Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Итоги реформ 1965 года




Изменение системы хозяйствования в промышленности и строительстве (реформа 1965 года)

Реформирование сельского хозяйства в 1965 году

В 1965 году в государстве была принята новая система пла­нирования производства и заготовок сельхозпродукции. По важнейшим видам сельскохозяйственной продукции устанавливался твердый план заготовок в течение 10 лет, его перевыполнение поощрялось. Сверхплановые закупки производились по повышенным ценам, с надбавкой в размере 50%. За 3 года реформ объем валовой продукции сельского хозяйства возрос на 15%.

Имея неизменный план закупок на дли­тельный срок, хозяйства самостоятельно составляли производственные планы, предусматривающие рациональное исполь­зование ресурсов. Но впоследствии воп­реки принятым решениям планы обязательных закупок системати­чески менялись, как это было прежде.

Усилилось финансирование аграрного сектора. Впервые за все годы советской власти в сельское хозяйство направлялись зна­чительные средства на осуществление механизации и электрификации производства, мелиорацию и снабжение минеральными удобрениями.

Возрождалась звеньевая система – от крупных бригад переходили к небольшим звеньям, отвечающим за весь технологический цикл, с оплатой труда по количеству и качеству произведенной продукции. Применение такой системы дало поразительные результаты: многократный рост производительнос­ти труда, значительное снижение издержек производства, рост при­были. Однако в дальнейшем это начинание не получило распрост­ранения, так как противоречило принципам командной системы советской колхозно-совхозного производства.

Важную роль для развития сельского хозяйства сыграло сня­тие необоснованных ограничений с личных подсобных хозяйств.

В 1965 году в государстве была признана необходи­мость восстановления отраслевой системы управления и расшире­ния самостоятельности предприятий. Предусмат­ривались меры по ограничению функций центральных органов уп­равления, усилению роли экономических методов руководства про­мышленностью, сочетанию государственного планирования с раз­витием хозрасчетных отношений, централизованного отраслевого управления с республиканской и местной инициативой. При этом сохранялась система централизованного распределения матери­альных ресурсов.

Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий предполагало сокращение числа директивных показателей, показатель валовой продук­ции был заменен на объем реализованной продукции, так как он позволял объективнее оценивать деятельность предприятий, лучше согласовывать их интересы с потребителями.

Значительное внимание уделялось повышению качества продук­ции, созданию более производительных машин и оборудования. Для этого предусматрива­лись показатели технического уровня и качества продукции, дол­говечности, надежности.

Менялась система показателей плана по труду. Вместо числен­ности промышленно-производственного персонала и средней зар­платы устанавливался общий фонд заработной платы и рост произ­водительности труда.

Важным вопросом была перестройка ценообразования. Прове­денная реформа оптовых цен учитывала теперь фондоемкость про­дукции, размер платы за производственные фонды, отчисления в фонд стимулирования. Таким образом, новая це­новая политика обеспечивала работу предприятий на условиях хоз­расчета. Предприятия получили большие права в области планирования, использования основных и оборотных фондов, капитального строительства, ут­верждения штатов. В пределах установленного норматива за пред­приятиями закреплялись оборотные средства. Амортизационные отчисления могли быть направлены на капитальные вложения сверх установленного плана. Расширение хозяйственной самостоятельности проявлялось в увеличении доли прибыли, распределяемой предприятиями.

Рефор­ма предусматривала формирование за счет прибыли фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, фонда развития производства.

Реализация реформ, намеченных в 1965 году оказалась сложной и не вполне выполнимой задачей. Но на первых порах были получен большой экономический и социальный эффект. В период восьмой пятилет­ки, в течение которой осуществлялись реформы, среднегодовой темп прироста национального дохода составил 7,1%, реальные доходы населения выросли на 33%. Объемы производства ведущих отраслей промышленности и сель­ского хозяйства выросли за пятилетие соответственно на 50 и 23%, а производительность труда – на 37%.

Однако, несмотря на хорошие результаты, достигнутые в годы восьмой пятилетки, эффект реформы оказался ниже ожидаемого. Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий и раз­витие оптовой торговли средствами производства оказались несовме­стимы с сохранившейся системой государственного планирования. Поэтому в даль­нейшем оптовой торговли средствами про­изводства была ликвидирована. Установленные цены не учитывали дефицитность продукции, так как базой для их расчета остались издержки производства. Вы­годное обществу не стало выгодным предприятиям. Следовало либо перестроить ценообразование, финансово-кредитную систе­му, либо вернуться к детальному планированию номенклатуры про­дукции и других показателей ограничив самостоятельность предпри­ятий. Был выбран второй путь. В итоге условия для подлинного хоз­расчета не сложились.

Серьезная причина неудач реформы состояла в сильном проти­водействии новому со стороны политического руководства. Недо­верие к экономическим методам управления, приверженность при­вычному командно-административному руководству, нежелание выпускать из своих рук всю полноту власти привели к сворачиванию реформ.

99. Социально-экономическое развитие СССР в 70-е – середине 80-х годов

В рассматриваемый период в стране все более усложнялась организаци­онная структура управления производством производства. Образовывались Всесоюзные произ­водственные объединения, подчинявшиеся министерствам, что привело к дальнейшему ужесточению регламентации деятельности предприятий. Эффективность производства снижалась, рос объем незавершенного строительства, величина которого в период с 1965 по 1980 год увеличилась почти в 5 раз. В экономике назревал кризис, что стало очевидно в середине 70-х годов. Начав­шийся мировой энергетический кризис и рост цены на нефть в 20 раз, активное освоение нефтяных и газо­вых богатств Сибири позволили получить новый источник пополнения бюджета и отсрочить наступление экономического кризиса в стране на несколько лет.

Основной доход государство получало от экспорт топлива из Сибири. Нефте­доллары использовались для закупки зерна, машин и оборудования, товаров народного потребления. При этом в стране наблюдались снижение производительно­сти труда и фондоотдачи, усиление инфляции и дефи­цита. Постоянно снижалось потребление населением продуктов пита­ния, одежды, обуви, падал жизненный уровень. В 1977 году была введена талонная распределительная система некоторых виды продуктов питания, организованы внутренние рас­продажи товаров на предприятиях.

По оценке независимых экспертов в 70-е годы не на­блюдался рост производительности труда, а в начале 80-х годов она снизилась на 8%. Экономика была построена таким образом, что повышать производительность труда было невыгодно для предпри­ятия, так как это влекло за собой повышение плановых заданий. Экстенсивный путь развития экономики себя исчерпал, необходимо было переходить к интенсивным формам хозяйствования.

100. Попытки ускорения социально-экономического развития и «перестройка» второй половины 80-х годов

Падение темпов экономического развития, низкая эффективность использования всех фак­торов производства вынудили руководство страны пересмотреть экономическую политику. Идея новой экономической поли­тики состояла в ускорении темпов и интенсификации общественного производства посредством научно-технического прогресса, струк­турной перестройки, эффективной системы управления, организа­ции и стимулирования труда. Однако оказалось, что структурная перестройка экономики невозможна без реорганизации хозяйственного меха­низма.

Лозунг «ускорение» было заменено лозунгом «перестройка». В 1987 году была принята программа коренной перестройки уп­равления экономикой. Она предусматривала ее социальную пере­ориентацию, структурные преобразования, перестройку финансо­во-кредитной системы. Направленность этих преобразований можно определить как начальный этап создания регулируемой ры­ночной экономики. Первый шаг в этом направлении был сделан принятием Закона о государственном предприятии.

Принятый Закон о государственном предприятии про­возглашал принцип полного хозяйственного расчета и самофинан­сирования. Обобщающим показателем деятельности предприятия объявлялась прибыль (или доход), часть которой должна использо­ваться для обязательных выплат, а другая вместе со средствами на оплату труда образует хозрасчетный доход коллектива. Закон расширял права пред­приятий в области планирования производства, оптовой торговли средствами производства, самостоятельного установления цен, внешнеэкономической деятельности. Предусматривались демокра­тизация и вовлечение в управление широких слоев трудящихся, развитие самоуправления – выборность руководителей, утверждение планов на общих собраниях работников, избрание советов трудо­вых коллективов.

Некоторое расширение нрав предприятий в самофинансирова­нии без соответствующего повышения их ответственности способ­ствовало усилению материально-финансовой несбалансированно­сти, расстройству денежного обращения, ускорившему спад про­изводства. Усилилась тенденция к натурализации хозяйственных связей. Росли товарные запасы на складах, увеличивались неплатежи. Обычной стала практика проведения взаимозачетов долгов по окон­чании года.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.