КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные (типичные) модели и организационно-правовые формы местного самоуправления
Зарубежные страны накопили значительный опыт создания и функционирования разнообразных моделей местного самоуправления, но в научной литературе выделяются четыре основных, которые мы рассмотрим.. Исторически первой сложилась англосаксонская муниципальная система. Подобная муниципальная система действует в таких странах, как США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др. Основные характеристики этой системы: - отделение системы местного самоуправления от системы государственной власти. Согласно принципу, утвердившемуся в Великобритании в XIX веке, муниципальные органы могут делать лишь то, что им прямо разрешено законом (inter vires - действовать в пределах своих полномочий). В противном случае акты местных властей считаются совершенными с превышением полномочий (ultra vires) и могут быть признаны судом не имеющими силы; - муниципалитеты рассматриваются как автономные образования, осуществляющие власть, возложенную на них парламентом; - правовая база муниципального управления была создана частными и местными статутами, которые принимал парламент, определяя полномочия муниципальных органов, основы их взаимоотношений с центральными органами власти; Рассмотрим более подробно основные модели в наше время. 1.Англосаксонская модель · -США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.; · -исторически первая сложилась; · -система местного самоуправления отделена от государства (принцип inter vires - действовать в пределах своих полномочий); но, если муниципалитеты превысили полномочия (ultra vires), их акты могут быть признаны судом не имеющими силы; · -отсутствие на местах полномочных представителей правительства, опекающих местные выборные органы. Контроль правительства ограничивается согласованием вопросов с соответствующими министерствами; · -правовая база муниципального управления создана частными и местными статутами парламента. 2. Французская модель. Существенно отличалась от англосаксонской. Характеризуется: · высокой степенью централизации местного самоуправления, что проявилось в развитии системы административного контроля центральной власти над местными органами. · все направления местной деятельности определял представитель правительства - префект. 1982г. - Закон о правах и свободах местных коллективов. · основа местного самоуправления - коммуны, имеют свой Совет, избирающий из своего состава мэра. · в основе правового регулирования компетенции органов местного самоуправления принцип: муниципальным органам разрешены все действия, которые прямо не запрещены законом и не относятся к компетенции других органов. · двухуровневая система местного самоуправления: на уровне коммуны и на уровне департаментов и регионов (генеральный совет). 3. Местное (коммунальное) самоуправление Германии (Австрия, Япония): · государственное руководство деятельностью общины. Доктрина: государственные задачи решаются юридическими лицами публичного права. Иначе говоря, государство делегирует часть своих функций органам самоуправления. · статус общин: А) выполняет на своей территории под свою ответственность все административные функции, за исключением тех случаев, когда выполнение этих функций поручено законом другим структурам; Б) община регулирует сферу своей деятельности посредством Устава; В) община имеет право самостоятельно решать задачи на местном уровне под свою ответственность в соответствии с законом. 4. «Советская» модель местного самоуправления. Основные черты: - отрицание принципа разделения властей и провозглашение полновластия представительных органов на соответствующей территории; - жесткая иерархическая соподчиненность входящих в систему звеньев; - исполнительные органы являются органами двойного подчинения - вышестоящему исполнительному органу и соответствующему Совету; - реальная власть принадлежит партийным организациям; - выборы, как правило, безальтернативные. Эта модель местного самоуправления носит более академический характер, т.к. мало где встречается (Китай, Куба, КНДР, развивающиеся страны с социалистическим направлением развития). Таким образом, модели местного самоуправления различаются по принципам формирования органов местного самоуправления, характеру взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, компетенции местного самоуправления, сочетанию форм представительной и непосредственной демократии, а также представительных и исполнительно-распорядительных органов в системе местного самоуправления. Мировая практика показывает большое разнообразие в организационных формах, используемых на местном уровне. Различные авторы определяют различные их классификации, но тем не менее основными считаются пять организационных форм, которые мы рассмотрим более подробно. 1. Форма "сильный совет - слабый мэр": · ограничение мэра по координации деятельности исполнительных органов и контролю за ними; · мэр - председательские и оперативно-исполнительские функции · совет - больший объем прав в сфере управления, в хозяйственных и финансовых вопросах и особенно - в вопросах назначения на должности. 2. Форма "совет-управляющий": · отражает стремление к "очищению" городской политики к устранению коррупции, неэффективного и авторитарного управления; · управляющий - политически нейтральная фигура, профессиональная в сфере общественного управления; · назначается на должность и увольняется Советом, избирается населением; · недостаток - затрудненность влияния населения на политику, проводимую управляющим 3. Форма "сильный мэр - совет": · избрание исполнительного органа (мэра) непосредственно населением, следовательно, весомые позиции по отношению к представительному органу. · мэр - самостоятельно решает многие текущие вопросы, обладает правом отлагательного вето на решения Совета, может быть преодолено квалифицированным большинством голосов 4. Комиссионная форма: · комиссия образуется из выбранных лиц-уполномоченных, каждый из которых управляет каким-либо отделом городского правительства; · нет высшего должностного лица; · отсутствие разделения властей; · бесконтрольность, отсутствие сотрудничества. 5. Комбинированная форма: · управляющий и главный администратор подчиняется мэру, а не Совету; · наличие специалиста-управляющего, обеспечивает профессионализм; · избиратели имеют возможность влиять на городскую политику. Таким образом, мы рассмотрели основные организационно-правовые формы местного самоуправления, сложившиеся в результате эволюционного развития муниципализма. Очевидно, что причиной такого многообразия форм является учет особенностей отдельных государств при формировании органов местного самоуправления.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |