КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коллекторные двигатели (универсальные)
Коллекторные двигатели можно разделить на три группы-двигатели постоянного тока, двигатели переменного тока и универсальные. В настоящее время из большого разнообразия коллекторных двигателей переменного тока в схемах автоматики в основном применяются однофазные коллекторные микродвигатели с последовательным возбуждением. Кроме коллекторных двигателей переменного тока выпускается большое количество универсальных коллекторных двигателей, способных работать как от сетей постоянного, так и от сетей переменного тока. Принципиальная схема двигателя показана на рисунке 5.1
Рисунок 5.1
Эти двигатели по своему устройству почти не отличаются от двигателей постоянного тока с последовательным возбуждением. Отличие заключается лишь в том, что они имеют не литые(сплошные), а шихтованные полосы, станину, магнитопровод якоря. Последнее необходимо для уменьшения потерь на вихревые токи от переменного во времени магнитного потока. Вращающий момент двигатель развивает за счёт взаимодействия тока обмотки якоря Iа с магнитным потоком полюсов Фв.
Если ток якоря Iа и магнитный поток Фв совпадают во времени по фазе, то вращающий момент М, несмотря на переменный характер Iа и Фв не изменяет своего направления, так как одновременно с током аналогично меняется и поток. Однако вследствие изменения тока и потока во времени М не остается постоянным по величине. При наличии временного сдвига между током Iа и потоков Фв в определённые моменты времени вращающий момент М меняет знак. В этом можно убедиться, анализируя выражение вращающегося момента Пусть b - угол сдвига потока относительно тока во времени. Тогда момент
Вращающий момент имеет две составляющие постоянную и переменную, которая изменяется во времени с двойной частотой сети. Этому выражению соответствует рисунок 5.2, на котором представлена зависимость вращающегося момента однофазного фазного коллекторного двигателя переменного тока от времени.
Рисунок 5.2
В момент времени, когда ток I или Ф проходят через нуль, М=0 В определённый момент времени Мвр приобретает отрицательное значение. Величина отрицательного момента зависит от угла сдвига тока и потока b. При b=0 амплитуда переменной составляющей момента Мvar равна постоянной составляющей момента Мconst и момент не получает отрицательных значений. Угол b - угол отставания магнитного потока от тока возникает за счёт потерь в стали. Поэтому в таких двигателях стремятся уменьшить потери в стали. Пульсация момента реально не отражается на средней скорости вращения за один оборот. Это объясняется большой частотой вращения якоря значительными маховыми массами вращающихся частей механизмов, приводимых во вращение двигателем. Однако в приводах, где требуется высокая стабильность мгновенной скорости с ней нельзя не считаться. Уравнение напряжения необходимо составлять с учётом ЭДС, наводимых в обмотках за счёт переменного во времени потока. В обмотках возбуждения находятся две ЭДС.
В обмотке якоря наводится ЭДС вращения
Напряжение U, приложенное к двигателю уравновешивается суммой ЭДС и падением напряжения на активных сопротивлениях якоря rя и щёточного контакта rщ. Обозначим r`я+rщ=rя, а также на активном сопротивлении обмотки возбуждения rв.
Этому уравнению соответствует следующая векторная диаграмма представленная на рисунке 5.3.
Рисунок 5.3
Эта диаграмма построена без учёта потерь в стали, то есть Евs и Еяs отстают от тока I точно на 90 градусов. Уравнение (1) можно упростить, если пренебречь насыщением и выразить ЭДС рассеяния через ток и соответствующие индуктивные сопротивления.
Уравнение (2) аналогично уравнению напряжений двигателя постоянного тока. Только оно не скалярное, а векторное. Оно учитывает не только активные, но и реактивные сопротивления.
Учитывая, что
Механическая характеристика n=f(M) представлена на рисунке 5.4
Рисунок 5.4
Пунктиром изображена характеристика двигателя при уменьшенном числе витков обмотки возбуждения. Характеристика аналогична характеристике двигателя постоянного тока с последовательным возбуждением при малых М и высокой n При отсутствии нагрузки на валу двигатель идёт в разнос. По своим рабочим свойствам однофазный коллекторный двигатель напоминает двигатель постоянного тока. Однако уступает ему по своим энергетическим показателям (h,Р). Это объясняется увеличенными потерями в стали за счёт потерь в станине и полюсах. Большим недостатком коллекторного двигателя переменного тока является плохая их коммутация – значительное искрение под щётками. Причина в том, что в коммутируемой секции (секции, замкнутой щётками накоротко), кроме реактивной ЭДС и ЭДС вращения здесь наводится ещё ЭДС трансформации. Эта ЭДС возникает вследствие пульсации потока главных полюсов, с осью которых совпадает ось коммутируемой секции. Эта секция является как бы вторичной обмоткой трансформатора, замкнутая накоротко. Первичной обмоткой является обмотка возбуждения. ЭДС трансформации Кроме этого, он сдвинется от На векторной диаграмме для ЭДС коммутируемой секции обозначены:
Суммарная ЭДС коммутируемой секции
Рисунок 5.5
Суммарная ЭДС, изменяется не только по величине, но по направлению (фазе). А это затрудняет сведение её к нулю даже в случае применения дополнительных полюсов и компенсационных обмоток. Но дополнительные полюса и компенсационная обмотка в переменном токе не применяются т.к. они значительно усложняют конструкцию машины
Достоинства: 1) возможность получения любой частоты вращения при f=50Гц 2) плавное, широкое и экономичное регулирование частоты вращения. Недостаток: Коллекторные двигатели являются источником шума и радиопомех.
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! |