Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение воздушного транспорта

Воздушный транспорт

 

 

1. Значение воздушного транспорта

2. Основы технологии, организации и управления

 

 

Воздушный транспорт развивается прежде всего как транспорт пассажирский. Он занимает второе место в пассажирообороте всех видов транспорта в междугородном сообщении (после железнодорожного). Среднегодовые темпы прироста пассажирооборота на воздушном транспорте значительно выше, чем на железнодорожном.

Систематически расширяется сфера применения воздушного транспорта. Ежегодно осваиваются воздушные линии, вводятся в строй или реконструируются действующие аэропорты. К услугам воздушного транспорта обращается все большее число предприятий и организаций. Им пользуется почти каждый третий житель страны.

Основная масса пассажиров воздушным транспортом перевозится на значительные расстояния - средняя дальность перевозки пассажиров составляет около 1400 км. Но в последние годы воздушный транспорт превращается в одно из важнейших средств пассажирского сообщения не только на особо дальние, но и на средние расстояния.

Рост национального дохода и материального благосостояния народа, расширение сферы деловых, научных и культурных связей, интересов и запросов трудящихся и связанная с этим повышенная подвижность населения обусловили потребность в развитии скоростных перевозок.

Быстрый рост перевозок на воздушном транспорте обусловлен рядом его технико-экономических особенностей и преимуществ по сравнению с другими видами транспорта:

- высокая техническая и коммерческая скорость. Скорость движения (по расписанию) дальних и средних магистральных самолетов, таких, как Ил-62, Ту-154, Ту-134, Ил-86 и др., достигает 700 - 900 км/ч, самолетов местных воздушных линий - Як-40, Ан-24 – 400 - 500 км/ч. Однако пассажиров интересует не высокая скорость полета сама по себе, а суммарное время доставки «от дома до дома». С учетом потерь времени на поездку от города до аэропорта и обратно, на оформление и посадку эта общая скорость доставки пассажиров воздушным транспортом на большие расстояния также оказывается в несколько раз выше, чем на других видах транспорта;

- возможность спрямления воздушных трасс по сравнению с маршрутами движения других видов транспорта. Так, на сопоставимых маршрутах воздушные линии оказываются в среднем короче железнодорожных и автомобильных путей на 20% и речных на 30%. На отдельных маршрутах спрямление трасс достигает 40 - 50%;

- высокая проходимость и меньшая, чем на других видах транспорта, зависимость от физико-географических условий местности. Обладая большей дальностью беспосадочного полета и совершая полеты на значительной высоте, самолеты преодолевают любые трудности, связанные с рельефом местности;

- возможность быстрого создания новых воздушных линий и высокая маневренность в условиях колебания грузо- и пассажиропотоков. На строительство в бездорожных районах аэропортов в начальном и конечном пунктах требуются небольшие затраты времени и капитальные вложения во много раз меньшие, чем для сооружения полотна железной или автомобильной дороги. На воздушном транспорте можно сравнительно легко маневрировать самолето - вертолетным парком, распределяя его оптимальным образом по воздушным линиям в зависимости от спроса на перевозки;

- возможность быстрой организации дополнительных авиалиний между действующими аэропортами;

- экономия общественного времени за счет ускорения доставки пассажиров по сравнению с другими видами транспорта.

Народнохозяйственная эффективность воздушного транспорта заключается также в том, что, беря на себя значительную часть пассажирских перевозок, воздушный транспорт позволяет железнодорожному транспорту сократить число пассажирских поездов, увеличить размеры грузового движения. Подсчитано, что выполнение гражданской авиацией 1 млрд.пассажиро-км равнозначно отправлению 1 тыс. пассажирских поездов. Это позволяет увеличить пропускную способность железных дорог и за счет этого отправить дополнительно 2 тыс. грузовых составов и перевезти 4,5 млн. т грузов.

К недостаткам воздушного транспорта следует отнести:

- зависимость регулярности движения самолетов от метеорологических условий. В весенне-летний период регулярно выполняются 90 % запланированных рейсов, в осенне - зимний - до 70 %;

- высокую себестоимость перевозок.

Наиболее полное использование технико-экономических особенностей воздушного транспорта будет способствовать дальнейшему возрастанию роли гражданской авиации, а по мере совершенствования авиационной техники - улучшению показателей «регулярность движения» и «себестоимость перевозок», по которым воздушный транспорт уступает в ряде случаев другим средствам сообщения.

Воздушный транспорт выполняет небольшую часть суммарного грузооборота всех видов транспорта - менее 1 %. Осуществляя перевозку грузов с высокой скоростью, он способствует повышению экономических показателей работы тех отраслей народного хозяйства, которые пользуются его услугами, так как быстрая доставка грузов позволяет значительно сократить время пребывания их в пути.

Доля грузовых перевозок в настоящее время составляет около 15 % общего объема авиаперевозок. Воздушным транспортом перевозятся самые разнообразные грузы. Главное место занимают среди них грузы материально-технического снабжения промышленных предприятий и новостроек (различные машины, механизмы и детали, запасные части, измерительные приборы, электротехническое и радиотехническое оборудование, аппаратура, инструмент, провод, кабель и др. - примерно 65 - 75 %), скоропортящиеся грузы (15 - 20 %) и прочие виды грузов.

Воздушный транспорт перевозит опасные грузы: ядовитые, взрывчатые, легковоспламеняющиеся и др. Благодаря высокой скорости доставки, минимуму перегрузок, возможности изоляции от опасного соседства с другими грузами достигается наибольшая безопасность перевозки таких грузов. К числу грузов, перевозимых воздушным транспортом, относятся кинофильмы, некоторые товары широкого потребления, а также особо ценные грузы - драгоценные металлы и камни, пушнина, произведения искусства, антикварные предметы и т. д.

Высокие темпы роста грузовых авиаперевозок объясняются возросшими возможностями гражданской авиации (ввод в эксплуатацию скоростных самолетов большой грузоподъемности), увеличением скорости доставки, ростом производства продукции промышленности и сельского хозяйства, размещением производительных сил.

Помимо транспортной работы (перевозка пассажиров, почты и грузов), гражданская авиация осуществляет распыление удобрений и химических средств защиты растений, а также другие работы в сельском и лесном хозяйствах; обеспечивает геологические, географические, рыбопромысловые и метеорологические разведки, участвует в сооружении линий электропередачи, нефтяных и буровых вышек, монтаже высоких заводских труб, в укладке нефтепроводов в заболоченных районах, используется в медицинских целях.

В разветвленной сети воздушных путей сообщения особое место принадлежит международным линиям, развитию которых способствует миролюбивая внешняя политика, стремление нашей страны к деловому сотрудничеству.

Украина развивает и продолжает развивать свои международные воздушные связи на следующих принципах: равные условия при заключении соглашений о воздушных сообщениях, строгое соблюдение в практике международных полетов принципов суверенитета и равноправия больших и малых государств, действительное соответствие договорных обязательств о воздушном транспорте нормам международного права.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Женщины в большей мере попадают в категорию бедных | Основы технологии, организации и управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 9794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.