КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационные формы бизнеса в процессе интеграции
Под влиянием изменений, которые происходят в мировой и российской экономике, а также обострении конкуренции между странами и компаниями все большее распространение приобретают процессы интеграции. Под интеграцией понимается объединение усилий ряда организаций для достижения общей стратегической цели, укрепления их конкурентоспособности и повышения эффективности. Создание интегрированных формирований должно основываться на следующих принципах: добровольности, адаптивности, этапности, целостности, поддержки и содействия, выделения «ведущего звена», соблюдения законодательных и нормативно-правовых актов, экономического интереса Принцип добровольности вхождения участников и выхода из нее предполагает, что решение о вступлении фирм в состав интегрированного формирования принимается в соответствии с его уставом: по решению собрания акционеров (в акционерных обществах), вкладчиков (в обществах с ограниченной ответственностью), членов (в кооперативах). Принцип адаптивности означает, что при постоянно изменяющихся условиях хозяйствования и нестабильности развития экономики требуется поиск не только организационных форм, но и новых подходов к организации управления. Этот принцип предполагает гибкое приспособление фирм к изменениям макроэкономических условий и естественных факторов хозяйствования с целью более эффективного ведения интегрированного производства. Принцип этапности предусматривает эволюционное развитие форм интегрированных структур, их переход от простых к сложным, от горизонтальных к вертикальным, от производственных к производственно-торговым. Принцип целостности, комплексности и оптимальности размеров концентрации производства предполагает, что функционирование интегрированных структур должно обеспечивать четкую согласованность между участниками интегрированного процесса. Принцип поддержки и содействия со стороны органов управления процесса формирования и функционирования объединений. В его реализации важно, чтобы органы управления содействовали делу в рамках собственной компетенции и способствовали созданию условий, исключающих ущемление интересов каждого участника интеграции. Принцип выделения «ведущего звена» - фирму -интегратора - предусматривает, что фирмой-интегратором должно быть финансово устойчивое предприятие с высоким производственным потенциалом и по своему уровню развития опережать других участников интегрированного формирования. Принцип соблюдения всеми участниками законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, является важнейшим условием устойчивого развития интегрированного формирования и повышения его эффективности. Принцип экономического интереса каждого на определенных направлениях совместной работы предполагает возможность осуществления перспективных проектов и планов, сокращение издержек и налоговых платежей за счет оптимизации технологической цепи, получение более высоких доходов, повышения качества конечного продукта, возможность получения крупных кредитов и инвестиций по минимальным процентным ставкам. Основными видами интегрированных формирований являются: горизонтальная, вертикальная, диагональная, диверсификационная. Горизонтальная – происходит объединение усилий разных фирм для реализации каких-либо общих целей. Это модель с экономически равноправными партнерами, когда для развития производства и удержания рынков товаропроизводители не имеют достаточного собственного капитала и ищут партнеров, совместно с которыми можно сохранить рынки и повысить конкурентоспособность. В такой модели фирмы близки по масштабам, юридически самостоятельны, но поддерживают друг друга в хозяйственном плане. Горизонтальные связи держатся на принципе специализации, когда разные функции берут на себя разные компании. Это позволяет фирмам экономить ресурсы, наращивать конкурентное преимущество, гибко реагировать на изменения внешней среды. Подобные объединения эффективны в ряде отраслей машиностроения, энергетики, строительства. Вертикальная интеграция – объединяются фирмы связанные между собой технологически, по участию в цепочке создания ценностей, например, от добычи сырья до получения из него готовой продукции. Подобные объединения охватывают металлургию, переработку продукции сельского хозяйства, лесозаготовок, нефтехимии и др. За каждой фирмой закрепляются постоянные функции и зоны хозяйствования. Комбинация горизонтальной и вертикальной интеграция фирм дает третий тип – диагональную интеграцию. Объединения диверсификационного типа наиболее характерны для крупного капитала, который проникает во все сферы национальной и мировой экономики. Концентрация производства и капитала - это главное условие успешногоразвития современной экономики. Транснациональные компании (ТНК) контролируют до половины мирового промышленного производства, примерно 63% мировой внешней торговли, 80% использования патентов и лицензий на новую технику и технологии, от 75 до 90% мирового рынка продовольственных товаров, цветных и черных металлов, топлива и другой важнейшей продукции. В процессе интеграции фирмы могут принимать различные организационные формы: финансово-промышленные группы, интегрированные бизнес группы, межфирменные альянсы и сети, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, холдинги, предпринимательские союзы и ассоциации. Крупномасштабному бизнесу свойственны формы организации, в основе которых лежит объединение предприятий, фирм в совокупные структуры. Это собирательные ассоциативные формы. Картель — форма объединения предприятий, участники которого, сохраняя производственную и коммерческую самостоятельность, заключают между собой соглашение о ценах, рынках сбыта и т.д. Пулом называют объединения предпринимателей, предусматривающее особый порядок распределения прибыли его участников. Формируется общий фонд за счет прибыли участников, который распределяется между ними. Трест — форма объединения, при которой предприятия, входящие в него, полностью теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность и действуют по единому плану. Характеризуется наиболее высокой степенью централизации управления. Синдикат — форма объединения предприятий, целью которого является совместная организация коммерческой деятельности (снабжение, сбыт, ценообразование и др.). Предприятия, входящие в синдикат, сохраняют хозяйственную и юридическую самостоятельность. Концерны - форма договорных крупных объединений обычно монопольного типа, позволяющая использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования, благодаря наличию производственно-технологических связей. Эти организационно-хозяйственные структуры благодаря масштабам концентрации капитала, производственным мощностям, широким возможностям диверсификации производства обладают определенной устойчивостью к колебаниям рыночной конъюнктуры, способны выгодно перераспределять инвестиционные ресурсы, концентрировать их на наиболее рентабельных, окупаемых направлениях. Важнейшим признаком концернов стало единство собственности входящих в них фирм, предприятий, банков. Таким образом, участники концернов взаимозависимы не по договору, а по существу экономических отношений. Корпорация - это акционерное общество, объединяющее деятельность нескольких фирм для достижения их общих целей или защиты привилегий. Как юридическое лицо, корпорация несет ответственность по долгам и налогам за все входящие в нее предприятия и выступает в качестве самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности. Хозяйственные ассоциации - договорные объединения предприятий и организаций, создаваемые для совместного выполнения однородных функций и координации общей деятельности. Ассоциации относятся к одной из самых мягких форм объединений, минимально ограничивающих действия входящих в них членов ассоциации. Участники ассоциации обладают правом входить в любые другие ассоциации. Холдинговые компании (холдинг-компании) характеризуются тем, что они обладают контролем над другими компаниями либо за счет владения их акциями и денежным капиталом, либо в связи с правом назначать директоров подконтрольных компаний. Механизм принятия решений в акционерных обществах позволяет холдингу влиять на хозяйственные, коммерческие решения предприятий, входящих в холдинговое объединение. Хотя эти предприятия остаются в правовом отношении самостоятельными, холдинг способен направлять их в русло интересов большой компании как большой целостной структуры. Помимо этого холдинг может осуществлять ряд функций, связанных с общей предпринимательской деятельностью. В том случае, когда это обусловлено необходимостью и общей пользой, холдинг способен централизовать и перераспределять финансовые средства своих участников. Консорциум - временное добровольное объединение предприятий, организаций, образуемое для решения конкретных задач и проблем, осуществления крупных инвестиционных, научно-технических, социальных, экологических проектов. В консорциум могут входить и крупные, и мелкие предприятия, желающие принять участие в осуществлении проектного или иного предпринимательского замысла, но не обладающие самостоятельными возможностями его осуществления. Консорциум представляет потенциально эффективный организационно-структурный способ временной интеграции кадров, мощностей, материальных и финансовых ресурсов. Предприятия могут объединяться в консорциум во имя осуществления заманчивого, сулящего высокую прибыль проекта, но требующего для своей реализации крупных капиталовложений, отвлекаемых на длительный срок при высокой степени риска. Финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой неформальные финансово-промышленные конгломераты, основным видом связи между входящими в них предприятиями является неформальная координация деятельности. В тоже время между ними существуют и формальные, зачастую весьма жесткие связи: клиентские, кредитные, акционерные, технологические. В качестве ФПГ обычно выступают совокупность кредитно-финансовых организаций (банков, лизинговых и страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов), производственных и сбытовых компаний, связанных между собой долговременными кооперационными, кредитными и акционерными отношениями. Основными отличительными признаками ФПГ являются следующие: - объединение юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест; - в состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации за исключением общественных и религиозных организаций; - обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных учреждений; - центральная компания ФПГ является юридическим лицом. Она, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза; - высшим органом управления ФПГ является совет управляющих, включающий представителей всех ее участников. Российские ФПГ послужили основой возникновения интегрированных бизнес групп (ИБГ). Под интегрированной бизнес группой понимается совокупность предприятий, фирм, организаций, координация действий которых выходит за рамки обычных контрактов. При сохранении статуса партнеров по группе, выделяется центральный элемент, который выполняет функции координации хозяйственной деятельности. Субъекты хозяйствования, входящие в ИБГ сохраняют юридическую самостоятельность, но теряют хозяйственную независимость. Основное отличие ИБГ от ФПГ заключается в том, что ИБГ не предусматривает обязательного вхождения в группу финансового института. Можно выделить три основных типа российских ИБГ: · инвестиционные («Интеррос»); · отраслевые («Севкабель»); · диверсифицированные («Северсталь-групп»). ИБГ принято считать главным проводником инвестиций и позитивных структурных сдвигов в российской экономике. Крупнейшими российскими бизнес-группами являются такие объединения, как ИБГ «Газпрома», ИБГ «Лукойла», Консорциум «Альфа-Группы», ИБГ«Татнефти», Группа МДМ, «Северсталь-Групп», АФК «Система» и др. По оценке Всемирного Банка, в промышленности ИБГ контролируют 35% объема продаж, тогда как на долю предприятий с госконтролем приходится 25%, а на долю иностранных компаний — 5%, причем последние представлены только в производстве потребительских товаров. Межфирменные альянсы и сети Последние годы XX в. и начало нынешнего столетия были отмечены постоянным ростом межфирменной кооперации. Интенсивный рост межфирменной кооперации в различных ее формах актуализирует вопросы о «размывании» границ фирмы, о новых формах организации бизнеса. Во всем мире повышается роль долгосрочных межфирменных взаимоотношений, растет количество стратегических альянсов, сделок слияний и поглощений, создаются виртуальные компании и компании «без границ». В то же время формы интеграции существенно изменяются, компании переходят на новые, сетевые формы ведения бизнеса. Существует множество объяснений и интерпретаций преимуществ и недостатков межфирменного сотрудничества. В рамках общих экономических подходов появление сетей обычно объясняется несовершенством рынка и стремлением повысить эффективность деятельности фирм. Положительный эффект от сетевой организации в большинстве случаев объясняется снижением издержек производства и координации. Основные цели создания сетей: · формирование общей ресурсной базы для снижения издержек ее эксплуатации и воспроизводства; · создание общей базы знаний, обмен необходимыми компетенциями и предложение рынку более привлекательной ценности; · распределение рисков между партнерами; · максимизация совокупных доходов за счет возникновения сетевого синергетического эффекта (системного эффекта) и др. Факторы устойчивости и эффективности сети: · устойчивость информационных связей (наличие общего сетевого оперативно пополняющегося информационного ресурса). · согласованность действий участников сети (в случае объединения компаний, имеющих равный вес на рынке, обычно создаются координационные советы для решения наиболее важных вопросов или нанимается сетевой брокер, осуществляющий координацию их деятельности); · наличие и исполнение внутрисетевых стандартов (должны быть четко прописаны и контролируемы бизнес-процессы, связанные с обслуживанием клиентов, переработкой информации, принятием решений, мотивацией, внедрением инноваций и т.п.); · доверие между участниками сети или внутрисетевая корпоративная культура (этот фактор часто является ключевым для достижения успеха). Сети – это гибкие горизонтальные управленческие структуры, функционирующие за счет общей ресурсной базы. Ключевым является информационный ресурс, и наиболее удачно сочетающие формальные и неформальные процедуры для координации и согласования деятельности фирм-участников сети. Таким образом, сети помогают получать доступ к ресурсам партнера и достигать максимального синергетического эффекта от их использования. Например, мелкие предприятия, создавая и используя общую ресурсную базу, могут быстро реагировать на изменение потребностей потенциальных клиентов. Для крупной корпорации перестройка внутренней структуры в сетевую означает введение рыночного механизма внутрь организации. Предпосылки развития межфирменных сетей: · усложнение деловой среды (глобализация); · изменение поведения потребителя, т.е. нестабильность потребностей, вынуждает переходить к производству изделий по индивидуальным заказам, что требует большей гибкости, лучшего знания тенденций развития потребностей, креативности, гибких технологий, использования компетенций партнеров; крупное предприятие с неповоротливой иерархической структурой не способно быстро адаптироваться к изменению спроса и вынуждено разукрупняться и использовать партнеров и преимущества горизонтальных связей; · специализация и углубление компетенций на глобальном уровне вынуждает компании обмениваться компетенциями, кооперироваться, развивать долгосрочные взаимоотношения и создавать партнерства; · основной ресурс рынка – информация, для доступа к которой нужно стать участником сети, постоянно генерирующей, передающей, обрабатывающей и использующей информацию; · повышение рисков во внешней среде, связанных с ее быстрыми изменениями, справиться с которым помогает привлечение партнера, обладающего знаниями, снижающими риски. Таким образом, сети – это результат закономерного развития процессов организации и институционализации социально-экономической системы, которая стремится выжить, адаптируясь к новым условиям существования. Переход на сетевые формы организации бизнеса – это эволюционный шаг, который предпринимают компании для получения конкурентных преимуществ при увеличении рисков, связанных с переходом экономики от индустриальной фазы к информационной. Это выражается в резком повышении значения инноваций и способности фирм быстро и эффективно их разрабатывать и внедрять. Такая гибкость более свойственна, как правило, небольшим компаниям, а не гигантским, главенствующим в период индустриальной экономики. Что касается организации крупного бизнеса, то большинство отечественных корпораций имеют холдинговую или унитарную форму. В такой ситуации их переход к сетевой форме организации бизнеса представляется преждевременным, поскольку не созрели необходимые предпосылки внутри фирм, не готовы руководители и персонал, хотя и сегодня есть отрасли и компании, которые развиваются быстрее и более других включены в глобальную экономику. Наиболее благоприятные предпосылки для развития сетей имеют компании, уже внедрившие современное программное обеспечение, имеющие профессиональный топ-менеджмент и развитую корпоративную культуру. Это, прежде всего предприятия, входящие в систему РАО ЕЭС, нефтяные компании, отдельные машиностроительные предприятия, торговые сети, а также компании, развивающие инновационные продукты. Для российских предприятий также перспективно развитие взаимоотношений и создание сетей с азиатскими, в основном китайскими, производителями, гибко реагирующими на изменение потребностей, поскольку они имеют своих представителей на всех основных глобальных рынках. Большие возможности открываются и перед региональными сетями малых предприятий, объединяющих производственные мощности для оптимизации размещения заказов и повышения среднегодового коэффициента загрузки. Франчайзинг Одним из механизмов объединения ресурсов и интересов малого предпринимательства и крупных компаний является франчайзинг. Особенность этой формы ведения бизнеса заключается в том, что предприятия, работающие по договору франчайзинга, несмотря на юридическую самостоятельность, являются частью единой системы. Франчайзинг, с одной стороны, помогает избежать ряда сложностей, связанных с функционированием независимого малого бизнеса, а с другой стороны, порождает проблемы, свойственные любой корпоративной структуре. Под франчайзингом понимают такую форму организации бизнеса, при которой более крупная или известная компания (франчайзер) передает более мелкой независимой фирме или конкретному человеку (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным правилам ведения бизнеса, установленным франчайзером для всех франчайзи. В обмен на выполнение условий договора франчайзи получает право использовать имя крупной компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчаизи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесячные взносы, называемые роялти. Франчайзинг, в сущности, представляет собой не что иное, как аренду чужого брэнда, поскольку франчайзи не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать его на определенный период времени. Суммы роялти оговариваются во франчайзинговом договоре и являются предметом переговоров между его сторонами. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет предпринимателям начать ведение бизнеса не с нуля, даже если они не имеют предварительного опыта или знаний в данной области. Контрольные вопросы
1. Перечислите и дайте характеристику различным организационно-правовым формам предпринимательских структур в соответствии с Гражданским кодексом РФ. 2. Охарактеризуйте факторы, влияющие на выбор организационно-правовой формы. 3. Дайте определение бизнес-группы. Чем ИБГ отличаются от ФПГ? 4. Что понимают под инвестиционными, отраслевыми и 5. Каковы основные цели создания сетей? 6. Перечислите основные формы сетевого взаимодействия между компаниями. 7. Назовите основные цели организации межфирменных 8. Каковы преимущества франчайзинга для каждой из
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |