Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Культура западноевропейского Средневековья и Возрождения




Основные детерминанты средневековой культуры. Сущностные черты средневековой культуры (теоцентризм: центральное место в мировоззрении занимал Бог - творец мира, вершина совершенства, цель познания; понятия «творчество», «прекрасное», «благо», «истина» как атрибуты Бога; двойственный характер культуры: сакральное и профанное пространство, официальная, церковная, монастырская культура и культура народная, смеховая, фольклорная; антиномичность картины мира средневекового человека: антиномичное отношение к Богу, природе, человеку; средневековый символизм). Романский стиль и готика. Эстетическое самосознание средневековой художественной культуры (ясность, цельность, согласованность, постоянство как основополагающие принципы эстетической системы; классификация искусств, свободные и механические искусства; состав свободных искусств: тривиум (грамматика, риторика, логика) и квадриум (арифметика, геометрия, риторика, музыка); иерархия искусств: слово, музыка, архитектура, театр, пластические искусства).

Спасение как высшая религиозная ценность для христианина. Ключевые догматы христианства: а. о личном Боге; б. о творении мира и человека; в. о первородном грехе человечества, изгнании из рая и смерти; г. о богоизбранном народе, призванном к спасению, и о религиозном законе для этого народа; д. о крестной миссии Иисуса Христа и о Его воскресении; е. о «рождении свыше» Святым Духом, о путях праведной жизни и о спасении души; ж. о Церкви как Теле Христовом, главной цели божественного Промысла в мире; з. о разрушении этого мира и творении нового, воскрешении мёртвых и Страшном Суде. Мировоззренческая настроенность христианина.

Вера как непоколебимая убеждённость человека в чём-то. Сложность феномена веры, необходимость его расчленения на различные уровни. Вера в авторитеты. Специфика религиозной веры (в христианском смысле), недопустимость её смешивания с языческими предрассудками. Способности христианской веры пробуждаются, когда человек осознаёт свою принципиальную ограниченность и конечность, но стремится их преодолеть, обретая своё подлинное бесконечное я. Связь между христианской верой, идеей служения и любовью. «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (апостол Павел). Невозможность прямого соотнесения результатов научного познания и истин веры, необходимость «разграничения полномочий» науки и религии.

Христианская философия: человечество живёт в эпоху Нового Завета, в которую Дух Святой работает над духовным преобразованием человечества, создаёт идеальную общину праведников – Церковь как Тело Христово. Бог творит сознание в момент рождения человека, человек в ходе жизни очищает своё сознание, следуя нравственности (либо загрязняет греховностью), затем сознание существует без тела до Страшного Суда, а в момент Суда происходит воскрешение человека как целого, ради определения его (т.е. человека) окончательной судьбы в вечности. Личный характер Бога. Каждый из нас укоренён в Боге глубинами своей самости. Мистика спасения как пробуждение в себе способностей, дарованных Святым Духом в момент крещения (апостол Павел); крещение как «рождение свыше» (Иисус Христос). «Человек живёт ради стяжания Духа Святого» (Серафим Саровский). Постороение из возрождённых к вечной жизни верующих силой Святого Духа коллективного сверхорганизма – Церкви, или Града Небесного (Августин Аврелий). Церковь как мистическое Тело Христово, проявление вечного Бога в материальном мире, и как смысл новозаветной истории.

Христианская мысль: опыты рационального уяснения Божественного откровения. Главные идеи схоластики. Спор номиналистов и реалистов. Номиналисты: реальны только единичные предметы, наш разум образует понятия путём абстрагирования – выделения классов по соответствующим признакам. Реалисты: разум есть «глаза души», орган внутреннего зрения. Способность с помощью разума узреть мир реальных «эйдетических сущностей», определяющих качественные характеристики вещей. Специфика религиозного отношения к бытию: над человеком имеется высшее Существо, с требованиями которого я соразмеряю свою жизнь. Вера как состояние сознания и как форма постижения истины (апостол Павел: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»).

Дуализм религиозной антропологии, укоренённый в разделении бытия на мир дольний и мир горний. Связь между человеком и Богом через переживание «истинного я» в глубинах своего сознания; пробуждение такого переживания как «второе рождение». Ритуальные действия как поступки, призванные ввести религиозную общину в сакральное бытие. Религиозный культ как попытка воссоздания сакрального бытия силами жрецов и мирян в человеческом мире. Переживание сверхпространственного и сверхвременного единства верующих как социально-психологический фундамент института религии. Нравственные ценности и их обоснование из перспективы Абсолюта.

Возрождение как переходный тип культуры. Проблема периодизации. Характерные черты Ренессансной культуры (антропоцентризм: человек как центр всего сущего мироздания, новый образ человека, процесс деификации человеческой личности; гуманизм: выражение человеческого достоинства, человеческой способности самостоятельно мыслить и преобразовывать мир, когда каждому воздаётся по его личным способностям, элитарный характер гуманизма; мировоззренческий кризис: усложнение духовной культуры, вещи становятся незнакомыми, человеческая среда оказывается чуждой и враждебной; телесная красота как наивысшая ценность, обращение к красоте выдвигает искусство как новую форму творчества и знания, автономность, самоценность искусства; обращение к античному наследию; технические изобретения как культуросозидающий фактор: часы и осознание необратимости времени, стекло и осознание однородности пространства, печатный станок и унификация знаковой реальности). Искусство - доминанта культуры Возрождения, расцвет живописи, выдающиеся представители итальянского Возрождения, эстетическое самосознание художественной культуры (красота в искусстве как познанный и овеществлённый закон построения Вселенной; художник как творец, демиург; подражание природе как основа искусства). Специфика Северного Возрождения (реформация; переосмысление готического наследия; крупнейшие представители).

Секуляризация общественного сознания в эпоху Возрождения. Гуманистический проект: человек потенциально равен Богу, но он должен стремиться к постоянному самосовершенствованию. Studia humanitatis – ревностное изучение всего того, что позволит обрести целостность человеческого существа. «Призвание» (die Berufung) человека и его соотношение с профессией (der Beruf) в протестантизме.

Философия Возрождения: формирование гуманистического социокультурного проекта. Гуманистический проект: человечество движется к наиболее полному и гармоничному развитию способностей каждой личности.Фундаментальная идея гуманизма: мы живём ради того, чтобы осуществить своё предназначение и обрести целостность личности. И. Кант: человек есть существо изначально двойственное. Склонности как то, что подчиняет нас природе, и практический разум как то, что делает нас свободными. Тождественность практического разума с доброй волей и следованием долгу. К.-Г. Юнг: у каждого из нас есть свой фундаментальный архетип самости. Ориентация на жизнь в постоянном усилии ради преодоления склонностей и приближения к идеальному образу Я. Внесение в мир спонтанности посредством человеческого поступка (М. Бахтин).

Духовные препятствия в реализации гуманистического проекта: а. «всё есть суета и томление духа» (Экклезиаст); б. слабость человеческой природы: удовлетворение склонностей ценою принесения в жертву своего предназначения (И. Кант); в. помещение человека под пресс новоевропейского дисциплинирования, создающего «податливые тела и души» (М. Фуко).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 524; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.