КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод и способ журналистского творчества
Список использованных источников
1) Симонович, С.В. Специальная информатика: учебное пособие / С.В.Симонович, Г.А.Евсеев, А.Г.Алексеев. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2002. – 480 с. 2) Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ: Учубник для 10 класса / Н. Д. Угринович. – 6 – е изд. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. – 387с. 3) Есипов, А.С. Информатика и информационные технологии для учащихся школ и колледжей.: учебное пособие / А.С. Есипов. – СПб.: БХВ – Петербург, 2004. – 480 с. 4) Жукова, Е.Л., Бурда Е.Г. Информатика: учебное пособие / Е.Л.Жукова, Е.Г. Бурда. – М.: Наук - Пресс, 2009. – 272 с. 5) Виды профессиональной информационной деятельности человека. – Электронные текстовые данные – Режим доступа: http://infdeyatchel.narod.ru/it_profes.htm. - 27.10.2011г. 6) Информация и её аспекты. – Электронные текстовые данные – Режим доступа: http://works.tarefer.ru/30/100039/index.html. - 27.10.2011г. 7) Компьютерные сети. – Электронные текстовые данные – Режим доступа: http://school497.spb.ru/download/u/01/urok1/les1.html. - 2.10.2011г. 8) Технология поиска информации в Интернет. – Электронные текстовые данные – Режим доступа: http://www.seonews.ru/masterclasses/detail/29812.php. - 9.10.2011
- методы получения сведений; - методы постижения сути; - методы предъявления информации; - методы воздействия на аудиторию.
Приступая к работе над темой, журналист выстраивает ИЕРАРХИЮ ЦЕЛЕЙ: какая из возможных задач главная? А если уметь выделить еще и информационную задачу, то можно уже и определить жанр будущего произведения. Мы ищем способ решения задач, ищем средства, т. е. решаем вопрос о методе. СПОСОБ деятельности - та комбинация реальных составляющих деятельности, благодаря которой и достигается результат. МЕТОД - это последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или иного типа. Если не имеем понятия о научно обоснованных методах, то работает порождающая модель. Или черпаем из копилки чужого опыта. Рассмотрим сначала методы познавательной деятельности (те, что касаются сбора и осмысления данных).Они связаны с методами предъявления информации, т.е. создания текста, хотя есть уже и опыт разделения - на сборщиков и обработчиков информации. МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ СВЕДЕНИЙ - наблюдение, проработка документов, беседа (опрос, общение), эксперимент. По Киму - еще и прогнозирование, и биографический метод. МЕТОДЫ ПОСТИЖЕНИЯ СУТИ - в функции методов решения теоретических задач выступают знания, которыми обладает журналист. Три уровня знаний: - базисное - философское знание, методологический уровень. (В «базисе» старшего поколения - марксистская диалектика, клерикальная пресса основывается на богословии, желтая - часто на архаических, донаучных, типа магии, астрологии...); -знание о человеке и обществе, накопленное конкретными, чаще гуманитарными науками, использование их методов изучения действительности; -эмпирические знания на уровне «здравого смысла» - то, что называют знанием жизни: очень полезно, но и опасно! На этом уровне ищутся «ходы» не к источнику сведений, а к проверке или доказательству своей идеи, это своего рода проверка практикой. Но без научных знаний может и подвести к ошибке. Чем больше освоено уровней, тем шире выбор методов, меньше стандарта, больше творческой свободы. Надо научиться использовать для этого свое университетское образование! Всю новую информацию мы включаем в систему ранее накопленных знаний и перерабатываем по правилам, задаваемым этими знаниями; а есть ли правила, задаваемые наукой о журналистике? Да. Это правила, по которым «работают» журналистские жанры. Но это уже особая (следующая) тема – МЕТОДЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, т. е. вопросы создания текста. Эти методы рассмотрены Лазутиной как «сборка» элементарных выразительных средств, Кимом - как формирование композиционных структур, Тертычным - как методы интеллектуальных действий, алгоритмы логических операций. Практичнее рассмотреть их по Шкловскому (это будет ТЕЛА 7). Назовем сразу и основные МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА АУДИТОРИЮ - -убеждение -внушение. Эти методы связаны уже с результатом журналистского творчества.
Тема 2. Процесс создания журналистского произведения. Основные этапы познавательного процесса (на примере разработки конкретной темы) - Ознакомление с ситуацией; - Журналистское исследование и журналистское расследование; - От факта к замыслу. По Лазутиной, начальная стадия творческого акта в журналистике - это осознанная целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности. Простейшая (для заметки) – задача - установить факт, определить, насколько значительны связанные с ним изменения. Это - ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СИТУАЦИЕЙ. (Пример: «расширился ассортимент товаров для садоводов и огородников». Это актуально для начала весенних работ; так что там нового?) Если мы готовим аналитический, проблемный материал, то наша познавательная деятельность будет иметь форму ЖУРНАЛИСТСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. А если нужно изучить ситуацию, в которой факты скрываются, то добывание скрытых фактов и выявление их значения будет уже ЖУРНАЛИСТСКИМ РАССЛЕДОВАНИЕМ. Рассмотрим основные этапы практической познавательной работы. Возьмем для примера факт и тему из приведенной выше заметки: новые товары для садоводов - о чем никто еще не написал? - об инструменте! - выявляем адрес реальной ситуации (возможный объект): магазины, торгующие товарами для сада и огорода; - определяем проблемы, в контексте которых значима данная ситуация, их связи: соответствует ли качество товаров - инструмента - местным условиям, возможностям покупателей? Доступны ли цены? Исходим из того, что наши садоводы - это в большинстве немолодые, не очень здоровые, небогатые люди, рассчитывающие на ручной труд. - теперь мы можем выработать заявку на тему - приблизительно такую: «о новизне и качестве инструмента, предлагаемого садоводам»… - планируем и организуем практический ход работы: посещение магазинов, опрос покупателей. Дальше – - сбор предварительных данных (чаще всего: метод получении информации - изучение документов, чтение). Ищем книги по принципу новизны, актуальности, близости к теме. Оказывается, есть инструмент, заменявший пять самых известных и необходимых! Дающий возможность работать с минимумом усилий! - определение конкретного предмета изучения: Этот инструмент - плоскорез Фокина. - направленное изучение объекта (методы сбора информации: интервью, наблюдение): - спрашиваем в магазинах этот товар - продавцы либо не знают, либо «бывает, но берут плохо», но кое-где плоскорезы есть... - спрашиваем пассажиров садовой электрички - почти никто не знает, некоторые говорят «дорогой, тяжелый», но есть и восторженные отзывы. Оказываются, в магазинах бывают поддельные (дорогие, тяжелые, не фокинские/плоскорезы - прекрасное изобретение просто дискредитируется! - конкретизация замысла (по Аграновскому - полностью сложившаяся концепция); - реализация замысла _____________________(создание текста). Дополнительные возможности: если позволяет время, включить в направленное изучение объекта личное опробование инструмента в работе. Тогда может вырасти рядом с данной темой еще одна, не менее интересная и важная: новый подход не просто к выполнению привычных операций, а новый принцип земледелия, уже завоевывающий мир!
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |