Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. по теме №50: «Особенности расследования преступлений совершаемых несовершеннолетними»

Обсуждена и одобрена

ЛЕКЦИЯ

по теме №50: «Особенности расследования преступлений совершаемых несовершеннолетними»

(специальность 030501.65 – юриспруденция)

 

Время 2-часа

 

Подготовил: начальник кафедры криминалистики полковник полиции

Н.А. Моисеев

 

на заседании предметно- методической секции кафедры

«____»________________2011г.

Протокол №____

 

Белгород 2011


Цели лекции:

Учебная: раскрыть содержание методики расследования преступлений несовершеннолетних, сформировать представление обучаемых о криминалистической характеристике преступлений, о тактике производства отдельных следственных действий по делам данной категории.

Воспитательная: укрепить убежденность обучаемых в значимости методики расследования данной группы преступлений на стадии предварительного расследования.

Развивающая: развивать у обучаемых способность анализировать типичные ситуации различных этапов расследования и находить способы их разрешения.

Примерное распределение учебного времени:

План лекции Страницы
Вступительная часть  
Учебные вопросы:  
1.Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних. Обстоятельства, подлежащие установлению.  
2. Организация первоначального этапа расследования  
3. Тактика отдельных следственных действий.  
Заключительная часть  

Литература

I. Основная:

1. Криминалистика. Учебник для вузов. / Под ред. А.Ф. Волынского и В.П. Лаврова. – М., 2008.

2. Криминалистика. Учебник для вузов. / Под ред. Р.С. Белкина. – 3-е изд. перераб. и доп. – М., 2007.

3. Криминалистика: Учебник для экспертов-криминалистов./Под ред. проф. А.Г.Филиппова. - М.: Юрлитинформ, 2007.

4. Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений. Учебное пособие в 2-х частях. Ч. 2. / Под ред. А.П. Резвана, М.В. Субботиной. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002

II. Дополнительная:

1. Кузнецова С. В., Кобцова Т. С. Тактика допроса несовершеннолетних. Практическое пособие. – М., 2004.

2. Орлова Ю.Р. Особенности расследования и предупреждения преступлений несовершеннолетних / Ю. Р. Орлова; под науч. ред. А.М. Кустова. - М.: Московский ун-т МВД России, Изд-во "Щит-М", 2006.

3. Жук И.О. Расследование преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность: учебное пособие / И. О. Жук. - Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2009.

Согласно закону несовершеннолетними считаются лица в возрасте от 14 до 18 лет. В большинстве своем эти лица совершают те же преступления, что и взрослые.

Преступлениями, за которые ответственность наступает с 14 лет, являются: убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой и некоторые другие (ст.20 УК РФ).

Особенности расследования по делам рассматриваемой категории определяются:

1) спецификой свойств психологии и развития несовершеннолетних потерпевших, свидетелей, обвиняемых (недостаточность жизненного опыта, особая податливость и склонность к подражанию: стремление показать свое превосходство над сверстниками, мнимая взрослость, стремление привлечь внимание к своей личности, выделиться, создать преувеличенное впечатление, показать индивидуальность, оригинальность, утвердить уважение к себе в среде, в которой вращается; боязнь прослыть ''слабым'', несамостоятельным; повышенная эмоциональность, неуравновешенность характера, колебания настроения, импульсивность, подчинение многих поступков складывающейся обстановке; сильно развитое чувство личной дружбы и групповой солидарности; недостаточная самокритичность; неадекватное восприятие, запоминание, воспроизведение некоторых фактических данных о наблюдаемых событиях; ограниченная фактическая дееспособность при использовании процессуальных прав);

2) процессуальными нормами, призванными обеспечить, с одной стороны, права и законные интересы несовершеннолетних, а с другой должное воспитательное и предупредительное воздействие судопроизводства;

3) надзором за несовершеннолетними со стороны взрослых, меньшей свободой в передвижении, хранении и реализации имущества, которым обладают несовершеннолетние.

Все перечисленные обстоятельства должны учитываться при расследовании дел о преступлениях рассматриваемой категории лиц.

 

Вопрос №1. Криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних. Обстоятельства, подлежащие установлению

 

Преступления несовершеннолетних могут относиться к самым различным видам и отличаться не только по объекту посягательства, но и по способам, мотивам и другим признакам. Единственным основанием отнесения преступления к данной категории является возраст преступника. Поэтому криминалистическая характеристика преступлений несовершеннолетних отличается известной спецификой. В нее входят, прежде всего, криминалистически значимые сведения о личности несовершеннолетнего правонарушителя, мотивации его преступного поведения, типичных способах предметах и местах посягательств, а также механизме следообразования..

Многие исследователи психологии подросткового возраста обращают внимание на преобладание у несовершеннолетних эмоциональной сферы над волей, что проявляется, например, в эмоциональной неустойчивости, раздражительности и даже агрессивности, импульсивности поведения. Нередко у подростков наблюдаются повышенная истощаемость психических процессов, склонность к фантазированию, внушаемость.

Особенности поведения подростков во многом определяются противоречивостью их возрастного положения: с одной стороны, это уже не дети, а с другой – еще не взрослые. Именно в подростковом возрасте формируется чувство взрослости. Подросток начинает идентифицировать себя со взрослыми, но пока не может наладить с ними полноценное сотрудничество. Это связано с еще не полностью сформированной психофизиологической основой взрослости, а также с тем, что взрослые продолжают смотреть на него как на ребенка. Отсюда – конфликтность, стремление к самоутверждению, в том числе и ценой подражания асоциальным формам поведения, упрямство, негативизм (неприятие воспитательных мероприятий).

Интенсивность проявления указанных качеств зависит от возраста, индивидуальных особенностей психики подростка и условий его формирования. Криминалистическое значение рассматриваемых сведений проявляется главным образом в том, что они должны учитываться при определении тактики следственных действий с участием несовершеннолетних, а также при проведении следователем профилактической работы.

Питательной средой, формирующей преступное поведение подростков, нередко является их окружение. Многие подростки до совершения преступления находятся в крайне неблагополучной социальной микросреде для которой свойственны пьянство, хулиганские проявления, аморальное поведение и т. д. Это нужно иметь в виду при определении направлений поисковых мероприятий, когда имеются данные о совершении преступления неизвестным подростком.

В такой ситуации установлению преступника могут способствовать и сведения о допреступном поведении подростков-правонарушителей, которое нередко характеризуется различными антиобщественными проявлениями (пьянством, токсикоманией, азартными играми, половой распущенностью и т. д.). В особенности это закономерно для подростков, совершивших тяжкие преступления. Нередко преступление являлось прямым продолжением предыдущего противоправного поведения подростка. Многие из таких несовершеннолетних и ранее систематически совершали преступления (хулиганство, кражи, грабежи, разбои и т.д.), за которые по различным причинам они не были привлечены к ответственности. В связи с отмеченным, в процессе расследования возникает также задача проверки возможной причастности подростка к совершению других преступлений.

Многочисленные исследования показывают, что около двух третей преступлений подростки совершают в группе. Потому наряду с иными мероприятиями необходимо анализировать связи несовершеннолетних правонарушителей, чтобы выявить возможную причастность к преступлению других лиц, тем более что сами подростки довольно часто склонны по разным мотивам отрицать наличие соучастников. При этом нужно иметь в виду, что, несмотря на многочисленность контактов подростков со сверстниками и взрослыми и участие их в формальных и неформальных группах, преступления чаще совершают постоянные члены криминогенных групп. Надо учитывать, что подстрекатели и организаторы (как взрослые, так и подростки) нередко стараются остаться в тени, поручив исполнение преступления рядовым членам групп. С другой стороны, некоторые несовершеннолетние, не принимая активного участия в преступных действиях, тем не менее присутствуют при их совершении из опасения потерять авторитет в глазах сверстников.

Определенное криминалистическое значение приобретают сведения о субъективной стороне правонарушений несовершеннолетних. Судебные инстанции неоднократно разъясняли, что отдельные действия подростков, внешне сходные с такими преступлениями, как кража и грабеж, по своей субъективной стороне не содержат состава этих преступлений. Иногда незначительные правонарушения подростки совершают из озорства. На формировании мотивов действий несовершеннолетних часто сказываются ложно понимаемые чувства благородства, товарищества, неадекватная реакция на обиду и обидчика, виктимное поведение жертвы, влияние взрослых, а также авторитет групповых норм. Все эти факторы сказываются на квалификации и оценке степени общественной опасности действий несовершеннолетних, и соответственно они должны быть тщательно исследованы в процессе производства по делу.

Значительная часть несовершеннолетних правонарушителей страдает различными расстройствами психической деятельности. Хотя психические нарушения, обнаруживаемые у подростков, обычно не исключают вменяемости, они, тем не менее накладывают отпечаток на картину преступного поведения и должны быть учтены при определении ответственности. Особое значение это приобретает в свете требований уголовного закона о необходимости выяснения при наличии соответствующих данных уровня умственной отсталости несовершеннолетнего с целью определения способности полностью осознавать значение своих действий и в полной мере руководить ими.

Наряду со сведениями о субъекте и субъективной стороне криминалистическая характеристика содержит данные и об объективной стороне преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

По делам об убийствах, изнасилованиях, грабежах, разбоях преступлению нередко предшествовало совместное с жертвой распитие спиртного. При этом действия потерпевшего часто были социально порицаемы. В ряде случаев несовершеннолетние использовали беспомощное состояние жертвы, вызванное опьянением, малолетним или преклонным возрастом, болезнью.

Среди тяжких преступлений несовершеннолетних встречаются посягательства в отношении близких родственников. Обычно это связано с длительной конфликтной обстановкой в семье, систематическим пьянством потерпевших, терроризировавших других членов семьи. После совершения преступления родственники, стремясь облегчить участь подростка, искажают обстоятельства содеянного.

Анализ корыстных посягательств несовершеннолетних показывает, что они чаще, чем взрослые, наряду с другими похищают предметы, способные удовлетворить потребности, свойственные, прежде всего, юношеству, в связи с интересом к молодежной моде, модной музыке, современной технике, спорту, коллекционированию и т. п. Наиболее распространенными предметами преступного посягательства несовершеннолетних являются одежда, аудио и видеоаппаратура, продукты питания, различные инструменты, часы, деньги, украшения и парфюмерия. Сами по себе перечисленные предметы похищают не только несовершеннолетние. Однако наличие в списке похищенного продуктов питания, сладостей и других, довольно нестандартных при хищениях предметов должно служить основанием для выдвижения версии об участии в преступлении подростков.

Иногда само место хищения с достаточной вероятностью указывает на причастность к его совершению подростков: газетные и сувенирные киоски, школьные ларьки или буфеты, учебные кабинеты, пляжи и др.

К числу особенностей способа совершения преступления, которые могут свидетельствовать о его совершении подростком, целесообразно отнести:

- отсутствие целеустремленной, продуманной подготовки к преступлению;

- выбор способов взлома, не требующих большой физической силы;

- использование для проникновения маленьких проемов;

- малый вес похищенного;

- использование в качестве орудий преступления предметов повседневного обихода;

- непоследовательность действий на месте происшествия, разбрасывание предметов окружающей обстановки и не вызванное необходимостью их уничтожение;

- совершение на месте происшествия озорных и циничных действий;

- причинение множественных повреждений потерпевшему;

- непринятие мер к сокрытию преступления.

Об этом же могут свидетельствовать и особенности отдельных следов преступления, например:

- малые размеры следов зубов, пальцев рук, ладоней, ног, обуви, длины шага;

- обнаружение на месте преступления головного убора, одежды, обуви преступника или их следов, указывающих на подростковый возраст владельца этих вещей;

- обнаружение на месте происшествия предметов, которые чаще всего носят с собой подростки, и т. д.

Разумеется, приведенные выше данные об особенностях способа и отдельных следов преступлений, совершаемых подростками, имеют относительное значение. Они служат основанием лишь для одной из возможных версий и должны быть оценены в совокупности с другими обстоятельствами совершения преступления. К примеру, малые размеры следов могут свидетельствовать о совершении преступления как 14-15-летним подростком, так и женщиной либо мужчиной хрупкого телосложения.

Наряду с обстоятельствами, указанными в ст. 73 УПК РФ по делам рассматриваемой категории подлежат установлению:

1) точное установление возраста несовершеннолетнего обвиняемого (по метрическому свидетельству, паспорту или по запрошенному ответу с места регистрации рождения);

2) выяснение условий жизни и воспитания несовершеннолетнего а) состав семьи (если семья не полная, то в силу каких причин и как давно); б) материально-бытовых условий, в том числе наличия у подростка имущества, самостоятельного заработка, его размера, отношения родителей к просьбам подростка о приобретении вещей и предоставлении денег на карманные расходы; в) отношения родителей либо лиц, их заменяющих, к воспитанию детей; методов воспитания и контроля; данных о родителях, об образовательном и культурном уровне, месте работы и должности, взаимоотношениях друг с другом, наличии в семье случаев пьянства, употребления наркотиков, аморального поведения, ссор, драк, жестокого обращения с подростком.;

3) установление причин безнадзорности, если таковая имеется (безразличное отношение родителей к воспитанию детей, отсутствие контроля за поведением, болезнь родителей, занятость по работе, длительные командировки и др.);

4) выяснение условий жизни и воспитания в детском доме, школе-интернате (если подросток воспитывается в этих учреждениях), в том числе, в связи с чем поступил, кем определен в данное учреждение;

5) установление отношений несовершеннолетнего по месту учебы или работы: а) где учится или работает (в качестве кого), менялось ли место учебы (работы), сколько раз, по какой причине, где ранее учился (работал);

6) изучение ближайшего окружения подростка, в процессе которого определяются: а) круг знакомых; б) наличие среди знакомых ранее судимых, лиц, ведущих аморальный образ жизни; в) участие в неформальных группировках, в которых формируются или усугубляются антиобщественные взгляды; состав и время возникновения этих групп; характер проведения досуга, места сбора и т. д.; г) источники приобретения алкогольных напитков, наркотиков, дурманящих веществ (если таковые употреблялись);

7) изучение поведения несовершеннолетних, при котором устанавливаются: а) характер, манера поведения в различной обстановке; степень проявления возрастных особенностей психики; потребности; круг интересов, привычки, увлечения, пристрастие к алкоголю, наркотикам, азартным играм; занятие проституцией; состояние здоровья; б) совершение ранее других правонарушений; в) доставлялся ли в органы внутренних дел;

8) способность несовершеннолетнего полностью сознавать значение своих действий: а) наличия значительной задержки развития; б) умственной отсталости, не связанной с психическим заболеванием; в) душевной болезни;

9) уточнение некоторых элементов состава преступления (совершение незначительных правонарушений из озорства; отсутствие состава преступления, в иных случаях, взятия без разрешения велосипеда для прогулки, мелкая кража деталей для моделирования);

10) при совершении группового преступления несовершеннолетних установление: а) конкретной роли в преступлении каждого участника группы; б) процесса формирования группы (когда, кем сформирована, кто руководит, состав, место сбора, намерения и др.); в) других преступлений, совершенных участниками группы; г) наличия взрослых подстрекателей; д) причин, по которым деятельность группы не была пресечена;

11) установление причин рецидива (в случае совершения подростком повторного преступления);

12) выявление взрослых подстрекателей, пособников и соисполнителей;

13) установление наличия со стороны родителей или других лиц заранее не обещанного укрывательства, недонесения, обещаний скупить похищенное, фактов вовлечения в занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, в пьянство, потребления наркотиков, посещения притонов, распространения порнографических предметов;

14) установление аналогичных нераскрытых преступлений, совершенных в данной местности;

15) установление причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Таким образом, выше приведены основные элементы криминалистической характеристики преступлений несовершеннолетних и обстоятельства, подлежащие установлению, совокупность которых составляет предмет доказывания по делам о преступлениях данной категории лиц


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Последствий чрезвычайных ситуаций | Вопрос № 2. Организация первоначального этапа расследования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.