КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 5. Особенности мотивации деятельности
5.1. Мотивация и эффективность деятельности.
Взаимосвязь мотивации и качества деятельности не является линейной. Так, согласно прямой логике рассуждения, мотив выступает как фактор, детерминирующий уровень активности человека и, следовательно, эффективность и качество выполняемой им деятельности. В реальности же все обстоит гораздо сложнее. Исторически изучение этого вопроса началось в первой четверти XX века в связи с исследованием влияния различной по силе стимуляции на уровень активности, силу эмоциональной реакции и эффективность научения. При этом под мотивацией понималось всякое стимулирующее воздействие на активность человека и животных, вплоть до введения фармакологических препаратов. Было выявлено, и прежде всего опытами Йеркса и Додсона, что чрезмерная стимуляция приводит к замедлению скорости научения. В эксперименте давалась задача, предполагавшая три уровня различения; предусматривались и три уровня стимуляции (мотивации): сильный, средний и слабый удары электрическим током как наказание за ошибку. Полученные при этом результаты представлены на рис.1. По оси абсцисс отложены уровни силы электрического тока, по оси ординат — число проб, необходимых для достижения хорошего различения; три кривые соответствуют трем уровням трудности задачи. Результаты эксперимента показывают, что в каждом случае имеется оптимум силы тока (мотивации), при котором научение происходит быстрее всего. Важно также, что оптимум стимуляции зависит и от трудности задачи: при сложной задаче нужна слабая мотивация, а при легкой — сильная.
Рис. 1. Схема, иллюстрирующая закон Йеркса—Додсона.
Выявленные закономерности получили название законов Йеркса—Додсона, которые приобрели широкую известность как за рубежом, так и среди отечественных психологов. Эти законы утверждают, что: 1) при повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато, приводит к снижению продуктивности. Уровень мотивации, при котором деятельность выполняется наиболее успешно, называется оптимумом мотивации. Т.е. ч ем сильнее желание — тем лучше результаты. Но лишь до некоторого предела. Если мотивация переходит через этот «пик», результаты ухудшаются. 2) чем сложнее для индивида выполняемая им деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для него оптимальным. Соответствующая динамика графически отображается в виде колоколообразных кривых.
Между тем, говоря об этом законе, необходимо сделать некоторые замечания: эксперименты Йеркса—Додсона не являются доказательством того, что речь в них идет о мотивах. Скорее всего, эффективность научения менялась в связи с различным уровнем тревоги, страха перед наказанием. И все же прежде всего практика подтверждает, что оптимум мотивации и силы мотива существует. Вот примеры, подтверждающие это. Имеются наблюдения, что школьники, которые отвечали на экзаменах хуже обычного, — это лица со сверхсильной мотивацией, отличающиеся завышенной самооценкой и неадекватным уровнем притязаний. На экзаменах у них ярко проявляются признаки эмоциональной напряженности. Поэтому не приходится сомневаться в справедливости слов известной пловчихи, олимпийской чемпионки, которая говорила, что, если ее ориентировать по максимуму и вообще на определенный результат, она хорошего времени не покажет. Ее надо ориентировать не на секунды, а на правильное прохождение дистанции, Надо отметить, что измерение силы мотива, т. е., по существу — энергетической характеристики потребности, до сих пор встречает значительные трудности. В большинстве случаев исследователи вынуждены довольствоваться субъективными оценками силы потребности и мотива, выявляемыми с помощью различных опросников. Таким образом, в реальной жизнедеятельности чрезмерная мотивация (личностная значимость, ценность совершаемой деятельности, избыточное внешнее стимулирование) может не только не улучшить результаты, но способствовать их существенному снижению. Например, учитель, беспрестанно подчеркивающий, что выпускной экзамен по его предмету имеет для учащихся особое значение, рискует получить обратный результат: большинство учеников сдадут его значительно хуже своих возможностей.
Такая мотивация называется избыточной (иначе ее еще называют гипермотивацией или перемотивацией). То есть когда у человека уже есть достаточный уровень мотивации, его дополнительное стимулирование может привести к дезорганизации деятельности. Особенно наглядно феномен перемотивации проявляется в следующих ситуациях: перед ответственными испытаниями (экзамен, спортивные соревнования, публичное выступление, защита диплома или диссертации); при необходимости качественно выполнить задание в присутствии особо значимых или несущих угрозу негативного оценивания людей (например, если на уроке присутствует проверяющий); если есть необходимость выполнить важную работу в сжатые сроки; в условиях жесткой конкуренции, когда за победу назначено высокое материальное вознаграждение. Важным фактором мотивации является наличие других людей. Их присутствие оказывает существенное влияние на физическую и интеллектуальную деятельность человека, уровень и характер его активности, выбор соответствующих средств и целей. Большое значение имеет также степень новизны ситуации: необходимость выполнения новых заданий и в новой ситуации. Если условия деятельности и социальное окружение хорошо знакомы, эффект гипермотивации под воздействием социальных факторов не возникает.
5.2. «Укороченная мотивация». Особый механизм детерминации активности реализуется в условиях выполнения часто повторяющихся, привычных действий. В этом случае необходимость в мотивации как бы отсутствует. Фактически же речь идет не об исчезновении мотивации, а об ее свертывании, автоматизации, когда возникновение потребности не сопровождается этапом ее осознания, а сразу же запускает действия по ее удовлетворению, ранее многократно апробированные и закрепившиеся. В этом случае говорят о так называемой «укороченной» мотивации, которая возникает и закрепляется путем формировании у человека в процессе накопления жизненного опыта определенных мотивационных схем (аттитюдов, поведенческих паттернов). Несколько иным видом «укороченной» мотивации является склонность человека действовать импульсивно, то есть по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. При этом человек не успевает даже обдумать целесообразность и последствия совершаемого поступка. Импульсивность поведения может быть вызвана разными причинами. Наиболее часто она проявляется у детей дошкольного и младшего школьного возраста и вызывается несформированностью механизмов контроля за поведением. В подростковом возрасте большее влияние на ее возникновение оказывает высокий уровень эмоциональной возбудимости как следствие интенсивного гормонального развития. У лиц более старшего возраста (старших школьников, взрослых) наиболее частыми причинами такого поведения выступают аффективные состояния, переутомление, общая ослабленность организма (астенизация), некоторые заболевания нервной системы. 5.3. Факторы, блокирующие активность и мотивацию Особое место в проблематике мотивации занимает изучение факторов и условий, способствующих блокировке активности индивида. В экспериментах на животных М.Селигмана было убедительно показано, что отсутствие у особи реальных возможностей изменить неприятную для нее ситуацию к лучшему приводит к формированию так называемой выученной (обученной) беспомощности. Например, через металлической пол клетки, где помещались подопытные крысы, пропускался через определенный промежуток времени электрический ток. Вначале животные проявляли определенную активность: пытались найти выход из клетки, безопасную зону или способ прекратить неприятное воздействие. Когда же они убеждались, что никакие действия не дают возможности изменить ситуацию, то становились безынициативными и пассивными, прекращали всякие поиски, забивались в угол и неподвижно сидели там, теряя интерес даже к еде. Их общая жизненная активность словно угасала. Затем животных переводили в клетку, где были реальные возможности изменить ситуацию. Во всяком случае, крысы, которые не имели такого негативного опыта, быстро «открывали» для себя возможность перескочить в другое, безопасное помещение или же разомкнуть ток нажатием на педаль. Те же животные, что участвовали в первой серии экспериментов, продолжали в основном оставаться пассивными, даже не пытаясь совершать какие-либо усилия. Только 20% подопытных крыс сохраняли способность продолжить активный поиск. Примерами обученной беспомощности по соответствующему механизму наполнена школьная действительность, когда хроническое отсутствие у ребенка позитивных достижений, успехов в обучении приводит к его полной пассивности в учебной деятельности, неспособности справиться даже с несложными учебными заданиями. Стойкость к неудачам существенно зависит от наличия в прошлом индивида позитивного опыта выхода из трудных ситуаций. Стойкость к неудачам повышается тогда, когда успехи и неудачи в достижении цели чередуются достаточно равномерно и сбалансировано. Факторами, способствующими возникновению явления выученной беспомощности, таким образом, являются: 1. Наличие предыдущего опыта неудач, когда в силу жизненных обстоятельств формируется уверенность в невозможности контролировать ситуацию и изменить ее к лучшему путем собственных усилий. 2. Приписывание ответственности за успех случайным обстоятельствам, то есть установка на то, что все зависит от случая. 3. Уверенность в том, что ситуация в принципе решаема и делотолько в самом индивиде, его неспособности справиться с проблемой. Если человек знает или внушает себе, что данная ситуация в принципе не решаема, состояния беспомощности не возникает. 4. Уверенность в том, что другие люди в состоянии справиться с аналогичными заданиями, тогда как сам индивид устойчиво получает негативный результат. В результате он начинает в целом сомневаться в своей способности найти когда-нибудь правильное решение, переносит ситуативную негативную самооценку на оценку себя как личности в целом. 5. Отсутствие обратной связи о причинах того, почему совершаемые усилия сказываются то эффективными, то бесполезными. В этом случае у человека формируется переживание неконтролируемости ситуации и обстоятельств жизни в целом. 6. Наличие постоянных негативных оценок извне, независимо от усилий и конкретных результатов. 7. Частое негативное сравнение значимым лицом (педагогом, экспериментатором) данного человека, его действий и результатов с другими людьми, более успешно действующими. 8. Наличие завышенных ожиданий от ситуации, высокая значимость ожидаемых результатов при отсутствии у человека реальных средств их достижения и неспособности это объективно осознать. 9. Общая предрасположенность человека к генерализации, переносу частных неудач на другие жизненные обстоятельства, в результате чего он входит в аналогичные или качественно иные ситуации уже с ослабленной уверенностью в себе и своих возможностях. 10. Наличие определенных индивидуальных качеств, например, неспособности к продолжительным волевым усилиям, общей слабости и истощаемости нервных процессов. Еще одним важным фактором, способствующим снижению активности, является неправильный (неоптимальный) режим подкрепления. Под режимом подкрепления понимают совокупность правил и действий, в соответствии с которыми определенные действия санкционируются и поощряются. Нарушение определенного баланса подкреплений приводит к перестройке мотивации деятельности и снижению активности. Так, экспериментально доказано, что процессуально-содержательная мотивация как интерес к самой деятельности, увлеченность и позитивные переживания от включения в процесс ее выполнения может быть существенно снижена путем введения дополнительных внешних стимулов (например, материальной награды). То есть при усилении внешней мотивации, материальных благ, связанных с определенными достижениями, бескорыстная привлекательность для человека самой деятельности часто снижается. Особенно это заметно в таких случаях, когда дополнительное вознаграждение через определенный период снималось. Например, ребенок с удовольствием выполнял какие-то домашние обязанности (поливал комнатные растения). Родители, растроганные его прилежностью, ввели поощрение: стали выдавать дополнительные деньги на личные расходы. Однако через некоторое время, посчитав, что незачем далее награждать за то, что стало нормой поведения, прекратили выдачу денег. В результате привлекательность для ребенка соответствующих действий (уход за цветами) резко снизилась. Характер и режим выдачи подкреплений могут оказывать существенное влияние на активность и результативность человека. Например, видами позитивного подкрепления являются похвала, позитивная оценка, одобрение. Однако постепенно для человека, которого хвалят, йни становятся самоценностью, в их отсутствие деятельность прекращается или резко ухудшается. Видом негативного подкрепления часто служат порицание, крик, угроза. Однако при частом их применении они перестают действовать. Теперь, чтобы добиться нужного эффекта (подкрепить требуемое поведение), необходимо повысить силу подкрепления: громче кричать, злее порицать, сильнее угрожать. Ослабление привлекательности определенного вида деятельности или поведенческих реакций вследствие отсутствия подкрепления тех проявлений активности, которые ранее поощрялись, получило название угасания. Угасание не является только негативным явлением, хотя, безусловно, в жизни человека оно часто играет именно такую роль: снижается уровень активности, острота впечатлений и интерес, степень включенности в определенные виды деятельности. Однако иногда жизненно необходимо, чтобы реакция полностью исчезла (например, отказаться от нецелесообразных привычек или потребностей). В этом случае даже эпизодическое случайное подкрепление может существенно затормозить данный процесс. Так, люди, которые пытались бросить пить, курить, старались сесть на диету, знают, насколько трудно, раз нарушив запрет, потом вновь вернуться к самоограничению. Важным условием сохранения активности человека является корректное управление процедурами подкрепления: расширение и более глубокое осознание смысла и личностной значимости совершаемых или блокируемых действий, переход от внешнего подкрепления к самоподкреплению, придание статуса подкрепления аспектам, непосредственно связанным с соответствующими действиями (например, занятия гимнастикой как средство улучшения состояния здоровья начинают приносить удовольствие самим фактом двигательной активности).
Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |