствующие уровни общества. Уходя от простой дихотомии базиса и надстройки, Альтюссер делает акцент на относительной автономности уровней, структур и логике каждого из них. Его построения отражают серьёзное влияние структурализма. В фокусе внимания структуралистского подхода оказываются различные причины и факторы, обусловленные особенностями структуры тех или иных социальных систем. Акцент делается на поиске универсальных структурных характеристик общества. Причём эти характеристики соотносятся зачастую с универсальными глубинными структурами человеческого мышления. В этом плане очевидна близость структурализма методологическим основаниям лингвистики и антропологии. Проблема идеологии в наиболее концентрированном виде рассматривается Альтюссером в небольшом эссе «Идеологические государственные аппараты». Здесь под идеологией автор понимает сложившийся в сознании людей образ их отношения к реальным условиям своего существования («идеология есть представление, образ воображаемых отношений индивидов к их реальным условиям существования). В работах автора можно встретить и трактовку идеологии как некоторой системы, с помощью которых люди воспринимают, оценивают, «переживают» сложившиеся у них представления в отношении реальных условий существования. Взятая таким образом, идеология не может рассматриваться на предмет своей истинности или ложности. Идеология как система представлений соотносится, по мнению автора, прежде всего не с сознанием индивида как таковым. Изолированные индивидуальные образы не составляют идеологии. Только структура идей, образов и представлений, способ их организации в целом определяют сущность и функции идеологии в обществе. Отсюда делается вывод о правомерности изучения идеологии как некоторого объективного феномена. Другой тезис Альтюссера касается роли идеологии в воспроизводстве общественных отношений. Поддержание условий производства означает воспроизводство производственных сил и одновременно людских трудовых ресурсов. Причём последнее предполагает не только биологическую или техническую, но и социокультурные составляющие; последние формируются в области надстройки. Альтюссер выделяет два типа «государственных аппаратов» - репрессивные и идеологические. К первому типу он относит правительство, армию, полицию, суды, тюрьму и т.д. Ко второму типу - церковь, школы, семью, образование и т.д. Все идеологические государственные аппараты вносят свой вклад в поддержание производственных отношений, или как уточняет автор, капиталистических условий. Причём собственно идеологическое содержание здесь может быть различным. Аппараты коммуникации «насыщают» каждого гражданина ежедневной дозой национализма, шовинизма, либерализма, морализма. Свою специфическую роль играют в этом процессе аппараты культуры, церковь, семью, образование. Индивиды переживают идеологию, участвуя в определённых практиках, обеспечиваемых конкретными идеологическими аппаратами. По мысли автора, не существует практик вне идеологии. Альтюссер утверждает, что идеология функционирует не явно, а латентно. Идеология присутствует в конкретных практиках, образах, структурах, которые воспринимаются как само собой разумеющееся. Идеология становится образом жизни и мышления людей, поэтому нелегко осознавание её присутствия и эффектов. Идеология в этом смысле бессознательна. Все функциональные проявления идеологии связаны, по Альтюссеру, с категорией субъекта. В этом вопросе Альтюссер опирается на построения французского структуралистского психоаналитика Ж.Лакана. По мнению последнего, индивидуальное поведение оказывается детерминированным структурой подсознания, которое функционирует наподобие языка. При этом язык проявления нашего бессознательного детерминируется не индивидом как таковым, а культурой. Когда происходит научение языку и традициям культуры, то мы неизбежно подвергаемся их воздействию, язык как бы «говорит нами». Также и наше бессознательное состоит из своеобразных наборов, «поведенческих репертуаров», сформированных в культуре ещё до нас. Отсюда индивиды оказываются направляемыми идеологией, для которой они являются её субъектами. В основе этого лежит то обстоятельство, что идеологический государственный аппарат уже существует до нашего рождения, и возможные траектории нашего жизненного пути как раз им и детерминированы. В этом смысле наш личностный опыт является выражением более глубокой социальной реальности – внутренней социальной структуры. Таким образом, идеология представляет собой некий субъект, поддерживающий зависимые отношения с индивидуальными субъектами. Последние, осознавая себя независимыми, в сущности оказываются подчинёнными идеологии. Другими словами, идеология функционирует как некоторая система адреса, называния, в которой индивиды позиционируются в качестве социальных субъектов в соответствии с их реакциями, «ответами», проявлениями в данной системе. Определение идеологии как системы представлений предполагает среди прочего, что последние имеют знаковый и смысловой характер. То есть, системы представлений являются системами значений, посредством которых происходит организация нашего видения мира. Здесь автор исходит из того, что идеологическое знание есть результат специфических практик – практик, включённых в производство значений. Важно иметь ввиду, что анализ идеологий по Альтюссеру, предполагает исследование как языка и представлений, так и материальных форм – институтов и социальных практик, с помощью которых мы живём и организуем свою жизнь. Таким образом, поведение и язык являются носителями материальных фиксаций идеологии. Именно поэтому необходимо обращение к языку и социальным практикам для их анализа и деконструкции, что позволит выявить содержащиеся в них образцы или модели идеологического мышления.
Франкфуртская школа об идеологии Один из главных вопросов, поставленных франкфуртцами, касался положительных и отрицательных последствий рациональности в современную эпоху. Как известно, надежды просвещенческого проекта, так как он мыслился в 18 веке, были связаны с возможностями прогресса, человеческой рациональности. Предполагалось, среди прочего, что силы рациональности победят невежество и обеспечат господство над силами природы, опора на достижения науки принесёт процветание, будет способствовать установлению справедливости и порядка в обществе. Однако, по мнению Адорно и Хоркхаймера, в условиях современного им капитализма всеобъемлющее проникновение и использование инструментальной рациональности, науки, технологических достижений стимулируют зачастую обратные тенденции. Мир становится, по существу, предметом технического регулирования, причём сам человек оказывается продолжением этого мира. Формы социального контроля становятся благодаря этому всё более изощрёнными и эффективными, человек во всё большей степени становится зависимым от процессов нарастающей рациональности. Одно из центральных положений, отстаиваемых франкфуртцами, является положение о том, что система массового производства товаров, услуги идей адекватна существующей системе в целом, с её преданностью технологическому рационализму, калькулируемости и потреблению. Значительную роль в этой связи играет индустрия культуры. Понятием индустрия культуры авторы обозначили новое качество культурных форм, которое последние стали приобретать с развитием индустрии развлечений и потребления в ХХ веке. Феномены культуры, таким образом, приобретают форму товара, разработанного для продажи и получения прибыли. Ценность их, по мнению авторов, определяется не художественными достоинствами, а логикой товарного производства и обмена. Отсюда неотъемлемыми чертами культурной продукции являются стандартизация, массовость и стереотипность. Важно, что под индустрией культуры Адорно и Хоркхаймер понимали не только процесс производства как таковой, но и стандартизацию предмета и рационализацию способов распространения культурной продукции. Важнейшую роль в создании, производстве и распространении материалов культуры играют, по мнению автора, средства массовой коммуникации. Если раньше область искусств сохраняла определённую автономию по отношению к рынку, что позволяло ей выполнять некоторую критическую функцию в обществе, то в условиях подчинения культуры логике товарного обмена автономия эта исчезает. Произведения искусства, в своём новом товарном виде становятся частью повседневной жизни людей, что неизбежно связано с размыванием аутентичной художественной ценности этих произведений. Отсюда следует аргумент авторов о том, что культурные ценности как таковые, с одной стороны, и деятельность средств массовой коммуникации – с другой, являются не стыкующимися друг с другом явлениями. По мнению Адорно и Хоркхаймера, массовое производство культурных форм предполагает унификацию индивидуальных особенностей, что в свою очередь, связано с рассмотрением массовой аудитории как некоторой однородной массы. То есть, экономическая эффективность институтов медиа предполагает сведение всех значимых социокультурных особенностей людей к незначительным, и тем самым, предполагает поддержание у аудитории качеств пассивности и конформизма. Показательным в этом плане является замечание Адорно, высказанное им в одной из поздних работ относительно «массмедиа». Отрицательное отношение к возможности его использования состоит в том, что термин искажает истинную суть средств массовой коммуникации. По его мнению
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |