Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корректные приемы спора




Общие требования к спору

1. Не стоит спорить без необходимости. Если есть возможность достичь согласия без спора, то надо этим воспользоваться.

2. Спор должен иметь свою тему, свой предмет («О чем спорим?»). Беспредметные споры, споры по проблемам, неясным для спорящих сторон, оставляют, как правило, неприятный осадок из-за своей бессвязности.

3. Тема спора не должна изменяться или подменяться другой на всем протяжении спора. Несмотря на то, что уточнение и конкретизация позиций спорящих – важный момент, следует постоянно иметь в виду основную линию сора и стараться не отходить от нее. Если предмет спора изменился, целесообразно специально обратить на это внимание и подчеркнуть, что спор относительно нового предмета – это уже другой спор.

4. Спор имеет место только при наличии несовместимых представлений об одном и том же предмете, явлении и т.д. Если такой несовместимости нет, вскоре обычно выясняется, что спорящие говорят хотя и о разных, но взаимодополняющих друг друга характеристиках одного и того же объекта. Спорить дальше не о чем.

5. Спор предполагает определенную общность исходных позиций сторон, единый для них базис. Общность базиса обеспечивает начальное взаимопонимание сторон. Те, кто совершенно не понимают друг друга, не способны спорить, точно также они не способны прийти к согласию.

6. Спор требует знания тех вещей, о которых идет речь. Это знание не может быть полным, поскольку иначе бы не возникли разногласия, но оно должно быть достаточно обширным, чтобы аргументировано поддержать спор.

7. Успешное ведение спора требует определенного знания логики, умения выводить следствия из своих и чужих утверждений, замечать противоречия, выявлять отсутствие логических связей между утверждениями.

8. В споре нужно проявлять гибкость. Шутка, отход от темы и т.п. могут иногда оказаться неплохими помощниками в споре.

9. Не надо бояться признавать свои ошибки в ходе спора. Нужно быть терпимым к критике и не бояться того, что кто-то укажет на ошибки, поскольку не ошибается только тот, кто ничего не делает.

10. В споре нужно бороться не за утверждение своего собственного мнения, а за установление истины и добра. Главная задача спора – не сама по себе победа над противной стороной, а решение конкретной проблемы и лучше всего – наиболее приемлемое решение для обоих сторон.

 

 

Как и в других случаях аргументации, приемы, используемые в споре, могут быть корректными и не корректными.

Корректные приемы могут содержать элементы хитрости, но в них нет прямого обмана или принуждения силой. Среди наиболее распространенных корректных приемов спора выделим следующие.

Инициатива, поскольку в споре важно, кто задает тему и ведет его по своему сценарию.

Наступление (вспомним известную фразу «Лучшая защита – это нападение»). Вместо того чтобы отвечать на возражения противника, следует заставить его защищаться и отвечать на выдвигаемые против него возражения. Предвидя его аргументы, можно заранее, не допуская пока он их приведет, выдвинуть их самостоятельно и опровергнуть.

Внезапность. Эффект внезапности достигается различными способами, например, рекомендуется «придержать» самые неожиданные и важные сведения к концу спора.

Отвлечение внимания противника от той мысли, которую желательно провести без критики. Данный прием допустим в устном споре. При этом мысль или не высказывается вовсе, а только подразумевается, или высказывается как можно короче. Перед этим для отвлечения внимания выдвигают идею, способную своим содержанием или формой выражения привлечь внимание противника, задеть его, поразить и т. д.

Можно также выдвинуть заведомо слабый аргумент, в надежде на то, что спорщик, постоянно нацеленный на поиск слабых мест в доводах противника, набросится на него и пропустит то, что намериваются провести без критики, особенно если оно не бросается в глаза своей ошибочностью.

Переложение «бремени доказывания» на противника. В качестве примера можно сослаться на то, что ваш тезис вытекает из уже признанного общего положения, а тезис противника является исключением из него, поэтому пусть противник докажет правомерность такого исключения.

Опровержение противника его собственным оружием. Из выдвигаемых противником положений попытаться вывести следствия, подкрепляющие ваш тезис. Особый интерес представляют неожиданные для противника следствия, о которых он и не подозревал.

Концентрация действий, направленных на центральное звено системы аргументов противника или на наиболее слабое ее звено. В случае если противник смутился или старается ускользнуть от ответа, следует обратить на это особенное внимание и напирать до тех пор, пока не будет выяснена и подчеркнута слабость его аргументов.

К корректным приемам относят и некоторые психологические уловки.

Оттягивание возражения. В тех случаях, когда противник привел аргумент или задал вопрос, на который нет готового ответа, можно незаметно для противника «оттянуть возражение». Для этого ставят наводящие или встречные вопросы, хотя ни в том, ни другом не нуждаются, начинают ответ издали и т.д. В это время мысль работает в «экстренном» режиме и часто появляется желаемое возражение (как решение создавшейся проблемы).

Не занимать с самого начала жесткую, непримиримую позицию, иначе в определенных случаях будет трудно ее переориентировать и тем более, от чего-то отказаться.

Взять слово в конце спора, зная все аргументы выступавших, лишить их возможности развернутого ответа.

Следует помнить, что корректность приемов, используемых в споре, далеко не в последнюю очередь зависит от того, какими уловками и примами пользуется противоположная сторона (по принципу «Каков вопрос, таков ответ»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.