КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровни,этапы и виды общения
Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.[5, c. 47]. Содержание общения может быть различным: 1) передача (от человека к человеку) информации; 2) восприятие друг друга; 3) взаимооценка партнёрами друг друга; 4) взаимовлияние партнёров; 5) взаимодействие партнёров; 6) управление групповой или массовой деятельностью и т. д. Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику): - инструментальную (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определённого действия); - синдикативную (общение оказывается средством объединения людей); - самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста); - трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т.д.); Конечно, этими четырьмя функциями содержание общения не исчерпывается. Среди других функций общения можно отметить: экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний); социального контроля (регламентации поведения и деятельности); социализация (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) Стороны общения. Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционно-техническую и внутреннюю, глубинную, затрагивающую личностно- смыловые пласты. Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия. К ним относятся: - коммуникативная активность в группе общения; - интенсивность действий в общении; - инициативность в общении; - технико-коммуникативное мастерство общения. Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек в общение. Манера общения определяется: - тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным); - поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью); - дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной). Дистанция в общении определяет характер отношения партнёров. Интимная и личная дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный, а публичная – на интеллектуально-демонстрационный характер общения. Манер общения много. Общение может быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьёзной, озлобленной или доброжелательной манере. Стиль общения - это индивиндуально-типологические особенности взаимодействия между людьми. В стиле общения находят выражение: - особенности коммуникативных возможностей человека; - сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами; - психологическая или социальная индивидуальность человека; - особенности партнёра по общению. Фундамент стиля общения личности составляет её нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества. Наиболее распространены следующие стили общения: творчески-продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный, деловой, позиционный. Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств. МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ОБЩЕНИИ. Механизмы взаимопонимания в общении обычно таковы: 1) Идентификация – это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его самому себе; 2) Стереотипизация – это классификация форм поведения и интерпретация их причин путём отнесения к уже известным или кажущимися известными явлениям, социальным стереотипам; 3) Рефлексия – это осмысление субъектом того, какими средствами, почему он произвёл то или иное впечатление на партнёра по общению; 4) Обратная связь – это получение адресатом информации о том, какое воздействие он оказал на адресата, и корректировка на этой основе дальнейшей стратегии общения. Воздействие, таким образом, слагается из органического единства трёх действий: - словесного; - оптико-кинетического; - психотехнического. Воздействие – это фактическое выражение коммуникативности общения. Интерактивность его обеспечивается пространственно-временными средствами общения: дистанцией – расстоянием, причём физическим, между партнёрами по общению; пристройкой – позицией, выражающей отношение одного партнёра к другому; временем, местом и ситуацией – условиями общения, определяющими напряжённый или спокойный характер взаимодействия, комфорт или дискомфорт общения. Общение представляет собой системное образование и может быть рассмотрено с этой позиции как взаимодействие равноправных субъектов. СТРУКТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЩЕНИИ. В структуру взаимодействия входят: [5, c. 53]. а) субъекты взаимодействия; б) взаимная связь; в) взаимное воздействие друг на друга; г) взаимные изменения субъектов общения. Взаимодействие представляет собой систематическое устойчивое выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную реакцию партнёра, причём вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего. Взаимодействие складывается из действий. Каждое действие определяют: - действующий субъект; - объект действия или субъект, на который направлено воздействие; - средства или орудия действия; - метод действия или способ использования средств воздействия; - реакция индивида, на которого воздействуют, или результат действия. Взаимодействие – это процесс, который складывается из: физического перемещения в пространстве, совместного перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия, духовного вербального контакта, невербального информационного контакта. Взаимодействие как процесс характеризуют: совокупная, кооперативная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения, взаимопонимание. Взаимодействия бывают разных типов: - межличностные; - личностно-групповые; - личностно-массовые; - межгрупповые; - массово-групповые; - планетарные или глобально-массовые. Как диалектический процесс, общение представляет собой единство двух противоположных тенденций: к сотрудничеству, к интеграции, с одной стороны, и к борьбе, к дифференциации – с другой. Социальные воздействия могут быть самыми разнообразными. Вся гамма и оттенки отношений, многообразие их проявлений не могут быть исчерпаны представленной классификацией, как и не может быть представлено в кратком, почти конспективном изложении все многообразие подходов к определению сущности и содержания общения как взаимодействия социальных субъектов. Важно подчеркнуть, что для общения как взаимодействия социальных субъектов с позиции диалогической методологии характерны следующие особенности: 1) Равенство психологических позиций социальных субъектов независимо от социального статуса; 2) Равное признание активной коммуникативной роли друг друга; 3) Психологическая поддержка друг друга. Называя эти три основные особенности, подчеркну ещё раз: субъект- личность, вступая в общение как систему социального взаимодействия, сохраняет при этом свою автономность и обеспечивает саморегуляцию своих коммуникативных действий. Общение является: – фактором человеческой жизнедеятельности. С этим связано представление как о податливости индивида тем или иным влияниям людей (эффект группового давления, конформность и др.), так и признание многообразия самих способов психологического воздействия или давления людей друг на друга (заражение, слухи, внушение, гипноз, убеждение, лидерство, мода и т. д.); – потребностью, мотивом поведения и деятельности, целью и смыслом отношений с другими людьми; – источником познания и понимания других людей. Общение пронизывает собой всю психическую жизнедеятельность человека. Но деятельность и общение зависят от психического состояния человека. Полноценное общение создает состояние душевного подъема. И наоборот, ущербность общения, нереализованная потребность в общении разрушительно действует на общее психическое состояние человека. Общение формирует межличностные и деловые отношения между людьми, влияет на систему социальных отношений. Значимость общения, таким образом, очевидна и бесспорна [1]. Значение общения (его смысл): 1) источник душевной и психологической удовлетворенности, состояний радости и счастья (радость материнства; радость дружеского, творческого, любовного общения; радость общения с природой и искусством); 2) источник отрицательных эмоций, личной драмы. Без этого не было бы и драматических жанров в литературе, театре и искусстве вообще; 3) общение может быть и нейтральным, повседневно-будничным. Альтернативой ему оказывается праздничное общение. Внимание к тем или иным значениям общения в его восприятии человеком изменяется, внимание фокусируется то на одних, то на других ценностных характеристиках. При всей значимости общения оно может иметь самые разные эффекты и последствия в зависимости от того, как оно опосредуется или преломляется в нашем сознании, отсюда и многообразие его значений для каждого из нас. Поэтому значение общения всегда опосредуется уровнем нашей же психологической культуры и готовности к общению с другими людьми. Способность и готовность к общению является врожденной или приобретенной? Она лишь отчасти может носить врожденный характер, все-таки это знания о феномене человеческого общения. Рассмотрим феномен общения как фактора человеческой жизнедеятельности с нескольких позиций. Общение – сущностная характеристика и условие бытия человека общение как способ проявления человеческой сущности Любая предметная (как материальная, так и духовная) деятельность предполагает в качестве условия своего успешного осуществления наличие нормального общения между людьми. Другими словами, общение – это не только необходимый, но и наиболее существенный социально-психологический аспект всякой деятельности. Именно в процессе общения и только через него может проявиться сущность человека. На это обстоятельство указывал еще Л. Фейербах [5], но он сводил всю многообразную структуру человеческих отношений к отношениям “Я” и “Ты”,
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |