Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль учебного процесса

 

Контроль учебного процесса в Институте имеет целью установить:

- соответствие организации и порядка проведения учебного процесса требованиям законодательства Российской Федерации в области образования, и других нормативных актов, регламентирующих деятельность Института;

- соответствие качества подготовки студентов, их уровня знаний, умений, навыков и компетенций требованиям ФГОС ВПО;

- степень реализации учебных планов Института и программ;

- теоретический и методический уровень проведения занятий;

- уровень организации и проведения самостоятельной работы студентов;

- уровень материально-технического обеспечения учебных занятий и состояние учебно-материальной базы;

- обеспеченность студентов учебной, научной и методической литературой;

- состояние дисциплины на занятиях, выполнение Устава и Правил внутреннего распорядка Института.

Контроль должен быть целенаправленным, систематическим, объективным, действенным и охватывать все стороны учебного процесса. Он должен выявлять положительный опыт и недостатки в учебной и методической работе, сочетаться с оказанием практической помощи студентам кафедрами, отделами и службами, обеспечивая в конечном итоге повышение качества учебного процесса.

Контроль проводится в форме:

- комплексных и тематических проверок кафедр, отделов и служб, заслушивания их на Ученом совете Института;

- участия руководящего состава Института в заседаниях кафедр и совещаниях отделов;

- рассмотрения и утверждения соответствующими руководителями учебно-методической документации и документации по организации учебного процесса;

- педагогического контроля;

- контроля успеваемости и качества подготовки студентов;

- обсуждения текстов лекций, учебных и учебно-методических пособий и разработок;

- проведения проверок выполнения распорядка дня, расписания занятий, тематических планов, планов работы кафедр, отделов, служб и индивидуальных планов преподавателей;

- проведение анкетирования профессорско-преподавательского состава и студентов;

- проведение тестирования базовых (остаточных) знаний студентов по учебным дисциплинам, закреплённым за соответствующей кафедрой, по тестам Российского аккредитационного агентства, либо в их отсутствие – по тестам, разработанным в Институте.

Педагогический контроль в Институте осуществляется ректором, проректорами, начальником учебного отдела, деканами факультетов, заведующими кафедрами и их заместителями, председателями предметно-методических комиссий кафедр, а также лицами по поручению ректора

Контроль образовательного процесса проводится в соответствии с общеинститутскими планами, графиками, разрабатываемыми учебным отделом на семестр и кафедральными графиками.

Лица, контролирующие учебные занятия, обязаны входить в аудиторию вместе с преподавателем и присутствовать на занятиях до их окончания. В ходе занятия им не разрешается вмешиваться в работу преподавателя или делать ему замечаний.

По окончании контрольного посещения (но не позднее следующего дня) проверяющий проводит разбор занятия с участием преподавателя, а также при необходимости – ректора Института (директора филиала Института) или заведующего кафедрой, анализирует положительные и отрицательные стороны в организации и методике проведения занятия, дает рекомендации и предложения по устранению выявленных недостатков.

Результаты педагогического контроля анализируются заведующими кафедрами и обсуждаются на заседаниях кафедр (методических секций).

 

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов проводится с целью получения необходимой информации о выполнении ими учебного плана, установления качества усвоения учебного материала, степени достижения поставленной цели обучения, стимулирования самостоятельной работы студентов.

Контроль успеваемости студентов делится на текущий, рубежный и итоговый, а также интернет-тестирование базовых (остаточных) знаний.

Текущий контроль проводится в ходе занятий с целью определения степени усвоения учебного материала, своевременного вскрытия недостатков в подготовке студентов и принятия необходимых мер по совершенствованию методики преподавания дисциплины, организации работы студентов в ходе занятий и оказания им индивидуальной помощи.

Текущий контроль по каждой дисциплине осуществляется непрерывно путем организации ведущим преподавателем гибкой системы контроля хода освоения студентами программного материала по завершенным разделам дисциплины и выполнения ими утвержденного графика самостоятельных работ по дисциплине.

Систему гибкого текущего контроля образуют:

· Экспресс-контроль перед началом (или в конце) каждой лекции.

· Устный опрос на практических (семинарских) занятиях по завершенным разделам.

· Оценка работы студента на практических (семинарских) занятиях (решение задач, выступления и т. п.).

· Письменные контрольные работы (по завершенным темам, разделам), проводимые в часы аудиторных практических занятий.

· Проверка и оценка выполненных частей курсовых работ и индивидуальных заданий (рефератов, расчетно-графических работ, домашних индивидуальных заданий и других форм заданий, включенных в учебный план) и соблюдения сроков их выполнения, которые установлены графиком самостоятельных работ.

Реализацию непрерывного контроля преподаватель осуществляет в часы, устанавливаемые действующими нормами времени на проведение текущих консультаций и проверку курсовых работ и индивидуальных заданий.

Результаты текущего контроля по всем его образующим модулям каждым преподавателем фиксируются в журнале. При этом количественная оценка по каждому модулю (разделу) дисциплины и части индивидуального задания может быть традиционной, т. е. четырехбалльной («отлично» – 5; «хорошо» – 4; «удовлетворительно» – 3; «неудовлетворительно» – 2), а объем выполненной части курсовой работы или индивидуального задания может быть определен в процентах к общему объему. При проведении практических, семинарских занятий в форме диспутов, деловых игр и т. п. возможна оценка, основанная на использовании критериев активности и значимости участия студентов в решении поставленных задач. Следует иметь в виду, что система текущего контроля требует максимальной объективности, определенности и ясности для студента. Поэтому на самом первом занятии преподаватель должен проинформировать студентов о своих требованиях и критериях выставления оценок текущей аттестации по дисциплине.

По результатам текущего контроля могут быть реализованы необходимые оперативные меры корректирующего воздействия со стороны деканата, кафедры и преподавателя, в том числе:

– меры оперативного воспитательного воздействия к нерадивым студентам;

– информирование деканата и куратора группы;

– необходимые учебно-методические корректировки собственной педагогической деятельности преподавателя;

– организация, при необходимости, дополнительных индивидуальных консультаций.

Результаты текущего контроля по всем дисциплинам курса два раза в семестр на контрольных неделях интегрируются и образуют текущую аттестацию, результаты которой представляются на кафедры, в деканат факультета и студенческий совет для коллективного анализа и принятия необходимых управляющих и корректирующих учебный процесс комплексных мер. Контрольная неделя — это период времени, в течение которого преподавателями подводятся итоги текущего контроля.

Контрольные недели проводятся каждую 8-ю и 14-ю недели семестра.

Оценка результатов текущей аттестации производится в баллах: «2», «1» и «0» по каждой дисциплине.

В течениеконтрольной недели каждый преподаватель по установленной системе оценок текущей аттестации выводит студенту интегрированную оценку по всем разделам, завершенным до начала контрольной недели.

Специальных контрольных мероприятий, если этого не требует система текущей аттестации (раздел не завершается непосредственно на контрольной неделе), на контрольной неделе не проводится. При необходимости контролируется только процент выполнения индивидуальных заданий, включенных в график самостоятельных работ.

Интегрированные оценки текущего контроля по каждой дисциплине переводятся в баллы следующим образом:

«2» балла выставляются, если:

– интегрированная оценка текущей аттестации «отлично» или «хорошо»;

– процент выполнения индивидуального задания полностью соответствует графику самостоятельных работ или выше.

«1» балл выставляется, если:

– интегрированная оценка текущей аттестации «удовлетворительно»;

– процент выполнения индивидуального задания не полностью соответствует графику самостоятельных работ.

«0» баллов выставляется, если:

– интегрированная оценка текущей аттестации «неудовлетворительно»;

– индивидуальные задания не выполнены.

Выставленные баллы не зависят от количества пропущенных студентом учебных занятий. Пропуски занятий учитываются отдельно.

Накануне (или в первый день) контрольной недели староста группы получает в деканате ведомость результатов текущей аттестации и в течение контрольной недели на учебных занятиях предъявляет ее преподавателям для внесения результатов; заполненная преподавателем ведомость передается старосте для заполнения по другим дисциплинам и передачи ведомости в деканат.

В процессе заполнения ведомости текущей аттестации преподаватель обеспечивает гласность результатов, разъяснение студентам обоснованности выставленных оценок, указывает на недостатки в их работе.

На завершающем этапе контрольной недели, когда баллы текущей аттестации проставлены в ведомость по всем изучаемым дисциплинам, староста группы предает ведомость в деканат факультета.

Деканат факультета осуществляет обработку результатов текущей аттестации по дисциплинам, группам, курсам, направлениям подготовки и специальностям, по факультету в целом. Материалы статистического анализа помещаются на информационные стенды и передаются на кафедры и в студенческий совет.

В течение первой следующей непосредственно после контрольной недели деканат факультета, кафедры и студенческий совет организуют коллективное обсуждение результатов текущей аттестации, выявляют общие и частные проблемы и недостатки в организации учебно-воспитательного процесса, намечают и в дальнейшем реализуют адекватные меры.

Рубежный контроль организуется учебным отделом Института и проводится кафедрами один-два раза в семестр в целях подведения итогов текущей успеваемости. Он преследует цель оперативного влияния на улучшение успеваемости студентов в течение всего семестра.

Итоговый контроль проводится в целях определения качества изучения материала данной дисциплины в целом или наиболее важным ее частям (разделам).

К итоговому контролю относятся: зачеты за полный курс или часть (раздел) дисциплины; зачеты по курсовым работам (проектам) и практикам; курсовые (семестровые) экзамены.

Экзамены проводятся в период экзаменационных сессий, а зачеты могут проводиться после изучения всей дисциплины или ее части (раздела).

нтернет-тестирование базовых (остаточных) знаний проводится в целях определения соответствия качества изучения материала данной дисциплины в целом требованиям ФГОС ВПО и выявления разделов (дидактических единиц), по которым результаты проверки не соответствуют предъявляемым требованиям.

Перечень экзаменов и зачетов, а также период их проведения устанавливаются учебным планом.

При оценке теоретических знаний и практических навыков студентов на зачете учитывается участие их в работе на семинарских, практических и лабораторных занятиях, выполнение ими контрольных и курсовых работ (проектов), программы практики, а также результатами интернет-тестирования базовых знаний по тестам Росаккредагентства либо по тестам, разработанных преподавателями Института. В случае необходимости преподаватель проводит со студентами беседу по тем разделам или темам учебной дисциплины, по которым их знания вызывают у него сомнения.

Зачеты по дисциплинам проводятся по билетам или без них (путем собеседования), а также методом интернет-тестирования базовых знаний по тестам Росаккредагентства либо по тестам, разработанных преподавателями Института. Порядок проведения зачетов, форма проверки знаний и навыков студента определяются кафедрой. Зачет, как правило, принимается преподавателем, ведущим данную дисциплину в учебной группе.

Для приёма от студентов (слушателей) зачетов преподаватель разрабатывает перечень вопросов (или билеты), охватывающих весь программный материал дисциплины или отдельный ее раздел, либо использует тесты Росаккредагентства для тестирования базовых (остаточных) знаний по учебной дисциплине. Материалы проведения зачетов (перечень вопросов, заданий и др.) обсуждаются на заседании кафедры (предметно-методической комиссии) и утверждаются ее заведующим.

Если занятия по одной дисциплине проводились несколькими преподавателями, то зачет принимается, как правило, преподавателем, читающим лекции по данной дисциплине. В отдельных случаях (при большом количестве учебных групп у одного лектора или их большой численности) с разрешения заведующего кафедрой для приема зачетов привлекаются и другие преподаватели, ведущие обучение студентов по данной учебной дисциплине.

Преподавателю предоставляется право поставить зачет без опроса тем студентам, которые показали высокую успеваемость по данной дисциплине, и активно участвовали в семинарских, практических и других видах занятий.

Студенты, не сдавшие зачета, сдают его повторно в срок, установленный кафедрой.

Экзамены являются заключительным этапом изучения дисциплины в полном объеме или ее части (раздела) и имеют целью проверить соответствие теоретических знаний студентов, их навыков и умений применять полученные знания при решении практических задач требованиям ФГОС ВПО.

Расписание экзаменов составляется учебным отделом в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, утверждается проректором по учебной работе (для студентов базового вуза и филиалов Института, в которых реализуются ООП ВПО не в полном объёме), либо директором филиала Института (для студентов филиалов, в которых реализуются ООП ВПО в полном объёме) и доводится до сведения преподавателей и студентов не позднее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии.

Время на подготовку к экзамену устанавливается с учетом объема и сложности учебной дисциплины, но не менее трех дней. В один день студенту разрешается сдача только одного экзамена.

Студенты допускаются к экзаменационной сессии только при условии сдачи всех зачетов, выполнении контрольных работ, защиты курсовых работ (проектов), прохождения и защиты практики, предусмотренных учебным планом на данный семестр и наличии документа, подтверждающего факт оплаты обучения за семестр.

При наличии уважительных причин декан факультета имеет право допускать к экзаменам студентов, не сдавших не более двух зачетов.

Экзамены проводятся в объеме программ изучения дисциплин, которые доводятся до сведения обучаемых не позднее одного месяца до сессии. Форма и порядок проведения экзамена определяются кафедрой. Для проведения экзаменов на кафедрах разрабатываются:

- экзаменационные билеты, количество которых должно быть больше числа экзаменующихся студентов учебной группы;

- практические задания и задачи, решаемые студентами на экзаменах;

- перечень средств материального обеспечения экзамена (приборы, техника и т.п.);

- тестовые задания.

Эти материалы обсуждаются на заседании кафедры не позднее 10 дней до начала экзаменационной сессии.

В экзаменационный билет должны, как правило, включаться два-три теоретических вопроса из разных разделов программы и в зависимости от специфики предмета – одна-две задачи или практических задания.

Предварительное ознакомление студентов с экзаменационными билетами не разрешается.

Экзамены принимаются заведующими кафедрами и их заместителями, профессорами, доцентами, старшими преподавателями, которыми читались лекции. В отдельных случаях с разрешения заведующего кафедрой экзамен могут принимать преподаватели, проводившие семинарские и практические занятия.

Заведующий кафедрой вправе принять экзамен у студента по любой учебной дисциплине, из числа закреплённых за возглавляемой им кафедрой.

На экзамене, кроме экзаменатора и экзаменуемых имеют право присутствовать ректор и проректоры, заведующий учебным отделом базового вуза и его заместитель, директора филиалов Института (только для филиалов Института, в которых ООП ВПО реализуются в полном объёме) деканы факультетов, заведующие кафедрами. Другие лица – только с разрешения ректора или проректора по учебной работе Института.

В аудитории (учебном кабинете), где проводится экзамен, должны быть: учебно-методический комплекс, содержащий программу учебной дисциплины, экзаменационная ведомость, комплект экзаменационных билетов, практические задания и задачи для письменных работ, тестовые задания, необходимые справочники, таблицы, макеты, техника и др.

В аудитории могут одновременно находиться не более пяти экзаменующихся (если экзамен проводится методом интернет-тестирования базовых (остаточных) знаний – допускается наличие в классе и большего количества экзаменующихся, которое не должно быть более количества компьютеров).

Для подготовки к ответу студентам отводится не более 30 минут.

По окончании ответа на вопросы билета экзаменатор может задавать студенту дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен.

Прерывать экзаменующегося при ответе не рекомендуется.

Оценка по результатам экзамена объявляется студенту, заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Неудовлетворительные оценки в зачетную книжку не заносятся.

Неявка на экзамен отмечается в экзаменационной ведомости: «не явился» и заверяется подписью экзаменатора. Если эта неявка была по неуважительной причине, то деканом факультета (директором филиала Института, в котором ООП ВПО реализуется в полном объёме) в ведомости проставляется неудовлетворительная оценка и также заверяется его подписью. Другие записи или прочерки в экзаменационной ведомости не допускаются.

Порядок проведения устного экзамена:

· Студент предъявляет экзаменатору свою зачетную книжку, после чего лично берет билет, называет его номер, получает чистые листы бумаги со штампом института для записей ответов и решения задач и приступает к подготовке ответа.

· После подготовки к ответу или по истечении отведенного для этого времени студент докладывает преподавателю о готовности и с его разрешения или по вызову отвечает на поставленные в билете вопросы.

· При приеме экзаменов комиссией ответ экзаменующегося выслушивается всем ее составом. Члены комиссии делают краткие заметки по ответам, выставляют оценки за ответы по каждому вопросу билета, оценку за дополнительный вопрос (вопросы) и итоговую оценку по результатам экзамена.

· После ответа на все вопросы студент сдает билет и конспект (тезисы) ответа экзаменатору.

· Студенты, замеченные в несанкционированной экзаменатором помощи друг другу, а также пользующиеся неразрешенными пособиями и различного рода записями, мобильной телефонной связью и другими средствами телекоммуникаций, а также нарушающие установленные правила на экзамене по решению экзаменатора (председателя комиссии) могут экзаменоваться без билета или им могут даваться другие (дополнительные) экзаменационные задания или направляться к декану факультета для принятия мер дисциплинарного воздействия.

Порядок проведения письменного экзамена:

· Перед началом экзамена студентам выдаются экзаменатором задания и учебные пособия, которыми разрешено пользоваться на экзамене, другие материалы, необходимые для выполнения задания. Одновременно с заданием выдается необходимое количество листов чистой бумаги со штампом Института либо факультета базового вуза либо филиала Института. Запрещается пользоваться другими листами бумаги, кроме выданных экзаменатором. Все листы выданной бумаги по окончании работы должны сдаваться экзаменатору.

· Выход студентов из помещения, где проводится письменный экзамен, может быть разрешен принимающим экзамен лишь в случае необходимости, при этом студент обязан сдавать свою работу экзаменатору.

· Студенты, выполнившие работу, сдают ее экзаменатору. По истечении времени, отведенного на экзамен, все работы, сдаются (в т.ч. незавершенные).

· Оценки по письменным экзаменам проставляются в экзаменационную ведомость.

Студенты, получившие неудовлетворительную оценку, пересдают экзамен в срок, установленный приказом ректора (для студентов базового вуза и филиалов Института, в которых ООП ВПО реализуются не в полном объёме) либо директором филиала Института (для филиалов Института, в котором ООП ВПО реализуется в полном объёме). Студент допускается к повторной сдаче экзамена при условии предъявления документа, подтверждающего факт дополнительной оплаты, размер которой устанавливается соответствующим приказом ректора.

Пересдача экзамена по одной учебной дисциплине допускается не более одного раза. При получении повторной неудовлетворительной оценки окончательное решение об уровне подготовленности студента принимает комиссия, назначаемая деканом факультета (для базового вуза и филиалов Института, в которых ООП ВПО выполняется не в полном объёме) либо директором филиала Института (для филиалов Института, в которых ООП ВПО выполняется в полном объёме). Студент, знания которого комиссией оценены как неудовлетворительные, подлежит отчислению из Института. Студенты, получившие в сессию по трём и более дисциплинам неудовлетворительные оценки на экзаменах, к пересдаче не допускаются и подлежат отчислению из Института.

Вопрос об отчислении студента из Института решается ректором на основании письменного объяснения студента и документов, представленных деканом факультета (директором филиала Института). Отчисление производится по приказу ректора, в котором указывается конкретная причина отчисления.

Пересдача экзаменов с целью повышения оценок разрешается на последнем году обучения не более чем по двум ранее изучавшимся предметам, на основании заявления студента на имя проректора Института по учебной работе либо директора филиала Института, ООП ВПО в котором выполняются в полном объёме.

Студенты, не выполнившие учебный план предыдущего семестра, к занятиям в следующем семестре не допускаются и подлежат отчислению из Института. Перенос сроков или предоставление студентам возможности сдачи экзаменов (зачетов) по индивидуальному графику производится по представлению декана факультета (заместителя директора филиала Института, в котором ООП ВПО выполняются в полном объёме), при наличии уважительных причин с разрешения ректора Института или проректора по учебной работе (директора филиала Института, в котором ООП ВПО выполняются в полном объёме).

По итогам учебного года приказом ректора (директора филиала) по предоставлению деканов факультетов (заместителя директора филиала) студенты переводятся на следующий курс. Основаниями для издания приказа ректора (директора филиала) о переводе с курса на последующий курс являются факт оплаты обучения и факт успешного выполнения требований учебного плана за истекший учебный год.

Знания, умения и навыки студента при текущем, рубежном и итоговом контроле определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Результаты сдачи зачетов – «зачтено», и «не зачтено».

Критерии оценки знаний студентов.

«Отлично» – если студент глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, грамотно и логически стройно его излагает, тесно увязывает с практикой, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок, получил стопроцентный результат при интернет-тестировании базовых (остаточных) знаний.

«Хорошо» – если студент твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответах на вопросы, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий, получил девяностопроцентный результат при интернет-тестировании базовых (остаточных) знаний.

«Удовлетворительно» – если студент усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, дает недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий, получил восьмидесятипроцентный результат при интернет-тестировании базовых (остаточных) знаний.

«Неудовлетворительно» – если студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи, дал правильных ответов менее чем на восемьдесят процентов тестовых заданий от их общего количества в тесте при интернет-тестировании базовых (остаточных) знаний.

При оценке знаний и практических навыков студентов по дисциплинам, имеющим утвержденные нормативы, преподаватели руководствуются ими.

Если по учебной дисциплине проводится несколько экзаменов, в выписку из зачетной ведомости (приложение к диплому) вносится одна из этих оценок по решению кафедры. Как правило, в нее вносится оценка за последний экзамен.

Если последняя оценка не имеет решающего значения для определения уровня знаний студента в силу незначительного количества часов и важности учебного материала – в выписку из зачетной ведомости вносится оценка за экзамен по наиболее сложной части дисциплины.

Учет успеваемости студентов ведется в зачетно-экзаменационных ведомостях, учебных карточках, зачетных книжках, сводных ведомостях о результатах выполнения учебного плана за весь период обучения.

Зачетно-экзаменационная ведомость является основным документом по учету успеваемости. Ведомость составляется на экзамен (зачет) в одном экземпляре на каждую учебную группу. Она выдается экзаменатору перед началом экзамена. Каждая оценка, представленная в ведомости, заверяется подписью экзаменатора. По окончании экзамена (зачета) экзаменатор представляет ведомость в деканат.

Студентам, которые по каким-либо причинам (болезнь, командировка, повторная сдача экзаменов при получении неудовлетворительной оценки) сдают экзамен (зачет) отдельно от своей учебной группы, деканатом взамен экзаменационной ведомости выдается экзаменационный лист. Этот лист возвращается в деканат после окончания экзамена (зачета) и подшивается к экзаменационной ведомости.

Из зачетно-экзаменационной ведомости и листа оценки заносятся в учебную карточку студента.

Зачетно-экзаменационные ведомости и листы хранятся в деканате как документы строгой отчетности.

На каждого зачисленного в вуз студента оформляется зачетная книжка установленного образца, которая выдается студенту в начале обучения.

В зачетную книжку заносятся оценки экзаменов и зачетов, заверенные подписью экзаменаторов. Исправления должны быть точно оговорены и заверены подписью экзаменатора.

При переводе студента в другое учебное заведение, а также при отчислении из вуза, зачетная книжка у него изымается, взамен ее по решению ректора на основании личного заявления отчисляемого студента выдается академическая справка установленного образца. При зачислении студента в порядке перевода студента из другого аккредитованного вуза ему оформляется зачетная книжка, в которую заносятся оценки по экзаменам и зачетам из академической справки и заверяются подписью декана либо директора филиала Института, ООП ВПО в котором выполняются в полном объёме. Академическая справка подшивается к учебной карточке студента.

Порядок выдачи академических справок определяется законодательством Российской Федерации в области образования и нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации.

Учебная карточка студента ведется на факультетах и в учебных отделах (частях) филиалов Института. В нее переносятся из экзаменационных (зачетных) ведомостей и листов оценки, полученные на экзаменах и зачетах. Она предназначена для документирования и контроля над исполнением студентами учебного плана.

Сводная ведомость о результатах экзаменационных сессий составляется факультетами либо филиалами Института, в которых ООП ВПО выполняется в полном объёме, на каждую учебную группу за весь срок обучения и представляется для рассмотрения председателю Государственной аттестационной комиссии.

Студент, оплативший за весь период обучения, и выполнивший все требования учебного плана, допускается к итоговой государственной аттестации (государственным экзаменам, защите дипломной работы (проекта)).

Порядок создания Государственной аттестационной комиссии, проведения государственных экзаменов и защиты дипломных работ определяется законодательством Российской Федерации в области образования, и Положением о Государственной аттестационной комиссии Института.

 

Академическая задолженность

Академическая задолженность по нескольким предметам, изученным в семестре считается недопустимой и является основанием для расторжения со студентом договора на оказание образовательных услуг и его отчисления из института. Количество предметов, определяющих недопустимую задолженность, определяется ректоратом.

Академическая задолженность по одной-двум дисциплинам считается допустимой и может быть ликвидирована в устанавливаемые институтом сроки.

Студентам, которые не могли сдать зачеты и экзамены в установленные расписанием сроки по уважительной причине (болезнь, семейные обстоятельства, стихийные бедствия и т. п.), подтвержденной документально, распоряжением декана факультета экзаменационная сессия продлевается.

Для студентов, имеющих допустимую академическую задолженность и не имеющих права на продление сессии, устанавливается срок ликвидации задолженности, т. е. пересдачи не сданных экзаменов (или зачетов), в течение трех первых недель следующего учебного семестра.

На указанный период деканатом факультета составляется согласованное с соответствующими кафедрами расписание приема задолженностей (переэкзаменовок), которое доводится до сведения студентов, имеющих допустимую академическую задолженность.

Пересдача экзаменов (или зачетов) в установленные сроки осуществляется без дополнительной оплаты и производится по ведомостям или направлениям, выдаваемым студентам деканатом факультета и имеющим ограниченный срок действия.

Пересдача экзамена (или зачета) по одному и тому же предмету в установленные сроки допускается не более двух раз. Вторая пересдача проводится перед предметной комиссией, в состав которой входят декан факультета, заведующий профилирующей кафедрой и преподаватель, ведущий учебные занятия по дисциплине.

Повторная сдача экзамена с целью повышения положительной оценки не допускается. В исключительных случаях по представлению декана факультета разрешение на пересдачу экзамена с такой целью дает ректор института.

Студенты, имеющие после окончания установленных сроков пересдачи экзаменов и зачетов любую академическую задолженность, считаются не выполнившими своих договорных обязательств по освоению основной образовательной программы и подлежат по этой причине отчислению из института и расторжению с ними договора об оказании им образовательных услуг.

Для освоения образовательной программы по дисциплинам, по которым у студента осталась допустимая, но не ликвидированная в установленные сроки академическая задолженность, студент может воспользоваться своим правом получения в институте дополнительных индивидуальных образовательных услуг.

Для реализации указанного права студент должен до выхода приказа о его отчислении (в течение трех дней после истечения установленного срока ликвидации допустимой академической задолженности) обратиться с соответствующим заявлением к декану факультета.

На основании личного заявления студента об оказании ему дополнительных индивидуальных образовательных услуг для повторного углубленного изучения указанных в заявлении дисциплин с ним заключается дополнительное соглашение, в котором определяются объем и стоимость этих услуг (как правило, объем индивидуальных образовательных услуг по дисциплине с допустимой задолженностью составляет не менее 20 % от объема аудиторных учебных часов по дисциплине в соответствующем семестре).

Студенты, имеющие допустимую академическую задолженность, заключившие дополнительные соглашения на оказания им необходимых дополнительных индивидуальных образовательных услуг, оплатившие эти услуги и очередной срок обучения по основному договору, допускаются (без отчисления) к освоению образовательных программ очередного семестра (курса) и параллельно с освоением основной образовательной программы получают от прикрепленных к ним преподавателей индивидуальные дополнительные образовательные услуги и осваивают предметы, по которым у них осталась допустимая академическая задолженность.

До ликвидации академической задолженности предыдущего семестра студент не может быть допущен до сдачи зачетов и экзаменов текущего семестра и подлежит отчислению из института.

Студенты имеют право:

1. Ходатайствовать перед деканом о досрочной сдаче экзаменов при полном освоении образовательной программы и успешной текущей аттестации по всем дисциплинам семестра.

2. Пользоваться на экзаменах учебными программами, справочной и другой литературой, разрешенной экзаменатором.

3. Получать продление экзаменационной сессии при наличии уважительных причин.

4. Ликвидировать допустимую академическую задолженность в установленные сроки.

5. Коллективно вносить предложения по структуре расписания экзаменов (очередности дисциплин, времени подготовки к экзамену и т. д.).

Студенты обязаны:

1. Сдать в установленные сроки зачеты и экзамены, предусмотренные учебным планом семестра.

2. Предъявлять на зачетах и экзаменах зачетную книжку.

3. Соблюдать на зачетах и экзаменах требования по проведению процедуры промежуточной аттестации.


Итоговая государственная аттестация

В соответствии с Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника института к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения).

Итоговая государственная аттестация выпускников проводится по всем основным образовательным программам высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию.

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной институтом в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику института присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в Сибирском институте бизнеса и информационных технологий по аккредитованным в них направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования на условиях экстерната.

К видам итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников институтов относятся:

• защита выпускной квалификационной работы;

• государственный экзамен.

Конкретный перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний устанавливается государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части требований к итоговой государственной аттестации выпускника и утверждается Минобразованием России.

Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) бакалавр – в форме бакалаврской работы; для квалификации «дипломированный специалист» – в форме дипломной работы (дипломного проекта).

Темы выпускных квалификационных работ устанавливаются институтом в соответствии с программой итоговой государственной аттестации выпускников по конкретному направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, утверждаемой институтом. Программа доводится до сведения выпускников не позднее, чем за полгода до начала итоговой государственной аттестации.

Студенту может предоставляться право выбора темы выпускной квалификационной работы в порядке, установленном в программе и изложенном в Технологии образовательного процесса студентов заочной формы обучения, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.

Бакалаврские работы могут основываться на обобщении выполненных курсовых работ и проектов и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения.

Выпускные квалификационные работы, выполненные по завершении основных образовательных программ подготовки специалистов, подлежат рецензированию в порядке, предусмотренном в программе итоговой государственной аттестации выпускников.

Условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ установлены Ученым советом института на основании настоящего Положения, соответствующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников, а также рекомендаций учебно-методических объединений высших учебных заведений. Указанные условия и сроки приведены в соответствующих программах итоговой государственной аттестации, графиках учебного процесса и в Технологии образовательного процесса студентов заочной формы обучения.

Программы и перечни государственных экзаменов (по отдельным дисциплинам, итоговый междисциплинарный экзамен по направлениям подготовки и специальностям и т. п.), критерии оценки государственных экзаменов и выпускных квалификационных работ утверждены Ученым советом института с учетом рекомендаций учебно-методических объединений вузов. Все программы и перечни государственных экзаменов, а также критерии оценок приведены в соответствующих, программах итоговой государственной аттестации выпускников по соответствующим направлениям подготовки и специальностям.

Итоговые аттестационные испытания, входящие в перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний, не могут быть заменены оценкой качества освоения образовательных программ путем текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студента.

Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность всех экзаменационных комиссий, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.

Председателем государственной аттестационной комиссии утверждается, как правило, лицо, не работающее в данном институте, из числа докторов наук, профессоров соответствующего профиля, а при их отсутствии – кандидатов наук или крупных специалистов предприятий, организаций, учреждений, являющихся потребителями кадров данного профиля. При необходимости председатель государственной аттестационной комиссии должен отвечать требованиям, предъявляемым к специалистам, связанным с работой по закрытой тематике.

Председатель государственной аттестационной комиссии утверждается Министерством образования Российской федерации по представлению Ученого Совета.

Председатель государственной аттестационной комиссии может возглавлять одну из экзаменационных комиссий и принимать участие в работе любой из них на правах ее члена.

Государственные аттестационные комиссии действуют в течение одного календарного года.

Для проведения итоговой государственной аттестации ректором института формируются государственные аттестационные комиссии по каждой основной образовательной программе высшего профессионального образования.

Государственные аттестационные комиссии руководствуются в своей деятельности настоящим Положением, соответствующими государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников, Программной итоговой государственной аттестации выпускников и учебно-методической документацией, разработанными в институте, и методическими рекомендациями учебно-методических объединений высших учебных заведений.

Основными функциями государственной аттестационной комиссии являются:

• определение соответствия подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и уровня его подготовки;

• принятие решения о присвоении квалификации (степени) по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании;

• разработка рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки студентов.

Государственная аттестационная комиссия по основной образовательной программе высшего профессионального образования состоит из экзаменационных комиссий по видам итоговых аттестационных испытаний, предусмотренных государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и соответствующими Программами итоговой государственной аттестацией выпускников.

По решению Ученого совета института по итоговым аттестационным испытаниям может быть сформировано несколько экзаменационных комиссий, а также организовано несколько государственных аттестационных комиссий по одной основной образовательной программе высшего профессионального образования.

Экзаменационные комиссии формируются из профессорско-преподавательского состава и научных работников выпускающего института, а также лиц, приглашаемых из сторонних организаций: специалистов предприятий, учреждений и организаций-потребителей кадров данного профиля, ведущих преподавателей и научных работников других высших учебных заведений.

Председатели экзаменационных комиссий по отдельным видам итоговых аттестационных испытаний являются заместителями председателя государственной аттестационной комиссии.

Состав экзаменационных комиссий по отдельным видам итоговых аттестационных испытаний утверждается ректором института.

Порядок проведения государственных аттестационных испытаний разрабатывается институтом на основании настоящего Положения, он формулируется в Программе итоговой государственной аттестации выпускников и доводится до сведения студентов всех форм получения образования не позднее, чем за полгода до начала итоговой государственной аттестации. Студенты обеспечиваются программами государственных экзаменов, им создаются необходимые для подготовки условия, проводятся консультации.

Защита выпускной квалификационной работы (за исключением работ по закрытой тематике) проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. Процедура приема государственных экзаменов приведена в соответствующих программах.

Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Критерии выставления этих оценок приведены в соответствующих программах. Результаты аттестационных испытаний объявляются в день их прохождения после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.

К защите выпускной квалификационной работы допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования и успешно прошедшее все другие виды итоговых аттестационных испытаний.

Решение о присвоении выпускнику квалификации (степени) по соответствующему направлению подготовки (специальности) и выдаче ему диплома о высшем профессиональном образовании государственного образца принимает государственная аттестационная комиссия по положительным результатом итоговой государственной аттестации, оформленным протоколами экзаменационных комиссий.

Решения государственной аттестационной и экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя) обладает правом решающего голоса.

Все решения государственной аттестационной и экзаменационных комиссий оформляются протоколами.

Лицам, завершившим освоение основной образовательной программы и не подтвердившим соответствие подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, при восстановлении в институте назначаются повторные итоговые аттестационные испытания.

Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний назначается не ранее, чем через пять-шесть месяцев и не более чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые.

Повторные итоговые испытания не могут назначаться институтом более двух раз.

Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), предоставляется возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из института.

В этом случае дополнительные заседания государственных аттестационных комиссий организуются институтом в срок не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине.

Отчеты о работе государственных аттестационных комиссий заслушиваются на Ученом совете института и вместе с рекомендациями о совершенствовании качества профессиональной подготовки специалистов представляются в Совет учредителей в двухмесячный срок после завершения итоговой государственной аттестации.

Протоколы итоговой государственной аттестации выпускников хранятся в архиве института.

 

Тема 3. Будущая специальность «Государственное и муниципальное управление»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация образовательного процесса | История профессии государственный и муниципальный служа­щий
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 3240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.255 сек.