КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия Фихте
Этика Наряду с "чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет "практический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — "Критика практического разума". Главные вопросы "Критики практического разума": • Какой должна быть мораль? • Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант вводит понятие императива: Императив - это правило, которое принимается как должное, выражает объективное принуждение к поступку. Императив это не максима, то есть, не субъективный мотив поступка. Императив это основа морали. Следует различать мотивы действий ради достижения какой-либо цели (в их основе лежит т.н. гипотетический императив) и мотивы действий на основе общего для всех морального закона (категорического императива) и уважения к нему. Чистая нравственность это нравственность, основанная на моральном законе. То есть, это признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное. Мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону. Кант следующим образом сформулировал моральный закон (категорический императив), который имеет высший и безусловный характер:"Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства". В настоящее время категорический императив, сформулированный Кантом, понимается следующим образом: • человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех; • человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству. Историческое значение философии Канта заключается в следующем: • в этике сформулирован категорический императив — моральный закон, и провозглашено, что категорический императив должен служить основой всякой морали; • в теории познания выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, "вещи в себе"); выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления. Оценивая философскую деятельность Канта, современные критики отмечают, что он ставил целью решить проблему обоснования возможности научного познания, однако познающий субъект у него связан в акте познания не с объективной реальностью, а, в конечном итоге, с самим собой как существом человеческого рода. Человек, по Канту, способен познавать вещи только такими, какими они представляются ему, а не такими, каковы они на самом деле. Кант вновь поместил в центр вселенной человека – в силу той главенствующей роли, которую играет человеческий разум в установлении миропорядка. Кант "гуманизировал" науку, но тем самым он лишил ее определенного основания, которое было бы независимо от человеческого разума и которое ранее сохраняла за собой картезианская и ньютоновская наука, давшая программу современной науке. Благодаря Канту стало также очевидным, что человеческое знание выстроено субъективно. Человек вновь оказался в центре вселенной, однако теперь это была только его вселенная, а не Вселенная как таковая. Особый вклад в разработку системы субъективного идеализма внес Иоганн Готлиб Фихте (1762 — 1814) — представитель немецкой классической философии, профессор (в последний годы жизни — ректор) Берлинского университета. Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой "Я-концепции" Повод к ее выдвижению — противоречия в философии Канта, учеником и сторонником которого был Фихте. Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого окружающего мира ("вещей в себе"). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу - объединить бытие и мышление. Фихте идет дальше своего учителя Канта: • отвергает саму идею "вещей в себе" — непознаваемой разумом внешней реальности; • единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое "Я", в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесения субъекта в объект); • считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного "Я"; • вне мышления, вне "Я" самостоятельной окружающей действительности нет; • само "Я" — не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией — Богом в философии Декарта и Спинозы). "Я" имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются диалектически по схеме "тезис — антитезис — синтез", а именно: • Абсолютное Я полагает само себя ("Я" полагает Я); • "Я" полагает (образует) "не-Я" — внешнюю окружающую действительность (антитезис); • "Я" (активное творение, начало, субъект, сознание человеческой личности) взаимодействует с "не-Я" (пассивным началом — окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вместилища, высшей субстанции). Взаимодействие между "Я-человеком" и "не-Я" — окружающим миром внутри "Абсолютного Я" — субъективного духа может быть: • практическим (от "Я" — к "не-Я"; "Я" — творит, определяет "не-Я", основной вид взаимодействия); • теоретическим (от "не-Я" к "Я" — второй, более редкий вид взаимодействия, эмпирический, передача опыта, информации из "не-Я" — окружающего мира - в "Я" (конкретное сознание). Другой вопрос философии Фихте — проблема свободы. По Фихте, свобода — добровольное подчинение всеобщей необходимости.Вся человеческая история — процесс распространения свободы, путь к ее торжеству. Основа всеобщей свободы — наделение всех частной собственностью. В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма — начал признавать объективный высший дух, существующий независимо от человеческого сознания, объективную реальность - воплощение духа. Преждевременная смерть в расцвете сил (в 1814 г.) помешали Фихте внести изменения и глубже проработать "Я-концепцию". Несмотря на то, что "Я-концепция" осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками (особенно материалистами), она остается оригинальным взглядом на окружающий мир, его устройство, нетрадиционной попыткой его философского осмысления.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 739; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |