Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дуализм. Один из вариантов современного материализма – теория тождества сознания и мозга

Материализм

Один из вариантов современного материализма – теория тождества сознания и мозга. Еее развивают английский философ Ю.Т. Плейс и австралийские философы Дж.Дж. Смарт и Дэвид Армстронг. Согласно этой теории, ментальное событие тождественно некоторому событию или состоянию в мозге.

Однако ведь до сих пор не установлено прямых соответствий между биохимическими или электрическими изменениями в головном мозге и конкретными мыслями человека. Это всего лишь предположение, причем, совершенно не обоснованное.

Кстати сказать, первыми учеными, которые попытались объяснить все функции мозга на основе законов химии и физики, были Эмиль Дю Буа-Реймон (1818 – 1896) и Г. Гельмгольц (1821 – 1894). Они поклялись изучать физиологию с позиций физики и химии и скрепили эту клятву кровью. Однако оба ученых столкнулись с непреодолимыми трудностями. Г. Гельмгольц, развивая философские позиции Мюллера, отрицал соответствие наших ощущений реально существующей действительности («теория символов»). А Эмиль Дю Буа-Реймон в конце жизни утверждал, что у познаний имеются пределы. К непознаваемым явлениям он относил и психические. Ему принадлежит знаменитое высказывание – ignoramus et ignorabimus (не знаем и не узнаем).

Действительно, ни одно ментальное событие не может быть предсказано, каким бы полным не было наше знание о физических событиях. Их невозможно подвести ни под один естественнонаучный закон. Эту аномальность следует просто принять как данность.

Материалисты верят, что будут открыты уникальные функциональные свойства человческого мозга, объясняющие, скажем, способности к саморефлексии или усвоению языка.

Но многие другие философы сомневаются в возможности получения вразумительного ответа на вопрос, как могут знания о фактах функционирования нервной системмы, какими бы они ни были полными и всесторонними, объяснить, скажем, уникальное восприятие индивидом хорошей музыки, пейзажа или поэмы?

Некоторые современные картезианцы, например, Майкл Локвуд, также уповают на нахождение в мозгу скрытого тайника, где прячется сознание. В качестве этого тайника чаще всего выступает «главный нейрон» — физический аналог ментальной самости, стягивающий к себе чувственную информацию, редактирующий ее и дающий команды поведению. Этому нейрону приписывается великое таинство — взаимодействие сознательных процессов с нейрофизиологическими процессами мозга.

Для многих мыслителей дуалистическая версия отношения духовного и телесного неприемлема потому, что сознание оказывается вне досягаемости объективного исследования: нельзя исследовать то, что не поддается внешнему наблюдению или обозначается с помощью сакраментальной фразы: «А здесь имеет место чудо». В частности, дуализм не сообразуется с новыми данными когнитивных наук, не говоря уже о его негативном влиянии на всю исследовательскую культуру своим расколом знания на «науки о духе» и «науки о природе».

Дуализм исходит из идеи психофизического взаимодействия и апеллирует к неведомой науке психофизической обусловленности. Поскольку взаимодействие души и тела не поддается никакой объективной фиксации, на деле это есть апелляция к чуду. Данное возражение было знакомо еще самому Декарту, но ни он, ни последующие дуалисты никогда не сформулировали убедительного ответа. Особенно загадочной выглядит способность нематериального сознания отдавать приказы материальному мозгу и телу. Согласно дуалистической гипотезе, эта способность не является физической: ни световыми излучениями, ни звуковыми волнами, ни потоком субатомных частиц, с ней не ассоциируется никакая физическая энергия, и все же она причинно воздействует на тело. Фундаментальный принцип физики состоит в том, что любое изменение в траектории какой-либо физической сущности есть ускорение (или замедление) и затрата энергии. Но откуда берется эта энергия у сознания? Чем она может быть?

Дуализм не в состоянии ответить на этот вопрос. Любое предположение о причинном влиянии нефизического сознания на физические изменения тела противоречит фундаментальному принципу сохранения энергии. «Именно принцип сохранения энергии объясняет физическую невозможность существования «машин с вечным двигателем», а дуализм нарушает этот самый принцип. Конфронтация между вполне стандартной физикой и дуализмом была предметом бесконечных дебатов после Декарта, и повсеместно принято считать, что это — неустранимый и фатальный порок дуализма.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Движение и покой | Функционализм
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.