Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные формы бизнеса в процессе интеграции




Под влиянием изменений, которые происходят в мировой и российской экономике, а также обострении конкуренции между странами и компаниями все большее распространение приобретают процессы интеграции.

Под интеграцией понимается объединение усилий ряда орга­низаций для достижения общей стратегической цели, укрепления их конкурентоспособности и повышения эффективности.

Создание интегрированных формирований должно основы­ваться на следующих принципах: добровольности, адаптивности, этапности, целостности, поддержки и содействия, выделения «ведущего звена», соблюдения законодательных и нормативно-правовых актов, экономического интереса

Принцип добровольности вхождения участников и выхода из нее предполагает, что решение о вступлении фирм в состав интег­рированного формирования принимается в соответствии с его уста­вом: по решению собрания акционеров (в акционерных обществах), вкладчиков (в обществах с ограниченной ответственностью), чле­нов (в кооперативах).

Принцип адаптивности означает, что при постоянно изменяю­щихся условиях хозяйствования и нестабильности разви­тия экономики требуется поиск не только организационных форм, но и новых подходов к организации управления. Этот принцип предполагает гибкое приспособление фирм к изменениям макро­экономических условий и естественных факторов хозяйствования с целью более эффективного ведения интегрированного производ­ства.

Принцип этапности предусматривает эволюционное разви­тие форм интегрированных структур, их переход от простых к сложным, от горизонтальных к вертикальным, от производствен­ных к производственно-торговым.

Принцип целостности, комплексности и оптимальности раз­меров концентрации производства предполагает, что функциони­рование интегрированных структур должно обеспечивать четкую согласованность между участниками интегрированного процесса.

Принцип поддержки и содействия со стороны органов управле­ния процесса формирования и функционирования объеди­нений. В его реализации важно, чтобы органы управления содейст­вовали делу в рамках собственной компетенции и способствовали созданию условий, исключающих ущемление интересов каждого участника интеграции.

Принцип выделения «ведущего звена» - фирму -инте­гратора - предусматривает, что фирмой-интегратором должно быть финансово устойчивое предприятие с высоким производственным потенциалом и по своему уровню развития опережать других уча­стников интегрированного формирования. Принцип соблюдения всеми участниками законодательных и других норма­тивно-правовых актов, регулирующих деятельность хозяйствую­щих субъектов, является важнейшим условием устойчивого разви­тия интегрированного формирования и повышения его эффектив­ности.

Принцип экономического интереса каждого на определенных направлениях совместной работы предполагает возможность осу­ществления перспективных проектов и планов, сокращение издер­жек и налоговых платежей за счет оптимизации технологической цепи, получение более высоких доходов, повышения качества ко­нечного продукта, возможность получения крупных кредитов и ин­вестиций по минимальным процентным ставкам.

Основными видами интегрированных формирований явля­ются: горизонтальная, вертикальная, диагональная, диверсифика­ционная.

Горизонтальная – происходит объединение усилий разных фирм для реализации каких-либо общих целей. Это модель с эко­номически равноправными партнерами, когда для развития произ­водства и удержания рынков товаропроизводители не имеют доста­точного собственного капитала и ищут партнеров, совместно с ко­торыми можно сохранить рынки и повысить конкурентоспособ­ность. В такой модели фирмы близки по масштабам, юридически самостоятельны, но поддерживают друг друга в хозяйственном плане. Горизонтальные связи держатся на принципе специализа­ции, когда разные функции берут на себя разные компании. Это по­зволяет фирмам экономить ресурсы, наращивать конкурентное преимущество, гибко реагировать на изменения внешней среды. Подобные объединения эффективны в ряде отраслей машинострое­ния, энергетики, строительства.

Вертикальная интеграция – объединяются фирмы связанные между собой технологически, по участию в цепочке создания цен­ностей, например, от добычи сырья до получения из него готовой продукции. Подобные объединения охватывают металлургию, пе­реработку продукции сельского хозяйства, лесозаготовок, нефте­химии и др. За каждой фирмой закрепляются постоянные функции и зоны хозяйствования.

Комбинация горизонтальной и вертикальной интеграция фирм дает третий тип – диагональную интеграцию.

Объединения диверсификационного типа наиболее характерны для крупного капитала, который проникает во все сферы нацио­нальной и мировой экономики. Концентрация производства и капи­тала - это главное условие успешногоразвития современной эко­номики.

Транснациональные компании (ТНК) контролируют до поло­вины мирового промышленного производства, примерно 63% ми­ровой внешней торговли, 80% использования патентов и лицензий на новую технику и технологии, от 75 до 90% мирового рынка про­довольственных товаров, цветных и черных металлов, топлива и другой важнейшей продукции.

В процессе интеграции фирмы могут принимать различные организационные формы: финансово-промышленные группы, ин­тегрированные бизнес группы, межфирменные альянсы и сети, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, тресты, концерны, хол­динги, предпринимательские союзы и ассоциации.

Крупномасштабному бизнесу свойственны формы организа­ции, в основе которых лежит объединение предприятий, фирм в со­вокупные структуры. Это собирательные ассоциативные фор­мы.

Картель — форма объединения предприятий, участники кото­рого, сохраняя производственную и коммерческую самостоятель­ность, заключают между собой соглашение о ценах, рынках сбыта и т.д.

Пулом называют объединения предпринимателей, предусмат­ривающее особый порядок распределения прибыли его участников. Формируется общий фонд за счет прибыли участников, который распределяется между ними.

Трест — форма объединения, при которой предприятия, входя­щие в него, полностью теряют свою производственную, коммер­че­скую и юридическую самостоятельность и действуют по единому плану. Характеризуется наиболее высокой степенью централизации управления.

Синдикат — форма объединения предприятий, целью которого является совместная организация коммерческой деятельности (снаб­жение, сбыт, ценообразование и др.). Предприятия, входящие в син­дикат, сохраняют хозяйственную и юридическую самостоятель­ность.

Концерны - форма договорных крупных объединений обыч­но монопольного типа, позволяющая использовать возможнос­ти крупномасштабного производства, комбинирования, коопе­риро­вания, благодаря наличию производственно-технологиче­ских свя­зей. Эти организационно-хозяйственные структуры благодаря масштабам концентрации капитала, производственным мощно­стям, широким возможностям диверсификации производства об­ладают определенной устойчивостью к колебаниям рыночной конъюнктуры, способны выгодно перераспределять инвестици­он­ные ресурсы, концентрировать их на наиболее рентабельных, оку­паемых направлениях. Важнейшим признаком кон­цернов стало единство собственности входящих в них фирм, пред­приятий, банков. Таким образом, участники концернов взаимоза­висимы не по дого­вору, а по существу экономических отношений.

Корпорация - это акционерное общество, объединяющее дея­тельность нескольких фирм для достижения их общих целей или защиты привилегий. Как юридическое лицо, корпорация несет от­ветственность по долгам и налогам за все входящие в нее пред­при­ятия и выступает в качестве самостоятельного субъекта пред­при­нимательской деятельности.

Хозяйственные ассоциации - договорные объединения пред­приятий и организаций, создаваемые для совместного выполне­ния однородных функций и координации общей деятельности. Ассо­циации относятся к одной из самых мягких форм объедине­ний, ми­нимально ограничивающих действия входящих в них членов ассо­циации. Участники ассоциации обладают правом вхо­дить в лю­бые другие ассоциации.

Холдинговые компании (холдинг-компании) характеризуют­ся тем, что они обладают контролем над другими компаниями либо за счет владения их акциями и денежным капиталом, либо в связи с правом назначать директоров подконтрольных компаний.

Механизм принятия решений в акционерных обществах по­зволяет холдингу влиять на хозяйственные, коммерческие реше­ния предприятий, входящих в холдинговое объединение. Хотя эти пред­приятия остаются в правовом отношении самостоятельны­ми, хол­динг способен направлять их в русло интересов большой компании как большой целостной структуры. Помимо этого хол­динг может осуществлять ряд функций, связанных с общей пред­приниматель­ской деятельностью. В том случае, когда это обус­ловлено необхо­димостью и общей пользой, холдинг способен централизовать и перераспределять финансовые средства своих участников.

Консорциум - временное добровольное объединение предпри­ятий, организаций, образуемое для решения конкретных задач и проблем, осуществления крупных инвестиционных, научно-тех­ни­ческих, социальных, экологических проектов. В консорциум могут входить и крупные, и мелкие предприятия, желающие при­нять уча­стие в осуществлении проектного или иного предприни­мательского замысла, но не обладающие самостоятельными воз­можностями его осуществления. Консорциум представляет по­тенциально эффек­тивный организационно-структурный способ временной интегра­ции кадров, мощностей, материальных и фи­нансовых ресурсов. Предприятия могут объединяться в консор­циум во имя осуществле­ния заманчивого, сулящего высокую при­быль проекта, но требую­щего для своей реализации крупных ка­питаловложений, отвлекае­мых на длительный срок при высокой степени риска.

Финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой неформальные финансово-промышленные конгломераты, основ­ным видом связи между входящими в них предприятиями является неформальная координация деятельности. В тоже время между ними существуют и формальные, зачастую весьма жесткие связи: клиентские, кредитные, акционерные, технологические. В качестве ФПГ обычно выступают совокупность кредитно-финансовых ор­ганизаций (банков, лизинговых и страховых компаний, пенсионных и инвестиционных фондов), производственных и сбытовых компа­ний, связанных между собой долговременными кооперационными, кредитными и акционерными отношениями.

Основными отличительными признаками ФПГ являются сле­дующие:

- объединение юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или эко­номической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспо­собности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест;

- в состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерче­ские организации за исключением общественных и религиозных организаций;

- обязательно наличие организаций, действующих в сфере про­изводства товаров и услуг, а также банков и иных кредитных учреждений;

- центральная компания ФПГ является юридическим лицом. Она, как правило, является инвестиционным институтом. Допуска­ется создание центральной компании в форме хозяйственного об­щества, а также ассоциации, союза;

- высшим органом управления ФПГ является совет управляю­щих, включающий представителей всех ее участников.

Российские ФПГ послужили основой возникновения интегриро­ванных бизнес групп (ИБГ). Под интегрированной биз­нес группой понимается совокупность предприятий, фирм, органи­заций, координация действий которых выходит за рамки обычных контрактов. При сохранении статуса партнеров по группе, выделя­ется центральный элемент, который выполняет функции координа­ции хозяйственной деятельности. Субъекты хозяйствования, вхо­дящие в ИБГ сохраняют юридическую самостоятельность, но те­ряют хозяйственную независимость.

Основное отличие ИБГ от ФПГ заключается в том, что ИБГ не предусматривает обязательного вхождения в группу финансового института.

Можно выделить три основных типа российских ИБГ:

· инвестиционные («Интеррос»);

· отраслевые («Севкабель»);

· диверсифицированные («Северсталь-групп»).

ИБГ принято считать глав­ным проводником инвестиций и позитивных структурных сдвигов в российской экономике.

Крупнейшими российскими бизнес-группами являются такие объединения, как ИБГ «Газпрома», ИБГ «Лукойла», Консорциум «Альфа-Группы», ИБГ«Татнеф­ти», Группа МДМ, «Северсталь-Групп», АФК «Система» и др.

По оценке Всемирного Банка, в промышленности ИБГ кон­тролируют 35% объема продаж, тогда как на долю пред­приятий с госконтролем приходится 25%, а на долю иностран­ных компаний — 5%, причем последние представлены только в производстве потребительских товаров.

Межфирменные альянсы и сети

Последние годы XX в. и начало нынешнего столетия были отмечены постоянным ростом межфирменной коопера­ции. Ин­тенсивный рост межфирменной кооперации в различ­ных ее фор­мах актуализирует вопросы о «размывании» гра­ниц фирмы, о новых формах организации бизнеса.

Во всем мире повышается роль долгосрочных межфирменных взаимоотношений, растет количество стратегических альянсов, сделок слияний и поглощений, создаются виртуальные компании и компании «без границ». В то же время формы интеграции сущест­венно изменяются, компании переходят на новые, сетевые формы ведения бизнеса.

Существует множество объяснений и интерпретаций пре­имуществ и недостатков межфирменного сотрудничества. В рамках общих экономических подходов появление сетей обычно объясняется несовершенством рынка и стремлением повысить эффективность деятельности фирм. Положительный эффект от се­тевой организации в большинстве случаев объяс­няется сниже­нием издержек производства и координации.

Основные цели создания сетей:

· формирование общей ресурсной базы для снижения издер­жек ее эксплуатации и воспроизводства;

· создание общей базы знаний, обмен необходимыми компе­тенциями и предложение рынку более привлекательной цен­ности;

· распределение рисков между партнерами;

· максимизация совокупных доходов за счет возникновения сетевого синергетического эффекта (системного эффекта) и др.

Факторы устойчивости и эффективности сети:

· устойчивость информационных связей (наличие общего се­тевого оперативно пополняющегося информационного ресурса).

· согласованность действий участников сети (в случае объе­динения компаний, имеющих равный вес на рынке, обычно созда­ются координационные советы для решения наиболее важных во­просов или нанимается сетевой брокер, осуществляющий коорди­нацию их деятельности);

· наличие и исполнение внутрисетевых стандартов (должны быть четко прописаны и контролируемы бизнес-процессы, связан­ные с обслуживанием клиентов, переработкой информации, приня­тием решений, мотивацией, внедрением инноваций и т.п.);

· доверие между участниками сети или внутрисетевая корпо­ративная культура (этот фактор часто является ключевым для достижения успеха).

Сети – это гибкие горизонтальные управленческие структуры, функционирующие за счет общей ресурсной базы. Клю­чевым является информационный ресурс, и наиболее удачно соче­тающие формальные и неформальные процедуры для координации и согласования деятельности фирм-участников сети.

Таким образом, сети помогают получать доступ к ресурсам партнера и достигать максимального синергетического эффекта от их использования. Например, мелкие предприятия, создавая и ис­пользуя общую ресурсную базу, могут быстро реагировать на из­менение потребностей потенциальных клиентов. Для крупной кор­порации перестройка внутренней структуры в сетевую означает введение рыночного механизма внутрь организации.

Предпосылки развития межфирменных сетей:

· усложнение деловой среды (глобализация);

· изменение поведения потребителя, т.е. нестабильность по­требностей, вынуждает переходить к производству изделий по индивидуальным заказам, что требует большей гибкости, лучшего знания тенденций развития потребностей, креативности, гибких технологий, использования компетенций партнеров; крупное пред­приятие с неповоротливой иерархической структурой не способно быстро адаптироваться к изменению спроса и вынуждено разук­рупняться и использовать партнеров и преимущества горизонталь­ных связей;

· специализация и углубление компетенций на глобальном уровне вынуждает компании обмениваться компетенциями, коопе­рироваться, развивать долгосрочные взаимоотношения и создавать партнерства;

· основной ресурс рынка – информация, для доступа к кото­рой нужно стать участником сети, постоянно генерирующей, передающей, обрабатывающей и использующей информацию;

· повышение рисков во внешней среде, связанных с ее быст­рыми изменениями, справиться с которым помогает привлече­ние партнера, обладающего знаниями, снижающими риски.

Таким образом, сети – это результат закономерного развития процессов организации и институционализации социально-эконо­мической системы, которая стремится выжить, адаптируясь к но­вым условиям существования.

Переход на сетевые формы организации бизнеса – это эволю­ционный шаг, который предпринимают компании для получения конкурентных преимуществ при увеличении рисков, связанных с переходом экономики от индустриальной фазы к информационной. Это выражается в резком повышении значения инноваций и спо­собности фирм быстро и эффективно их разрабатывать и внедрять. Такая гибкость более свойственна, как правило, небольшим компа­ниям, а не гигантским, главенствующим в период индустриальной экономики.

Что касается организации крупного бизнеса, то большинство отечественных корпораций имеют холдинговую или унитарную форму. В такой ситуации их переход к сетевой форме организации бизнеса представляется преждевременным, поскольку не созрели необходимые предпосылки внутри фирм, не готовы руководители и персонал, хотя и сегодня есть отрасли и компании, которые разви­ваются быстрее и более других включены в глобальную экономику. Наиболее благоприятные предпосылки для развития сетей имеют компании, уже внедрившие современное программное обеспечение, имеющие профессиональный топ-менеджмент и развитую корпора­тивную культуру. Это, прежде всего предприятия, входящие в сис­тему РАО ЕЭС, нефтяные компании, отдельные машиностроитель­ные предприятия, торговые сети, а также компании, развивающие инновационные продукты.

Для российских предприятий также перспективно развитие взаимоотношений и создание сетей с азиатскими, в основном ки­тайскими, производителями, гибко реагирующими на изменение потребностей, поскольку они имеют своих представителей на всех основных глобальных рынках.

Большие возможности открываются и перед региональными сетями малых предприятий, объединяющих производственные мощности для оптимизации размещения заказов и повышения среднегодового коэффициента загрузки.

Франчайзинг

Одним из механизмов объединения ресурсов и интересов ма­лого предпринимательства и крупных компаний является фран­чайзинг. Особенность этой формы ведения бизнеса заключается в том, что предприятия, работающие по договору фран­чайзинга, не­смотря на юридическую самостоятельность, явля­ются частью единой системы. Франчайзинг, с одной стороны, помогает избе­жать ряда сложностей, связанных с функционированием незави­симого малого бизнеса, а с другой стороны, порождает проблемы, свойственные любой корпоративной структуре.

Под франчайзингом понимают такую форму организации бизнеса, при которой более крупная или известная компания (франчайзер) передает более мелкой независимой фирме или кон­кретному человеку (франчайзи) право на продажу продук­та и ус­луг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот про­дукт или услуги по заранее определенным правилам ведения биз­неса, установленным франчайзером для всех фран­чайзи. В обмен на выполнение условий договора франчайзи получает право ис­пользовать имя крупной компании, ее репу­тацию, продукт и ус­луги, маркетинговые технологии, экспер­тизу и механизмы под­держки.

Чтобы получить такие права, франчаизи делает первона­чальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает ежемесяч­ные взносы, называемые роялти. Франчайзинг, в сущности, представ­ляет собой не что иное, как аренду чужого брэнда, поскольку франчайзи не является полным владельцем товар­ного знака, а просто имеет право использовать его на определенный период времени. Суммы роялти оговариваются во франчайзинговом до­говоре и являются предметом переговоров между его сторонами. Франчайзинговый пакет (полная систе­ма ведения бизнеса, пере­даваемая франчайзи) позволяет предпринимателям начать веде­ние бизнеса не с нуля, даже если они не имеют предваритель­ного опыта или знаний в данной области.

Контрольные вопросы

 

1. Перечислите и дайте характеристику различным организаци­онно-правовым формам предпринимательских структур в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

2. Охарактеризуйте факторы, влияющие на выбор организаци­онно-правовой формы.

3. Дайте определение бизнес-группы. Чем ИБГ отличаются от ФПГ?

4. Что понимают под инвестиционными, отраслевыми и
диверсифицированными бизнес-группами?

5. Каковы основные цели создания сетей?

6. Перечислите основные формы сетевого взаимодейст­вия между компаниями.

7. Назовите основные цели организации межфирменных
альянсов.

8. Каковы преимущества франчайзинга для каждой из
сторон франчайзингового соглашения?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1828; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.