Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Жанр как метод создания журналистского произведения

- Жанр как форма отражения действительности

- О конвенциональной природе жанра

- Предметно-функциональные основы жанра

Жанр – это прежде всего устойчивая форма ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, и только в последнем счете – форма текста. Поэтому разные журналисты пишут в одном жанре сильно отличающиеся материалы. По Шкловскому, жанр – это порядок «осмотра мира», сложившийся в массовом сознании и потом закрепленный писателями и журналистами. Жанр имеет КОНЫЕНЦИОНАЛЬНУЮ ПРИРОДУ – это своего рода негласный договор между пишущими и читающими: мы рассказываем о действительности по определенным правилам – тогда нас правильно понимают. читатели не изучают жанры, но пользуются ими. Указывая жанр произведения – «фельетон», «очерк» - мы готовим читателя к тому, как этот текст надо будет воспринимать. Из-за нарушения законов жанра произведение может быть не понято или не принято читателем (новаторство первооткрывателей требует специальных объяснений, долгого воспитания аудитории).

Жанр имеет ПРЕДМЕТНО-ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ОСНОВУ, то есть определяется в результате выбора предмета и определения функции будущего произведения. В зависимости от этих составляющих выбирается метод решения задачи, «порядок осмотра мира» - метод отражения действительности, то есть жанр. Этот метод будет иметь формообразующее значение: в результате определенных действий журналиста сложится текст.

 

- Форомообразующие особенности жанров

- О «смешении» и «чистоте» жанров в журналистике

Какие правила должны быть соблюдены, чтобы получилось произведение именно данного жанра?

- выбор предмета, соответствующего именно этому жанру. Каждый жанр «работает» с ПРЕДМЕТОМ ОПРЕДЕЛЕННОГО ТИПА. Например, репортаж может быть о футбольном матче, о пожаре, о празднике – но всегда о событии, причем о событии длящемся, происходящим на глазах, наблюдаемом. Любая рецензия – на книгу, фильм – всегда о продукте духовного производства… Каждый жанр «специализирован» на своем предмете;

- осознание соответствующей жанру функции. Каждый жанр имеет свойственную только ему ИНФОРМАЦИОННУЮ ФУНКЦИЮ. Среди задач, стоящих перед журналистом (выполнить задание редакции, добиться наказания виновных в нарушении закона, превзойти всех, кто будет писать о том же в других изданиях…, дать оценку чему-то важному…), всегда есть задача информационного плана – показать, объяснить, дать оценку… вот решение этой задачи и определяет жанр как его вторая составляющая. Каждый жанр отвечает на свой вопрос – «как это происходило» (репортаж), «что делать» (статья) и т.д. Эти вопросы необходимо иметь в виду – читатель ждет ответа на них;

- решение творческой задачи МЕТОДОМ, свойственным этому жанру. Каждый жанр выполняет свою информационную функцию определенным методом, используя свой собственный «порядок осмотра мира»: репортаж наблюдает, интервью опрашивает, корреспонденция выстраивает цепочку причин и следствий… В информационных жанрах действует метод получения информации (наблюдение, опрос и т.д.), а в аналитических собирать материал можно всеми способами – читая документы, беседуя, наблюдая – а решение информационной задачи обеспечивается определенным набором интеллектуальных операций, как бы технологией осмысления жизненного материала, которую необходимо сообщать;

- в результате возникает устойчивая ФОРМА текста, но не стандартный образец изложения! Речь идет о ВНУТРЕННЕЙ ФОРМЕ, то есть о логической основе его построения! А внешняя форма – стиль, лексика и т.д. – может и должна быть у разных авторов своеобразной.

Говоря о «смешении жанров», следует иметь в виду не смесь элементов разных форм (например, репортажные или диалогические «куски» в очерке), а разумное комбинирование методов, отражающееся в тексте. Но жанр при всем своеобразии произведений оказывается узнаваемым по сочетанию своих основных опор:

ПРЕДМЕТ – ФУНКЦИЯ – МЕТОД – ФОРМА

_____________________________________________

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод и способ журналистского творчества | Тема 4. Построение журналистского произведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.