Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Культурологический подход Шпенглера

Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880-1936).

Центральное понятие данного подхода – культура.

Культура – совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура – автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.

Понятие «культура» Шпенглера близко понятию «цивилизация» Тойнби, однако «цивилизация» у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода – высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

Всего Шпенглером было выделено восемь культур:

индийская;

китайская;

вавилонская;

египетская;

античная;

арабская;

русская;

западноевропейская.

Шпенглер говорил, что все культуры сходны по длительности существования – около 1000 лет. На этом основании он предсказывал закат Европы. Западно-европейская культура зарождается в IX веке, переживает свой расцвет в 15—18 вв. и с 19 в., с наступлением периода цивилизации, начинает «закатываться»; конец западной цивилизации (с 2000 г.) сопоставим с 1—2 вв. в Древнем Риме или 11—13 вв. в Китае.

Схему взглядов Освальда Шпенглера можно нарисовать очень просто. 1) "нет никакого единого человечества", 2) "нет единой истории", 3) "нет развития, нет и прогресса" и 4) "есть только скорбная аналогия круговращения от жизни к смерти, от культуры к цивилизации"

Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине ХХ в. Сейчас интерес к нему значительно ослабел. Шпенглер сам отказался от своего противопоставления культуры и цивилизации в одной из наиболее значительных работ «Человек и техника» (1932). Запад, по его мнению, не только не находится в упадке, но и переживает триумф научных открытий, порожденный техническим гением Европы. Техника становится важнейшим выражением «фаустовского человека».

 

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность

 

Смысл человеческого бытия

Одним из ключевых вопросов философской антропологии является вопрос о смысле человеческой жизни.

Имеет ли человеческая жизнь смысл, некую цель? В чем заключается эта цель? Ценна ли человеческая жизнь как таковая?

Выдающийся американский психолог ХХ в. Абрахам Маслоу причисляет стремление к смыслу к высшим потребностям, называя его первичным человеческим побуждением. Также и по мнению современного австрийского психолога и психотерапевта В и ктора Эмиля Франкла, для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в то, что его поступки имеют смысл.

Потеря или неуспех в поисках смысла жизни чреват трагическими последствиями.

Так, по социологическим данным, полученным при опросе американских студентов, пытавшихся покончить жизнь самоубийством, 85 % из них не видели больше в своей жизни никакого смысла, хотя при этом 93 % из них были физически и психически здоровы, жили в хороших материальных условиях и удовлетворяли все свои материальные потребности.

Связь между самоубийством и потерей смысла жизни существует и на бессознательном уровне. Известный социолог-классик Эмиль Дюркгейм в своем труде «Самоубийство. Социологический этюд» показал, что главной причиной суицида является разрыв связей человека с окружающим миром – с людьми, природой, космосом (добавлю – с Богом). Человек остается один на один с собой и поэтому не может не утратить смысл своей жизни, который находится как раз на пути его отношении к миру.

Интересно, что в концлагерях в годы войны число самоубийств было сравнительно небольшим. Е. Коэн объясняет это тем, что «в царстве жизни можно уйти из жизни, совершив самоубийство; в концлагере можно было уйти только в духовную жизнь».

Значение понимания смысла жизни для существования человека стало в наше время настолько очевидным, что на стыке философии и психологии сформировалось направление, получившее название логотерапии (буквально – «лечение через обретение смысла»). Это отрасль психотерапии, которая лечит людей путем оказания им помощи в нахождении смысла жизни.

Как подчеркивает основатель логотерапии В и ктор Франкл, «если у человека нет смысла жизни, осуществление которого сделало бы его счастливым, он пытается добиться ощущения счастья в обход существующего смысла, в частности с помощью химических препаратов». Логотерапия, обретение смысла жизни позволяет обеспечить излечивание наркомании в 40 % случаев.

Поисками ответа на вопрос о смысле жизни занимались и занимаются также мифология, различные религиозные учения, искусство и многочисленные направления философии. Но в отличие от мифологии и религии, которые, как правило, стремятся продиктовать человеку определенные решения, философия апеллирует, прежде всего, к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия.

В философии установились две основные позиции, предлагающие два разных пути такого поиска. Первая позиция так или иначе отталкивается от гуманистического мировоззрения, поэтому обозначим ее как гуманистическую, вторую можно обозначить как религиозно-философскую (характерную для русской идеалистической философии).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Б. Цивилизационный подход Тойнби | Смысл жизни: гуманистическая позиция
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.