Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История профессии государственный и муниципальный служа­щий




 

Российскому государству более тысячи лет, и все это время развива­лось государственное и местное управление. У истоков стояли древнерусские князья Владимир Святитель (Владимир Красное Солнышко) Ярослав Муд­рый и Владимир Мономах. История сохранила знаменитую дворцовую тет­радь – царскую кадровую картотеку и другие документы известного рефор­матора государственного управления Ивана IV Васильевича. Особенно большую роль в реформировании государственной и местной власти и управ­ления сыграли Петр I, Екатерина II, Александр II, известные реформаторы управления М.М. Сперанский, П.А. Столыпин, С.Ю.Витте и др. Начатая в 1864 г. земская реформа помогла стране выйти из крепостного состояния, подняла крестьянскую Россию на новый уровень развития, создала условия для новых радикальных реформ и превращения страны в могущественную державу мира. Опыт земства содержат немало поучительного для поиска пу­тей развития творческой инициативы, самоуправления и самоорганизации населения.

Необходимо отметить, что становление государственной гражданской службы шло параллельно с утверждением Российского централизованного государства и постоянно сложной внешнеполитической ситуацией. Не схо­дившие с повестки дня задачи обороны страны в условиях хозяйственной разобщенности областей, слабых товарно-денежных связей. Территориаль­ной рассредоточенности населения постоянно ставили правительство перед необходимостью скорейшей мобилизации людских и экономических ресур­сов. Это привело в утверждению в допетровской Руси «служилого государ­ства» как особого типа государственности. «служилое государство» опреде­ляло статус основных социальных слоев и групп в общественной иерархии, официально закрепляло за ними те или иные служебные обязанности, что утверждалось законодательными актами, в частности известным Соборным уложением 1649 года.

Позитивный и негативный опыт, приобретенный после 1917 года, пред­ставил вариант создания принципиально иной государственной системы, основанной на Советах трудящихся(крестьян и рабочих), идеологическом и политическом диктате одной партии, при этом старые государственные институты, традиции, система государственной службы были заменены но­выми. Но, сфера управления, независимо от её уровня требует квалификации, компетентности, соответствующих навыков и качеств, поэтому развернулась подготовка квалифицированных управленческих кадров, соответствующих новой системе власти.

После августа 1991 г. и особенно октября 1993 г. принимаются меры к тому, чтобы как можно быстрее перейти к новой модели государственного, местного управления и самоуправления, преобразовать и создать заново го­сударственную и муниципальную службу.

Центральное звено этого процесса – кадры. Они - лицо власти. Совре­менная власть России нуждается в новом поколении кадров, особенно чинов­ников государственного управления и работников местного самоуправления.

Для выполнения этой задачи развернута большая работа по созданию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государ­ственных служащих.

В систему подготовки, переподготовки и по­вышения квалификации кадров для государственной и муниципальной служ­бы входят также около ста факультетов и кафедр в высших учебных заведе­ниях Министерства образования России, готовящих специалистов по госу­дарственному и муниципальному управлению.

Образование — это целе­направленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, обще­ства, государства, сопровождающийся констатацией достижения граждани­ном(обучающимся) установленных государством образовательных уровней. Образование может рассматриваться и как определенный результат процес­са обучения, соединения знаний с личностными качествами, формирования у человека умений и навыков самостоятельно распорядиться своими знаниями, и как процесс обучения, и как характеристика уровня развития человека, его профессионально-личностных способностей (специализация и квалифика­ция), нравственной культуры. Нравственная культура подразумевает наличие образованности как личного качества, подразумевающего меру освоения со­циального опыта, особенно в сфере науки и труда, а также способность само­стоятельно анализировать явления жизни и социальные процессы.

Специальность «государственное и муниципальное управление» пред­полагает овладение публичной, общественной профессией, возможность реа­лизации в которой предусматривается с помощью системы государственной гражданской службы и её кадровой политики.

Государственная гражданская служба как социальный институт обеспечивает политическим руководителям аппаратные услуги в соответствии с информационными, организационными, технологическими функциями вышеназванных. Кроме того, государственная гражданская служба оказывает разнообразные услуги населению(справки, выписки, регистрации и пр.).

Государственная гражданская служба является отдельным, публичным видом деятельности, которая является профессио­нальной служебной деятельностью граждан на должностях государственной гражданской службы. Гражданский служащий — это гражданин Российской Федерации в возрасте не моложе 18 и не старше 65 лет, владеющий госу­дарственным языком, имеющий профессиональное образование и исполня­ющий обязанности по государственной должности гражданской службы за денежное вознаграждение.

Области научных знаний, необходимых для овладения специаль­ностью государственный и муниципальный служащий:

Область философских знаний — у каждого человека должен быть определенный объем знаний, он делится на два уровня — обыденное и науч­ное. Обыденное знание позволяет обладать здравым смыслом. Научное зна­ние, ради которого вы сюда пришли, вырабатывается усилиями многих по­колений профессиональных ученых, оформляется в абстрактном понятийном аппарате, в логически связанной системе суждений с использованием искус­ственных языков. Именно философия позволяет человеку формировать миро­воззрение, как понимание человеком окружающего мира, места человека в мире, отношение между человеком и миром, смысла человеческой жизни. Поскольку человек живет в обществе, в его мировоззрение входит осознание его социальных интересов, социальных идеалов, ценностей жизни.

 

Область научных знаний о методе. Принято считать, что любая наука имеет право на научную индивидуальность, а также может получить статус самостоятельной науки, лишь в том случае, если она не только обладает соб­ственным объектом, предметом, понятийным аппаратом и проблематикой, но и имеет свой свой «фирменный» методический инструментарий. Получение научного или практического результата возможно лишь выборе эффектив­ных методов исследования. Среди существующих множества методов науч­ных исследований есть всеобщие, применяемые любой наукой, есть уникаль­ные, позволяющие получить «единичный» результат, есть и такие, возможно­сти которых позволяют дополнять выбранные методы. Некоторые методы яв­ляются синонимами, некоторые взаимодополняют друг друга. Близкой к ка­тегории «метод» является другая важная категория «методика». Эти катего­рии иногда употребляются также и как синонимы. Совокупность методов на­зывается методической группой. Сложность и важность этой области науч­ных знаний привела к созданию методологии как учения о научных принци­пах и методах познаний. Первоначально методология была предметом фило­софской рефлексии(осмысления и анализа) и выступала как система социаль­но апробированных принципов и правил познания в их соотношении с зако­нами объективной действительности. В дальнейшем это понимание су­щественно расширилось. Методология имеет тесные связи с теорией, но, тем не менее, она не тождественна ей. Принято считать, что теория является ре­зультатом процесса познания, а методология определяет принципы и спосо­бы достижения и построения этого знания.

Область исторических знаний — область научных знаний, изучение которой для вашей будущей профессии позволяет запомнить важный прин­цип — прошлое — палка о двух концах: одним тебя может больно ударить, зато на другой можно надежно опереться в жизни, смотря на какой конец палки обопрешься. Для того, чтобы сделать правильный выбор прошлое надо знать, тем более, что любой выбор в рамках вашей специальности отражается на деятельности и биографии людей, не редко очень большого количества. На сегодняшний день можно уверенно сказать, что идея о золотом веке, кото­рый всегда позади не радует и не вызывает радости по поводу наступившего утра, но и безудержный прогресс любой ценой тоже не подарок, потому что в результате такого прогресса бесценный опыт предыдущих поколений легко­мысленно сбрасывается с ладони общества как нечто отжившее и абсолютно ненужное, в результате совершаются роковые ошибки, которые приводят к трагическим последствиям.

Область научных знаний об управления -является составной частью науки управления, методологическую основу которой составляет системоло­гия (теория систем).

В теории управления отражены вопросы теории, технологии и практи­ки управления социально-экономическими процессами в организации, на предприятии, в муниципальном образовании, государстве в условиях совре­менных рыночных отношений. Теория управления как научно-учебная дис­циплина — это комплексная система знаний по современному управлению социально-экономическими процессами в организации (на предприятии, в фирме, учреждении, органе власти), направленная на достижение максималь­ной прибыли (или социального эффекта) с минимальными затратами. Основ­ные направления исследований теории управления:основы менеджмента, основные функции управления, система, принципы и методы управления, структуры управления предприятием, управление в условиях нестабильности внешней среды, разработка управленческих решений, основы кадровой поли­тики на предприятии, коммуникации в организационной системе, стили ру­ководства и типы руководителей, лидерство и руководство, основы системы государственного управления. Именно теория управления предоставляет вам одно из основных категориальных понятий вашей специальности — понятия управления и системы как определенного множества взаимосвязанных компонентов (под­систем). Вам предстоит рассматривать категорию системы в широком спектре человеческой и общественной практики, начиная от ин­дивида, личности, субъекта и заканчивая обществом. Везде будут действо­вать, выявленные наукой возникновение порядка из хаоса и периодическое появление бифуркаций, непрерывность и случайность, возможность и действительность. Под управлением наука предполагает процесс упорядоче­ния связей и взаимодействий в какой-либо системе, осуществляемый по-раз­ному в природной или социальной сфере, программирование содержания всех тех изменений, которые происходят в форме деятельности.

Область социологических знаний. Это область знания, которая изу­чает общество с точки зрения многообразия его состава, интересов сегодня и в перспективе, а также взаимодействий от отдельного человека до глобаль­ных объединений на профессиональном, национальном или возрастном уров­не. Эта область знаний предоставляет в ваше распоряжение понятие социаль­ного закона, как существенной, устойчивой, повторяющейся и органической форме управления человеческой деятельностью. Социальные законы носят объективный характер, т.е действуют независимо от воли и сознания людей — социальных субъектов, а также являются законами формирования и разви­тия общества. Специфика законов социального управления подчеркивает, что они упорядочивают непосредственно нормативную деятельность и имеют от­рицательный, негативный характер, что подразумевает разрушение данной управляющей подсистемы, что является предметом вашей постоянной забо­ты, потому что вы в роли профессионала будете элементом данной управ­ляющей подсистемы, а в такой объективной ситуации только два выхода — либо постоянные позитивные изменения в ногу с обществом, либо социаль­ный взрыв, со всеми вытекающими разрушительными последствиям для управляющей подсистемы. Основа вашей будущей управленческой деятель­ности является социальная(общественная) деятельность — совокупность из­менений и преобразований, которые осуществляет социальная общность(определенная группа людей) для поддержания своей целостности и устойчивости при взаимодействии с другими социальными общностями и природой. Ей образуют управляемые изменения, которые связаны с сохране­нием определенной общностью самой себя, обеспечением себя наиболее благоприятными условиями существования. Кроме того, объединяющей и упорядочивающей основой деятельности является социальная организация, как возглавляемая руководителем корпорация индивидов для достижения совместных целей деятельности посредством профессиональных и обыден­ных технологий.

Область юридических знаний. Социологические знания предостав­ляют вам категорию закона, которая является предметом пристального изуче­ния и систематизации юриспруденции. Совокупность законов, как основных регулирующих норма поведения предоставляемых законодательством госу­дарства объединяются в систему права, которая имеет свои источники, составные части, формирует понятие о правоотношениях, правомерном и противоправном поведении, реализации норм права, законности и правопо­рядка, юридической ответственности, кстати, стоит уже сейчас запомнить, что существует и административная и дисциплинарная ответственности, последняя для вас рабочая, с неё начинается и заканчивается рабочий день. Область юридических знаний позволяет обосновать и описать понятие госу­дарства, его исторические типы и формы, место и роль государства в полити­ческой системе общества, дается представление о государственном механиз­ме, о государственном аппарате, о взаимоотношении государства и личности, государства и гражданского общества.

Область политологических знаний определяет политологию как нау­ку о политике, а политика это многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом. Цель политики заключается в ориентации общественного развития в благоприятном для человека направ­лении путем определения общих целей и согласованных средств их достиже­ния. Субъектами и элементами политики являются, кроме прочих, госу­дарство, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти, политические лидеры, которые могут прийти к управлению страной в результате выборов и просто рядовые граждане, особенно когда они бойкоти­руют эти самые выборы или весьма живописно укладываются на полотно ак­тивно используемой автомобильной дороги, где-нибудь поближе к столице государства.

Область экономических знаний изучает производственно-хо­зяйственную сферу общества, которая функционирует для удовлетворения материальных потребностей общества в целом и каждой личности в отдель­ности. Её структура включает предприятия всевозможных организационно-правовых форм, а также простые и сложные звенья отраслевой и террито­риальной организации хозяйства страны. Сфера государственной и муници­пальной власти и управления отвечает за обеспечение баланса интересов как субъекта производственно-хозяйственной так и властно-публичной деятель­ности. Кроме того, государственная и муниципальная власть отвечает за под­держание в дееспособном состоянии национального инфраструктурного комплекса, включающего в себя производственную, социальную, институцио­нальную и рыночную инфраструктуру. Если этот баланс наруша­ется, то в одном случае происходит их всеобщее огосударствление (этатиза­ция жизнедеятельности общества), в другом — их политизация, т.е. подчи­нение целям и интересам отдельных классов, социальных или даже профес­сиональных групп (к примеру технократии, номенклатуры), политической партии или движения, выражающего эти интересы, что находит свое логи­ческое завершение в тоталитаризма; в третьем - «экономизация» всех сфер жизнедеятельности в ущерб духовным, социальным, политическим, нацио­нальным и т.п. моментам общественного развития (к примеру, господство дикого капитализма или внешне респектабельной финансовой олигархии). В вашей будущей профессиональной деятельности знание о необходимости та­кого баланса должно присутствовать обязательно, иначе все усилия госу­дарства направленные на поддержание устойчивого позитивного развития общества, будут тщетны. Кроме того, на сегодняшний день можно говорить наверное о грядущей необходимости выстраивания замкнутых постиндустриальных контуров на базе независимых государств или их содружеств, что предполагает формирование экономики ориентированной прежде всего на собственный, внутренний рынок или расширенный рынок особо заинтересованных в таком сотрудничестве союзных государств, со всеми вытекающими подробностями о развитии промышленности, финансовой системы, программы национального кредитования, современных технологий и внимание.... национальных экономических интересов.

Область культурологических знаний трактует культуру как над при­родное явление, искусственно созданную людьми среду обитания, механизм регулирования их социальных отношений и поведения. В результате культу­рологическое знание призвано обеспечить понимание того, что представляет человек, в каком мире он живет и какими должны быть его отношения с окружающей действительностью, оно отражает общие основы разнооб­разных фактов культуры и определяет способы поведения в различных ситуа­циях социокультурной практики. Вследствие этого культурология име­ет мировоззренческий и воспитывающий характер. Особенно следует выде­лить её воспитательный потенциал, который позволяет понять мир ценностей и смысл человеческой жизни, раскрыть их многообразие и предложить кри­терии для выбора собственной позиции.

Область психологических знаний. Исследование внутреннего мира человека, общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осу­ществляет специальная наука — психология. Она изучает человека как субъекта деятельности, системные качества его саморегуляции; закономер­ности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. Основами обще психологических знаний должен овладеть каждый образо­ванный человек. Познавать себя не менее важно, чем познавать различные стороны окружающей деятельности. Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной организации своей деятельности, самоанализа и лич­ностного самосовершенствования. Именно психология изучает развитие че­ловека как необратимое, направленное, закономерное изменение его как ин­дивида — сложнейшего живого организма со всеми входящими в его систе­мами; как личности, ядром которой являются отношения человека к разным сторонам действительности; как субъекта, структуру которого составляют и индивидные, и личностные образования — опять же прежде всего отноше­ния, но еще и способности, проявляющиеся в характере приобретения и функционирования знаний, навыков и умений в тех видах деятельности, которыми занят человек.

Важным аспектом будущей профессии является при­сутствие явления, которое принято называть карьерой. Карьера — иностран­ное слово, которое подразумевает успешное продвижение в области об­щественной, служебной, научной и др. деятельности или как род занятий, профессия. Очевидно, что при упоминание слова «карьера», прежде всего имеют ввиду продвижение человека в какой-то конкретной области деятель­ности как личности и как субъекта деятельности. При этом присутствует оценка успешности продвижения человека в деятельности, которой он занят, что означает объективирование данного явления в общественном мнении, которое в свою очередь, сопоставляет достигнутые человеком результаты с неким эталоном успешности, сложившимся у объединения людей — создателя, носителя и выразителя общественного мнения. Вам сегодня стоит подумать о том, что существует настоящая карьера, когда продвижение в деятельности и достигаемые в ней успехи теснейшим образом сопрягаются личностным и субъектно-деятельностным (прежде всего профессиональным) развитием, и та, которая имеет формальный характер и не подкрепляется ростом личностного и профессионального потенциала, соответствующего задачам выполняемой деятельности. Важным является и то, что объективного ответа на вопрос, состоялся ли человек как подлинный профессионал, действительно сделавший карьеру в главной для него области труда, в определенных случаях нужно ждать не от ближайшего окружения и даже не от его современников, а от последующих поколений.

«Государственное и муниципальное управление» (ГиМУ) — интересная, современная специальность, которая способствует формированию из студента разносторонне развитого специалиста, уверенно чувствующего себя в современной быстро меняющейся российской действительности.

Специальность ГМУ многофункциональна, что обеспечивает нашему выпускнику высокую востребованность в кадровой, управленческой и экономической сферах деятельности.

По сравнению с другими специалистами управленцы государственной сферы несут большую ответственность при принятии решений, что делает их работу особо значимой и уважаемой. Они могут рассчитывать на серьезные карьерный рост, высокий уровень дохода и всегда востребованы не только в органах власти, но и в сфере бизнеса.

Государственные и муниципальные служащие – главные проводники реформ всех сфер общественной жизни и важнейшее связующее звено между населением и государством. Для формирования полноценного гражданского общества и построения правового государства в РФ большое значение имеет то, какие чиновники занимают должности в органах государственного и муниципального управления, как с точки зрения их профессиональных качеств, так и ценностных установок.

Объектами профессиональной деятельности специалиста в области государственного и муниципального управления являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества. Дипломированный специалист должен быть готов к профессиональной работе в системе государственных органов законодательной, исполнительной, судебной властей, органах местного самоуправления, а также в иных государственных органах, организациях и учреждениях в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе в качестве специалиста по государственному и муниципальному управлению.

Видами профессиональной деятельности специалиста государственного и муниципального управления — менеджера являются:

· управленческая;

· организационная;

· экономическая;

· планово-финансовая;

· маркетинговая;

· информационно — аналитическая;

· инновационная.

Специалист государственного и муниципального управления — менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления: планированию индивидуальной и совместной деятельности, организации работы по целям, ресурсам и результату, рациональному контролю деятельности сотрудников и организации в целом, руководству коллективом и координации деятельности во внешней среде, мотивации сотрудников, представительству организации и ее внешних интересов, исследованию и диагностике проблем, прогнозов, целей и ситуаций, консультационной, методической и образовательной работе с сотрудниками, инновационной деятельности в области управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 2137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.