Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние обычаев на нравственную основу общества

Введение

Тема № 5

ЛЕКЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Кафедра социально философских дисциплин и экономики

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

социально-философских дисциплин

и экономики

майор милиции

 

Е.В. Сальников

«____» _____________ 2011 г.

 

по дисциплине «Профессиональная этика»

«Единство морали и права в деятельности сотрудников ОВД»

 

(специальность 030501 65 – Юриспруденция, очная форма обучения)

 

2 часа

 

 

Орел


 

 

П Л А Н

 

Введение

 

Основные вопросы: 1. Влияние обычаев на нравственную систему общества.

2. Соотно­шение морали и права. Мораль как ценностный критерий права.

3. Единство правовых и мораль­ных основ деятельности сотрудников ОВД.

 

Заключение

Литература

 

Лекция подготовлена старшим преподавателем кафедры СФДиЭ, к.ю.н., подполковником милиции, Леоновой И.А.

 

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры 6 апреля 2011г. Протокол № 7.

 

Учебное оборудование, демонстрационные материалы и ТСО

Мультимедийный проектор, слайды MS Power Point


Соотношение права и морали - один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для сотрудников ОВД. Мораль и право – необходимые и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.

Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознания и культуры принадлежит праву и морали, которые яв­ляются важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздейст­вующими на их развитие и совершенствование и тем самым на преобразование сознания личности.

Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, «моральная сторона и моральные заповеди… не могут быть предметом положительного законодательства». Законодательство не может декретировать нравственность.

 

Мораль система исторически определенных взглядов, норм оценок, убеждений, выражающихся в поступках и действиях людей, регулирующих их отношения друг к другу, к обществу, определенным социальным слоям, государству и поддерживаемых личными убеждениями, традициями, воспитанием, силой общественного мнения всего общества, определенного класса либо социальной группы. Критериями таких норм, оценок, убеждений выступают добро, честность, благородство, порядочность, совесть. С таких позиций дается моральная интерпретация и оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.

По существу, все формы обще­ственного сознания выполняют функцию регулирования, посколь­ку не только отражают бытие людей, но и активно воздействуют на их жизнь: политика, право, религия, наука, искусство.

Влияние их выражается в тех или иных социальных нормах, о которых мы говорили раньше. Наиболее близкими к моральным нормам являются обычаи и традиции, которые складываются на протяжении жизни многих поколений людей путем опытного на­хождения, отбора и закрепления определенных норм поведения в общепринятые образцы. К стихийно складывающимся формам ре­гуляции относятся табу, ритуалы, правила этикета, санитарно-технические нормы, технические приемы труда и др. С возникновением государства и классового общества складываются особые ин­ституты, которые управляют отношениями между людьми: поли­тика, право, различные административные и организационные нор­мативы, уставы, инструкции.

Отличия моральных норм от обычаев:

1. Моральные нормы дают лишь общее направление поведения человека, не строго регламентированы. Они предоставляют полную свободу человеку самому заботиться о себе в сомнительных случаях.

Обычаи, как правило, строго регламентированы: детально опи­сывают, как надо вести себя в том или ином случае. Так, обычай го­степриимства выражается в детальном описании того, как встретить гостей, рассадить их за столом и т.д. У многих народов складыва­лись обычаи сватовства, помолвки молодых юношей и девушек. В Китае и Японии существуют обычаи-церемонии чаепития.

2. Усвоение моральных норм различно у разных людей. Нормы морали не всегда так прочно усваиваются людьми, поскольку допускают свободу их выполнения. В морали нет полного совпадения должного (как надо поступать) и сущего (как человек поступает).

Обычаи отличаются высокой степенью усвоения людьми, имеют характер привычки (вспомним табу для первобытного челове­ка). Они глубоко проникают в сознание людей, как правило, внед­ряются в сознание и поведение человека с детства («так должно», «так принято», «так поступают все»). Многие обычаи у народов связаны с их выживаемостью в определенных социально-экономиче­ских и природных условиях. В обычаях есть полное совпадение «должного» и «сущего». Хотя постепенно они могут утрачивать свой рациональный смысл.

Например, у племени народности ибо, живущего на юго-востоке Нигерии, существовал обычай «откармливания» невесты. На протяжении веков у мужчин этого племени сложилось глубокое убеж­дение в том, что доброй женой, заботливой матерью и хорошей хо­зяйкой может быть лишь очень полная женщина. Потакая их слабости, женщины племени разработали своеобразные «курсы усовершенствования». Девушек, которым, по мнению старейшин, пришло время подумать о замужестве, помещали в отдельные хижины, куда опускались только их матери в течение года (в зависимости от успехов), и снабжали большим количество сытной пищи из риса, кукурузы и других мучнистых изделий. Одновременно опытные матроны делились с ними секретами ведения хозяйства, приготовления пищи, воспитания детей.

По законам племени девушка должна быть принята в семью мужа, а так называемый «испытательный срок» (обычно неделю), где ей предстоит показать свое умение вести хозяйство.

Каждый год по окончании сезона дождей вождь устраивает «смотрины», где надо продемонстрировать ум, добрый нрав, хорошее воспитание. Но главная гарантия замужества — полнота невесты. Женихам, правда, приходится вытерпеть весьма суровые испы­тания. Сделав выбор, юноша на пути к своей избраннице проходит сквозь строй вооруженных палками ее родственников, каждый из которых норовит побольнее ударить будущего зятя. Только так мож­но проверить готовность молодого человека переносить трудности семейной жизни и грядущие удары судьбы. Трудно судить о роли побоев в создании прочной семьи, но разводов в семьях данного пле­мени намного меньше, чем в цивилизованном обществе.

Приведем пример изжившей себя традиции. В ряде мест Кавка­за и поныне существует обычай, согласно которому муж идет впе­реди, а жена, обремененная вещами, следует за ним на почтенном расстоянии. Истоки этого обычая уходят в далекую древность, в эпоху межплеменной вражды и кровной мести. Мужчина шел тогда с оружием впереди, ожидая нападения врагов на каждом повороте горной тропы, а жена с детьми и поклажей шла сзади. Таким обра­зом, в далекие времена этот обычай имел рациональный смысл, рег­ламентировал порядок передвижения в опасных ситуациях. Но позднее он, вместо того чтобы отмереть, распространился на все дру­гие ситуации и стал выражением неравноправного положения жен­щины в патриархальной семье.

3. Мораль регулирует не только обыденные действия, но также исключительные действия (героизм, подвиг, подвижничество).

Обычай, как правило, фиксирует обыденные, общепринятые, обычные действия людей (в повседневной жизни).

4. Мораль в своих принципах дает тенденцию развития новых общественных отношений (новых форм поведения), т.е. содержит зачатки новых отношений, а обычай фиксирует только те формы поведения людей, которые уже сложились в обществе к настояще­му времени. Конечно, мораль не творит новые отношения, но мо­жет угадывать прогрессивные тенденции развития общества. Мо­раль более активно, чем обычай, воздействует на общественное бы­тие людей. Она может укреплять, охранять общество или, наобо­рот, разрушать его. Она может сплачивать людей, а может разоб­щать. Может раскрывать человеку смысл его бытия, а может уво­дить в царство предрассудков и бесполезных мечтаний. Например, в нравственных идеалах оформляются пути развития и человека, и общественных отношений.

В обществе к обычаям люди могут относиться по-разному. На­пример, в Испании существует коррида. Некоторые люди считают, что это жестокость, другие восхищаются мужеством и ловкостью матадоров. Э. Хемингуэй в романах «Фиеста» и «Смерть после по­лудням» красочно описывает этот обычай, подчеркивая, что целью боя был заключительный удар шпагой, смертельная схватка чело­века с быком, «момент истины», как его называют испанцы. И весь ход боя служил лишь подготовкой к этому моменту. Очевидно, в этом обычае выразилось человеческое стремление быть хозяином в животном мире, преклоняться перед человеческой силой в битве с животным. Но эта традиция испанцев не была воспринята повсеме­стно в испаноговорящих странах.

Обряд является одной из актуальных форм социального обще­ния. Каждый знает по собственному опыту, что человеку присуща потребность разделить свои наиболее сильные чувства радости и горести с другими людьми. Обряд дает возможность направить сильные эмоции в определенное русло, приобщить к своим радостям и печалям других людей, сделав, таким образом, событие личной жизни событием общественным. Необходимость обрядов — не индивидуальная потребность, а общественная, потребность социальной системы или социальной группы (обряд венчания, отпевания, крещения).

Итак, мораль — система норм поведения людей в обществе, идей и взглядов о том, что справедливо, что нет, что — добро, что — зло и т. д. Мораль возникла как одна из форм регуляции поведения лю­дей. Социальной основой возникновения морали являются глубо­кие социальные различия (и противоречия) между людьми, гносео­логической предпосылкой — рост самосознания человека, выделе­ние себя среди других. Если в первобытнообщинном строе стереотип отношений человека к обществу выражался словами «мы» и «они», то в более цивилизованном — Я и МЫ и Я и ОНИ.

С развитием государственности, как мы уже отмечали, возник­ли правовые нормы. Единство правовых норм и норм морали осно­вывается на общности того, что они являются мощным регулято­ром поведения людей в обществе; осуществляют регулирование по­средством устойчивых, зафиксированных нормативных требований.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
У результаті вектор x0 уявляється у вигляді | Соотношение морали и права. Мораль как ценностный критерий права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.