Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 15. Инновационное развитие фирмы




 

В настоящее время приоритетным путем развития экономики, повышения ее конкурентоспособности, признается инновационный характер ее развития.

На сегодняшний день технологическое лидерство в мире принадлежит Японии, США, Германии и другим странам ЕЭС. Российская инновационная продукция на международном рынке составляет всего 0,3%, в то время как инновационная продукция США – 39%. Доля наукоемкой продукции в валовом внутреннем продукте России оценивается в 0,3 % (в США - 20%, в Китае – 30%), а большая часть – свыше 67% дает сырьевой сектор[10]. Любая фирма должна развиваться и совершенство­вать свою продукцию (работы, услуги). В противном случае она не будет обладать конкурентным преимуществом, что приведет к потере рынков сбыта. По этой причине фирмы постоян­но находится в поиске новых идей, которые могут быть коммерциализированы.

Современная инновационная деятельность фирмы - это не только использование достижений научно-технического прогресса, основанного на разработке и внедрении нового продукта. Все чаще организации в процессе конкурентных действий используют целый комплекс нововведений, затрагивающих все сферы ее функционирования и области управления. Интеграция и кооперация фирм, использование новых маркетинговых стратегий и подходов, реструктуризация, переход к новым типам и методам управления организационными ресурсами, формирование корпоративной культуры и имиджа становятся стратегическими целями фирмы, при этом наиболее эффективная инновационная деятельность строится на одновременном параллельном внедрении различных типов нововведений.

Американский исследователь Ф. Янсен рассматривает инновации «в качестве магистрального пути, обеспечивающего постоянный рост и процветание компании». Сначала технология, затем ее приложения – продукты и услуги, а потом неизменный поток инноваций. Он разработал модель ТАМО, показывающую структуру этого потока, где инновационная траектория представлена следующим образом (рис. 19.):

 
 

 

 


Переход к следующему циклу развития

Новый цикл развития

 

Рис. 19. Инновационная траектория

Т – технологические инновации (новые технологии и новые исследования);

А - продукты и услуги как приложения технологии, являющиеся основой возникновения и развития рынка;

М – маркетинговые инновации (маркетинговые, логистические технологии, технологии продаж, комплекс маркетинга);

О – организационно-управленческие инновации (новые производственные, логистические и управленческие технологии и методы).

Для того чтобы эффективно управлять инновациями, необходимо четко понимать смысл и значение термина «инновация».

Во-первых – инновация отождествляется с нововведением, новшеством. Во-вторых – инновация рассматривается как процесс создания новой продукции, технологии, новшество в сфере организации, экономики и управления производством. В третьих – инновация как новый способ и новые подходы ведения хозяйственной деятельности. Инновация – это изменения во всех сферах деятельности фирмы на основе коммерциализации научных знаний, получивших воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, техники, технологии, а также организации хозяйственной деятельности и приносящих различные виды эффекта.

Выделяют следующие виды инноваций: политические, экономические, финансовые, управленческие, социальные, экологические, правовые, производственные, технологические, продуктовые, ресурсные и др.

Важнейшее значение для управления инновациями имеют их различные классификации (см. табл. 8).

Продуктовая инновация представляет собой создание новых или усовершенствование уже имеющихся продуктов. В связи с этим продуктовые инновации можно подразделить на принципиальные (радикальные) и улучшающие (модификационные) инновации.

К принципиальным (радикальным) инновациям относится производство принципиально новой продукции, для которой предполагаемая область применения, функциональные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, дополнительные услуги, а также состав применяемых материалов и компонентов являются новыми. Такие инновации, как правило, основаны на принципиально новых технологиях или на сочетании новых применений действующих технологий.

К улучшающим (модификационным) инновациям относится производство продукции с улучшенными отдельными функциональными и конструктивными характеристиками.

Процессная инновация связана с внедрением новых технологических процессов, форм организации труда и организационных структур при выпуске продукции. Кроме указанных классификаций инноваций существуют и другие (см. табл. 8).

Таблица 8

Классификация инноваций

Критерий Виды инноваций
В зависимости от технологических параметров Продуктовые Процессные
В зависимости от глубины вносимых изменений   Радикальные (или базовые) Улучшающие Псевдоинновации
По типу новизны для рынка   Новые для отрасли в мире Новые для отрасли в стране Новые для данного предприятия
По преемственности   Замещающие Отменяющие Расширяющие
По охвату   Локальные Системные Стратегические
По времени выхода на рынок   Инновации-лидеры Инновации-последователи

 

Изменения, происходящие в фирме, являются прямым или косвенным следствием перемен во внешней среде. В инновационной деятельности можно выделить две группы факторов, являющихся предпосылками ее развития: внутренние и внешние.

Под внутренними факторами подразумеваются факторы, вызываемые особенностями функционирования самой организации, требующие осуществления тех или иных инноваций (нововведений).

Под внешними факторами понимаются изменения, происходящие в предпринимательской среде, ведущие к адаптации рыночных субъектов к новым условиям также посредством внедрения инноваций. Основной предпосылкой, свидетельствующей о необходимости инновационной деятельности, является обеспечение конкурентоспособности фирмы в современных рыночных условиях. Нововведения обеспечивают фирме определенные конкурентные преимущества на рынке, способствуя тем самым процессу ее адаптации к современным рыночным условиям.

Под инновационной деятельностью следует понимать любую деятельность, так или иначе связанную с созданием чего-то качественно нового или преобразованием того или иного явления.

Инновационная деятельность включает стратегический анализ ретроспективы и перспективы инноваций, разработку иннова­ционной политики, составление плана инноваций, материаль­ное стимулирование творчества персонала.

Работа персонала фирмы, направленная на использова­ние результатов научных исследований для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования техники, технологии и организа­ции, также относится к инновационной деятельности.

Исходной позицией в инновационной деятельности являют­ся маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей; информационное обеспечение конкурирующих фирм; поиски новаторских идей и партнеров для финансирова­ния инновационных проектов. Большое значение в организации инновационной деятельности для фирмы имеет инноваци­онная инфраструктура: бизнес-инкубаторы, инновационные цен­тры, технопарки, консалтинговые фирмы и другие субъекты ры­ночной экономики.

С помощью инновационной инфраструкту­ры производственная фирма может получить следующие виды услуг:

— доступ к информационным базам и банкам данных на раз­личных условиях;

— проведение квалифицированной экспертизы инновацион­ных проектов;

— финансовая поддержка инновационных проектов;

— сертификация наукоемкой продукции;

— продвижение наукоемкой продукции на различные рынки, включая рекламную и выставочную деятельность;

— патентно-лицензионная работа и защита интеллектуаль­ной собственности.

В рыночной экономике функционируют инновационные фирмы, которые специализируются на том или ином виде инновационной деятельности или осуществляют комплекс ин­новационных услуг на коммерческой основе. Крупные корпора­ции имеют материальные, финансовые возможности и высоко­профессиональный кадровый потенциал, которые обеспечивают непрерывность инновационного процесса и лидирование на национальном и зарубежных рынках.

Контрольные вопросы

 

1. В чем отличия понятий новшество, нововведение, инновация?

2. Что такое инновационная траектория?

3. Приведите примеры радикальных, улучшающих и псевдоинноваций.

4. Назовите три основные характеристики любой инновации.

5. Что лежит в основе выбора инновационной компанией источника финансирования?

6. Какие внешние источники финансирования вы знаете?

7. Составьте и обоснуйте оптимальный маршрут развития инновационной компании на основе внешних источников финансирования.

8. В чем заключается специфика процесса управления персоналом на различных стадиях развития инновационной фирмы?

9. Какие составляющие инновационной инфраструктуры вы знаете?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.