КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 12. Охрана и использование культурного наследия
Основные типы культурного наследия. История охраны и пропаганды культурного наследия в Российской Федерации. Охрана и использование культурного наследия народов РФ. Законодательство РФ в области охраны и использования культурного наследия. Роль общественности в сохранении культурного наследия. Зарубежный опыт охраны и использования культурного наследия. Глобальные проблемы современности. Человечество становится единым. Сущностные черты феномена глобализации: а. формирование единого мирового экономического пространства; б. возникновение универсальных информационных систем, пронизывающих человечество, как результат развёртывающейся научно-технической революции; в. трансформация мировоззренческих ориентиров в различных культурах под влиянием западных идей и образа жизни. Человеческая деятельность как фактор планетарного масштаба. Категория «постав» у Хайдеггера, позволяющая объяснить универсальность современного технократического сознания. Категория «инструментального разума» Т. Адорно и М. Хоркхаймера, позволяющая осмыслить ориентацию общественного сознания на Западе во второй половине ХХ века. Исторический пессимизм Хайдеггера и Адорно по поводу перспектив технократического общества. Догадки о возможности появления органической цивилизации, основанной на развитии психических способностей человека. Моделирование будущего человечества в Римском Клубе по четырём параметрам: рост народонаселения, исчерпание природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, политические конфликты. Наложение графиков кризисных состояний на 20 – 30-е годы XXI века. Демографический кризис человечества: а. бурный рост народонаселения в Африке и в Азии; б. «старение» европейских наций, тяжёлая ситуация в России; в. постепенное переселение выходцев из развивающихся стран на Запад, которые могут «подмять под себя» европейские народы в религиозном и культурном отношении. Проблема природных ресурсов: традиционные виды топлива – нефть и газ – находятся либо в «кризисных» регионах, либо в труднодоступных местах. Энергетический кризис индустриальных стран в 70-е годы. Начало нового серьёзнейшего энергетического кризиса, который разворачивается на наших глазах. Проблема загрязнения окружающей среды: глобальное потепление климата как реальность, угроза затопления прибрежных территорий, одна из причин – деятельность человека; неразрешённая проблема отходов индустриального общества, особенно – радиоактивных; истребление лесов, особенно – тропических, и ухудшение качества воды в Мировом океане. Политические проблемы: возникновение новой «оси напряжений» по линии Север – Юг; не исключены попытки нового передела мира между западными державами, особенно – передела территорий с источниками сырья. Терроризм как метод борьбы, основанный на устрашении и изматывании превосходящего противника неожиданными нападениями. Уязвимость мира перед атаками террористов. Подтверждение кризисных тенденций в начале XXI века. Впереди Апокалипсис? А. Зиновьев: крупные западные города уходят под стеклянный колпак, жители городов выходят во внешнюю среду в скафандрах. Критика подобного подхода: это – абсолютизация лишь одной из тенденций. Тенденции, благодаря которым преодоление кризиса возможно: а. технологическая революция, экономика перестаёт основываться на традиционных видах топлива; б. развёртывание практик диалога между различными культурами, распространение христианских и гуманистических ценностей (повышение интереса к религии, осознание прав человека, подчинение межгосударственных отношений нормам права и пр.); в. прогресс биологии и психологии позволит задействовать новые способности человека (на уровне клетки и головного мозга). Практики обсуждения проблем выживания человечества (Римский Клуб) и принятия решений о совместных действиях (Киотский протокол). Концепция «устойчивого развития» и проект «коэволюции» человечества и Земли (акад. Н.М. Моисеев). Проблема диалога в современной культуре. Достижение взаимопонимания между людьми как цель диалога. Взаимопонимание как единство в многообразии. Добрая воля участников как предпосылка взаимопонимания. Учение Канта о доброй воле: каждый человек стремится следовать своему предназначению и преодолеть склонности. Язык как средство общения и как среда, в которой возможно достижение взаимопонимания. Коммуникативная общественность как субъект практик диалога. Практики диалога возникают естественным образом в ходе общения между представителями различных стран и народов. Общение между личностями как альтернатива манипулированию массовым сознанием через СМИ. Размышления над общественным идеалом как результат рефлексии над глобальными проблемами человечества. Концепция «творческого меньшинства» А. Тойнби: «уход-и-возврат» духовной элиты как ритмы выработки «ответа» на «вызов» цивилизации; подражание как механизм распространения нового мировоззренческого опыта на всё общество. Христиански-гуманистический проект: изменения в мире начнутся изнутри личности каждого человека. Необыкновенная пластичность антропологических структур человека как предпосылка продолжения общественной эволюции. Кризис как состояние, чреватое появлением непредвиденных возможностей. Идеи о преображённом состоянии человечества: а. достижение бессмертия на базе развёртывания нереализованных возможностей человеческой клетки – активизации «клеточного разума» (интегральная йога Ауробиндо Гхоша); б. переход биосферы в ноосферу в результате проникновения разума в эволюционный процесс природы, появление у человечества качества «автотрофности» (В. Вернадский, П. Тейяр де Шарден); в. объединение человечества ради сознательной деятельности по всеобщему воскрешению, путём воздействия на материю аккумулированной энергии половой сферы (которую современная цивилизация бездарно рассеивает через блуд) – «философия общего дела» Н. Фёдорова; г. появление универсальной надправительсвенной организации, в которой религиозные лидеры разных конфессий будут совершать верховный этический контроль за всеми сторонами общественной жизни; последовательное «просветление» материальных структур и природных законов, основанное на необыкновенно расширившемся самосознании каждого человека (проект Розы Мира Д. Андреева). Недостатки этих проектов: их базисные антропологические интуиции либо до конца не прояснены, либо идут в русле просветительского понимания – человечество якобы может своими собственными силами найти разрешение загадки своего существования и прийти к совершенству. Христианство: глубины человеческой личности божественны и основаны на тайне свободной воли. Свободная воля каждой личности ограничивает даже божественное всемогущество (П. Флоренский). Феномен свободной воли как основание принципиальной невозможности создания конкретных проектов идеального состояния человечества. Тайна человечества лежит в богочеловечестве (В. Соловьёв). Перспективность гуманистически-христианского идеала: каждый человек на своём уровне последовательно работает над осуществлением высших ценностей культуры – истины, справедливости и аутентичности личности. Осознание личностью содержания этих ценностей как единственный способ преодолеть свою конечность и абсурдность человеческого существования в целом. Возможность объединения понимания идеальных ценностей у разных личностей в ходе практик диалога, проводимых «коммуникативной общественностью». Прогресс человечества как постепенное осуществление истины, справедливости и аутентичности личности. Тем не менее, окончательная разгадка предназначения и тайны исторического развития человечества возможна лишь в эсхатологической перспективе, в русле христианской идеи Преображения (появление «новой земли и новых небес», где смерти и страдания больше не будет).
Культурология - это наука о культуре. Она изучает различные виды, формы и результаты бытия и деятельности человека. При этом под культурой понимается все, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами человеческого сообщества. Слово «культурология» образовано от латин. cultura (возделывание, воспитание, образование, почитание) и греческого термина logos (понятие, мысль, разум). Культурология познает ценности, смыслы, нормы с помощью которых обеспечиваются различные формы жизнедеятельности людей и вне которых упорядоченная жизнь в сообществе практически невозможна. Важным моментом культурологических исследований являются проблемы духовной жизни общества, во многом иррациональные (т. е. опирающиеся не на разум, а на инстинкт, интуицию, чувство) состояния человеческого духа. Объектом изучения культурологии выступают: - наиболее общие закономерности культуры; - принципы функционирования культуры в обществе; - взаимосвязь, общение, диалог различных культур; - единые тенденции культурного развития человечества. Культурология - это самостоятельная область социально-гуманитарного познания, предметом исследования которой является культура, понимаемая как: - результат деятельности людей, реализующийся в продуктах материального производства; - установки регулирующие жизнь общества, проявляющие себя в обычаях, законах, нормах и ценностных ориентациях людей; - коммуникационные связи между людьми, формирующие специальные языки межличностного общения; - содержательная основа религии, философии, науки, права и т. д., а также культурных систем в целом. Культурология сегодня включает достаточно широкий набор дисциплин, изучающих с помощью различных методов культуру в ее бесконечно многообразных аспектах. Структуру культурологии составляют три слоя наук о культуре: - антропологический, опирающийся, прежде всего, на этнологию, т. е. науку, изучающую состав, происхождение и культурно-исторические отношения между собой народов мира; - гуманистический, включающий в себя весь комплекс так называемых наук «о духе» (философию, филологию, педагогику, психологию и др.); - социологический, где определяющим является изучение современной массовой культуры, способов ее производства и функционирования и обществе. Цели и задачи культурологии как науки: - прогнозирование и проектирование духовных процессов общественного развития; - анализ социокультурных последствий управленческих решений и расчета применяемых технологий; - поиск новых методов социализации (т.е. общественного становления) и инкультурации (т. е. освоения содержания культуры) человеческой личности. Задача культурологии как научной дисциплины состоит и в том, чтобы не только предоставлять достоверные знания о национальной культуре с целью определения своей идентичности по отношению к ней, но и способствовать пониманию «иных», существующих рядом культур и людей с другими взглядами. Знакомство с такими культурами, понимание и взаимодействие с ними и есть путь к упрочению взаимотерпимости, согласию в культурно неоднородном сообществе людей. В культурологии выделяются два уровня исследования: фундаментальный и прикладной. На своем фундаментальном уровне культурология изучает: - культуру на историческом и теоретическом уровне; - категориальный аппарат данной науки; - функционирование явлений культуры в обществе. Прикладной уровень культурологии ориентирован на использование фундаментальных знаний о культуре в целях: - прогнозирования и регулирования актуальных культурных процессов; - разработки социальных технологий трансляций культурного опыта и механизмов достижения определенного уровня развития тех или иных форм социокультурной практики; - управления и охраны культуры, а также культурно-просветительной, досуговой и иной работы. Культурология относится к социально-гуманитарным наукам и тесно взаимодействует с такими из них, как: социология, психология, антропология, история, философия и др. Опираясь на данные этих наук, культурологии присуща: - способность интегрировать социальное и гуманитарное знание; - обобщать усилия истории, философии, языкознания, религиоведения и других наук на изучение бытия человека и общества; - создавать для перечисленных выше дисциплин общую теоретическую базу. Персонифицированная в индивидуальности и обобщенная поколениями людей в своем социальном опыте, культурология представляет собой одну из форм осознания человеком своего бытия. В этом плане данная наука и учебная дисциплина способна содействовать: - развитию физической, материальной и социальной культуры людей; - преодолению технократического подхода к гуманизации и гуманитаризации образования и гармонизации развития последнего; - нейтрализации антикультуры, действующей в развитых странах мира под прикрытием молодежной контркультуры. Сегодня, когда фактом становится равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо не просто декларировать ценности культуры. Пришло время обучать культуре, точно так же, как и любой другой учебной дисциплине. Именно этим и объясняется востребованность культурологии в системе высшего образования России.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |