Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 19




Практическое занятие по лекции №9

Занятие 18

Лекция №10 Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Состав государственной системы обеспечения единства измерений ГСИ. Государственный метрологический контроль и надзор. Метрологическое обеспечение в сфере технической эксплуатации автомобилей. Требования к обеспечению безопасности машин.

 

Государственная система обеспечения единства измерений (ОЕИ) – это система обеспечения единства измерений в стране, реализуе­мая, управляемая и контролируемая федеральным органом ис­полнительной власти по метрологии – Госстандартом России. Деятельность по обеспечению единства измерения направлена на охрану прав и законных интересов граж­дан, установленного правопорядка и экономики путем защиты от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений во всех сферах жизни общества на основе конституционных норм, законов, постановлений правительства РФ и нормативных документов (НД).

 

ОЕИ в стране осуществляется на следующих уровнях:

· государственном;

· федеральных органов исполнительной власти;

· юридических лиц.

 

Цель государственной системы обеспечения единства изме­рений в соответствии с ГОСТР8.000-2000[14] – создание общегосударственных правовых, нормативных, организационных, технических и эко­номических условий для решения задач по обеспечению един­ства измерений и предоставление всем субъектам деятельности возможности оценивать правильность выполняемых измерений.

 

Основные задачи ГСИ:

· разработка оптимальных принципов управления деятельностью по ОЕИ;

· организация и проведение фундаментальных научных иссле­дований с целью создания более совершенных и точных методов и средств воспроизведения единиц и передачи их размеров;

· установление системы единиц величин и шкал измерений, допускаемых к применению;

· установление основных понятий метрологии, унификация их терминов и определений;

· установление экономически рациональной системы госу­дарственных эталонов;

· создание, утверждение, применение и совершенствование государственных эталонов;

· установление систем (по видам измерений) передачи раз­меров единиц величин от государственных эталонов средствам измерений, применяемым в стране;

· создание и совершенствование вторичных и рабочих эталонов, комплексных поверочных установок и лабораторий;

· установление общих метрологических требований к эта­лонам, средствам измерений; методикам выполнения измерений, поверки средств измерений и других требований, соблюдение которых является необходимым условием ОЕИ;

· разработка и экспертиза разделов метрологического обес­печения федеральных и иных государственных программ, в том числе программ создания и развития производства оборонной техники;

· осуществление государственного метрологического контроля: проверка средств измерений; испытания с целью утверждения типа средств измерений; лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений;

· осуществление государственного метрологического над­зора: за выпуском, состоянием и применением средств измере­ний; эталонами единиц величин; аттестованными методиками выполнения измерений; соблюдением метрологических правил и норм;

· аттестация методик выполнения измерений;

· калибровка и сертификация средств измерений, не входя­щих в сферы государственного метрологического контроля и надзора;

· аккредитация метрологических служб и иных юридичес­ких и физических лиц по различным видам метрологической деятельности;

· аккредитация поверочных, калибровочных, измерительных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушающего и радиационного контроля в составе дей­ствующих в Российской Федерации систем аккредитации;

· участие в работе международных организаций, деятельность которых связана с ОЕИ;

· разработка совместно с уполномоченными федеральны­ми органами исполнительной власти порядка определения сто­имости (цены) метрологических работ и регулирования тарифов на эти работы;

· организация подготовки кадров метрологов;

· информационное обеспечение по вопросам ОЕИ;

· совершенствование и развитие ГСИ.

 

 

Состав государственной системы обеспечения единства измерений ГСИ

 

Состав государственной системы обеспечения единства измерений ГСИ

состоит из подсистем:

· правовой

· технической

· организационной

Правовая подсистема – комплекс взаимосвязанных законода­тельных и подзаконных актов, объединенных общей целевой на­правленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам деятельности по ОЕИ:

-совокупности узаконенных единиц величин и шкал изме­рений;

- терминологии в области метрологии;

- воспроизведению и передаче размеров единиц величин и шкал измерений;

- способам и формам представления результатов измерений и характеристик их погрешности;

- методам оценивания погрешности и неопределенности измерений;

- порядку разработки и аттестации методик выполнения измерений;

- комплексам нормируемых метрологических характерис­тик СИ;

-методам установления и корректировки межповерочных (рекомендуемых межкалибровочных) интервалов;

-порядку проведения испытаний в целях утверждения типа СИ и сертификации СИ;

- порядку проведения поверки и калибровки СИ;

- порядку осуществления метрологического контроля и надзора;

- порядку лицензирования деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту СИ;

- типовым задачам, правам и обязанностям метрологичес­ких служб федеральных органов исполнительной власти и юри­дических лиц;

- порядку аккредитации метрологических служб по различным направлениям метрологической деятельности;

- порядку аккредитации поверочных, калибровочных, из­мерительных, испытательных и аналитических лабораторий, лабораторий неразрушающего и радиационного контроля;

- терминам и определениям по видам измерений;

- государственным поверочным схемам;

- методикам поверки (калибровки) СИ;

- методикам выполнения измерений.

 

Техническая подсистема представлена совокупностью:

 

- межгосударственных, государственных эталонов, этало­нов единиц величин и шкал измерений;

- стандартных образцов состава и свойств веществ и мате­риалов;.

- стандартных справочных данных о физических констан­тах и свойствах веществ и материалов;

- средств измерений и испытательного оборудования, не­обходимых для осуществления метрологического контроля и надзора;

- специальных зданий и сооружений для проведения высо­коточных измерений в метрологических целях;

- научно-исследовательских, эталонных, испытательных, калибровочных и измерительных лабораторий.

 

Организационная подсистема представлена:

 

· Государственной метрологической службой (ГМС);

· метрологическими службами федеральных органов ис­полнительной власти и юридических лиц (МС).

 

В ГМС входят:

 

· подразделения центрального аппарата Госстандарта России, осуществляющие функции планирования, управления и контроля деятельности по ОЕИ на межотраслевом уровне;

· государственные научные метрологические центры;

· органы ГМС в субъектах РФ (на территориях республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, округов и городов) – ЦСМ.

 

В России действуют более 100 ЦСМ (соответственно их метрологических подразделений), которые выполняют функции региональных органов ГМС на территориях субъектов РФ, го­родов Москвы и Санкт-Петербурга.

Метрологические службы федеральных органов исполнитель­ной власти и юридических лиц могут создаваться в министер­ствах (ведомствах); организациях; на предприятиях и в учреж­дениях, являющихся юридическими лицами для выполнения работ по обеспечению единства и требуемой точности

измере­ний, осуществления метрологического контроля и надзора.
На достаточно крупных предприятиях (в законодатель­но утвержденных сферах) организуются полноценные МС, а на небольших предприятиях Госстандарт рекомендует назна­чать лиц, ответственных за обеспечение единства измерений. Для ответственных лиц утверждается должностная инструкция, в которой устанавливаются их функции, права, обязанности и ответственность.

ГМС России в своей деятельности учитывает документы международных региональных организаций по метрологии.

 

Государственный метрологический контроль и надзор

 

Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКиН) осуществляется ГМС с целью проверки соблюдения правил законодательной метрологии—Закона РФ от 27.6.4.93 г. № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений», государствен­ных стандартов, правил по метрологии и других НД.

Объектами ГМКиН являются: средства измерений, эталоны, методики выполнения измерений, количество товаров, другие объекты, предусмотренные правилами законодательной метро­логии.

Государственный метрологический контроль включает утверждение типа средств измерений; поверку средств измерений, в том числе эталонов; лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению и ремонту средств измерений.

Государственный метрологический надзор (ГМН) осуществляется: за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм; за количеством товаров, отчуждаемых при совершении тор­говых операций.

Государственный метрологический надзор осуществляется на предприятиях, в организаци­ях и учреждениях независимо от их под­чиненности и форм собственности в виде проверок соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с Законом РФ «Об обеспечении единства измерений» и действующими НД, главным образом Правил по метрологии.

 

Деятельность по надзору базируется на принципах:

 

· административная и финансовая независимость органов госнадзора от контролируемых субъектов хозяйственной деятельности;

· соблюдение законности при проведении проверок;

· компетентность, честность, беспристрастность и ответствен­ность госинспекторов;

· объективность выводов и принимаемых решений по итогам
госнадзора (неотвратимость наказания юридических и физичес­ких лиц за выявленные нарушения);

· гласность проводимых проверок и их результатов с сохране­нием коммерческой тайны и «ноу-хау» проверяемых субъектов;

· выборочность проводимых проверок.

 

Проверки проводят должностные лица Госстандарта Рос­сии — государственные инспекторы по обеспечению единства измерений РФ, которые вправе беспрепятственно при предъяв­лении служебного удостоверения посещать объекты метроло­гической деятельности предприятия, относящиеся к сфере рас­пространения государственного надзора. Они могут быть самостоятельными, т.е. только орга­нами ГМС, и совместными — с участием другого контрольно-надзорного органа; плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными.

Результаты каждой проверки оформляются актом, который подписывают все участники проверки. Содержание акта дово­дят до сведения руководителя предприятия, который его под­писывает. При обнаружении нарушений госинспектор состав­ляет предписание об устранении обнаруженных нарушений. В случае обнаружения нарушений госинспектор имеет право: запрещать применение СИ неутвержденных типов, не соот­ветствующих утвержденному типу, не поверенных СИ; изымать при необходимости СИ из эксплуатации; гасить поверительные клейма или аннулировать свидетель­ство о поверке в случаях, когда СИ дает неправильные показания или просрочен межповерочный интервал.

 

Метрологическое обеспечение в сфере технической эксплуатации автомобилей.

 

Основным инструментом метрологического обеспечения в сфере технической эксплуатации автомобилей является техническая диагностика автомобилей. Под метрологическим обеспечением понимают установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений. Метрологическое обеспечение можно рассматривать как подсистему в системе управления качеством.

Техническая диагностика предполагает измерение, контроль и испытания. Измерения – это нахождение физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств; контроль – установление соответствия заданному допуску; испытание – воспроизведение в заданной последовательности предельных воздействий (нагрузок) измерения реакции объекта на эти воздействия и регистрация этих реакций. При испытании необходимо обеспечить в течение определенного времени соответствующий режим испытания с требуемой точностью. Поэтому метрологическое обеспечение испытаний является более сложной проблемой, чем метрологическое обеспечение измерений.

Прикладная метрология на автомобильном транспорте должна базироваться на широком комплексе знаний в области измерения разнородных физических величин, так как автомобиль является сложной физической системой.

К измерительным средствам и точности измерений при технической диагностике подвижного состава автотранспортных средств предъявляются определенные требования. Выбранные измерительные средства должны гарантировать заданную точность измерений замеряемых параметров, стабильность показаний (температуры, вибрации, силы тока и т.д.), необходимые быстродействия и чувствительность.

Важным элементом в метрологическом обеспечении является точность измерений.

Выбор средств измерения необходимо связывать с требованиями точности.

При диагностировании автотранспортных средств желательно обеспечивать такую точность:

· эффективной мощности, крутящего момента двигателя и расхода топлива - 0,5 %;

· частоты вращения коленчатого вала и температуры окружающего воздуха -1,0%;

· атмосферного давления – 1 мм рт.ст.;

· расхода воздуха – 2%;

· прорыва картерных газов – 3%;

· температуры отработавших газов – 200С.

 

На точность показаний оказывает влияние чувствительность прибора. Порог чувствительности измерительного прибора характеризуется минимальным значением измерительной величины. Неизменность во времени метрологических свойств средств измерений оценивается стабильностью измерений, которая в основном характеризуется вариацией в показаниях прибора.

Точность принято оценивать значением положительного и отрицательного пределов () наибольшей допустимой прибором абсолютной погрешности А. Чем меньше по абсолютному значению эта погрешность, тем больше точность прибора и выше класс его точности. Класс точности приборов выражают приведенной (относительной) погрешностью пр, т.е. отношением наибольшего значения абсолютной погрешности А к предельному или верхнему значению шкалы прибора max в пределах пр = () 100%. Наибольшая приведенная погрешность и принимается классом точности измерительных приборов. Класс прибора обозначается цифрой в окружности. Более грубые приборы обозначения класса точности не имеют. Зная пр и max, можно определить А = 0,01пр max.

В зависимости от точности измерений приборы делятся на образцовые и рабочие. Образцовые служат эталонами, позволяющими воспроизводить и хранить единые измерения, проверять и градуировать другие измерительные приборы. Рабочие делятся на лабораторные контрольные и технические. В лабораторных контрольных приборах предусмотрено внесение поправок к показаниям в процессе измерения. Технические приборы более грубые. В их паспортах указывается гарантированная точность измерения в определенном интервале изменения внешних условий.

Измерительные системы состоят из первичных, промежуточных и конечных звеньев. К первичным относятся датчики и приемники. Датчики преобразуют одну физическую (неэлектрическую) величину в другую (электрическую). Приемник передает измеряемую величину без искажения (например, давление масла). Промежуточные звенья передают физические величины по измерительной цепи от первичных к конечным выходным звеньям (усилители, передаточно-множительные механизмы). Конечные звенья преобразуют сигнал в определенный вид информации с непрерывным или дискретным выражением (осциллографы, самописцы, счетчики и т.д.). В качестве усилителей применяются усилители переменного тока, постоянного и на несущей частоте.

Методы, средства и процессы диагностирования автомобилей.

Методы диагностирования автомобилей характеризуются сущностью диагностических параметров. Они делятся на группы (рис.16)

· измерения параметров эксплуатационных свойств автомобиля (динамичности, топливной экономичности, безопасности движения, влияния на окружающую среду);

· измерения параметров процессов, сопровождающих функционирование автомобиля, его агрегатов и механизмов (вибрации, нагревы, шумы и др.);

· измерения геометрических величин, непосредственно характеризующих техническое состояние механизмов автомобилей.

 

Если первая группа методов позволяет оценить работоспособность и эксплуатационные свойства автомобиля в целом, то вторая и третья группы методов дают возможность выявить конкретные причины неисправностей. Поэтому при диагностировании сначала применяют первую группу методов, осуществляя общее диагностирование, а затем применяют методы второй и третьей групп, конкретизируя техническое состояние автомобиля, т.е. осуществляя его локальное диагностирование.

Средства диагностирования представляют собой технические устройства, предназначенные для измерения диагностических параметров тем или иным методом. Они включают:

- устройства, задающие тестовый режим;

- датчики, воспринимающие диагностические параметры в виде, удобном для обработки или непосредственного использования;

- устройства для обработки сигнала (усиления, анализа, фильтрации), для постановки диагноза, индикации результатов, их хранения или передачи в органы управления;

Классификация средств диагностирования автомобилей приведена на рис.17

Процессы диагностирования включают:

- тестовое воздействие на объект;

- измерение диагностических параметров;

- обработку полученной информации;

- постановку диагноза.

Тестовое воздействие осуществляют путем естественного функционирования объекта на заданных силовых, скоростных и тепловых режимах или при помощи стендов, подкатных и переносных устройств. Параметры измеряют съемными и встроенными измерителями-преобразователями. Обработка информации заключается в преобразовании, усилении, анализе и фильтрации диагностических параметров как по виду, так и по величине (посредством пороговых устройств). Постановка диагноза в простейшем случае состоит из сравнения полученного сигнала с нормативным. В сложных случаях применяют логические устройства.

 

 

 


Группа измерения параметров Группа измерения параметров,

эксплуатационных свойств а/м сопровождающих работу а/м

       
   
 


Герметичность рабочих объемов (давление сжатия, давление воздуха в шинах, утечка сжатого воздуха из цилиндров)

Мощностные и экономические показа- тели (колесная мощность, разгон, выбег, расход топлива)

 

 

       
 
   
 

 


Тормозная эффективность (тормозной путь, замедление, величина и распреде- ление тормозных сил)
Колебательные и циклические процессы (параметры звука, вибрации осциллограмм, стробоскопирование)

 

       
   


Ходовые качества (боковые силы Тепловое состояние (температура

на управляемых колесах, сопротив- и скорость нагрева)

ления их вращению, уводу)

       
   
 
 

 

 


Влияние на окружающую среду Наличие примесей и состав картер-

(токсичность отработавших и ного масла и отработавших газов

картерных газов, шум, вибрации,

безопасность движения)

 

Диагностирование по геометрическим

параметрам (зазор, люфт, свободный

ход, соосность)

 

Рис.16. Группа методов диагностирования автомобилей

Рис. 17. Классификация средств диагностирования автомобилей

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.