Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Античная культура




Типологические черты античной культуры (космоцентрический характер культуры, идея гармонии; полис, идея политической определённости человеческих судеб, грек как гражданин, понятие свободы; телесность, скульптурность античной культуры, её эстетико-художественный характер). Периодизация античной культуры: архаика, классика, эллинизм.

Архаический период. Греческий миф. От мифа к логосу. Эпические поэмы Гомера как следствие бытия и гибели прошлых цивилизаций (крито-микенская культура). Появление греческой письменности (8 в. до н. э.). Дорический и ионический ордера. Появление первых философских систем.

Греческий полис как основа культуры классической эпохи. Античная идея гармонии. «Скульптурность» и «космизм» греческой культуры. Мифологема судьбы и греческая трагедия. Доминирование в культуре активно дидактической и первоначально эстетической функции, внимание фиксируется на основной единице полиса гражданине. Своеобразие античной общинной цивилизации: равновесие между личностью и коллективом, отсутствие надобщинного государственного образования.

Особенности эллинистического периода (экономический и политический упадок европейской Греции и недолгий расцвет греко-восточных монархий; раскрытие эмоционального мира личности как главное достижение эллинистической культуры; космополитический характер культуры; утрата искусством классической сдержанности и строгого величия, окончательная профессионализация художественной деятельности). Римский период (отношение к богам рассудочное и утилитарное; помпезность и роскошь, мощь и красота, монументальность и парадность как характеристики культуры; зрелищность; политизированность).

Эстетическое самосознание античной художественной культуры (античная эстетика как первая в европейской истории попытка осмыслить внутреннюю логику развития художественной культуры, постичь сущность искусства, а также возможности человека в качестве творца). Линия Платона (ориентация на постижение духовно-символического содержания бытия, его идеальных структур; критика подражательных искусств; выявление первоформы, идеальной модели для чувственного мира как единственно достойное занятие; тема «делателей» и «знатоков»). Линия Аристотеля (ориентация на действительность как основа искусства, концепция мимесиса; подражание как врождённая способность и неустранимая потребность человека; искусство как вид познавательной деятельности человека). Античное понятие прекрасного.

Античность: появление формально-доказательного мышления, диалектического метода. Досократический этап и линия Сократа. Эллинистическая и римская философия, платонизм и аристотелевский рационализм как две линии, приводящие соответственно к традиции святых отцов (и к православной философии), с одной стороны, и к западноевропейской схоластике, с другой стороны.

Космоцентризм древнегреческой философии, опыт логического постижения структуры бытия. Поиски первоначала. Дискурсивный характер мышления: формулирование оснований и выведение из них следствий, проверка их непротиворечивости, ориентация на убеждение слушателя. Появление метафизики, чёткая формулировка её предмета у Аристотеля («метафизика есть наука о первопринципах бытия»). Диалектический метод (бытие можно осознать путём обнаружения фундаментальных противоречий – в мире, в индивидуальных точках зрения, в устройстве общества и пр.) и его соотношение с метафизикой.

Уникальность и высшая ценность каждой человеческой личности. «Каждый человек есть планета…» (И. Гёте). Место человека в Космосе не зафиксировано, он ещё должен стать самим собой (М. Шелер). Пластичность психофизиологической структуры – главное отличие человека от животного. Потенциально безграничные возможности каждого человека к духовному самосовершенствованию. Ограниченность человеческой жизни. Как преодолеть этот конфликт? «Бегство» от «последних вопросов» как иллюзорная форма снятия конфликта. Человек всё равно постоянно сталкивается со своей конечностью («трещина в бытии» и «гамлетовские вопросы»).

Базисные философские традиции, осмыслявшие положение человека в бытии. Человек как разумное существо, причастное Логосу (Демокрит), или Мировому Разуму (Нусу – Аристотель). М. Хайдеггер: древний грек жил в пространстве непотаённого, которое было интимно близким каждому человеку и которое выступало на фоне тьмы неизвестного и человеку недоступного. Идея «топоса» как места каждого человека в Космосе, неотъемлимо ему присущего; драматический характер поиска своего топоса у Одиссея. Идеал «пайдейи»: главное – это формирование у человека чувства меры. Стремление древнего грека к обретению своего «тэхне».

Истина в узком – гносеологическом – смысле (как соответствие наших знаний предмету нашего размышления) и в широком – онтологическом (полностью осознанное пребывание одарённого разумом существа в своих бытийственных корнях). Единство истины, но наличие разных аспектов, в которых она открывается человеку.

Идея объективности реальности как фундаментальная характеристика научного отношения к бытию. Объективность как предметность. Выделение субъекта из познаваемой реальности как предпосылка научной формы постижения истины. Чувственное восприятие и рассудочное осмысление предметного мира. Разъяснение границ научного объективизма: это – априорная структура нашего опыта (выйти за её пределы мы не можем, пока она сама не изменится). Связь чувственно-рассудочного познания с трансцедентальным единством нашего самосознания (если бы «я» не поддерживалось как целостность, то в мире для нас не было бы ничего стабильного). Неклассическая наука ХХ века: идея о том, что сам акт познания изменяет познаваемую реальность. Движение к синтезу естественнонаучного и гуманитарного знания.

Специфика философского отношения к миру: мыслитель стремится постигнуть суть бытия в опоре на разум и соотнести её со смыслом человеческой жизни. Переживание бесконечности в глубине личностного сознания, постижение целостности бытия в её соотнесённости с самостью как исходный пункт философствования. Способность личности попадать в брешь обыденности и «становиться в просвет бытия» (Хайдеггер) как основание разрыва с мифологическим сознанием, перехода от мифа к логосу.

Близость философии и религии: переживание самости «позади» эмпирического я как фундамент философского и религиозного опыта. Отличие – в средствах выражения этого опыта: служение абсолюту через культ, ритуал и нравственное подвижничество в религии (святой царь Давид: «Жертва Богу – дух сокрушен»), выражение интуиции бытия в рациональных категориях в философии. Философская категория и рассудочное понятие: наличие общей основы – логической формы; принципиальное отличие: категория несёт в себе выражение опыта бытия, она отграничена от других категорий по форме, но неисчерпаема по содержанию; понятие есть рассудочная абстракция от чувственного опыта, оно имеет чёткие границы применимости и однозначную содержательную наполненность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.