Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.2 Учет денежных средств на расчетных счетах и специальных счетах в банках

    1. Расчетный счет, его назначение
    2. Порядок открытия расчетного счета
    3. Документальное оформление операций по расчетному счету
    4. Выписка банка
    5. Синтетический учет операций по расчетному счету
    6. Аналитический и синтетический учет операций на специальных счетах в банках.

 

- 1 –

Все временно свободные денежные средства предприятия, за исключением наличных денег в кассе, должны храниться на его расчетном счете, открываемом в отделении банка.

На расчетный счет предприятия зачисляются выручка за реализованную про­дукцию (работы, услуга) от покупателей, заказчиков и другие поступления. На­личные деньги для зачисления на расчетный счет (выручка от реализации продукции, работ, услуг, не выданная заработная адата и др.) банк принимает от предста­вителя владельца счета.

Банк выполняет поручения предприятия о перечислении или выдаче соответ­ствующих сумм в оплату приобретенных товарно-материальных ценностей» по по­гашению ссуд банка и займов, обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, поставщиками, другими кредиторами, для расчетов с членами трудово­го коллектива по оплате труда, на командировочные, хозяйственные и представи­тельские расходы, приобретение горюче-смазочных материалов, другие цели в пре­делах остатка средств на счете и соблюдения очередности, предусмотренной зако­нодательством.

Списание денежных средств с расчетного счета по требованиям, относящимся к одной очередности, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

Банк контролирует операции, совершаемые по расчетному счету. В частности, проверяет, не проводит ли предприятие — владелец счета операции, не соответ­ствующие характеру его деятельности, предусмотренной уставом, нарушающие установленный порядок использования средств или правил расчетов.

При недостаточности или отсутствии средств на расчетном счёте предприятия, предъявленные к оплате платежные документы банк помещает в картотеку 2. Документы, помещенные в картотеку, банк оплачивает по мере поступления средств на расчетный счет предприятия, соблюдая условия очередности.

- 2 -

Для открытия расчетного счета предприятие представляет в учреждение банка:

· заявление установленной формы на открытие счета;

· копии устава предприятия и учредительного договора, заверенные нотариально;

· копию регистрационного свидетельства предприятия, заверенную нотариально;

· правку налогового органа о регистрации предприятия в качестве налогоплательщика;

· копию документа о регистрации в качестве плательщика в Пенсионный фонд РФ;

· копию документа о регистрации в территориальном фонде социального страхо­вания в качестве плательщика;

· карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и глав­ного бухгалтера предприятия и оттиском печати предприятия по установленной форме, заверенную нотариально.

В этот же период подписывается договор банковского счета и по распоряжению и по распоряжению управляющего банком организации присваивается номер расчетного счета и открывается лицевой счет для учета движения его денежных средств. Номера счетов различны в зависимости от принадлежности к форме собственности (унитарные организации, акционерные общества, физические лица). Следует отметить, что организации, имеющие расчетные счета, могут открывать своим подразделением, филиалом, магазином, находящимся вне места расположения организации, текущие счета. Эти счета предназначены для осуществления филиалом операции, связанных с выдачи наличных денег, зачислением им средств с расчетного счета организации для выдачи заработной платы и командировочных расходов, перечислений во вклады граждан и удержанием из их заработной платы, а также средств для выполнения производственных задач.

- 3 -

Наличные деньги с расчетного счета выдаются предприятию (на оплату труда, пособий по временной нетрудоспособности, премий, на командировочные, предста­вительские и хозяйственные расходы, на приобретение горюче-смазочных материа­лов) на основании чеков.

Денежный чек представляет собой распоряжение предприятия банку выдать ука­занную в нем сумму наличных денег с его расчетного счета. Предприятие покупает чековые книжки в обслуживающем его учреждении банка. Чек заполняют от руки чернилами. В нем указывают сумму, дату выдачи, наименование получателя, а так­же сведения о назначении полученных сумм (на оплату труда, на хозяйственные, представительские или командировочные расходы и т. д.).

Чеки подписывают лица, которым предоставлено право первой и второй под­писи по счету, и скрепляют печатью предприятия. Какие-либо исправления в чеках не допускаются. Банк выдает деньги по чеку после проверки подлинности подпи­сей и печати, т.е. их соответствия образцам.

Наличные деньги банк принимает на расчетный счет предприятия по объявле­нию на взнос наличными — письменному приказу владельца счета. Объявление заполняют в одном экземпляре, в нем обязательно указывают источник вносимых денег (выручка за услуги, депонированная заработная плата и др.). На принятые суммы банк выдает кассиру квитанцию, которая служит основанием для составле­ния в бухгалтерии расходного кассового ордера и списания денежных средств в кассе.

Большинство расчетов между организациями производится безналично. Безналичные перечисления ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (расчетных, кредитных и др.), заменяющих наличные деньги в обороте. Поэтому обязательным посредником при этом будет выступать банк, как плательщика, так и получателя.

Платежное поручение – это поручение банку о перечислении соответствующей суммы с его расчетного счета на расчетный счет получателя. Такими получателями могут быть: поставщики, выше стоящие организации, финансовые органы и другие организации.

Платежное поручение печатают в нескольких экземплярах (не менее 2), в нем указываются реквизиты плательщика и его банка, получателя и его банка, сумму и назначение платежа. Бухгалтер должен вести книгу регистраций платежных поручений, где указывается номер платежного поручения, сумма, получатель. Подписывает платежное поручение руководитель предприятия, гл. бухгалтер и ставится печать (только на первом экземпляре).

Платежное требование – это требование поставщика о перечислении денег со счета получателя за отгруженную продукцию, оказанную работу и услуги.

Инкассовые поручения – это принудительное списание денег с расчетного счета по решению суда, налоговой инспекции и др. органов.

 

- 4 -

Организация периодически (ежедневно или в другие установленные по согласованию с банком сроки) получает от бака выписку из расчётного счёта, т е перечень произведенных им за текущий период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основе которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные организацией при достаточном количестве сданных экземпляров.

Выписка из расчётного счёта – второй экземпляр лицевого счёта организации, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства, банк считает себя должником перед организацией (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступлений на расчётный счёт он записывает по кредиту расчётного счёта, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) – по дебету. Обрабатывая выписки необходимо помнить об этой особенности и включать в бухгалтерскую информацию зачисленные суммы и остаток по дебету расчётного счёта, а списания – по кредиту. Выписка из расчётного счёта имеет определённые показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются организациями при её обработке.

Приступая к обработке выписки, необходимо подобрать оправдательные документы на каждую зафиксированную в ней операцию. Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учёта по расчётному счёту и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей в учётные регистры. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «погашено». ошибочно зачисленные или списанные с расчётного счёта суммы принимаются на субсчёт 2 «Расчёты по претензиям», открываемый к счёту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учёте организации задолженность списывается. В противном случае по истечении 10 дней после получения выписки остаток средств на расчётном счёте считается подтверждённым.

На полях проверенной выписки против суммы операций и в документах, приложенных к выписке, проставляются коды счетов, корреспондирующих со счётом 51 «расчётные счета», а на документах указывается ещё и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учётных работ, составления справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписка должны производится в день их поступления.

Таким образом, полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается; подбираются все оправдательные документы (коды), а по расходам и издержкам обращения, расчётам с бюджетом и другим, кроме того, что аналитический учёт по многим счетам организуется в разрезе статей.

 

- 5 -

Организация периодически (ежедневно или в другие установленные по согласованию с банком сроки) получает от бака выписку из расчётного счёта, т е перечень произведенных им за текущий период операций. К выписке банка прилагаются документы, полученные от других предприятий и организаций, на основе которых зачислены или списаны средства, а также документы, выписанные организацией при достаточном количестве сданных экземпляров.

Выписка из расчётного счёта – второй экземпляр лицевого счёта организации, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства, банк считает себя должником перед организацией (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступлений на расчётный счёт он записывает по кредиту расчётного счёта, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) – по дебету. Обрабатывая выписки необходимо помнить об этой особенности и включать в бухгалтерскую информацию зачисленные суммы и остаток по дебету расчётного счёта, а списания – по кредиту. Выписка из расчётного счёта имеет определённые показатели, часть которых кодируется банком, и эти же коды используются организациями при её обработке.

Приступая к обработке выписки, необходимо подобрать оправдательные документы на каждую зафиксированную в ней операцию. Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учёта по расчётному счёту и одновременно служит основанием для бухгалтерских записей в учётные регистры. Все приложенные к выписке документы гасятся штампом «погашено». ошибочно зачисленные или списанные с расчётного счёта суммы принимаются на субсчёт 2 «Расчёты по претензиям», открываемый к счёту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами», а банку немедленно сообщается о таких суммах для внесения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправления, а в бухгалтерском учёте организации задолженность списывается. В противном случае по истечении 10 дней после получения выписки остаток средств на расчётном счёте считается подтверждённым.

На полях проверенной выписки против суммы операций и в документах, приложенных к выписке, проставляются коды счетов, корреспондирующих со счётом 51 «расчётные счета», а на документах указывается ещё и порядковый номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля за движением денежных средств, автоматизации учётных работ, составления справок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и обработка выписка должны производится в день их поступления.

- 6 -

Синтетический учёт операций по расчётному счёту бухгалтерия организации ведёт на счёте 51 «Расчётные счета». Это активный счёт, по дебету которого записывают остаток свободных денежных средств организации на начало месяца, поступления наличных денег из кассы организации, денежные средства, зачисленные от покупателей продукции, заказчиков, дебиторов, полученные ссуды. По кредиту этого счёта отражаются денежные средства, перечисленные в погашение задолженности поставщикам материальных ценностей (услуг), подрядчикам за выполненные работы, бюджету, банку за полученные ссуды, внебюджетным фондам и прочим кредиторам, а так же сумы, выданные наличными в кассу организации.

При использовании журнально-ордерной формы учёта движение операций по счёту 51 отражают в журнале – ордере № 2 и ведомости № 2.

Для отражения оборотов по кредиту счёта 51 служит журнал – ордер № 2. Обороты по дебету этого счёта записываются в разных журналах – ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью № 2. Основанием для заполнения этих регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчётного счёта.

Суммы с одноимёнными корреспондирующими счетами каждой выписки складываются и записываются в журнал – ордер и в ведомость итогами.

Обязательное условие для запыления регистров – использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена (за один, два, три, пять дней). Количество занятых строк журнала - ордера № 2 и ведомости № 2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале – ордере № 2, так и в ведомости № 2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счёта 51. наличие этих показателей за каждый отчётный день и месяц позволяет работникам бухгалтерии анализировать источники поступления денежных средств на расчётный счёт организации, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утверждённому графику финансовых платежей, разрабатываемому организацией.

Ежемесячно в разрезе счетов, цехов, подразделений бухгалтерия открывает листы – расшифровки для группировки сумм по отдельным статьям.

 

 

Первичный документ Содержание операции Кор. счета
Д К
       
Денежные суммы, поступившие на расчетный счет
Платежное поручение (к нам) Получены деньги от покупателей, в т.ч. авансы под поставку товаров    
Ордер на сдачу денег в банк Сданы в банк денежные средства из кассы (выручка от продажи, депонентские суммы и т.п.)    
Платежное поручение (к нам) Поступили денежные средства, числившиеся в пути    
Платежное поручение (к нам) Получены краткосрочные кредиты и займы    
Платежное поручение (к нам) Получены долгосрочные кредиты и займы    
Платежное поручение (к нам) Поступили суммы вкладов в уставный капитал от учредителей    
Платежное поручение (к нам) Поступили суммы по удовлетворенным претензиям (ранее предъявленным)    
Платежное поручение (к нам) Поступили суммы страховых возмещений, полученных от страховых компаний    
Платежное поручение (к нам) Поступили суммы удовлетворенных претензий (ранее предъявленных)    
Платежное поручение (к нам) Поступили денежные средства в счет прибыли, полученной от исполнения договора простого товарищества (запись у участника договора простого товарищества)    
Платежное поручение (к нам) Поступили денежные средства в счет причитающейся прибыли по договору доверительного управления имуществом (запись у учредителя управления)    
Платежное поручение (к нам) Отражены доходы, поступившие в счет будущих периодов (плата за коммунальные услуги, услуги связи и т.п.)    
Выбытие денежных средств с расчетного счета
Чек на получение денег в банке Получены наличные деньги с расчетного счета в банке (на выплату заработной платы, пенсий, пособий, премий и т.д.)    
Платежное поручение Отражено зачисление денежных средств на аккредитивы и особые счета, задепонированы средства при выдаче чековых книжек и пр.    
Платежное поручение (от нас) Отражены предоставленные денежные займы другим организациям    
Платежное поручение (от нас) Оплата акцептованных счетов, платежных требований поставщиков    
Платежное поручение (от нас) Погашены краткосрочные кредиты и займы    
Платежное поручение (от нас) Погашены долгосрочные кредиты и займы    
Платежное поручение (от нас) Перечисление в бюджет платежей по налогам и сборам    
Платежное поручение (от нас) Перечислены взносы на социальное страхование    
Платежное поручение (от нас) Перечисление разным организациям и физическим лицам    

 

- 7 -

Счет 55 «Специальные счета в банках» предназначен для обобщения информа­ции о наличии и Движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории РФ и за ее пределами в аккре­дитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей) на те­кущих, особых и иных специальных счетах.

К счету 55 «Специальные счета в банках» в дополнение к определенным в плане счетов бухгалтерского учета при необходимости открываются следующие субсчета:

55/1 «Аккредитивы»,

55/2 «Чековые книжки»,

55/3 «Депозитные счета» и др.

На субсчете 55/1 «Аккредитивы» учитывается движение средств, находящихся в аккредитивах.

На субсчете 55/2 «Чековые книжки» учитывается движение средств, находя­щихся в чековых книжках.

На субсчете 55/3 «Депозитные счета» учитывается движение средств, вложен­ных организацией в банковские и другие вклады.

Перечисление денежных средств во вклады отражается организацией по дебету счета 55 «Специальные счета в банках» в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». При возврате кредитной организацией сумм вкла­дов в учете организации производятся обратные связи.

Аналитический учет по субсчету 55/3 «Депозитные счета» ведется по каждому вкладу.

Аналитический и синтетический учет операций по счету 55 «Специальные счета» в банках» организуются в журнале-ордере № 3 на основании выписок банка по ли­цевым специальным субсчетам.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие документы необходимы при открытии счета в банке?

2. На основании каких документов банк осуществляет операции по счетам клиентов?

3. В течение какого срока действительны расчетные документы для предъявления в банк?

4. Допустимы ли помарки, подчистки, исправления в расчетных документах?

5. Какие документы используются при осуществлении безналичных расчетов?

6. Каким документом регулируется очередность списания денежных средств с банковского счета?

7. Какие виды аккредитивов могут открываться банками?

8. Какой счет используется для учета наличия и движения денежных средств в кассе предприятия

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2.1 Учет денежной наличности в кассе, денежных документов и переводов в пути | Тема 2.3 учет кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютному счету
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2564; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.111 сек.