Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология общения в диаде




Общение – сложный и весьма многогранный процесс. [5, c. 39]

Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и тоже время и

как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как

отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и

взаимного понимания друг друга.

Анализируя научную литературу, Л.П.Буева рассмотрела следующие аспекты

изучения общения:

1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид

личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен

информацией);

2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие

индивидов в процессе кооперации);

3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект

социального познания);

4) аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);

5) «нормативный» (выявляются место и роль общения в процессе

нормативного регулирования поведения индивидов, а также

анализируется процесс передачи и закрепления норм реального

функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения);

6) «семиотический» (общение описывается как специфическая

знаковая система, с одной стороны, и посредник в

функционировании различных знаковых систем – с другой);

7) социально-практический (праксиологический) (общение

рассматривается как обмен деятельностью, способностями,

умениями и навыками).

Общение можно рассматривать и в двух главных аспектах, как освоение

личностью социокультурных ценностей и как её самореализацию в качестве

творческой, уникальной индивидуальности в ходе социального взаимодействия с

другими людьми.

Но из всего обилия трактовок общения можно выделить главное:

1) общение – вид самостоятельной человеческой деятельности;

2) общение – атрибут других видов человеческой

деятельности;

3) общение – взаимодействие субъектов.

Итак,

предмет общения – это другой человек, партнёр по общению как субъект;

потребность в общении – это стремление человека к познанию и оценке

других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию, к самооценке;

коммуникативные мотивы – это то, ради чего предпринимается общение;

действия общения – это единицы коммуникативной деятельности, целостный

акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении

–инициативные и ответные;

задачи общения – это та цель, на достижение которой в конкретной

коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в

процессе общения;

средства общения – это те операции, с помощью которых осуществляются

действия общения;

продукт общения – это образования материального и духовного характера,

создающиеся в итоге общения.

Процесс коммуникативной деятельности строится как «система сопряженных

актов» (Б.Д.Ломов). Каждый такой «сопряжённый акт» – это взаимодействие

двух субъектов, двух наделённых способностью к инициативному общению людей.

В этом проявляется, согласно М.М.Бахтину, диалогичность коммуникативной

деятельности, а диалог может рассматриваться как способ организации

«сопряжённых актов».

Таким образом, диалог – это реальная единица коммуникативной

деятельности. В свою очередь, элементарными единицами диалога являются

действия высказывания и слушания. Однако на практике личность выполняет

роль не просто субъекта общения, но и субъекта – организатора

коммуникативной деятельности другого субъекта. Таким субъектом могут стать

отдельная личность, группа людей, масса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3067; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.