Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование развития туризма в Украине




Содержание и существенные черты управления туризмом

Управление туризмом как отраслью национальной экономикой

ВВЕДЕНИЕ

Предметом дисциплины «Менеджмент в турбизнесе» является совокупность принципов, методов, форм и средств управления туристическим предприятием; рассмотрение задач, связанных с анализом, синтезом и оценкой данных предприятий сферы туризма.

Цель изучения дисциплины – формирование системы знаний по вопросам управления как туристической индустрией, так и туристическими предприятиями, на которые влияют многочисленные разнообразные факторы внешней и внутренней среды.

Одна из важных задач курса – подготовка экономически грамотных, квалифицированных специалистов для сферы туристического бизнеса.

Тексты лекций разработаны с учетом требований нормативной и учебной программ по данной дисциплине.

Дисциплина «Стратегический менеджмент» базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин «Основы менеджмента», «Маркетинг в туризме», «Экономика предприятий туристического бизнеса», «Организация и технология туризма» и, в свою очередь, является основой для изучения дисциплин при подготовке специалистов и магистров.


Модуль 1. Общие черты управления туристической индустрией

Система «туризм» возникла и существует в пределах трех взаимосвязанных суперсистем: общество, экономика, окружающая среда. По мнению швейцарского исследователя К. Каспара, сама система «туризм» имеет две внутренние субсистемы:

- субъект туризма, т.е. потребитель туристических услуг - человек со всем многообразием ее туристских нужд и мотивов поведения;

- объект туризма, состоящий из трех элементов: туристические центры, туристические предприятия и туристические организации (государственные и общественные организационно-правовые структуры, которые регулируют развитие туризма).

Как видно из приведенного рисунка, швейцарские исследователи рассматривают туризм как самостоятельную социально-экономическую субсистему, которая одновременно интегрирована в суперсистемы «общество» и «экономика». Жизнедеятельность системы «туризм» невозможна без взаимодействия с окружающей природной средой.

Система туризма существует в общественном окруже­нии. Окружающий систему туризма мир представлен эко­номикой, экологией, технологиями, политикой и социальной системой. Перечисленные системы общественного окру­жения оказывают сильное воздействие на туризм, хотя они и не являются единственными. Зависимость туризма от внешней среды — одна из самых значительных его харак­теристик и особенностей. Как между субсистемами субъект-туризма и объект-туризма, так и между внешними систе­мами и системой туризма существуют определенные взаимосвязи.

Поскольку между системой туризма и внешним ми­ром, в котором существует туризм, существуют опреде­ленные взаимосвязи, то можно утверждать, что туризм — это открытая система, которой можно и нужно управлять, используя методы и принципы современного менеджмента.

Таким образом, туризм как открытая система находится во взаимосвязи с внешним миром, представленным такими общественными системами, как экономика, экология, соци­альная среда, политика и технологии. Система туризма раз­деляется на две субсистемы: субъект управления туризмом и объект управления туризмом.

 

 

 

 


Рис.1.1. Структура системы туризма

 

Труд в управлении туризмом специфичен и существен­но отличается от деятельности работников других отрас­лей, хотя на первый взгляд можно предположить, что ме­неджмент туристского региона и туристской организации опирается на ту же базу, что и менеджмент любого пред­приятия системы «человек-человек».

Задача менеджмента в туризме состоит не только в том, чтобы выявить эти общие тенденции и закономерности его развития, но и в том, чтобы найти его специфические особенности. Туризм имеет ряд присущих только ему особен­ностей, которые вытекают из специфических свойств услуг, пре­доставляемых туристскими предприятиями и организа­циями.

В соответствии с этим следует опре­делить, как глубоко и в каком направлении должен разви­ваться управленческий инструмент, чтобы правильно ре­шить те специфические проблемы, которые присущи туристским организациям.

 

 


Рис. 1.2. Система управления туризмом

 

Первая особенность туризма заключается в большой глу­бине его проникновения и сложности взаимосвязей между его составными элементами. Большая часть туристских предприятий — небольших размеров. Крупные туристс­кие предприятия создаются лишь в густонаселенных рай­онах, они типичны для туристской индустрии, но это не заводской цех с одним типом организационной структуры управления. В туристской индустрии много туристских предприятий и организаций, которые так или иначе дол­жны вписываться в единую региональную систему управ­ления, где преследуется цель обеспечения длительной де­еспособности и конкурентоспособности на рынке. Но важнейшая проблема менеджмента региона является од­новременно и важнейшим отличительным признаком ме­неджмента туристской организации. Прежде всего следу­ет ответить на вопрос, кто реально должен руководить регионом и нести за это ответственность.

Вторую особенность туризма как объекта управления можно представить в виде неясных и трудно измеримых целей. Для менеджмента частных туристских предприятий, которые в своей деятельности ориентируются на получе­ние прибыли, характерны четкие и измеримые цели — накопление ценностей, движение наличности, прибыль... Для менеджмента туристских организаций таких целей не существует ни на уровне предприятия, ни на уровне ре­гиона.

Будучи нерентабельной, туристская организация не может ориентироваться на прибыль. Если же организация в течение длительного периода получает прибыль, она все равно не использует ее, поскольку эти средства принадле­жат всему региону. Как и в любой нерентабельной органи­зации, руководство предприятия должно оценивать себя по тому, насколько ему удается эффективно и с учетом потребностей произвести для своих членов и для всего региона необходимые услуги. По предоставлению услуг можно определить, способна ли организация удержать своих членов и побудить их к дальнейшему участию в ее деятельности. Отдельные услуги туристской организации, которые она оказывает для своих членов (например, предста­вительство интересов, маркетинг и т.д.) объективно не ощу­щаются. В таком случае все более важной становится постоянная позитивная коммуникативность внутри организации.

Третья особенность менеджмента туризма — в его ог­раниченном влиянии на регион. Управленческие кадры час­тного туристского предприятия пользуются предоставлен­ными им в уставе, ясно изложенными полномочиями и правом принятия решений и отдачи указаний по всем воп­росам своей хозяйственной деятельности. Менеджмент же туристской организации, напротив, ограничен в возмож­ности оказывать на кого-либо влияние как на уровне сво­ей организации, так и на уровне региона.

Так как туристская организация занимается государ­ственными вопросами, часто используя для этого государ­ственные средства, то и влияние политики на нее очень высоко. В результате — естественно ограничивается пред­принимательская свобода ее действий. Менеджмент вы­нужден обращать внимание на политические силы в сво­ем регионе, ведь оплата труда его кадрового состава осуществляется чаще всего за счет государственного бюджета.

Следующая особенность туризма заключается в сильном влиянии со стороны заинтересованной клиентуры. Каждое туристское предприятие осуществляет свою деятельность в окружении различных заинтересованных лиц и клиентов. Туристские организации работают с большим количеством заинтересованных лиц, которые оказывают сильное влия­ние на организацию. Кроме того, внутри отдельных заин­тересованных групп имеются свои интересы. Туристские организации не могут ожидать от своих участников того, что все они будут вести себя одинаково, поскольку суще­ствуют определенного рода противоречия между владель­цами гостиниц, местными жителями и приезжими турис­тами. Члены организации могут разделиться на три-четыре заинтересованные группы, представители гостиниц, воз­можно, будут требовать сокращения однодневного туриз­ма, владельцы подъемных лифтов выступят за расшире­ние потока туристов, так как они заинтересованы в этом. Даже внутри одной группы (например, среди представи­телей гостиничных комплексов) прослеживаются различ­ные интересы" Крупные гостиницы чаще всего меньше заинтересованы в предложении курортного сервиса, так как они располагают всеми необходимыми сооружениями для размещения и организации отдыха гостей у себя. Не­большие гостиницы, живущие за счет проезжающих тури­стов, заинтересованы в том, чтобы туристская организа­ция улучшала курортное предложение и проводила соответствующие мероприятия.

В некоторых туристских регионах в последние годы возникли разногласия между местными жителями и отды­хающими туристами. Туристы в преклонном возрасте же­лают, чтобы у них был спокойный отдых. Им нравится, когда в регион длительное время не привлекаются новые туристы. Когда же их интересы нарушаются, они могут объединиться и сильной группой выступить против како­го-либо другого вида туризма в данном регионе.

Наряду со всеми группами населения, заинтересован­ными в развитии туризма, а также участвующими в тури­стской деятельности, туристская организация, как и лю­бое другое предприятие, сотрудничает с кредиторами, с политическими структурами, с городскими управления­ми, с туристами, а также с поставщиками.

Туристская организация может быстрее уравновеши­вать интересы между различными, задействованными в процессе обслуживания, группами, если в своей деятель­ности она руководствуется общепринятыми нормами, при­оритетами и представлениями о ценностях и имеет перед собой широкомасштабные цели по дальнейшему разви­тию региона. Именно поэтому нормативному менеджменту (на уровне туристской организации — политике предпри­ятия, на уровне региона — планированию и координации деятельности путем разработки ведущего образа) уделяет­ся очень большое значение.

Важнейшей особенностью туризма как объекта управ­ления является специфика туристского продукта, его не­отделимость от источника формирования. Так как туристский продукт проявляется в виде услу­ги, то его необходимыми признаками являются присут­ствие клиента и невозможность складирования этой услу­ги, т.е. речь идет о том, что туристскую услугу нельзя переслать по почте. В связи с тем, что при реализации туристского продукта усиливается личностный аспект, про­цесс предоставления туристских услуг может быть автома­тизирован в гораздо меньшей степени, чем, например, про­цесс производства товаров. Ведь нельзя с высокой степенью вероятности спрогнозировать поведение туриста — оно зависит не только от объектив­ных обстоятельств, но и от субъективных факторов. По этой причине в менеджменте туризма неизмеримо больше внимания должно уделяться управлению персоналом и регулированию межличностных отношений. Это прежде всего относится к работе туристских предприятий, услуги кото­рых предоставляются при непосредственном контакте с людьми.

 

Туризм как социально-экономическое явление все больше обретает все признаки самостоятельной области национальной экономики. Во-первых, его субъектами есть довольно однородные по назначению и технологией производства товаров и услуг предприятия (туристические базы, отеле, фирмы, транспорт, связь и т.п.). Во-вторых, постепенно совершенствуется система управления туризмом. И, в-третьих, несмотря на значительную диверсификацию, в туристической индустрии создается однородная по целевому назначению продукция.

Определяя наличие значительного рекреационно-туристического потенциала в Украине и наличие всех признаков самостоятельной области национальной экономики, актуальной является постановка вопроса о необходимости выработки четкой государственной политики в сфере и внедрение действующих механизмов ее реализации.

Для получения максимальной выгоды от туризма каждое государство разрабатывает туристическую политику, которая является одним из видов социально-экономической политики государства.

Таким образом, туристическая политика государства - это совокупность форм, методов и направлений влияния государства на функционирование туристической индустрии для достижения конкретных целей сохранения и развития социального-экономического комплекса. К основным направлениям туристической политики Украины принадлежат:

защита прав путешествующих;

защита интересов производителей отечественного туристического продукта;

всяческая поддержка внутреннего и въездного туризма, который может проявляться в форме:

а) прямых инвестиций в формирование туристической инфраструктуры;

б) научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения национального туристического продукта на мировом рынке;

в) налоговых и таможенных льгот, стимулирующих поступление инвестиций.

Государственная туристическая политика базируется на соответствующей стратегии и тактике.

Туристическая стратегия - это разработка общей концепции развития и целевых программ, для реализации которых необходимо время и значительные финансовые ресурсы.

Туристическая тактика - это конкретные действия и приемы достижения поставленной цели в конкретно определенных условиях.

Главным органом в системе центральных органов исполнительной власти обеспечения проведения государственной политики в сфере туризма, является Министерство культуры и туризма Украины. Оно является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины. Министерство организовывает в пределах своих полномочий выполнения актов законодательства и осуществляет контроль за их реализацией, обобщает практику применения законодательства по вопросам, которые принадлежат к его компетенции, разрабатывает предложению относительно усовершенствования законодательства и вносит их в установленном порядке на рассмотрение Кабинета Министров Украины.

Правительственным органом государственного управления, который действует в составе МКТ и ему подчиняется и непосредственно занимается проблемами развития туризма в Украине является Государственная Служба туризма и курортов (Держтуризмкурортів).

Основными задачами Держтуризмкурортів являются:

участие в реализации государственной политики в туристической и курортной области;

осуществление в установленном порядке управления в туристической области, в частности в пределах, определенных МКТ, управление имуществом предприятий, учреждений и организаций, которые осуществляют деятельность в туристической области и принадлежат к сфере управления МКТ;

осуществление регулятивных и разрешительно-регистрационных функций в туристической и курортной области.

Держтуризмкурортів в соответствии с возложенным на нее задачами:

принимает участие в разработке и обеспечении выполнения общегосударственных программ развития туризма, туристическо-рекреацийной сферы, рынка туристических услуг, обеспечение защиты и безопасности туристов;

оказывает содействие в пределах своей компетенции разработке и осуществлению центральными и местными органами исполнительной власти мероприятий по развитию туристической и курортной области (например, в разработки Донецкой региональной программы развития туризма на 2002-2010 гг.)

определяет категории объектов туристической инфраструктуры (например, присвоение «звезд» гостиницам);

осуществляет в случаях, предусмотренных законодательством, лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности;

подает предложению относительно формирования и ведение Государственного реестра субъектов туристической деятельности, контролирует в пределах своей компетенции соблюдения требований законодательства о туризме;

осуществляет контроль за качеством предоставленных туристических услуг;

определяет по согласованию с органами государственной статистики объемы отраслевой статистической отчетности, а также состав и формы отчетной документации, проводит мониторинг статистических данных и осуществляет контроль за их достоверностью;

проводит комплексный анализ и прогнозирования развития туристической и курортной области, выступает по доверенности МКТ заказчиком научных, маркетинговых и других аналитических исследований связанных с ее развитием;

принимает участие в создании благоприятного инвестиционного климата в туристической и курортной области;

выполняет другие функции, которые вытекают из положенных на нее задач.

Держтуризмкурортів во время выполнения возложенных на нее задач взаимодействует с центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, Держкурортом, объединениями граждан, а также с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями. На региональном уровне Государственная службы туризма и курортов включает Управление культуры и туризма и Отдел по вопросам туризма и курортов при областной государственной администрации.

Основная цель государственной концепции развития туризма состоит в создании современной высокоэффективной и конкурентоспособной туристической индустрии, которая обеспечит широкие возможности для обслуживания украинских и зарубежных граждан, а также значительный вклад в развитие социальной экономики. Для практической реализации этой цели предлагается перечень мероприятий (туристическая тактика), к которым можно отнести: создание нормативно-правовой базы развития туризма, который отвечает международной практике; формирование экономических механизмов стимулирования развития иностранного и внутреннего туризма и привлечение инвестиций в эту область; введение жесткой системы сертификации и лицензирование туристической деятельности и т.п..

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.