Система зажигания
| При ежедневном техническом обслуживании и ТО-1 проверяют работоспособность включения зажигания, надежность электрических контактов в цепи зажигания, состояние высоковольтных проводов и крышек распределителя и катушки зажигания, надежность крепления всех приборов на двигателе и чистоту наружных поверхностей высоковольтных деталей.
При каждом ТО-2 проводят углубленное диагностирование всех аппаратов зажигания на мотор тестере или на специализированном стенде типа СПЗ –16 путем снятия системы зажигания с автомобиля.
Поскольку трущиеся детали распределителя в процессе эксплуатации подвергаются износу, то они требуют их систематической смазки.
Проверку исправности аппаратов зажигания непосредственно на двигателе и автомобиле проводят, соблюдая определенные правила и последовательность операций:
· первичную цепь системы зажигания проверяют контрольной лампой или тестером, последовательно контролируя элементы ее от «+» замка зажигания, клеммы первичной обмотки катушки зажигания, клеммы на распределителе классической системы зажигания или разъем транзисторного коммутатора бесконтактной системы зажигания. Затем проверяется наличие высокого напряжения в виде искрового разряда между центральным проводом катушки зажигания и «массой». При исправной первичной цепи и отсутствии искрового разряда имеет место отказ во вторичной цепи. Для контроля вторичной цепи у бесконтактных систем зажигания высокой энергии запрещается производить «проверку на искру» без диагностического разрядника, изготовленного в случае необходимости из неисправной свечи зажигания с отломанным боковым электродом, роль «массы» выполняет корпус свечи, ввернутый в приспособление.
· исправность свечей зажигания на 4-х цилиндровом двигателе можно проверить последовательным отключением высоковольтных проводов, идущих на свечи зажигания. Отключение работоспособной свечи зажигания приводит к перебоям в работе двигателя, а неисправной – не изменит характер работы двигателя.
При проведении диагностирования в процессе ТО-2 и при отсутствии стенда и мотор тестера используют стробоскопический метод проверки центробежного и вакуумного автоматов опережения зажигания. Стробоскоп представляет собой газоразрядную лампу, которая вспыхивает синхронно с искрой в первом цилиндре двигателя.
Перед проверкой работоспособности центробежного и вакуумного автоматов опережения зажигания у классической системы зажигания регулируют зазор между контактами (для бесконтактных систем зажигания эту операцию не производят), а затем в соответствии с инструкцией устанавливают зажигание. Установку зажигания осуществляют на прогретом двигателе при отключенном вакуумном автомате путем сопоставления положений подвижной и неподвижной меток на шкиве коленчатого вала и блоке цилиндров двигателя. При правильной установке угла опережения зажигания на минимальных частотах вращения вала двигателя подвижная метка в результате стробоскопического эффекта кажется неподвижной и находится напротив неподвижной метки. Если такого положения нет, то ослабляют крепление корпуса распределителя и его поворотом добиваются совпадения меток. После чего закрепляют распределитель, а регулирование по детонации производят с помощью октан-корректора.
Работоспособность центробежного регулятора опережения зажигания проверяют плавным увеличением частоты вращения вала, начиная с минимальной частоты оборотов холостого хода. Если смещение подвижной метки происходит плавно, то автомат исправен. В случае если она остается в том же положении, то регулятор - неисправен и его необходимо отремонтировать.
Исправность вакуумного автомата проверяют путем быстрого подсоединения его на устойчивой частоте вращения вала на режиме холостого хода. Если подвижная метка при этом резко отклонилась, то автомат исправен. В противном случае он неисправен и требует ремонта.
На работу двигателя и его показатели токсичности, экономичности мощности сильное влияние оказывают искровые свечи зажигания. Работоспособность свечей зажигания очень сильно зависит от качества применяемого топлива и правильного регулирования топливной аппаратуры.
Свечи зажигания подвергаются проверке и обслуживанию при каждом ТО-2. Вывертывание и ввертывание свечей зажигания производят специальным «свечным» ключом, предварительно очистив гнездо и поверхность свечи от грязи и окалины, чтобы не засорить камеру сгорания двигателя.
Очистку теплового конуса свечи зажигания производят с помощью пескоструйного прибора типа Э203.О, а после очистки, а после очистки и регулирования зазора проверяют свечу на герметичность и бесперебойность искрообразования на приборе типа Э203.П. Если в свечу встроен помехоподавительный резистор, то проверяют его величину. Величина его должна быть порядка 5 кОм.
|