КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании Научно-методического совета
Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании Научно-методического совета КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Дисциплина ГСЭ.Ф.07 Философия для специальности 080507.65 «Менеджмент организации» Разработчик: К.ф.н., доцент Васильева Е.Н. Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры общественных наук протокол № 4 от «6»октября 2011 г. Зав.кафедрой Д.и.н.,профессор Киселева Д.А. Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании научно-методической секции факультета туризма и гостеприимства протокол № 2 от «19» октября 2011 г. Зам. директора ИТиГ К.т.н., доцент Субботина Е.В.
протокол №___ от «__»_______. 201_ г. Отдел мониторинга методического обеспечения образовательного процесса: к.с.н. Маковская И.В.
Москва, 2012 г.
Оглавление ВВЕДЕНИЕ.. 3 Предмет философии и ее роль в жизни человека и общества. 3 РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.. 26 Введение. 26 Философия Древнего Востока. 31 Философия Античности. 31 Философия Средних Веков. 73 Философия Возрождения. 96 Философия Нового Времени. 120 Философия XIX в. и основные направления современной западной философии. 170 Русская философия. 209 РАЗДЕЛ II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 228 Онтология – учение о бытии. 228 Сознание, самосознание и личность. 244 Познание, творчество, практика. 266 Проблема истины.. 284 Действительность, мышление, логика и язык. 294 Проблемы научного познания. 315 Человек, культура и природа. 340 Понятие общества и его структура. 365 Человек и исторический процесс. 376 Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. 393 Мораль, справедливость, право. Ценности в жизни человека. 415 Философские проблемы современной цивилизации. 437 Использованная литература. 453
Предмет философии и ее роль в жизни человека и общества
Философские вопросы в жизни современного человека Что такое философия? Каков ее предмет? И для чего она, вообще, нужна? По мнению многих людей, философия – это что-то заумное, очень далекое от повседневной жизни, пустопорожнее умствование, как вычисление того, сколько ангелов поместится на острие иголки. Многие думают, что любое знание необходимо только для того, чтобы удовлетворять наши практические потребности, находить и предоставлять решения жизненных проблем. Это самый наивный взгляд на познание. С этой точки зрения физика нужна только для того, чтобы проводить электричество и чинить розетки, а изобразительное искусство нужно только для украшения интерьеров. Несколько более распространенный взгляд на познание заключается в том, что подлинного внимания заслуживает лишь наука, предмет которой определенен, четко сформулирован и изложен в законах и формулах. Поэтому многие проблемы, над которыми столетия спорили философы, такому человеку представляются сущей ерундой. Например, философы Средневековья почти триста лет спорили о том, существуют ли наряду с конкретными людьми - Петром, Павлом или Бонифацием – еще и человек вообще, просто человек. А знаменитый немецкий философ Иммануил Кант создал изощренную систему для доказательства того, что мы ничего не знаем и в принципе ничего не можем узнать об окружающем нас мире, как он есть на самом деле. К тому же, все философы бесконечно спорят между собой, так что, сколько философов, столько и мнений. Ну, как тут говорить о предмете философии? Вместе с тем философская т.н. «болтовня» вовсе не безобидна, она содержит в себе нечто важное, способное оказать влияние на нашу повседневную жизнь. Недаром ведь на философов ополчались представители правящих элит! Например, древние афиняне настолько перепугались вольнодумных речей своего знаменитого мудреца Сократа, что заставили его выпить чашу с ядом. А католическая церковь сожгла Джордано Бруно за его рассуждения о множественности обитаемых миров. В качестве примера нелюбви власти к философии можно указать и на факт упразднения кафедр философии в университетах России в 50-х годах XIX в. Обоснование этой меры было дано тогдашним министром народного просвещения князем Ширинским-Шихматовым: "еще не доказано, что философия может быть полезной, а вред от нее возможен". В 1922 году из нашей страны выслали крупнейших философов – Николая Александровича Бердяева, Николая Онуфриевича Лосского, Сергея Николаевича Булгакова, Ивана Александровича Ильина, Семена Людовиговича Франка, Льва Платоновича Карсавина, Бориса Петровича Вышеславцева, Сергея Евгеньевича Трубецкого и других, потому что их взгляды противоречили установившейся идеологии марксизма-ленинизма. Вместе с тем надо сказать, что философия не должна подстраиваться к "злобе дня". Критическая дистанция по отношению к социальной жизни ей просто необходима. Иначе она превратится в идеологию: консервативную - значит, рьяно защищающую сложившиеся общественные порядки, или революционную - значит, насильно перестраивающую жизнь, подгоняющую практику под надуманные теоретические схемы. Убедительнейшим примером революционно-идеологического вырождения философии может служить так называемая марксистско-ленинская философия. С ее помощью мы целых 70 лет создавали «нового человека». Под крылом этой «философии» генетика долгое время ходила у нас в «продажных девках империализма», а кибернетика была «буржуазной лженаукой». В Китае же под мудрым руководством Мао Цзедуна философия опускалась до «продажи арбузов». Да и у нас ежегодные посевные и уборочные кампании непременно сопровождались политическим просвещением, чтением лекций по марксизму-ленинизму. В чем заключается принципиальное отличие философии от идеологии? По определению нашего отечественного философа Николая Сергеевича Розова, философия – это обсуждение наиболее общих и абстрактных вопросов чего-либо, имеющее характер мышления или жизненной практики, направленное на разработку и критику оснований суждений и действий, либо на построение целостных осмысленных образов обсуждаемых предметов. А идеология — это система социально-политических взглядов и символов (ценностей, идеалов, принципов), как правило, служащая для консолидации общественных и политических сил, движений, партий в противопоставлении взглядам и символам противников. Различные идеологии нередко берут на вооружение разного рода философские идеи, обычно упрощая и прагматизируя их. Но идеология не терпит критического отношения к своим положениям и, особенно, основаниям. Философия же всегда подвергает сомнению любые положения и основания. Поэтому любая идеология, прежде всего, официальная, принадлежащая властным группам, стремится ограничить философию в большей или меньшей мере. Философия в таких случаях объединяется с освободительными, либерализующими идеологиями, и при их победе отчасти сама превращается в идеологию (что мы и видим на примере советского марксизма). Но философии всегда тесно в идеологических рамках. Рано или поздно она отделяется и начинает «гулять сама по себе»[1]. Как-то знаменитый античный философ Аристотель заметил: «...все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше нет ни одной». Эти слова не следует понимать так, что естественной средой для философии являются только благополучные, успешно развивающиеся общества. Нет, философия нужна и в лихую годину, в смутные времена - для утешения, избавления от отчаяния, для восстановления веры в человека, его разум. Соответственно в периоды процветания, личного и общественного благополучия она продолжает теребить людей, не давая им успокоиться, сподвигая человека к постоянному духовному совершенствованию. Рассмотрим далее о специфику философии и ее предмет. Попробуем сначала понять, чем философия не является.
Философия как форма духовной культуры Термин «философия» происходит от греческих слов «philia» (любовь) и «sophia» (мудрость). По преданию, это слово впервые ввел в обиход греческий философ Пифагор, живший в VI веке до н.э. В таком понимании философии как любви к мудрости коренится глубокий смысл. Идеал мудреца (в отличие от ученого, интеллектуала), – это образ нравственно совершенного человека, который не только ответственно строит свою собственную жизнь, но и помогает окружающим людям решать их проблемы и преодолевать житейские невзгоды. Но что же помогает мудрецу жить достойно и разумно, подчас вопреки жестокости и безумию своего исторического времени? Что ему ведомо в отличие от других людей? Здесь и начинается собственно философская сфера: мудрец-философ ведает о вечных проблемах человеческого бытия (значимых для каждой личности во все исторические эпохи) и стремится найти на них обоснованные ответы. С этих позиций философию можно определить как поиск ответов на вечные проблемы человеческого бытия. К таким вечным проблемам можно отнести вопрос о первоначалах бытия, о возможности достижения истины в их познании, о сущности добра, красоты и справедливости, о происхождении и назначении человека. «Кто мы? Откуда? Куда мы идем?» – такой вариант формулировок вечных проблем предложил христианский мыслитель Григорий Богослов. «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеться?» – таковы краеугольные вопросы философии по мысли великого немецкого философа И.Канта. Центральной же проблемой, вокруг которой концентрируются все другие вечные проблемы философии, есть вопрос о смысле индивидуального существования, ибо именно знание смысла собственной жизни делает человека мудрецом – хозяином собственной судьбы и разумным участником жизни мирового целого. При этом истинный мудрец понимает, что вечные проблемы бытия – на то и вечные, что не имеют исчерпывающих, раз и навсегда данных решений. Чем глубже и тоньше данный ответ, тем больше новых вопросов ставит он перед свободной и творческой человеческой мыслью. Стремление к мудрости, любовь к самому процессу ее обретения – пожалуй, именно это является главным делом жизни мудреца-философа, который – в отличие от самодовольного глупца – знает о своем незнании, а потому и не утрачивает воли к бесконечному совершенствованию. «Ученое незнание» – вот еще одно возможное определение философии, если воспользоваться выражением мыслителя эпохи Возрождения Николая Кузанского. Последовательно размышляя над вечными проблемами, философ-мудрец формирует «мировоззрение». Мировоззрение есть система взглядов на мир, на человека и, самое главное, на отношение человека к миру. Отсюда не будет ошибкой дать еще одно определение философии, которое было особенно популярно у русских философов (С.Л.Франк, П.А.Флоренский и т.д.): философия есть учение о цельном мировоззрении. В отличие от науки, религии и искусства, которые также формируют определенную систему мировоззрения, философское мировоззрение обладает рядом отличительных черт. Во-первых, философию нельзя отнести к области искусства. Важнейшим средством искусства является художественный образ. Философия же пользуется почти исключительно рассуждением, чувственный образ служит лишь для прояснения или иллюстрации мысли философа. Художник стремится создать картину реальности или своего внутреннего мира во всей ее конкретно-чувственной полноте, «остановить мгновенье». Философ же почти никогда не интересуется конкретным и преходящим, его внимание, как правило, направлено на общее и вечное. Короче говоря, в то время как искусство в основном обращается к чувству, философия – только к разуму. Также философия не является светской формой религии. Конечно, существует т.н. религиозная философия, которая прямо опирается на догматы того или иного вероучения. Но в целом философия не совместима с религией. Философ может быть верующим человеком, но, как только он входит в церковь, он перестает быть философом. Потому что всякая религия опирается на авторитет и на веру. Философия же все готова подвергнуть сомнению. Религия знает, философия – сомневается. Эта характерная особенность выражается уже в самом слове «философия»: оно составлено из двух греческих слов: “phileo” – люблю и “sophia” – мудрость, т.е. дословно любомудрие. Пифагор, один из первых античных философов, говорил: не называйте меня мудрецом, зовите меня любителем мудрости, т.е. философом. Всеобъемлющий критицизм и стремление к рациональному обоснованию – вот основное отличие философии от религии. Наконец, философия не является наукой. Правда, многие отечественные философы не согласились бы с этим. Наше самое главное учреждение по философии – Институт Философии – находится в ведомстве Российской Академии наук. И, тем не менее, философия отличается он науки по целому ряду особенностей. 1) Подтверждаемость фактами. Наука стремится подтверждать свои гипотезы, законы, теории с помощью фактов или эмпирических данных. Философия часто равнодушна к подтверждениям. В философской системе на первом месте стоит не реальность, а внутренний смысл. А смысл, как известно, можно найти и в иллюзорном мире. 2) Парадигма. Почти в каждой науке существует одна (иногда несколько) фундаментальная теория – парадигма, которой в определенный период придерживается большинство ученых. Либо, если это гуманитарные науки, в них имеются достижения, признанные подавляющим большинством ученых. И пока такой фонд общепризнанных достижений и методов исследования еще не сложился, рано еще говорить о науке. А вот в философии никогда не было единства мнений практически ни по одному вопросу и, тем более, никогда не существовало философской концепции, которую признало бы большинство философов. В философии постоянно соперничают и спорят несколько направлений и школ. Фактически каждый более или менее самостоятельный мыслитель создает собственную философскую систему. 3) Проблемы. В науке всегда существует круг открытых и общезначимых проблем. Всем биологам интересно знать, как устроена хромосома или есть ли жизнь на Марсе, любого физика заинтересует сообщение о новой элементарной частице и т.д. Но в философии, кажется, нет общезначимых проблем. Проблемы, интересные для одного философа или философского направления, могут показаться тривиальными или даже бессмысленными с точки зрения другого философа, иного философского направления. Например. Проблема соотношения абсолютной и относительной истины, которая так волновала философов-марксистов, оставляет совершенно равнодушными философов-прагматистов. И т.д. Второе отличие в том, что в философии почти не встречается нерешенных проблем. На любой вопрос всегда имеется ответ, и даже не один, а несколько. Крылатое выражение «вечный философский вопрос» не означает, что философия не может справиться с решением некоторых вопросов, но означает, что почти у каждого б.-м. крупного философа на этот счет имеется своя обоснованная точка зрения. 4) Язык. В отличие от научного, язык философии гораздо менее точен. Это объясняется как раз тем, что в науке нет единой общепризнанной парадигмы и каждый философ вкладывает в философские понятия собственное содержание. Если сравнивать употребление таких понятий, как, например, «субстанция», «опыт», «справедливость», «добро» разными философами, то мы обнаружим весьма далеко расходящиеся вариации. Если сравнить философский словарь, например, со словарем по физике, то в первом для каждого термина дается историческая справка, кто и в каком смысле его употреблял, в то время как в словаре по физике дается обычно одно определение в рамках современной теории. Конечно, многие философы-материалисты очень любят говорить, что их точка зрения находится в согласии с положениями науки. Но это вовсе не то эмпирическое подтверждение, к которому стремится наука. Здесь нет ни логического вывода, как в науке, ни обращения к эмпирическим методам исследования. Речь идет всего лишь о возможной совместимости определенной философской системы с данными науки. А совместимость и логическая взаимосвязь – разные вещи. Например, я могу пить чай и читать газету. Одно совместимо с другим. Но из того, что я пью чай, еще не следует, что я одновременно читаю газету. Таким образом, философия совместима с наукой, но не тождественна ей. Тогда что же такое философское мировоззрение? Практически все философы согласятся во мнении, что философское мировоззрение это рациональное систематическое мировоззрение.
Предмет философии Как уже было сказано, мировоззрение это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека. И вместе с тем мировоззрение включает жизненные позиции, программы поведения, действий людей В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание. Уровень интеллектуальности, да и степень эмоциональной насыщенности мировоззрений неодинаковы. Но, так или иначе, им присущи оба эти "полюса". Даже самые зрелые по мысли формы мировоззрения не сводятся без остатка лишь к интеллектуальным составляющим. Мировоззрение - не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Отсюда мировоззрение - взаимодействие того и другого, сочетание мироощущения с миропониманием. Эмоциональный мир человека как бы суммируется в его мироощущении, но находит выражение и в миропонимании, в том числе и в философском мировоззрении. Ярким выражением возвышенных эмоций такого типа могут служить, например, знаменитые слова немецкого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне" Каковы составляющие мировоззрения? 1) Во-первых, это ценностные ориентации. Под ценностными ориентациями имеется в виду система материальных и духовных благ, которые человек признает как повелевающую силу над собой, определяющую помыслы, поступки и взаимоотношения людей. Определить действительный стержень ценностных ориентаций в человеке, выявить его подлинную духовную сердцевину - значит узнать о нем нечто сущностное, после чего становится понятным очень многое в его помыслах, поведенческих актах, поступках. При этом ценностные ориентации складываются у человека в раннем детстве и уже тогда они дают о себе знать в его поведении. Мы оцениваем вещи, события с чисто эмоциональной, религиозной, нравственной, эстетической, научной, философской, прагматической точек зрения. Тут можно говорить, например, о том, что вещи, как и люди, могут быть просто приятны. Иной уровень оценки того, что мы воспринимаем как возвышенное, сокровенное, священное. Каждый человек обладает уникальным способом относиться к ценностям того или иного рода, в чем и состоит суть именно его ценностной ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к искусству, религии, к выбору философских пристрастий и прежде всего нравственных ориентаций. Так, для глубоко верующего человека определяющей силой в его духовной жизни является религия, т.е. те высшие и последние ценности, которые он признает над собой и выше себя, и то практическое отношение, в которое он становится к этим ценностям. 2) Второй составляющей мировоззрения является вера. Вера - это один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Вера являет собой феномен сознания, обладающий силой неустранимости и огромной жизненной значимости: человек не может вообще жить без веры. Наш разум, по словам Б. Паскаля, со всей силой своей повелительности требует от человека веры: разум знает, что за его пределами есть бездна, ему недоступная, но в ней что-то схватывается силой интуиции, на чем и вырастает вера. Акт веры - это сверхсознательное чувство, ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку, особенно художественным натурам, обладающим философски ориентированным умом. Кроме того, у человека существует нравственная или, говоря точнее, нравственно-психологическая необходимость веры: без нее, как и без доказательного знания, жить не только духовно, но и практически невозможно. Да и никто и не живет - ни самый отъявленный пессимист, ни воинствующий атеист. Нельзя отождествлять веру вообще с религиозной верой. Любой атеист тоже преисполнен веры - в самого себя, в свои убеждения, в своих близких, в то, что мир есть "движущаяся материя, данная нам в ощущениях". Ведь это никто никогда не доказал и никто никогда доказать не сможет, в это можно только верить. Нельзя же учение физики о материи считать исчерпывающим: это лишь грань или срез знания, а не цельная картина всего сущего. Или возьмем другой пример. Советские люди верили в светлое будущее коммунизма. Но разве это - научное знание? Конечно, нет. Это самая настоящая, притом слепая, вера. Верили в "гениального вождя и учителя всех народов". Что это, как не мифология, атеистическая религия? Тут только иконы иные, а вера самая настоящая. В самом же нормальном понятии собственно религиозной веры заключается то, что она, говорит Г. Гегель, есть не просто знание о Боге, о нашем отношении и отношении мира к нему, а также нетленности нашей души; это знание не есть просто историческое или рассудочное знание: в нем заинтересовано сердце, оно имеет влияние на наши чувства и на определение нашей воли, отчасти в силу того, что благодаря ей наши обязанности и законы приобретают большую силу, будучи представлены нам как законы Бога, отчасти в силу того, что представление о возвышенности и доброте Бога по отношению к нам наполняет наше сердце восхищением и чувствами смирения и благодарности. Таким образом, религиозная вера поднимает нравственность и ее мотивы на новую, более величественную высоту. Религиозные побуждения преисполнены утонченными чувствами, которые у настоящего верующего обретают более мягкие тона человечности и добра. 3) Еще одной составляющей мировоззрения являются идеалы. Человек в своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего не может обойтись без стремления к идеалу. Человек испытывает потребность измышлять идеалы: без них нет на свете ни одного разумного человека, ни общества; без них не могло бы существовать человечество. По словам Сенеки, когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. Бросив ретроспективный взгляд на историю, мы убедимся, что люди решались на самые грандиозные дела, если впереди, хоть вдалеке, им сверкал путеводной звездой идеал. Идеалы - это мечта и о самом совершенном устройстве общества, где все "по справедливости", и о гармонически развитой личности, и о разумных межличностных отношениях, и о нравственном, и о прекрасном, и о полной реализации своих возможностей на благо человечества. Идеалы, как правило, обращены в грядущее, однако случается, что их находят и в прошлом (вспомним эпоху Возрождения). Что в этих идеалах есть истинного, сохраняется в мировоззрении и, в конечном счете, реализуется в практике, в жизни, а неистинные идеалы, как утопия, будут рано или поздно отброшены. 4) Своего рода золотым куполом храма мировоззрения являются убеждения. Убеждения - это твердо составленная система взглядов, которые накрепко упрочились в нашей душе, при этом не только в сфере сознания, но и глубже - в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами. Мировоззрение срастается с миром чувств и формами поведения, оно очерчивает личность, придавая качественную определенность ее духовному миру. В сфере убеждений невозможна сделка - двух безусловных принципов убеждения в душе одной и той же цельной и принципиальной личности быть не может. Характеризуя природу убеждений, С.Н. Булгаков писал: "Чрезвычайно важную промежуточную ступень между верою и знанием составляет так называемое убеждение. Убеждение есть субъективно наиболее ценная для нас часть наших мнений, но вместе с тем убежденным можно быть лишь в том, что не имеет характера логической бесспорности, а в большей или меньшей степени поддерживается верой. Нельзя быть убежденным, например, в том, что сегодня такое-то число"[2] Убеждения составляют стержень мировоззрения и духовное ядро личности. Человек без глубоких убеждений - это еще не личность в высоком смысле этого слова; это как бы плохой актер, играющий навязанные ему роли и в конечном счете утрачивающий свое собственное Я. Известно, что именно идейная убежденность позволяет человеку в минуту смертельной опасности преодолевать сильнейший инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать героические поступки. История - свидетель того, что многие великие истины и принципы социальной справедливости "оплачены" кровью их убежденных защитников, которые шли на костер, виселицу, отбывали каторгу, умирали в ссылке. Убеждения зарождаются и развиваются в ходе нашего становления, в общении с природой, в приобщении к сокровищам культуры. И по нашей воле (как бы она ни была сильна) изменить их нельзя: это нечто укорененное в глубинах нашей души. Однако наши убеждения могут меняться и даже существенным образом в периоды, когда происходит смена парадигмы знания и коренная переоценка всех ценностей, т.е. в переломные периоды в жизни общества, а также индивидуального развития. Следовательно, убеждения не только зарождаются, но и перерождаются. Примеров этому великое множество. Перемены в убеждениях осуждать нельзя, если они имеют уважительные основания. Человеку зрелых лет позволительно изменить свои убеждения по поводу того или иного события, факта или вследствие нового, более основательного их изучения, или вследствие какой-нибудь существенной перемены, происшедшей в самих этих фактах. Для того чтобы осмыслить действительную суть и жизненную силу мировоззренческих принципов в деятельности человека, нужно высветить не только собственно теоретические аспекты мировоззрения, но и вникнуть в глубины эмоциональных переживаний человеком этих принципов. Тогда открываются мощные мотивы, движущие силы в жизнедеятельности человека, в цепи его поведенческих актов, поступков. 5) Важная роль убеждений в составе мировоззрения не исключает положений, принимаемых с меньшей уверенностью или даже недоверием. Сомнение - обязательный момент самостоятельной, осмысленной позиции в области мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие той или иной системы ориентаций, срастание с ней - без внутренней критичности, собственного анализа - называют догматизмом. Жизнь показывает, что такая позиция слепа и ущербна, не соответствует сложной, развивающейся действительности. Более того, идеологические, политические и другие догмы нередко оказывались в истории, включая и нашу отечественную историю, причиной тяжких бед. Вот почему так важно ясное, непредвзятое, смелое, творческое, гибкое понимание реальной жизни во всей ее сложности. От догм спасают здоровое сомнение, вдумчивость, критичность. Но при нарушении меры они могут породить другую крайность - неверие ни во что, утрату идеалов, отказ от служения высоким целям. Такое настроение называют цинизмом (по сходству с мироориентацией одной из античных школ, носившей такое название). Итак, мировоззрение - единство знаний и ценностей, разума и чувств, миропонимания и мироощущения, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений. В нем переплетены общественно значимый и личный опыт, традиционные представления и творческая мысль. Соединены вместе понимание и действие, теории и практика людей, осмысление прошлого и видение будущего. Сочетание всех этих "полярностей" - напряженная духовно-практическая работа, призванная придать целостный характер всей системе ориентаций. В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, философское мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю. Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи - мозга. Однако в рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто в универсуме так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм несовместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего. Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу - разуму, воле. С нравственно-психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое или пессимистическое. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический и интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления. Во все исторические эпохи обнаруживало себя и сохраняется в наши дни мировоззрение, основанное на здравом смысле и многообразном повседневном опыте. Эта стихийно складывающаяся форма мировоззрения включает в себя мироощущение, умонастроение, навыки поведения широких слоев общества. Ее нередко называют "жизненной или житейской философией". Она играет важную роль, поскольку является массовым и реально "работающим", не "книжным" сознанием. И вовсе не случайно в эпохи перемен новое политическое, экономическое, религиозное, нравственное мышление утверждается лишь тогда, когда осваивается тысячами, миллионами людей и начинает определять их жизнь и поступки. Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку велик разброс в уровне образования и интеллекта его носителей, в характере их духовной культуры, национальных, религиозных и иных традиций. Отсюда и широкий диапазон его возможных вариантов от примитивных, обывательских форм сознания до просвещенного "здравого смысла". Жизненная философия людей образованных нередко складывается под влиянием их знаний и опыта в различных сферах деятельности. Так, по праву говорят о мировоззрении ученых, инженеров, политиков, чиновников. Мировоззрению в его массовых проявлениях присущи и сильные и слабые стороны. Оно заключает в себе не только богатую "память веков", убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое миропонимание и сегодня не защищено от ошибок, подвержено влиянию нездоровых (националистических и других) настроений, современных мифов (например, о панацее нанотехнологий) и иных не вполне зрелых проявлений массового сознания, не говоря уже о целенаправленном воздействии на него со стороны кланов и социальных групп, преследующих свои узкоэгоистические цели. Не застрахованы от таких влияний и профессионалы, занятые научным, литературным, инженерным и другим трудом. Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не "сходятся концы с концами", эмоции в критических ситуациях могут захлестнуть разум, обнаруживая дефицит здравого смысла. Наконец, повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьезных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности. С такого рода проблемами жизненно-практическое миропонимание справляется лишь в зрелых его проявлениях. Но и тут сложившийся образ мысли и поведения становится "второй натурой" и нечасто подвергается тщательному анализу, осмыслению. Иное дело - критическая работа ума на основе сравнения разных форм опыта. Такая работа, как правило, осуществляется уже на другом - просвещенном, размышляющем уровне сознания. К зрелым интеллектуально-теоретическим (или критико-рефлексивным) формам миропонимания принадлежит и философия. Однако эту миссию выполняют не только люди "умствующие", "логические", наделенные ясным умом. В ней успешно участвуют и те, кого природа одарила глубокой интуицией, - гении религии, музыки, литературы, политики, наконец, журналисты, глубоко и масштабно схватывающие суть происходящего, судьбы людей, их нравственное величие и уродство, падение.
Философия – теоретически осмысленное мировоззрение Понятие мировоззрения охватывает более широкий круг явлений, чем понятие философии. Их соотношение схематично можно представить в виде двух концентрических кругов, где больший круг - мировоззрение, а входящий в него меньший - философия. В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских взглядов предъявляется требование обоснования. Ранее сложившиеся позиции вновь и вновь выносятся на суд философского разума (характерно в этом отношении название трех важнейших философских сочинений И. Канта: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения"). Философ - специалист по мировоззрениям. Они для него - предмет специального анализа, прояснения, оценки. С помощью такого анализа тщательно выверяется смысловая и логическая добротность принципов, выводов, обобщений. Продумываются также нормы, идеалы, определяющие образ жизни, устремления людей. Но этим дело не ограничивается. Философ в высоком смысле этого слова - не только строгий судья, но и творец (или реформатор) определенного мировоззрения. Главную свою задачу он видит в том, чтобы выстроить систему миропонимания, которая бы соответствовала мироощущению его современников (и его самого) и вместе с тем, по возможности, отвечала взыскательным требованиям интеллекта. Философия - теоретически осмысленное мировоззрение. То есть, философия интеллектуально, логически, концептуально прорабатывает весь комплекс проблем мироосмысления. Если мировоззрение представляет собой совокупность взглядов на мир и место в нем человека, то философию можно определить еще как системутеоретических взглядов на мир и место в нем человека. Философия отличается от иных форм мировоззрения не столько своим предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода к ним. Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые "узлы", "пункты напряжения" - мир и человек. Для философской мысли существенно не раздельное рассмотрение этих полюсов, а постоянное их соотнесение. В отличие от других форм мировоззрения в философском миропонимании такая полярность теоретически заострена, выступает наиболее рельефно, составляет основу всех размышлений. Различные проблемы философского мировоззрения, размещаясь в "силовом поле" между этими полюсами, направлены, в конечном итоге, на осмысление отношений человека к миру. Таким образом, большая многоплановая проблема "мир - человек" (у нее много обличий: "субъект - объект", "материальное - духовное" и другие), по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как общая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему ее можно в определенном смысле назвать основным вопросом философии. Функции философии Функции философии – это основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Основные функции философии следующие: Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Философия обладает мощными конструктивными возможностями творческого формирования принципиально новых идей, мировоззренческих образов, идеалов. Она способна выстраивать, мысленно “проигрывать” различные варианты миропонимания (“возможные миры”), как бы заготавливая пробные системы мировоззрения для будущего, которое полно неожиданностей, никогда не бывает всецело ясным для ныне живущих людей. Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания. Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.). Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. Разновидностью социальной функции является идеологическая функция - создание представления о желательном политическом и общественном устройстве. Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества. Структура философии Философское знание может быть представлено в виде трёх тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учения о бытии), гносеологии (учения о познании) и аксиологии (всеобщей теории ценностей). На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще. В отличие от частных наук, философия ставит эти вопросы в предельной форме, говоря о наиболее общих предпосылках бытия, о его наиболее общих закономерностях. Являясь частью бытия, человек в то же время определенным образом противостоит ему и осознает это свое противостояние. Поэтому окружающий мир воспринимается как объект познания. На этом уровне, называемом гносеологическим, философия ставит вопрос о познаваемости мира. В рамках этого вопроса строится теория познания. Человек не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Эти проблемы решаются на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека, его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует человеческое отношение к бытию, а не бытие как таковое или законы его познания. Имеются и другие уровни в структуре философии. Например, праксиологический уровень связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески применять полученные знания. Для каждого уровня философии характерной является определенная философская дисциплина. Однако не все дисциплины можно отнести к какому-то одному уровню. Назовем эти дисциплины, возникшие в результате дифференциации философского знания. Логика - учение о последовательном и упорядоченном мышлении. Они изучает формы выражения мыслей и формы развития знаний, приемы и методы познания, а также особые законы мышления. Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия. Этика изучает проблемы добра. Ее цель - выявить фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Социальная философия - дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Философия языка расматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества. Философия религии ставит вопрос о сущности феномена религиозной веры и религиозного сознания, о специфики их функционирования в обществе, о значении религии для человека. Философская футурология рассматривает на философском уровне проблемы будущего, пути развития человеческого общества.
РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ Введение
Исторические типы философии К настоящему времени в философии сложилось множество направлений и школ, отстаивающих свою оригинальн позицию повопросам познаваемости мира, человека, общества и культуры. К историческим типам философии относят: - античную, - средневековую (к ней по своему духу близка философия Реформации, которую изучают после философии эпохи Возрождения), - философию эпохи Возрождения и Просвещения, - философию Нового Времени, в том числе: - немецкую классическую философию, - неклассическую философию и - постнеклассическую философию.
Предпосылки возникновения философии Первой формой мировоззрения была отнюдь не философия, это была мифология. Первобытное мышление, развивавшееся в рамках общинно-родовых, кровно-родственных отношений, переносило эти отношения на природу. Таким образом, и весь мир представлялся своего рода универсальной общинно-родовой формацией. Такое мировоззрение и было тем, что теперь называется мифологией. Поскольку миф объясняет важнейшие для первобытного человека связи, он не является произвольным; это не художественное творчество. Миф всегда имеет жесткую логику развития. В мифе сочетаются зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка. Основной принцип решения мировоззренческих вопросов в мифе–генетический, т.е. происхождение мира, природы объяснялось тем, кто кого породил (пример - книга Бытия в Библии). Миф совмещает два аспекта: диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Прошлое связывалось с будущим, что обеспечивало связь поколений. Люди верили в реальность мифа, миф определял нормы поведения в обществе, систему ценностей, устанавливал гармонию между миром и человеком. Мифологическое восприятие мира породило целый ряд представлений, которые впоследствии оказали влияние на философское миропонимание. Во-первых, это представление о всеобщей одушевленности природы. Человек и Вселенная представлялись двумя живыми существами, изначально созданными по единому плану и пронизанными единой душой. Такое представление явилось впоследствии источником идеи о всеобщей одушевленности природы, которая в древней философии оформилась в учение, получившее название «гилозоизм» (от греч. hyle, здесь — вещество, материя и zoe — жизнь). Во-вторых, в мифологии широко распространено представление о внутреннем единстве Микрокосма (человека) и Макрокосма (Вселенной). В дальнейшем, в рамках натурфилософии, это представление развивается до идеи не только подобия Макро- и Микрокосма, но и их подчиненности одним и тем же законам, до идеи всеобщей качественной однородности всего мироздания. В-третьих, в мифологическом мировосприятии Вселенная представлялась далеко не однородной; существовало представление о центре мироздания. Чаще всего это представление об оси мира (axis mundi), которая проходит по мировому древу, по священной горе (Олимп), башне (Вавилонская), столпу, алтарю, трону – в любом случае, по тому месту, откуда человеку ближе всего до неба. В философии центром мироздания изначально становится Земля (идея геоцентризма). И лишь в середине XVI в. начинает распространяться идея гелиоцентризма – представления о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Наряду с мифологией существовала и религия. На ранних этапах развития общества они составляли единое целое. Специфика религии–культовая система, т.е. обрядовые действия, направленные на установление отношений со сверхъестественным. Основная функция религии–помочь человеку преодолеть трудности бытия и возвысить его до вечного. Религия придает смысл и устойчивость человеческому бытию, культивирует вечные ценности (любовь, доброта, терпимость, сострадание, дом, справедливость, связывая их со священным, сверхъестественным). Мифологическое и религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер. Оно было во многом связано с низким уровнем освоения действительности, с зависимостью человека от природы. Появление философии как теоретического мировоззрения происходит на достаточно поздних этапах развития общества и культуры. Для формирования философии в рамках культуры необходимо, чтобы человечество в культурном отношении достигло достаточно высокого уровня развития. Появление философии представляет собой особый этап, своего рода итог всего предшествующего развития общества и одновременно начало новой ступени исторического прогресса человечества. Возникновение философии является итогом предшествующего культурно-исторического развития человечества и, одновременно, предпосылкой дальнейшего общественного прогресса. Философия, однако, возникает не в абстрактной «человеческой культуре». Содержание конкретно-исторической культуры, совокупность норм, ценностей и значений, характерных для данной культуры, в конечном итоге образуют некие «культурные доминанты». «Культурные доминанты» определяют тип мировоззрения, формируемый в культуре. Эти доминанты являются своего рода «ядрами», центрами устойчивости, обеспечивающими целостность мировоззрения на всех его уровнях и во всех типологических вариациях. Формирование философии, следовательно, происходит под влиянием особенностей культурно-исторического мировоззрения, характерного для данной эпохи и данного региона. Особенности конкретно-исторической культуры определяют характерные черты и особенности философских идей, которые формируются в данной культуре. Появление философии как отдельной духовной сферы общества начинается в период, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства, предоставившие человеку минимум свободы. В различных исторических регионах этот процесс происходит в разное время и по-разному. Начался этот процесс на территории древних цивилизаций Ближнего Востока (Египет, Вавилон, Шумерское государство) примерно 3,5 тыс. лет до н.э. Однако он там не завершился: ему препятствовали древневосточная деспотия и монополия жрецов на знания. В силу этого говорят лишь об отдельных элементах философского знания в этом историческом регионе. Становление философии, ее предметное самоопределение происходит в середине первого тысячелетия до н.э. в Индии, Китае и Греции. Специфика общественного развития восточных стран обусловила преобладание в их философии религиозно-нравственной проблематики, тогда как в западной философии утвердился культ знания ради знания. Это и предопределило появление восточной и западной традиций мировой философии[3]. Проблема, связанная с формированием и существованием нескольких философских традиций, – это проблема «общего и особенного» в философском знании.
С одной стороны, философия, будучи системно выстроенным «взглядам на мир и место человека в нем», носит всеобщий, универсальный характер и не зависит от того или иного культурного контекста. Генезис философии как теоретического мировоззрения приводит к усложнению структуры мировоззрения (дифференциация мировоззрения на обыденный и теоретический уровни). С другой стороны, философия, формируясь в культурно-историческом контексте, несет на себе специфические особенности, определяемые культурой. Философские учения обладают специфическим содержанием, обусловленным личностью их создателя, личностью, сформированной под воздействием определенных «культурных доминант». В конечном итоге формируются особые философские традиции, явным образом различающиеся по содержанию транслируемых ими идей. Проблема, следовательно, состоит в том, следует ли рассматривать философию как единое, общезначимое мировоззрение, или философия представляет собой совокупность несводимых друг к другу мировоззренческих систем, приспособленных к потребностям различных культур. Вопрос этот для многих философов до сих пор остается открытым, и он входит в предметное поле компаративистской (сравнительной) философии, одним из основателей которой был наш отечественный философ Федор Ипполитович Щербатск о й. В целом философское миропонимание осуществляется посредством рациональной системы понятий и категорий, то есть, основывается на понятийно-категориальном освоении мира, на логическом мышлении и разуме. Философия в ее классической форме – это системно-рационализированное миропонимание, или, как мы уже рассматривали, теоретически осмысленное мировоззрение.
Философия Древнего Востока
Вставить из Грядового Философия Античности
Возникновение философии в Древней Греции Античная философия, богатая и глубокая по своему содержанию, сформировалась в Древней Греции и Древнем Риме. Именно здесь зародилась рационалистическая философия, определившая дальнейшее развитие западной философии. В античной философии уже были поставлены многие вопросы и возникли идеи, которые затем развивались на протяжении нескольких тысячелетий. Почему рационалистическая философия расцвела пышным цветом именно в Древней Греции? Греческая философия зарождается в VI в. до н.э. в период, когда происходит кризис традиционного мифологического мировоззрения. Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX-VII в.в. до н.э., связанный с расширением торговли и судоходства, возникновением и расширением греческих колоний. В результате новых географических открытий прежнее гомеровское представление о мире обнаружило свою неадекватность. Но главное – расширялись связи и контакты с другими народами, чьи обычаи, нравы и верования способствовали социальному расслоению и разрушению традиционных форм жизни древних греков. Разрушение сложившихся форм связи между людьми потребовало от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Так в Древней Греции зарождается новый тип человека, человека-философа, который не принимает все на веру, а думает сам. Были и другие причины, способствовавшие развитию философии: - В Древней Греции сформировался рабовладельческий строй. Существует слишком упрощенное объяснение, что в эпоху рабства, да еще в благодатном среднеземноморском климате греки-аристократы имели достаточно времени для глубоких размышлений. Гораздо более интересную версию связи рабовладения с появлением философии предлагает в своих работах Алексей Федорович Лосев. Ø См: Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении - Греки достигли определенных политических свобод, которые также благоприятствовали развитию философии. - Случайность. Всякое творчество является среди прочего и случайным явлением, неожиданным изобретением, догадкой. Возникнув однажды у какого-нибудь философа, определенная идея развивается им и передается ученикам; те, в свою очередь, привносят в нее что-то новое или, вообще, опровергают, развивая альтернативные идеи. В результате формируется определенное проблемное поле и определенный дискурс, задающий характер философствования и определяющий дальнейшую историческую судьбу философии. Возникнув однажды в Древней Греции, рационалистическая философия, ее понятия, поставленные философские проблемы продолжали активно развиваться; в результате возникает особый – рациональный - тип философствования, получивший название западной философии.
Специфика древнегреческой философии Рассмотрим специфические черты древнегреческой философии: 1. Синкретизм. Это означает, что для древнегреческой философии характерны большая слитность, нерасчлененность проблем, чем для последующих исторических типов философии. В современной философии проводится обстоятельное расчленение мира, например на мир природы и мир человека. Для каждого из этих миров также характерны свои расчленения. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть лишь человек. А древнегреческие философы, как правило, распространяли этические категории на весь космос. 2. Космоцентризм. Горизонты древнегреческой философии всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека. Космос понимается как вся вселенная. Космос живой и одухотворенный. Такой универсальный охват не всегда характерен для современной философии. 3. Пантеизм. Надо сказать, в Древней Греции была распространена языческая форма религии, то есть, мир, в религиозной картине древних греков, управлялся множеством богов во главе с Зевсом, которые, так же как люди, плели интриги и были обуреваемы страстями. Но боги подчинялись Вселенскому Разуму, Вселенскому Закону, который, конечно, не обладал личностными чертами (в разных философских системах он именуется нусом – умом или логосом – законом, причиной, Божественным Огнем у Гераклита). Пантеизм это мировоззрение, в котором божественное и природное слито воедино, так что Бог не мыслится как существо, отдельное от природы, а природа не рассматривается как сотворенная. То есть, природа мыслится как некое самораскрытие божественного начала. 4. Античная философия многого достигла на понятийном уровне. Это и концепция идей Платона, и понятие формы Аристотеля, и понятие смысла у стоиков, и др. Однако она почти не знает законов науки. 5. Этика античности - это по преимуществу этика добродетелей, а не этика долга или ценностей. 6. Античная философия по-настоящему функциональна, это означает, что она призвана помочь людям в их жизни, указать дорогу к счастью. 7. Античная философия, как мы убедимся многократно, не канула в далекую для нас историю, она сохраняет свое значение и поныне. Она оказала влияние на направление и темпы развития, как минимум, западноевропейской цивилизации.
Периодизация древнегреческой философии Согласно наиболее распространенной концепции античная философия прошла, как и вся культура античности, несколько этапов. Первый — зарождение и формирование. В первой половине VI в. до н. э. в малоазиатской части Эллады – в Ионии, в г. Милете сложилась первая древнегреческая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики. Второй — зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древнегреческой философии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов. Третий этап (Ivв. до н.э. – II в. н.э., но еще в III-VI вв. – школа неоплатоников) — закат греческой философии в эпоху эллинизма и латинской философии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой философии. В этот период наиболее известными течениями эллинистической философии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм, а также неоплатонизм. По содержанию философской мысли также выделяют классику: раннюю, среднюю, высокую, а также эллинизм. Что касается общей характеристики классики. Поскольку миф, трактуя о всем существующем как о сфере живых существ, не различал в этих существах отдельно их объективного существования и отдельно их субъективной жизни, то первая же рефлексия в отношении мифа приводила к различению в нем объекта и субъекта. Отсюда первый период античной философии (VI – IV вв. до н. э.) трактовал старый чувственно-материальный космос по преимуществу как объект. Категория «Космос» - важнейшая в Античности; она означает весь мир в целом, Вселенную. Раннюю классику (натуралисты, досократики) Главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение. Чувственно-материальный космос трактуется на этом этапе интуитивно. Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема - сущность человека. Чувственно-материальный космос трактуется на этом этапе дискурсивно – в виде искания надэлементных общностей. Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). А.Ф. Лосев подразделяет этот период на зрелую и высокую классику и позднюю классику. В зрелой и высокой классике чувственно-материальный космос трактовался диалектически и общекосмологически – в виде категориальной системы иерархических уровней (Платон). И наконец, в поздней классике чувственно-материальный космос трактовался не категориально-диалектически, как у Платона, но энергийно и дистинктивно-дескриптивно – в виде учения об Уме-перводвигателе как о пределе всех чувственно-элементных оформлений (Аристотель). Главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов и др. Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) рассматривает чувственно-материальный космос (в противоположность классике) уже как субъект, то есть как субъективно-самоощущающий, но все тот же чувственно-материальный космос, или как универсальный организм. Главные проблемы, которые пожнимаются в этот период – мораль (как жить в согласии с божественным законом-Логосом, что есть благо?), свобода человека, познание и др.
I. РАННЯЯ КЛАССИКА Античная натурфилософия. Постановка и решение проблемы первоосновы мира Две крупных проблемы, которые пытались разрешить философы раннеклассического периода – это: 1) Проблема многого и единого, в рамках которой также выделяется проблема первоосновы всего сущего, и 2) Проблема: что первично – материя или форма? Первой особо значимой проблемой, которую изобрели древнегреческие философы, была проблема многого и единого. В мире людей существует огромное разнообразие явлений. Гениальная философская идея греков заключалась в том, чтобы увидеть многое через единое. Но как увидеть единое? Многое находится прямо перед нашими глазами, оно видится глазами, слышится ушами. Как же обстоит дело с единым? Можно ли его увидеть?
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |