КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Культура как предмет исследованиянауки культурологии
Культура как универсальная категория. Многообразие подходов к определению феномена культуры: исторический, аксиологический, социологический, антропологический, психологический. Субъект и функции культуры. Культура — это все, что существует в человеческом бытии, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами человеческого сообщества. Слово «культура» происходит от латин. cultura - возделывание, обрабатывание, образование, развитие. Впервые в научной литературе категория «культура» встречается в произведении «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э.) римского оратора и философа Марка Тулия Цицерона (106-43 гг. до н. э.), в которой автор пишет о философии как о культуре человеческой души. Постепенно происходит расширение смысла этого термина. В качестве самостоятельного существительного категория «культура» употребляется в работе «О праве естественном»(1684) немецкого юриста Самюэля Пуфендорфа (1632-1694), противопоставлявшего деятельность воспитанного, «искусственного» человека и «темную, необузданную» силу природы. Понятие «культура» распространяется на все, созданное людьми. Начиная со второй половины XVIII века термин «культура» стал широко использоваться в европейской науке и к концу XX века под ним понимался весь искусственный мир, состоящий из различных видов, способов и результатов человеческой деятельности. Другими словами, культура это: - совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии; - своеобразие жизни наций и народов в тот или иной период истории; - различные формы человеческой духовности: мифология, религия, искусство, мораль, наука, философия, право и пр. Способность человека создавать культуру отличает его от животного. Поэтому культура является не только результатом, но и процессом превращения человека из родового существа (индивида) в видовое - в личность. В ходе исторического развития произошло значительное расширение и углубление понимания категории “культура”, вводились новые ее определения, число которых дошло до трехсот. В каждом из этих определений выражалось нечто структурно и функционально существенное и важное для понимания феномена культуры. Существуют различные подходы к определению и пониманию культуры: - исторический, рассматривающий культуру как феномен истории общества, развивающийся через передачу человеку опыта предшествующих поколений; - аксиологический (ценностный), подчеркивающий, что культура есть совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми; - социологический, понимающий культуру как фактор общественной жизни, как механизм, обеспечивающий совместную деятельность людей; - антропологический, исходящий из того, что культура – это все, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях; - психологический, указывающий на связь культуры с психологией людей и подчеркивающий в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. Понимание феномена культуры невозможно без выявления ее деятельного, созидающего творца – субъекта. В роли субъекта культуры выступают как отдельный человек, так и все человечество. Именно они являются творцами культуры, изменяя ее и внося в культуру нечто новое. Культура как явление, сложившееся на основе общественно – исторической практики, имеет свои функции в социальной жизни. Само понятие “функция” (латин. functio – исполнение, выполнение, совершение, осуществление) вошло в научный оборот в XVII столетии, однако употреблялось главным образом в математике. Обретение данной категорией статуса культурологического понятия произошло в начале XX века, когда в социологической науке был поставлен вопрос об общественных функциях культуры, понимаемых в плане их жизненного предназначения. К основным функциям культуры относятся следующие: 1. Познание и преобразование мира. Познание – это деятельность человека и общества, основным содержанием которой является адекватное отражение реальности. Однако, познание – это не только процесс достижения человеком и обществом неизвестных прежде факторов, явлений и закономерностей действительности и передача их с помощью особых символов от одного поколения к другому и от одного народа к иным народам. Познавательная человеческая деятельность проявляет себя и как особый фактор преобразования мира, изменяющий как материальную, так и духовно – социальную стороны жизни человека и общества. Другими словами, познавательная функция не только раскрывает культуру как способ человеческой деятельности, но и стимулирует творческий потенциал этой деятельности, вводя в окружающую человека действительность то, что не могло произойти без его участия. Результатами действия этой функции культуры становятся: - научно – технические открытия; - социальные преобразования; - развитие социокультурных институтов и учреждений. 2. Обеспечение общения и объединения людей. Культура является результатом общения и объединения людей. Именно благодаря этим двум факторам: - создаются и развиваются основные феномены и элементы культуры, воплощенные в материальных предметах и духовных ценностях; - достигаются солидарность и согласованность в действиях отдельных людей, социальных групп и человеческих сообществ; - формируются единство и общность человеческих настроений и убеждений, чувств и идеалов. Все это вместе взятое: - создает культурно-историческую человеческую память; - сохраняет связи между поколениями людей и формирует определенные национальные традиции; - способствует нормализации условий для совместной жизни людей. 3. Формирование и поддержание системы ценностей. Ценность - это все то, что окружает человека в мире, что наполняет его жизнь смыслом и значением. Ценности вырабатываются и формируются: - стимулируя оценочную деятельность людей; - определяя отношения человека к миру и другим людям; - ориентируя интересы отдельных людей и целых социальных групп. В процессе социализации как отдельная личность, так и общество в целом обретают систему культурных ценностей, выраженную в убеждениях, идеалах, устремлениях и целях в нравственной, политической, правовой и иных сферах. Следует заметить, что число функций культуры велико (мы отметили лишь некоторые из них), но при этом все они социальны, т. е. предназначены для обеспечения жизнедеятельности как индивида, так и всего человеческого сообщества.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |