КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Цели и задачи дисциплины
ВВЕДЕНИЕ Конспект лекций «Основы производства кулинарной продукции» для специальности 260501 «Технология продукции общественного питания»
Материалы лекций рассмотрены на заседании кафедры, протокол от «___»________ 200_г.
Зав.кафедрой____________________________Родионова Н.С. на заседании методической комиссии в области сервиса экономического факультета, протокол №___ от «___»_____________ 200_г.
Председатель методической комиссии _____________
Воронеж 2009 Предмет, цели и задачи учебной дисциплины. Межпредметные связи с другими учебными дисциплинами. Значение в подготовке специалистов в сфере обслуживания. Ключевые понятия: ассортимент, продукция, процесс, кулинарная продукция, кондитерская продукция. Состояние и пути совершенствования производства кулинарной и кондитерской продукции в предприятиях общественного питания Программа дисциплины «Основы производства кулинарной продукции» предназначена для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по специальности «Социально культурный сервис и туризм». Предметом изучения дисциплины является результат услуги общественного питания - кулинарная и кондитерская продукция, ее ассортимент и качество. Целью изучения дисциплины является приобретение теоретических знаний, практических навыков изучения ассортимента кулинарной и кондитерской продукции и целесообразности ее использования на предприятиях общественного питания. В ходе изучения дисциплины ставятся задачи: - изучить классификацию, потребительские свойства кулинарной и кондитерской продукций; - изучить факторы, формирующие качество кулинарной и кондитерской продукции; требования к качеству кулинарной и кондитерской продукции; - изучить способы и приемы кулинарной обработки; - освоить проведение органолептической оценки качества продукции; - получить навыки в приготовлении продукции, необходимой для профессиональной работы. Продукты питания представляют собой безопасные для здоровья человека объекты животного и растительного происхождения, используемые в натуральном или переработанном виде. Продукты питания делятся на следующие основные группы: продукты для массового потребления традиционной технологии; продукты для массового потребления с измененным химическим составом (витаминизированные, низкокалорийные); лечебные и диетические продукты, т.е. продукты с измененными химическим составом и физическими свойствами, специально созданные для лечебного и профилактического питания (с повышенным содержанием белков, пищевых волокон и др.); продукты для детей. В настоящее время потребители все большее внимание обращают на пищевые продукты второй группы, не содержащие холестерина и других нежелательных компонентов с пониженной энергетической ценностью (калорийностью), и т.д. Ассортимент пищевых продуктов весьма широк — от витаминизированных до продуктов с пониженным содержанием жиров и сахара. Значительно расширился ассортимент готовых к употреблению блюд со сложной рецептурой, включающей биологически активные компоненты, которые трудно самостоятельно приготовить в домашних условиях. При выработке таких продуктов все большее значение приобретают вкусовые качества продукции. Для продукта любой группы важнейшим показателем является его безопасность — отсутствие токсичного, канцерогенного, мутагенного или иного неблагоприятного воздействия продукта на организм человека. Безопасность гарантируется контролем за содержанием загрязнителей химической и биологической природы, а также природных токсичных веществ в продукте представляющих опасность для здоровья. Предприятия общественного питания в основном производят две группы продуктов: собственно кулинарные и мучные кондитерские и булочные изделия. Кулинарная продукция представляет собой совокупность блюд, кулинарных изделий и кулинарных полуфабрикатов. Качество кулинарной продукции должно обусловливать ее пригодность к дальнейшей обработке или употреблению в пищу, безопасность для здоровья потребителей, стабильность состава и потребительских свойств. Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ. Тема 1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛИНАРНОЙ И КОНДИТЕРСКОЙ ПРОДУКЦИИ Классификация кулинарной продукции: классификационные признаки, подгруппы однородной продукции (блюда, кулинарные изделия и полуфабрикаты), их понятия. Деление подгрупп на виды по различным квалификационным признакам. Определение понятий основных видов кулинарной продукции. Классификация мучной кондитерской продукции (торты, пирожные, кексы, печенье, пряники), виды и подвиды. Определение понятий основных видов. Общность и различия между отдельными Подгруппами, видами и подвидами мучной кондитерской продукции. Ассортимент продукции: виды, их краткая характеристика. Свойства и показатели ассортимента. Управление ассортиментом.
Кулинарную продукцию вырабатывают в виде полуфабрикатов, кулинарных изделий и блюд, и различают по следующим признакам: виду используемого сырья (картофель, овощи и грибы, фрукты и ягоды, крупы, бобовые и макаронные изделия, яйца и творог, рыба, морепродукты и раки, мясо и мясные продукты, птица, дичь, кролик и пр.); способу кулинарной обработки (отварные, припущенные, тушеные, жареные, запеченные, выпеченные); характеру потребления (закуски, супы, напитки и пр.); назначению (для диетического, школьного питания и др.); термическому состоянию (холодные, горячие, охлажденные); консистенции (жидкие, полужидкие, густые, пюреобразные, вязкие, рассыпчатые). Блюдами называют пищевые продукты или сочетания продуктов, доведенных до кулинарной готовности, порционированные и оформленные. Блюда, как правило, состоят из основного продукта, гарнира и соуса. Масса блюд составляет 250...350 г, а первых блюд (супов) до 500 г. К кулинарной продукции также относят так называемые закуски, которые могут быть как горячими, так и холодными. Закуски обычно состоят из основного продукта и соуса, массой 70... 100 г. Готовая кулинарная продукция представлена следующим ассортиментом: холодные закуски — рыбная гастрономия; рыбные закуски (рыба заливная, под маринадом и др.); мясная гастрономия; мясные закуски и мясопродукты (паштет, язык заливной, ростбиф и др.); овощные закуски (овощная икра, фаршированный перец и другие овощи); салаты овощные, мясные, рыбные, фруктовые или комбинированные, винегреты; сыры, молочные продукты, овощи, лимоны, маслины, оливки; горячие закуски — мясные, рыбные, грибные с овощами; супы — заправочные (борщи, щи, рассольники и пр.), пюре-образные, прозрачные (бульоны и бульоны с гарниром), молочные, холодные (окрошки и др.); блюда — рыбные, мясные, из птицы, из яиц, творога, крупы (каши), овощные; сладкие блюда — компоты, кисели, муссы, желе, кремы, мороженое, фруктовое ассорти, бахчевые (арбузы и дыня); напитки — горячие (чай, кофе, какао, шоколад, сбитень, а также разнообразные слабоалкогольные напитки); холодные — прохладительные фруктовые морсы, крюшоны, физы, джулепы, шербеты, квас хлебный, фруктовые квасы, напитки из цитрусовых, соки натуральные, готовые; мучные кондитерские и булочные изделия. В специальных цехах предприятий общественного питания производится до 50 % мучных кондитерских изделий. Ассортимент этой группы включает торты, пирожные, кексы, печенье, пряники, вафли, а также разнообразные выпеченные изделия из сдобного дрожжевого теста, сладкие пироги, куличи, ромовые бабы, крендели и др. Сырье, продукты и полуфабрикаты, используемые для изготовления кулинарной продукции, должны соответствовать требованиям нормативных документов, медико-биологическим и санитарным нормам, должны иметь сертификат соответствия или удостоверение о качестве. Для изготовления кулинарной продукции не допускается применения продуктов животноводства без ветеринарных свидетельств, с истекшими сроками годности (хранения), а также сырья и компонентов, не отвечающих требованиям нормативных документов и запрещенных к использованию на предприятиях общественного питания СанПиН 42-123-5777. Последовательность технологического процесса приготовления продукции, режимы механической и тепловой обработки продовольственного сырья, температурный режим, взаимозаменяемость продуктов должны соответствовать требованиям санитарных правил, технологических инструкций и карт, нормативных документов, сборников рецептур блюд и кулинарных изделий. Кулинарная продукция и используемые для ее изготовления скоропортящиеся продукты хранят в холодильниках с соблюдением действующих санитарных норм и правил. При производстве данной продукции не допускаются к использованию пищевые добавки, не разрешенные к применению органами госсанэпиднадзора. Такие же строгие требования предъявляются к инвентарю, упаковочным материалам и оборудованию. Непременным условием производства является постоянный технологический контроль, а в целях государственного надзора — выборочный контроль в установленном порядке. Ассортимент продукции, выпускаемой конкретным предприятием общественного питания зависит от многих факторов, среди которых наиболее важными являются тип предприятия (ресторан, столовая общего типа или диетическая, комбинат школьного питания и т.д.); место расположения (близость вокзалов, зрелищных организаций); характер труда преимущественного числа потребителей, период года и многое другое. Ассортимент блюд обычно меняется в течение рабочего дня (завтрак, обед, ужин). В случае реализации скомплектованных наборов блюд необходимо учитывать их общую энергетическую ценность (калорийность) и пищевую ценность каждого блюда, с тем чтобы приблизить его общую пищевую ценность к требованиям рационального питания. При общей энергетической ценности суточного рациона около 3 000 ккал (для взрослого человека с массой тела около 70 кг) завтрак должен покрыть 25...35% суточной потребности в энергии, обед — 45...50%, а ужин —- 20...25%. При 4-разовом питании со вторым завтраком или с полдником потребитель получает 10...15% суточной калорийности рациона, обычно это горячий напиток с выпечкой.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |