Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и отличительные особенности муниципальных выборов




Иные формы непосредственного самоуправления населения

Опрос граждан

Правотворческая инициатива граждан

Публичные слушания

Собрания и конференции граждан

Территориальное общественное самоуправление

Местный референдум

План

Тема № 5 Формы прямого волеизъявления граждан в системе местного самоуправления

 

 

1. Понятие и отличительные особенности муниципальных выборов

2. Особенности реализации активного и пассивного избирательного

права на муниципальных выборах в Российской Федерации

 

 

В настоящее время в науке конституционного права доминирующей является трактовка понятия «выборы» как избрания соответствующих органов и должностных лиц.

Существуют и иные определения муниципальных выборов. По мнению А.А. Замотаева и А.Я. Сливы, «муниципальные выборы - форма непосредственного (прямого) волеизъявления граждан, осуществляющегося периодически в соответствии с требованиями, определенными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, и имеющего целью определение представителей населения соответствующего муниципального образования, которые в индивидуальном порядке или в составе коллегиального органа власти решают от имени населения вопросы местного значения, а также иным образом осуществляют местное самоуправление».

Однако констатировав очевидный факт, что муниципальные выборы - это избрание населением органов и должностных лиц местного самоуправления либо волеизъявление население муниципального образования по данному вопросу, нельзя понять ни сущность данных выборов, ни их отличительных особенностей.

Известно более широкое понимание института муниципальных (местных) выборов. Так, по мнению И.В. Выдрина и А.Н. Кокотова, «местные выборы в широком смысле – это общемуниципальное мероприятие, в ходе которого жители конкретных муниципальных образований осуществляют конституционное право непосредственно и самостоятельно избирать представительные органы местного самоуправления, непосредственно и самостоятельно или через депутатов избирать глав муниципальных образований, иных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с уставами собственных муниципальных образований, осуществляют иные свои права; движение, сочетающее в себе формы представительной и непосредственной демократии, упорядочивающее и структурирующее местные сообщества жителей».

В отношении федеральных и региональных выборов понятие «избрание» и понятие «выборы» по существу являются синонимами. На федеральном уровне избираются только Государственная Дума и Президент Российской Федерации. На региональном уровне и представительный орган, и высшее должностное лицо (глава высшего исполнительного органа) субъекта Российской Федерации, по общему правилу, избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, на федеральном и региональном уровнях выборы по существу являются единственной формой избрания органов и должностных лиц. На муниципальных же выборах формы избирания более многообразны, соответственно и понятием «выборы» охватываются не только электоральные процедуры.

Из этого, разумеется, не следует, что избрание должностных лиц местного самоуправления на заседаниях представительных органов местного самоуправления и собраниях (сходах) граждан должно осуществляться в соответствии с нормами избирательного законодательства. Однако необходимо признать, что право на существование имеет не только сугубо электоральное, но и расширительное понимание института муниципальных выборов. Вместе с тем, объединение в один институт правовых норм, регулирующих как избрание органов и должностных лиц населением муниципального образования, так и избрание должностных лиц местного самоуправления на заседаниях представительных органов местного самоуправления и собраниях (сходах) граждан, хоть и допустимо в принципе, но может вызвать ненужную терминологическую путаницу при использовании понятия «выборы». Представляется, что необходимо воздержаться от использования термина «выборы» по отношению к неэлекторальным процедурам.

Что касается места муниципальных выборов в правовой системе Российской Федерации, данный вопрос неразрывно связан с определением отраслевой принадлежности самого избирательного права.

Избирательное право рассматривается как комплексный институт, как подотрасль конституционного права, даже как самостоятельная отрасль права. А.Н. Кокотов употребляет по отношению к избирательному праву эпитет «мощная подотрасль» конституционного права.

По нашему мнению, нормативные включения из административного, финансового, трудового, иных отраслей права не влияют на принадлежность избирательного права к подсистеме конституционного права и не носят настолько существенного характера, который позволил бы рассматривать избирательное право в качестве межотраслевого комплексного института. Так, право кандидата на отпуск является лишь одним из элементов системы гарантий его деятельности. Институт избирательных фондов, при всей его важности, есть не что иное как средство обеспечения формального равенства кандидатов, нивелирующее материальное преимущество одних кандидатов перед другими. Что касается нормативных включений из административного права, нормы, регламентирующие управленческую деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, связанную с подготовкой и проведением выборов, настолько органично вписываются в систему избирательного законодательства, что конституционно-правовой и административно-правовой аспекты такой деятельности, по существу, неотделимы друг от друга.

В связи с этим, представляются наиболее обоснованным отнесение избирательного права к числу подотраслей конституционного права.

Что касается места муниципальных выборов в системе российского избирательного права, единственную концептуальную позицию по данному вопросу высказал С.Д. Князев. По его мнению, общая часть избирательного права Российской Федерации включает в себя следующие институты: принципы избирательного права, субъекты избирательного права, финансовое обеспечение избирательных отношений, избирательный процесс, обеспечение избирательных прав граждан в межвыборный период, обжалование действий и решений, нарушающих избирательные права граждан, ответственность за нарушение избирательного законодательства; особенную же часть образуют институты выборов в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления 8.

Такое структурирование избирательного права исчерпывающим образом отражает российскую специфику регламентации выборов всех уровней. Общую часть избирательного права образуют по преимуществу нормы, содержащиеся в правовых актах федерального уровня и являющиеся едиными для всех уровней выборов.

В свою очередь институтами выборов в федеральные органы государственной власти, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления охватываются правовые нормы, регламентирующие особенности подготовки и проведения выборов того или иного уровня.

Дееспособный гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, обладает широчайшим комплексом электоральных прав, например, активным избирательным правом, правом выдвижения кандидатов, правом участия в сборе подписей, правом на обжалование результатов выборов. Данные права носят унифицированный характер и практически не различаются в зависимости от уровня выборов.

Уместно поставить вопрос, каким образом такое положение сочетается с положениями статьи 12 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти?

По нашему мнению, право на осуществление местного самоуправления не находится в противоречии с комплексом электоральных прав, предоставляемых гражданам Российской Федерации современным избирательным законодательством.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит муниципальные выборы к формам осуществления местного самоуправления населением муниципального образования. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Действительно, понимание выборов как формы осуществления местного самоуправления вытекает из части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации. В то же время согласно части 1 той же статьи «местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью». Очевидно, что посредством муниципальных выборов население муниципального образования не решает вопросов местного значения, а лишь определяет персональный состав органов и должностных лиц, призванных решать такие вопросы.

При всей значимости конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления нельзя не признать, что они носят правообеспечительный характер по отношению к праву на осуществление местного самоуправления.

Нельзя не согласиться и с мнением С.Д. Князева о правообеспечительной роли российского избирательного права по отношению к конституционному праву граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Возникает своего рода правообеспечительная цепочка: посредством муниципальных выборов обеспечивается реализация конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а данные права, в свою очередь, обеспечивают реализацию права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления.

Следует признать, что функция избирательного законодательства по обеспечению прав граждан на осуществление местного самоуправления выполняется им достаточно успешно. Одним из несомненных успехов в этой области необходимо признать установление действенных механизмов периодичности проведения муниципальных выборов, и, как следствие, непрерывности участия граждан Российской Федерации в осуществлении местного самоуправления. Положения федерального законодательства, закрепляющие равный статус кандидатов, минимальные сроки избирательной кампании, и многие другие положения создали реальные предпосылки для свободного определения населением муниципального образования лиц, решающих вопросы местного значения от его имени.

В связи с изложенным, избирательное законодательство можно рассматривать как гарантию реализации прав граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления.

Необходимо особо отметить, что на основании Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в муниципальных выборах, в отличие от выборов регионального и федерального уровня, могут участвовать иностранцы, если такая возможность предусмотрена международным договором Российской Федерации. В этой связи правом на осуществление местного самоуправления могут обладать не только граждане Российской Федерации, но и иностранцы.

Кроме того, муниципальные выборы, даже в самом широком понимании, - это лишь один из способов определения персонального состава органов и должностных лиц местного самоуправления. Так, Указом Президента Российской Федерации от 26.10.93 № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» была предусмотрена возможность формирования представительных органов местного самоуправления районов и сельсоветов из представителей органов местного самоуправления поселений, входящих в их состав. Данная конструкция может применяться в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в отношении формирования представительных органов местного самоуправления муниципальных районов. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 08.07.91. № 1562-I «О структуре и функциях органов представительной и исполнитель ной власти в Ленинграде» мэр города Ленинграда наделялся правом назначать и освобождать от должности главу районной администрации - должностное лицо местного самоуправления.

Институт муниципальных выборов необходимо отличать от смежных институтов. К ним относятся отзыв и местный референдум, которые, как и институт выборов, неразрывно связаны с процедурой голосования.

Отличие института выборов от института отзыва очевидно: отзыв - это экстраординарная процедура, посредством которой лицо привлекается к ответственности, а выборы - это процедура, посредством которой избирателями осуществляется периодическая ротация персонального состава органов и должностных лиц.

Институт местного референдума, несмотря на то что его процедурные аспекты не только аналогичны избирательным, но и регулируются в значительной степени одними и теми же положениями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдум граждан Российской Федерации», имеет одно принципиальнейшее отличие от института муниципальных выборов. На выборах осуществляется избрание на определенную должность конкретного лица или группы лиц. Руководствуются избиратели программами кандидатов, оценкой их личных или профессиональных качеств, или иными мотивами, выбирается прежде всего конкретное лицо, которое впоследствии будет решать вопросы местного значения. На местном референдуме население муниципального образования решает вопрос местного значения непосредственно. Именно поэтому законодательство запрещает проведение местного референдума по вопросам, связанным с определением персонального состава органов и должностных лиц местного самоуправления. Для решения персональных вопросов существуют специальные процедуры: выборы и отзыв.

В связи с изложенным муниципальные выборы - это способ определения персонального состава органов местного самоуправления, а также определения лиц, замещающих выборные муниципальные должности, основанный на реализации избирательных прав граждан Российской Федерации и, в предусмотренных законом случаях, иностранных граждан в порядке, определенном избирательным законодательством.

Вопросы подготовки и проведения муниципальных выборов регулируются на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Конституцией Российской Федерации вопросы подготовки и проведения муниципальных выборов урегулированы весьма лаконично.

Часть 3 статьи 3 указывает на то, что свободные выборы являются, наряду с референдумом, высшим непосредственным выражением власти народа. Кроме того, часть 2 статьи 32 закрепляет право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Относится к муниципальным выборам также статья 130, согласно которой местное самоуправление осуществляется гражданами, в частности, посредством участия в выборах.

Собственно, правовое регулирование рассматриваемого вопроса осуществляется Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», принятыми на его основе законами субъектов Российской Федерации, а также Федеральным законом «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выполняет следующие функции.

1. определяет основы избирательной системы Российской Федерации и основных электоральных прав граждан Российской Федерации.

2. содержит бoльшую часть норм российского избирательного права.

3. является высшим звеном в иерархии избирательных законов Российской Федерации и обладает бoльшей юридической силой, нежели иные избирательные законы.

4. гарантирует избирательные права граждан Российской Федерации от их нарушения иными правовыми актами.

5. выполняет функцию модельного акта по отношению к иным избирательным законам.

Отдельного рассмотрения заслуживает Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Данный закон был направлен на формирование системы местного самоуправления в тех субъектах Российской Федерации, где это по каким-либо причинам не было сделано, на урегулирование экстраординарных ситуаций, нарушающих права граждан, и, в некотором смысле, носит чрезвычайный характер.

Из всей сферы правового регулирования, обозначенной в статье 1 Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», он в настоящее время может применяться только в трех случаях: при отсутствии закона субъекта Российской Федерации, регулирующего проведение муниципальных выборов, при отсутствии устава муниципального образования, а также при первичном определении границ муниципальных образований в отсутствие закона субъекта Российской Федерации. Прочие случаи урегулированы Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Законы субъектов Российской Федерации как источники избирательного права не имеют самостоятельного значения, они вторичны по отношению к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Нормы данного Федерального закона могут воспроизводиться в законах субъектов Российской Федерации текстуально, может воспроизводиться лишь их смысл, нормы Федерального закона могут подвергаться бoльшей или меньшей детализации – это не может оказать существенного влияния на подготовку и проведение выборов.

Не имеет также большого значения и тот факт, принят ли в субъекте единый кодификационный акт по вопросам избирательного права (Республика Башкортостан, Свердловская область 1, либо приняты единые законы, регулирующие проведение всех видов муниципальных выборов (Ленинградская область, Республика Татарстан), либо вопросы проведения выборов в представительные органы местного самоуправления и выборы должностных лиц местного самоуправления регулируются отдельными законами (Удмуртская Республика, Санкт-Петербург).

Большие объемы избирательных законов субъектов Российской Федерации создают лишь иллюзию крупномасштабного правового регулирования субъектов Российской Федерации, иллюзию того, что в рамках субъекта Российской Федерации может быть создана сколько-нибудь самобытная избирательная система.

Особняком в этом ряду стоит Избирательный кодекс Свердловской области. Данным актом максимально используются возможности, предоставленные региональному законодателю.

Роль уставов муниципальных образований в вопросе правового регулирования муниципальных выборов весьма скромна.

Как справедливо отмечает С.Д. Князев, «нормотворческие акты органов местного самоуправления выступают в качестве источников избирательного права в тех случаях, когда они в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, направлены на регулирование конкретных аспектов муниципальных избирательных отношений, имеющих местное значение».

Населением муниципального образования должны самостоятельно определяться структура органов и должностных лиц местного самоуправления, а также сроки их полномочий.

Собственно, вопросы подготовки и проведения выборов уставами муниципальных образований, по общему правилу, не регламентируются.

Исключение составляют случаи, когда субъект Российской Федерации делегирует те или иные нормотворческие полномочия на местный уровень. Так, Избирательный кодекс Свердловской области позволяет муниципальным образованиям самостоятельно определять избирательную систему, применяемую на муниципальных выборах (мажоритарную или пропорциональную).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.