Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни,этапы и виды общения




Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.[5, c.

47].

Содержание общения может быть различным:

1) передача (от человека к человеку) информации;

2) восприятие друг друга;

3) взаимооценка партнёрами друг друга;

4) взаимовлияние партнёров;

5) взаимодействие партнёров;

6) управление групповой или массовой деятельностью и т. д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения.

Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают процессам

общения конкретную специфику):

- инструментальную (общение в свете этой функции выступает как

социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для

совершения определённого действия);

- синдикативную (общение оказывается средством объединения людей);

- самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания,

психологического контекста);

- трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок

и т.д.);

Конечно, этими четырьмя функциями содержание общения не

исчерпывается. Среди других функций общения можно отметить:

экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных

состояний);

социального контроля (регламентации поведения и деятельности);

социализация (формирование навыков взаимодействия в обществе в

соответствии с принятыми нормами и правилами)

Стороны общения. Развитое полноценное общение объединяет в себе две

взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую,

операционно-техническую и внутреннюю, глубинную, затрагивающую личностно-

смыловые пласты.

Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся,

выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется

рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного

взаимодействия. К ним относятся:

- коммуникативная активность в группе общения;

- интенсивность действий в общении;

- инициативность в общении;

- технико-коммуникативное мастерство общения.

Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации

взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с

которыми человек в общение.

Манера общения определяется:

- тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным);

- поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью,

скованностью);

- дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной).

Дистанция в общении определяет характер отношения партнёров. Интимная

и личная дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими

людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный, а

публичная – на интеллектуально-демонстрационный характер общения.

Манер общения много. Общение может быть уважительным или

пренебрежительным, протекать в шутливой или серьёзной, озлобленной или

доброжелательной манере.

Стиль общения - это индивиндуально-типологические особенности

взаимодействия между людьми.

В стиле общения находят выражение:

- особенности коммуникативных возможностей человека;

- сложившийся характер отношений с конкретными людьми или

коллективами;

- психологическая или социальная индивидуальность человека;

- особенности партнёра по общению.

Фундамент стиля общения личности составляет её нравственно-этические

установки и оценки социально-этических установок общества.

Наиболее распространены следующие стили общения:

творчески-продуктивный,

дружеский,

дистанционный,

подавляющий,

популистский,

заигрывающий,

требовательный,

деловой,

позиционный.

Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу

взаимодействия и выбор его средств.

МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ В ОБЩЕНИИ.

Механизмы взаимопонимания в общении обычно таковы:

1) Идентификация – это способ понимания другого человека через

осознанное или бессознательное уподобление его самому себе;

2) Стереотипизация – это классификация форм поведения и

интерпретация их причин путём отнесения к уже известным или

кажущимися известными явлениям, социальным стереотипам;

3) Рефлексия – это осмысление субъектом того, какими

средствами, почему он произвёл то или иное впечатление на

партнёра по общению;

4) Обратная связь – это получение адресатом информации о том,

какое воздействие он оказал на адресата, и корректировка на

этой основе дальнейшей стратегии общения.

Воздействие, таким образом, слагается из органического единства трёх

действий:

- словесного;

- оптико-кинетического;

- психотехнического.

Воздействие – это фактическое выражение коммуникативности общения.

Интерактивность его обеспечивается пространственно-временными средствами

общения:

дистанцией – расстоянием, причём физическим, между партнёрами по

общению;

пристройкой – позицией, выражающей отношение одного партнёра к

другому;

временем, местом и ситуацией – условиями общения, определяющими

напряжённый или спокойный характер взаимодействия, комфорт или дискомфорт

общения.

Общение представляет собой системное образование и может быть

рассмотрено с этой позиции как взаимодействие равноправных субъектов.

СТРУКТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ОБЩЕНИИ.

В структуру взаимодействия входят: [5, c. 53].

а) субъекты взаимодействия;

б) взаимная связь;

в) взаимное воздействие друг на друга;

г) взаимные изменения субъектов общения.

Взаимодействие представляет собой систематическое устойчивое

выполнение действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную

реакцию партнёра, причём вызванная реакция, в свою очередь, порождает

реакцию воздействующего.

Взаимодействие складывается из действий. Каждое действие определяют:

- действующий субъект;

- объект действия или субъект, на который направлено

воздействие;

- средства или орудия действия;

- метод действия или способ использования средств

воздействия;

- реакция индивида, на которого воздействуют, или

результат действия.

Взаимодействие – это процесс, который складывается из:

физического перемещения в пространстве,

совместного перемещения в пространстве,

совместного группового или массового действия,

духовного вербального контакта,

невербального информационного контакта.

Взаимодействие как процесс характеризуют:

совокупная, кооперативная деятельность,

информационная связь,

взаимовлияние,

взаимоотношения,

взаимопонимание.

Взаимодействия бывают разных типов:

- межличностные;

- личностно-групповые;

- личностно-массовые;

- межгрупповые;

- массово-групповые;

- планетарные или глобально-массовые.

Как диалектический процесс, общение представляет собой единство двух

противоположных тенденций:

к сотрудничеству, к интеграции, с одной стороны,

и к борьбе, к дифференциации – с другой.

Социальные воздействия могут быть самыми разнообразными.

Вся гамма и оттенки отношений, многообразие их проявлений не могут

быть исчерпаны представленной классификацией, как и не может быть

представлено в кратком, почти конспективном изложении все многообразие

подходов к определению сущности и содержания общения как взаимодействия

социальных субъектов.

Важно подчеркнуть, что для общения как взаимодействия социальных

субъектов с позиции диалогической методологии характерны следующие

особенности:

1) Равенство психологических позиций социальных субъектов

независимо от социального статуса;

2) Равное признание активной коммуникативной роли друг друга;

3) Психологическая поддержка друг друга.

Называя эти три основные особенности, подчеркну ещё раз: субъект-

личность, вступая в общение как систему социального взаимодействия,

сохраняет при этом свою автономность и обеспечивает саморегуляцию своих

коммуникативных действий.

Общение является:

фактором человеческой жизнедеятельности. С этим связано представление как о податливости индивида тем или иным влияниям людей (эффект группового давления, конформность и др.), так и признание многообразия самих способов психологического воздействия или давления людей друг на друга (заражение, слухи, внушение, гипноз, убеждение, лидерство, мода и т. д.);

потребностью, мотивом поведения и деятельности, целью и смыслом отношений с другими людьми;

источником познания и понимания других людей.

Общение пронизывает собой всю психическую жизнедеятельность человека. Но деятельность и общение зависят от психического состояния человека. Полноценное общение создает состояние душевного подъема. И наоборот, ущербность общения, нереализованная потребность в общении разрушительно действует на общее психическое состояние человека. Общение формирует межличностные и деловые отношения между людьми, влияет на систему социальных отношений. Значимость общения, таким образом, очевидна и бесспорна [1].

Значение общения (его смысл):

1) источник душевной и психологической удовлетворенности, состояний радости и счастья (радость материнства; радость дружеского, творческого, любовного общения; радость общения с природой и искусством);

2) источник отрицательных эмоций, личной драмы. Без этого не было бы и драматических жанров в литературе, театре и искусстве вообще;

3) общение может быть и нейтральным, повседневно-будничным. Альтернативой ему оказывается праздничное общение.

Внимание к тем или иным значениям общения в его восприятии человеком изменяется, внимание фокусируется то на одних, то на других ценностных характеристиках.

При всей значимости общения оно может иметь самые разные эффекты и последствия в зависимости от того, как оно опосредуется или преломляется в нашем сознании, отсюда и многообразие его значений для каждого из нас. Поэтому значение общения всегда опосредуется уровнем нашей же психологической культуры и готовности к общению с другими людьми.

Способность и готовность к общению является врожденной или приобретенной? Она лишь отчасти может носить врожденный характер, все-таки это знания о феномене человеческого общения.

Рассмотрим феномен общения как фактора человеческой жизнедеятельности с нескольких позиций.

Общение – сущностная характеристика и условие бытия человека

общение как способ проявления человеческой сущности

Любая предметная (как материальная, так и духовная) деятельность предполагает в качестве условия своего успешного осуществления наличие нормального общения между людьми. Другими словами, общение – это не только необходимый, но и наиболее существенный социально-психологический аспект всякой деятельности. Именно в процессе общения и только через него может проявиться сущность человека. На это обстоятельство указывал еще Л. Фейербах [5], но он сводил всю многообразную структуру человеческих отношений к отношениям “Я” и “Ты”,
а сущность человека – к его родовой принадлежности. За это его критиковал К. Маркс, указывая, что факт родового обособления человека и возможность персонифицированных межличностных связей обязаны своим происхождением процессу социализации на основе развития всего многообразия специфически человеческих форм деятельности и вытекающих из них социальных отношений [3].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.