КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция жизненного цикла туристической дестинации
Типология туристических дестинаций и классификация их ресурсов Существующие дестинации целесообразно классифицировать по наиболее существенными признаками с целью дальнейшего использования в различных аспектах управленческой деятельности и регулирования их развития на разных иерархических уровнях (табл. 1.2). Классификация имеет условный характер, так как ее составляющие тесно связаны между собой. Так, например, виды дестинаций по признаку масштабности могут быть описаны одновременно с использованием всех других классификационных признаков: стадией жизненного цикла, видами туризма, ресурсной базой, состоянием развития, степенью нагрузки, уровнем агрегации, степенью агломерации, категорией потребителей. Понятие «дестинация» охватывает разные географические и пространственные уровни - от территории отдельного туристического объекта (отеля, ресторана, пляжа) к отдельным странам, частям мира, материков. Сложная дестинация может состоять из комплекса разных туристических продуктов или быть составляющей комплексного туристического продукта.
Таблица 1.1. Классификация видов дестинаций по признакам
Яркими примерами дестинаций - объектов могут быть Евродиснейленд, фешенебельные отели «Savoy» или «Ritz». Дестинации – местности - Ницца, Франция или даже Западная Европа. В Украине дестинации только начинают формироваться. Основными из них являются национальный заповедник «Печерска Лавра» (г. Киев) как туристический объект-дестинация, лечебная дестинация «Курортополис Трускавец», смешанная универсальная дестинация «Большая Ялта», деловая и историко-культурная - «Киев туристический», специализированная детская - детский оздоровительный центр «Артек», дестинация, которая формируется - «Труханов остров» (г. Киев), развивающаяся дестинация «Каменец-Подольский», экологическая дестинация «Аскания Нова» и прочие. Опираясь на классификацию туристических дестинаций (классификация представлена в табл. 1.) возможно классифицировать их ресурсы во взаимосвязи с классификацией компонентов турпродукта (см. рис. 1.7): Рис. 1.7. Типология туристических дестинаций и ее структурно-логическая взаимосвязь с компонентами турпродукта.
Анализируя научные публикации и на основании данной взаимосвязи возможно выделить основные и вторичные ресурсы туристической дестинации. Основные ресурсы дестинации формируют спрос туристов. Основные ресурсы дестинация предлагает для удовлетворения соответствующих потребностей потребителя. Вторичные ресурсы дестинации представляют собой ее вспомогательные компоненты, обеспечивающие стандартизованное качество туристской поездки: средства размещения, транспорт, все виды сервиса для туристов и пр. Вторичные ресурсы подразделяются на инфраструктуру и суперструктуру. Инфраструктура представляет собой весь комплекс базовых средств, необходимых для жизнеобеспечения местного населения и туристов: водопровод, канализация, электричество, дороги, связь и т.д. Суперструктуру возможно определить, как совокупность вторичных ресурсов непосредственно туристического сектора: отели, пляжи, предприятия сервиса и пр. Инфраструктура используется в равной степени, как туристами, так и местными жителями. Суперструктура используется в основном туристами; она создана и функционирует для обеспечения их нужд. Ресурсы дестинации являются основной (ресурсной) составляющей туристического продукта. Сопутствующую составляющую формируют услуги, предоставляемые туристам смежными секторами: торговые, сервисные, транспортные и пр. В процессе анализа туристической дестинации на базе ее основных ресурсов можно сделать вывод о том, что основные ресурсы дестинации могут быть созданы искусственно, для формирования массированного спроса и его локализации в пространстве. Поэтому помимо естественных ресурсов можно выделить два типа искусственных ресурсов дестинации: туристические центры и туристические события. Туристические центры могут являться самостоятельными дестинациями или быть частью основных ресурсов других дестинаций. Таким образом, данная классификация ресурсов туристической дестинации позволяет различать такие понятия как туристическая дестинация и туристический центр. Главным критерием здесь является наличие или отсутствие в рамках туристического центра развитых вторичных ресурсов.
Развитие туристической сферы в целом зависит от этапов развития дестинаций и спроса в конкретный период времени, который определяется способностью дестинации удовлетворять нужды туристов. Спрос может варьировать в зависимости от степени зрелости дестинации на определенном этапе ее эволюции. В процессе такой эволюции, как и любой другой естественный или искусственный объект, дестинация проходит определенные жизненные циклы. Публикации исследователей жизненных циклов дестинаций указывают на то, что авторы определяют количество стадий и этапов в них по-разному. Так, российские ученые Морозов М.А. и Коль О.Д описывают цикл развития дестинации, посредством характеристик, особенностей последовательных фаз, представленных на рис.1.8.
Рис. 1.8. Цикл развития дестинации.
На начальной стадии развития дестинации основными мотивами приезда людей являются посещение родственников или друзей, а также деловые поездки. Некоторые из приезжих интересуются природными и культурными достопримечательностями посещаемой ими территории. Естественно, что их потребности легко удовлетворяются сферой обслуживания, и они уезжают с хорошими впечатлениями. На этой стадии развития дестинация представляет собой всего лишь небольшую часть инфраструктуры (гостиницы, общественное питание), которая зависит от количества приезжающих и сроков их пребывания. Однако постепенно количество туристов увеличивается так как они уже знают, что в данной дестинации их ждет хорошее обслуживание, интересные объекты культуры, природа и т.д. На это реагирует сектор бизнеса, развивая специализированные сервисные услуги для приезжающих туристов. Территория начинает приобретать характерные черты туристской дестинации. Открываются новые рестораны, кафе и бары, которые предлагают туристам как привычные для них блюда, так и национальные, магазины начинают торговать сувенирами местного производства. Инвестиции в экономику дестинации приносят большую прибыль и, естественно, все больше увеличиваются. Общественный и частный секторы находят все новые дополнительные возможности привлечения туристов и их обслуживания. В свою очередь, приезжающие привносят свои традиции и культуру, происходят изменения в традиционном укладе жизни местных жителей. Наступает так называемая «фаза туристского менеджмента»,основные цели которой состоят в следующем: продвижение дестинации на рынке для привлечения необходимого количества туристов, чтобы поддержать на должном уровне туристский бизнес, и выбор административных методов, обеспечивающих развитие выгодных с финансовой точки зрения форм и видов туризма. В течение «фазы туристического менеджмента» принимаются решения о том, какие виды услуг развивать, каким образом удовлетворить постоянно меняющиеся вкусы приезжих, каким способом можно влиять на природу этих вкусов и желаний. Кроме того, идет постоянный приток новой рабочей силы в дестинацию. Как правило, приезжают молодые рабочие и служащие со своими семьями, они поселяются здесь на длительное время. В результате происходит постепенная ассимиляция местных жителей в их среде, что часто приводит к утрате местных культурных обычаев и появлению новых, но уже не свойственных и не характерных для данной дестинации. Происходят изменения и в природных ландшафтах, они теряют свою привлекательность. На данном этапе главная задача состоит в том, чтобы быстро отреагировать наэти изменения: создать новый маркетинговый план развития дестинации, найти новые сегменты туристского рынка. Причем они могут существенно отличаться от первоначальных. Сложные дестинации могут иметь многоуровневую иерархическую структуру. В связи с этим некоторые ученые выделяют несколько уровней и аспектов жизненного цикла дестинаций. Концепция жизненного цикла туристической дестинации позволяет лучше понять и оценить закономерности ее появления, продвижения, роста или спада, и выработать соответствующую маркетинговую политику. Такой, на первый взгляд, обобщенный подход содержит идею существования в жизненном цикле периода перед нулевой точкой пересечения осей координат, который предшествует развитию. Этому периоду присущи не только этапы поиска, формулирования и отбора идеи, разработки стратегии маркетинга и анализа маркетинговых возможностей, но и юридического, финансового и организационного обоснования разработки и апробации нового туристического предложения на рынке. Речь идет о бизнес-планировании формирования дестинации, и, прежде всего, о ее искусственном происхождении. В наиболее общем виде жизненный цикл дестинации может быть изображен графически. Форма графика будет варьировать в зависимости от многих факторов. Как правило, оценка состояния и характера развития дестинации во времени будет связана с такими натуральными показателями объема продаж, как количество прибытий туристов. С целью графической интерпретации взаимосвязи и влияния факторов на развитие дестинации необходимо использовать также стоимостные показатели объема продаж - доходов, прибыли и затрат предприятий туристической индустрии определенной дестинации. При исследовании жизненного цикла туристического продукта с помощью вышеупомянутых показателей на уровне предприятия-дестинации информационная база процесса может быть обеспечена достаточно полно. В большинства случаев дестинации представляют собой местности или же территории разных масштабов (это могут быть отдельные поселки, районы, регионы города, страны и др.). Сбор и обработка информации, аналитическая и прогнозируемая оценка состояния и развития дестинации по количественным и качественным параметрам значительно усложняется в связи с отсутствием необходимых методик и соответствующих организационных структур. Эта проблема взаимосвязанна с проблемой определения мультипликативного эффекта от развития туризма на макроуровне. В своих работах Р.В. Батлер демонстрирует такой подход к эволюции дестинаций. Сохраняя тот же самый двумерный подход, он подходит к раскрытию процесса эволюции с точки зрения определения критической зоны в жизненном цикле (см. рис. 1.9). Важным в данном подходе, является то, что жизненный цикл рассмотрен в двух взаимосвязанных аспектах: с одной стороны, эволюция дестинации с точки зрения изменений объема туристического потока во времени, с другого - эволюция дестинации с точки зрения взаимосвязи этих изменений адекватно уровню развития социально-экономических отношений в ней. В условиях конкурентной рыночной среды такой подход представляет интерес, как с теоретической, так и практической точек зрения. Раскрытию процессов, которые происходят в критической зоне, автор уделяет особое внимание. Тем не менее, при таком графическом изображении жизненного цикла возникала практическая сложность определения критических точек перехода от одной стадии к другой. В критической зоне жизненного цикла дестинации в период стагнации возникают важнейшие изменения, связанные с возможностью разных путей развития дестинаций. Предельными границами возможных направлений развития могут быть регенеративный рост (верхняя граница) или разрушение (нижняя граница). Это может происходить в определенной условной точке. Возможно, целью являлось не стремление сосредоточить внимание на точке, а на всей области возможных изменений кривой жизненного цикла, которая могла бы быть изображена более точно в виде эллипса, вытянутого по горизонтали (во времени), и в пределах которого могут происходить кардинальные изменения жизненного цикла. С другой стороны, если применить системный подход и учесть энтропийность дестинации как системы, ее синергетическую сущность, то целесообразно упомянуть о феномене эквифинальности и бифуркации.
Рис. 1.9. Эволюция цикла дестинации.
Характеристики системы, использованные относительно развития дестинации (а дестинация является системным объектом), в любой точке кривой отвечают принципам эквифинальности, согласно которым система может достичь определенной цели разными путями. В точках бифуркации (разветвления) развитие дестинации как системы характеризуется неустойчивостью. К сожалению, Р. Батлер не раскрывает данные аспекты. Неоднозначность трактования кривой жизненного цикла дестинации требует дальнейшей конкретизации и усовершенствования. Понимая это, Ткаченко Т. И. в своей монографии предлагает измененный вид кривой жизненного цикла (см. приложение А), характер которой указывает на прогрессивное (в форме волны) развитие дестинации под влиянием сил управленческого вмешательства и факторов объективного (неконтролируемого) характера. Учитывая характер гипотетической кривой развития дестинации на основе активного управления, необходимо указать, что такая форма наглядного представления выглядит довольно конструктивной и убедительной. При этом плоское, двумерное изображение жизненного цикла дестинации дает представление о внутренних силах ее развития. Именно внутренний потенциал и его корректное умелое использование существенно влияет на характер развития кривой жизненного цикла дестинации.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 4587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |