КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и виды локально-территориального деления
План Тема № 3 Территориальные основы местного самоуправления Самозащита права на местное самоуправление. Судебная защита права на местное самоуправление. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Более того, право на судебную защиту как гарантия местного самоуправления прямо закреплено в статье 133 Конституции Российской Федерации. Судебный механизм защиты нарушенных прав является наиболее универсальным и эффективным. В судебном порядке можно защищать свои права в случае их нарушения неограниченным кругом субъектов: физическими и юридическими лицами, органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления. Право на местное самоуправление в судебном порядке может защищаться как органами и должностными лицами местного самоуправления, так и гражданами, проживающими на территории муниципального образования. Органы местного самоуправления имеют право обращаться в соответствующие суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не предусматривает право органов местного самоуправления на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации. Впрочем, известен случай, рассмотрения Конституционным Судом Российской Федерации жалобы администрации муниципального образования 32. Граждане вправе обращаться за защитой права на местное самоуправление в суды общей юрисдикции, а если их право нарушено законом, подлежащим применению в конкретном деле, – в Конституционный Суд Российской Федерации. В суде могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, а также действия (бездействие), нарушающие права на местное самоуправление. Необходимо особо отметить, что граждане вправе обжаловать решения органов местного самоуправления, в том числе муниципальные правовые акты. Граждане вправе предпринимать широкий круг мер по самозащите права на местное самоуправление: 1. отзыв выборных лиц местного самоуправления; 2. обращение за государственной защитой права, в том числе обращение в суд; 3. защита своих прав через обращения в органы местного самоуправления; 4. защита прав через массовые гражданские акции (митинги, демонстрации и т.д.) и через самоорганизацию граждан и механизмы гражданского общества (обращение в неправительственные, общественные организации, средства массовой информации и т.д.). 1. Понятие и виды локально-территориального деления 2. Организация управления в локально-территориальных единицах 3. Поселенческий и территориальный принципы организации местного самоуправления 4. Муниципальное образование как субъект права 5. Типы муниципальных образований 6. Изменение границ и преобразование муниципальных образований 7. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях
В любом государстве публичная власть не может осуществляться из единого центра, возникает необходимость передачи управленческих функций из центра на территории. Для осуществления публичных функций на местах существует локально-территориальное деление. Локально-территориальное деление – это разделение территории государства на внутренние локальные территории, в рамках которых осуществляются публично-властные функции и создаются органы публичного (государственного и муниципального) управления. Существует несколько видов локально-территориального деления: общее, функционально-отраслевое, экономическое, чрезвычайное. Общее локально-территориальное деление – это разделение территории государства на внутренние локальные территории, в рамках которых создаются и осуществляют свою деятельность органы власти общей компетенции. В советский период оно именовалось административно-территориальным делением. В настоящее время административно-территориальное деление в узком смысле – это разделение территории субъекта Российской Федерации на территориальные единицы, в рамках которых осуществляется государственное управление. Федеративное устройство и территориальную организацию местного самоуправления именовать административно-территориальным делением не вполне корректно. Общее локально-территориальное деление имеет 4 уровня. Первый уровень – это субъекты Российской Федерации. Второй уровень – районы. С районного уровня создаются органы местного самоуправления. Имеется ввиду так называемый «сельский район», а не район как часть крупного города. Однако термин «район» может означать не только муниципальный район. Так, федеральные суды общей юрисдикции низшего уровня именуются районными судами, между тем территории, в рамках которой они функционируют могут не совпадать с территорией муниципального района, поскольку границы муниципальных районов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а районные суды образуются федеральным законом. Кроме того, в рамках районов осуществляют свою деятельность федеральные органы исполнительной власти: милиция, Прокуратура, налоговые органы. Территории, на которых осуществляют свою деятельность структурные подразделения соответствующих органов власти, определяются самими органами и тоже именуются районами. Таким образом, одновременно могут существовать несколько «районов» (муниципальный, «судебный», «прокурорский», «налоговый» и т. д.) с одним названием, но разными границами. В советский период это было исключено в принципе. Изменение границ района означало автоматическое изменение территориальной юрисдикции всех органов, действующих в рамках района. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать закрепление термина «район» только за муниципальными образованиями. В отношении прочих органов это означает использование других терминов: округ, судебный округ. На одном уровне с районами находятся населенные пункты областного (краевого, окружного, республиканского) значения, выведенные из состава районов. В советский период они именовались городами областного (краевого, окружного, республиканского) подчинения. Сейчас данные поселения наделяются статусом городских округов, либо становятся городами районного значения. Третий уровень. Территориальные единицы уровня ниже района. В советское время они именовались сельсоветами, в девяностые годы – в отдельных субъектах федерации их переименовали в волости и сельские округа. В настоящее время они либо разделяются на отдельные муниципальные образования – поселения, либо получают статус поселений. На одном уровне с волостями (сельсоветами) существовали населенные пункты районного значения, не входившие в состав сельсоветов. Они в настоящее время также становятся муниципальными образованиями – поселениями. К этому уровню относятся и районы в городах. Четвертый уровень. Наиболее мелкие сельские населенные пункты. В советский период публичные функции на данных территориях фактически осуществляли правления колхозов и директора совхозов, а государственная власть была представлена только должностными лицами органов внутренних дел. В настоящее время они либо входят в состав поселений, либо становятся муниципальными образованиями – поселениями. Функционально-отраслевое локально-территориальное деление - это разделение территории государства на внутренние локальные территории, в рамках которых создаются и осуществляют свою деятельность отраслевые или межотраслевые органы власти. К ним, в частности, относятся военные округа, пограничные округа, водные бассейны. Федеральные округа также являются функционально-отраслевыми локально-территориальными единицами. Экономическое локально-территориальное деление в Российской Федерации представлено прежде всего экономическими районами (Северо-Западнный, Центрально-черноземный, Восточно-Сибирский и т.д.), территориально-производственными комплексами, нефтегазовыми «провинциями». Ранее они имели большое значение для планирования развития народного хозяйства. В настоящее время в рамках экономических районов и других экономических локально-территориальных единиц в основном собирается статистическая информация, то есть для целей государственного управления они практически не используются. Чрезвычайное локально-территориальное деление используется, когда на тех или иных территориях необходимо временно ввести режим управления, отличный от общеустановленного. Например, это территории, на которых введено чрезвычайное положение, территории проведения контртеррористической операции.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 667; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |