КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гносеология
Философское учение И. Канта Кант называет свою философию трансцендентальной, т.к. она изучает переход (transcendo – переходить, переступать) в систему знаний, точнее – конструирование нашей познавательной способностью условий опыта. Трансцендентальное это не трансцендентное, не то, что находится по ту сторону познания. Трансцендентальное (от лат. transcendens — выходящий за пределы) это связывающее части содержания, находящиеся по разные стороны некоторого предела. Кант взялся обосновать законность Ньютоновой механики, законность применения математических конструктов к природным процессам. Для этого нужно было доказать, что между человеческим разумом, производящим эти самые математические конструкты, и миром, который является объектом изучения, имеется некое соответствие. В знаменитой работе "Критика чистого разума" Кант доказывает, что между человеческим разумом и миром, действительно, есть соответствие, ибо тот «мир», который объясняет наука, представляет собой мир, уже приведенный в порядок с помощью познавательного инструмента самого разума. Рассмотрим ход рассуждений Канта. 1) Всякое знание начинается с опыта, но не ограничивается им. Кант вводит понятие «апостериорное знание»; это знание, котрое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность. 2) Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью человека, т.е. носит априорный (доопытный) характер. «Априорное знание» — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. Далее Кант устанавливает различие между аналитическими и синтетическими суждениями. Аналитические суждения – носят поясняющий характер, Синтетические суждения – расширяют наши знания. Например: «Все тела протяженны» - аналитическое суждение, т.к. понятие тела уже включает в себя свойство протяженности. «Вчера шел дождь» - синтетическое, т.к. понятие прошедшего дня непосредственно не связано с дождливой погодой. Все опытытные, эмпирические, суждения, с которыми имеет дело естественная наука, синтетичны. Из этого первоначального набора: априорные-апостриорные и аналитические-синтетические суждения, Кант далее выводит четыре вида суждений: 1) априорные аналитические (суждения математики, логики), 2) априорные синтетические (научно-теоретические суждения), 3) апостериорные аналитические (т.н. «пустой класс», т.е., в действительности ему нет соответствий), 4) апостериорные синтетические (опытное, эмпирическое знание). Главный вопрос «Критики чистого разума», с которого мы начали рассмотрение системы Канта: как возможны априорные (доопытные) синтетические суждения? Кант считал, что опытные данные не дают полного знания об окружающем мире (мы эту проблему рассматривали, когда обсуждали индуктивный метод Френсиса Бэкона), тогда как априорные (доопытные, теоретические) формы обеспечивают всеобщность знания, но не делают его копией вещей. Поэтому Кант приходит к выводу, что вещь, как она является для нас (феномен), отлична от вещи самой по себе (ноумен, или вещь-в себе). "Вещь в себе" —это внутренняя сущность вещи, которая никогда не может быть познана в чистом виде разумом. Эта концепция Канта вызвала острые споры. Многие философы обвиняли и до сих пор обвиняют его в агностицизме. Однако большой знаток немецкой классической философии Арсений Владимирович Гулыга утверждает, что Кант, напротив, с помощью этой концепции утвердил бесконечность человеческого познания. 3) Далее Кант рассуждает, что природа человеческого разума такова, что он активно усваивает данные чувств, перерабатывает их и выстраивает, поэтому человек познает объективную действительность в точности до той степени, в которой эта действительность отвечает основополагающим построениям разума. В таком активном познании главную роль играет т.н. «продуктивное воображение» - рабочий инструмент синтеза чувственности и рассудка. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой: • внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аффицирование") на органы чувств человека; • органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений; • человеческое сознание с помощью продуктивного воображения приводит в систему полученные органами чувств разрознененные образы, ощущения, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира. Такая систематизация осуществляется с помощью так называемых «априорных схем», заложенных в нашем рассудке. Априорная схема это не образ! Образ всегда нагляден. Например, пять точек, следующих одна за другой –
это образ количества,
но число «5» -
это априорная схема. Таким образом, научное познание – это синтез чувственности и рассудка. Кант обосновал, что мир познаваем. Однако познаваемый мир у Канта это не то же самое, что объективная реальность у его предшественников-эмпириков. Мир, который способен постигнуть человек, по Канту – это так называемый феноменальный мир (от слова «феномен» - явление), то есть, тот мир, который является нашему разуму, пройдя предварительно через заложенные в нем самом «фильтры» - так называемые «априорные схемы». Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых "вещей в себе" — окружающего мира, имеет определенную структуру: • априорные формы чувственности; • априорные формы рассудка; • априорные формы разума. 1) Чувственность это первый уровень сознания. Формы чувственностиэто пространство и время. Благодаря чувственностисознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени. Так, если у вас синие очки, то вы все видите в синем цвете; подобным образом человек, по Канту, смотрит на мир через пространственно-временные очки и видит все в пространственно-временных отношениях. 2) Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация априорных схем. Именно они придают всеобщность знанию. В соответствии с четырьмя видами суждений Кант выстраивает следующие категории: 1) категории количества – Единство. Множество. Всеполнота. 2) категории качества – Реальность. Отрицание. Ограничение. 3) категории отношения – Субстанция. Причина. Общение. 4) Категории модальности – Возможность. Бытие. Необходимость. Бросается в глаза трехчленное деление каждой группы категорий: 1) условие, 2) обусловленное, 3) понятие, которое возникает из соединения обусловленного с его условием. Здесь уже явно прослеживается будущая гегелевская триада: тезис, антитезис, синтез. 3) Разум - высший уровень сознания. Фрмы разума- окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. Философия, по Канту, является наукой о высших идеях. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены(то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.
С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий; поэтому разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, доказывает наличие границ познавательных способностей разума.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |