Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типовой кодекс этики и служебного поведения




Возможные сферы деятельности выпускников

· в службах государственных и муниципальных органах власти (районных и областных администрациях, министерствах и ведомствах);

· в аппарате государственной Думы;

· таможенных службах;

· в органах государственной безопасности и внутренних дел;

· кадровых и экономических службах организаций, связанных с внешнеэкономической деятельностью;

· международных торговых компаниях;

· страховых компаниях;

· банковской системе;

· финансовых службах.

Подготовка специалиста государственного и муниципального управления — менеджера предусматривает изучение как общих гуманитарных, социально-экономических, естественно - научных, так и специальных дисциплин.

государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих

Типовой Кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (Кодекс) основан на положениях Конституции Российской Федерации, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (Резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1996 г.), Модельного кодекса поведения для государственных служащих (приложение к Рекомендации Комитета министров Совета Европы от 11 мая 2000 г. № R (2000) 10 о кодексах поведения для государственных служащих), Модельного закона «Об основах муниципальной службы» (принят на девятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 19-10 от 26 марта 2002 г.), Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязанности государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, Указа Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также на общепризнанных нравственных принципах и нормах российского общества и государства.

Кодекс выступает основой для разработки соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.

Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться государственным служащим Российской Федерации и муниципальным служащим (государственные и муниципальные служащие), независимо от замещаемой должности.

Гражданин Российской Федерации, поступающий на государственную службу Российской Федерации либо муниципальную службу (государственная и муниципальная служба), знакомится с положениями Кодекса и соблюдает их в процессе своей служебной деятельности.

Каждый государственный и муниципальный служащий должен принимать все необходимые меры для соблюдения положений настоящего Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от государственного и муниципального служащего поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения государственных и муниципальных служащих для достойного выполнения ими своей профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственного и муниципального служащего, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения государственных и муниципальных служащих.

Кодекс призван повысить эффективность выполнения государственными и муниципальными служащими своих должностных обязанностей.

Кодекс:

а) служит основой для формирования должной морали в сфере государственной и муниципальной службы, уважительного отношения к государственной и муниципальной службе в общественном сознании;

б) выступает как институт общественного сознания и нравственности государственных и муниципальных служащих, их самоконтроля.

Знание и соблюдение государственным и муниципальным служащим положений Кодекса является одним из критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.

Основные принципы служебного поведения государственных и муниципальных служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе.

Государственные и муниципальные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов и органов местного самоуправления;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности государственных органов и государственных служащих, а также органов местного самоуправления и муниципальных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа и органа местного самоуправления;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы, либо органы местного самоуправления обо всех случаях обращения к государственному или муниципальному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы;

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными или муниципальными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов либо органов местного самоуправления, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного и муниципального служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе и органе местного самоуправления правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа и органа местного самоуправления, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

Государственный и муниципальный служащий обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Государственный и муниципальный служащий в своей деятельности не должны допускать нарушения законов и иных нормативных правовых актов исходя из политической, экономической целесообразности либо по иным мотивам.

Государственный и муниципальный служащий обязаны противодействовать проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Государственный и муниципальный служащий при исполнении ими должностных обязанностей не должны допускать личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

При назначении на должность государственной или муниципальной службы и исполнении должностных обязанностей государственный и муниципальный служащий обязаны заявить о наличии или возможности наличия у них личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими должностных обязанностей.

Государственный и муниципальный служащие обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Государственный и муниципальный служащий обязаны уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры Российской Федерации или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной обязанностью государственного и муниципального служащего.

Государственному и муниципальному служащему запрещается получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные государственным и муниципальным служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и передаются государственным и муниципальным служащим по акту в государственный орган и орган местного самоуправления, в котором он замещает должность государственной или муниципальной службы, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

Государственный или муниципальный служащий может обрабатывать и передавать служебную информацию при соблюдении действующих в государственном органе и органе местного самоуправления норм и требований, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный и муниципальный служащий обязаны принимать соответствующие меры для обеспечения безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой он несет ответственность или (и) которая стала известна ему в связи с исполнением должностных обязанностей.

Государственный и муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным или муниципальным служащим, должен быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в государственном органе либо его подразделении (органе местного самоуправления либо его подразделении) благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

Государственный и муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным или муниципальным служащим, призван:

а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;

б) принимать меры по предупреждению коррупции;

в) не допускать случаев принуждения государственных или муниципальных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Государственный и муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным или муниципальным служащим, должен принимать меры к тому, чтобы подчиненные ему государственные или муниципальные служащие не допускали коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.

Государственный и муниципальный служащий, наделенный организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным или муниципальным служащим, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействия подчиненных сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если он не принял мер, чтобы не допустить таких действий или бездействий.

Служебное поведение:

1. В служебном поведении государственному и муниципальному служащему необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.

2. В служебном поведении государственный и муниципальный служащий воздерживается от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами.

3. Государственные и муниципальные служащие признаны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

Государственные и муниципальные служащие должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.

Внешний вид государственного и муниципального служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.

Нарушение государственным или муниципальным служащим положений Кодекса подлежит моральному осуждению на заседании соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к государственному или муниципальному служащему мер юридической ответственности.

Соблюдение государственным и муниципальным служащим положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Тема 4. Методы повышения эффективности использования личных ресурсов студента

Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т. е. овладевающий знаниями. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

· с психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.

· с социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т. д.

· с биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

Если же изучить студента как личность, то возраст 18—20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др.

Довольно часто профессиональный выбор человека определяют случайные факторы. Это явление особенно нежелательно при выборе вуза, так как такие ошибки дорого обходятся и обществу, и личности. Для определения способностей, необходимых для овладения той или иной профессией, которой обучают в вузе, требуется предварительное описание профессиограмм. В соответствии с требованиями, предъявляемыми профес-сиограммой к психике человека, выделяются три уровня:

1) абсолютно необходимые;

2) относительно необходимые;

3) желательные.

Использование этих профессиограмм дает положительные результаты. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т. е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т. д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен.

В разных вузах эти уровни слегка различаются, но в общем они близки между собой, даже если сравнивать столичные и периферийные вузы, так называемые престижные и непрестижные профессии.

Для успешного овладения гуманитарными профессиями в вузе человек должен обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта, превышающим невербальный в среднем на 16 условных единиц интеллекта.

Гуманитарии должны характеризоваться широтой познавательных интересов, эрудированностью, хорошо владеть языком, иметь богатый словарный запас, уметь правильно его использовать, точно соотносить конкретные и абстрактные понятия и иметь в целом высокоразвитое абстрактное мышление. Специалисты гуманитарного профиля постоянно живут, образно выражаясь, «в мире слов», в то время как специалисты технического и естественного профиля относительно чаще обращаются к предметному и конкретному миру вещей.

Молодые люди, претендующие на поступление на естественные факультеты, должны обладать в первую очередь высокоразвитым логическим и абстрактным мышлением, способностью произвольно управлять собственными мыслительными процессами, т. е. быстро и активно сосредоточиваться на интересующем объекте, полностью отвлекаясь от всего остального. Последнее возможно лишь при наличии высокой степени концентрации внимания. Строгость и логичность суждений у них должна быть безупречной. Качества ума, необходимые для овладения естественными профессиями, должны быть хорошо сформированы уже ко времени поступления в вуз.

Студенты естественных специальностей отличаются повышенной серьезностью и независимостью суждений. Однако им присущ низкий уровень социабельности, т. е. недостаточно развитое умение общаться с людьми. Интровертированность личности высокозначимо коррелирует с уровнем успеваемости студентов-математиков. Значит, интровертированность — необходимое условие успешного обучения в вузе, и ее также следует включить в структуру специальных способностей абитуриентов естественных факультетов. Обнаружена еще одна характерная черта личности студентов этих специальностей — самооценочные суждения у них (особенно о своих социальных свойствах) в основном неадекватны. Себя они знают плохо, и в этом плане нуждаются в помощи.

Ведущие компоненты в структуре умственных способностей будущих инженеров — высокий уровень развития пространственных представлений и быстрота сообразительности. Кроме того, им необходимо иметь высокий уровень невербального, т. е. действенно-практического интеллекта. По экспериментальным данным оказалось, что пространственные представления достигают высокого уровня развития уже у первокурсников. Этот уровень является индивидуальным максимумом к моменту поступления во втуз и в процессе обучения развивается очень незначительно. Значит, при поступлении во втуз абитуриент должен обладать высокоразвитой способностью к пространственным представлениям. Очевидно, это качество больше зависит от природных свойств индивида в отличие от других умственных способностей, например, понятливости, сообразительности и т. п. За время пребывания в вузе у будущих инженеров развиваются такие свойства личности, которые характеризуют положительное отношение к социально принятым нормам, усиливается интровертированность личности, что сопутствует, как правило, интенсификации умственной деятельности и повышению ее эффективности. Однако будущим инженерам свойственна узость познавательных интересов. Так, у них снижено внимание к политической жизни страны, еще меньше их увлекают философские проблемы.

Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, устраняющее ощущение внутреннего дискомфорта и блокирующее возможность конфликта со средой. На протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности.

Социальная адаптация студентов в вузе делится на:

а) профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе;

б) социально-психологическую адаптацию — приспособление индивида к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения.

Иначе говоря, «под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды (как социальным, так и физическим) без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой»

1. Адаптация — это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Исследователи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза: адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям, к своим обязанностям; общественная адаптация, т. е. процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом; дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в высшей школе.

2. Успешность обучения студентов зависит от многих факторов, среди которых одним из важнейших является его интеллектуальное развитие, как показатель умственной деятельности, и внимание — функция регуляции познавательной деятельности.

Адаптация студентов к учебному процессу (по данным изучения регуляторной функции психики) заканчивается в конце 2-го — начале 3-го учебного семестра. Одной из главных причин, затрудняющих адаптацию к условиям обучения в институте является недостаток времени для самостоятельной работы при подготовке домашних заданий.

Процесс адаптации каждого студента идет по-разному. Юноши и девушки, имеющие трудовой стаж, легче и быстрее адаптируются к условиям студенческой жизни и быта, вчерашние школьники — к академической работе. Задача студенческой группы — не поиск усредненного варианта включения учащихся в новые виды деятельности, а создание условия для общей оптимальной деятельности. Во всех вузах обычно специально планируется система мероприятий, способствующая адаптации первокурсников к условиям вуза. К числу наиболее важных мероприятий относятся: работа по формированию и комплектованию академических групп; ритуал «Посвящение в студенты» и чтение курса «Введение в специальность»; выступления ведущих преподавателей в группах; знакомство с историей вуза и выпускниками, прославившими его; организация консультационных пунктов в общежитии силами преподавателей и студентов-первокурсников; введение ежемесячной аттестации, что позволяет контролировать самостоятельную работу студентов, вовремя оказывать им необходимую помощь.

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.

Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

Второй курс — период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.

Четвертый курс - для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

Пятый курс — перспектива скорого окончания вуза — формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т. п.

Наиболее распространенными формами обучения студентов очной формы обучения в России на сегодняшний день являются аудиторные виды занятий, которые включают в себя лекции, семинары, практические и лабораторные занятия. Кроме этого, учебный план любой специальности или направления предусматривает выполнение таких самостоятельных внеаудиторных заданий как, написание рефератов, контрольных работ, курсовых и дипломных проектов. Известно, что основным отличием вузовского обучения от школьного является самостоятельное изучение дисциплин, а другие формы способствуют повышению эффективности самостоятельной работы студента. Следовательно, для повышения эффективности умственного труда студента и увеличения уровня его работоспособности необходимо создать собственную систему организации труда. Знания должны не только преподаваться, но, главное - приобретаться. Наряду с мотивацией обучения и культурой умственного труда обеспечению успешности современного студента способствует самоменеджмент.

Самоменеджмент - это умение управлять собой. Прежде всего, это: самоорганизация, искусство управления собой и руководство процессом управления во времени, пространстве, общении, деловом мире. Процесс формирования самоменеджмента студента предполагает самоопределение, самоорганизацию, самомотивацию и самореализацию.

Под самоопределением подразумевается познание студентом себя в процессе обучения и адаптации к новым знаниям и организационной культуре вуза. Учитывая, что научно-аналитические навыки человека формируются в возрасте 17 - 20 лет, когда человек обладает нужными предпосылками для освоения новой действительности, необходимо создавать условия для организации креативной внеуадиторной деятельности студента в вузе, тем самым, способствуя самоопределению студента. Это могут быть различные лаборатории, клубы по интересам принципиально в новом качестве, организованные совместно с действующими профильными предприятиями. Тем самым, возможно устранить явный отрыв учебного процесса от реальных социально-психологических и организационно-экономических процессов в социуме.

Самоорганизация предполагает восприятие и усвоение знаний студента и организационной культуры факультета, на котором он учится. Наряду с другими факторами, трудности в самоорганизации студента, как показывает практика, связаны с невысокими личностно-деловыми качествами студентов. Данную проблему вузы пытаются решить проведением организационно - воспитательной работы в форме разного рода внеаудиторных студенческих мероприятий по формированию навыков общения и коллективного решения разного рода задач. Так, организация и проведение таких корпоративных мероприятий как, «День факультета», «Посвящение в первокурсники» и т.д., является одной из форм самовыражения активных студентов. Однако данная форма работы со студентами не решает задачу формирования самоорганизации студентов в целом, поскольку известно, что участие в данных мероприятиях принимают не более 20 % студентов факультета, которые, как правило, являются лидерами. Процесс образования лидеров во многом определяется ролевыми потребностями группы, на которые во многом влияет организационная культура вуза.

Самомотивация может предполагать уточнение собственных профессиональных интересов студента и выбор специализации. Одним из способов самомотивации является самооценка студента. В процессе обучения необходимо осознавать степень проявления собственных способностей, умений и навыков, которые, безусловно, связаны с работоспособностью студента. Логично предполагать, что чем выше самооценка студента, тем продолжительнее его работоспособность, а это, в свою очередь, позволяет быть активным в усвоении новых знаний. Кроме целеполагания и мотивации на работоспособность оказывают влияние эмоциональная составляющая образования. Известно, что эмоциональные переживания позволяют поддерживать высокий уровень умственных способностей студента. Поэтому творческая сторона познания жизни должна быть предусмотрена в учебных планах любой специальности в качестве факультативов, курсов по выбору или в национально - региональном компоненте. Используя мотивационный механизм, можно достичь более высоких результатов с меньшими внешними затратами на обучение. Следовательно, профессорско - преподавательскому составу вуза необходимо учитывать личные особенности студента.

Самореализация может выражаться в изучении специальных дисциплин, прохождении практики и накоплении знаний для выполнения и защиты выпускной квалификационной работы на завершающем этапе обучения. Студент не учит уроки, а овладевает наукой через формирование научных подходов к познанию истины. Согласно принципу Парето 80 % позитивного эффекта достигается благодаря 20 % затрат на его достижение. Аналогично - 80 % удовлетворения в нашей жизни приносят 20 % затраченных сил - большая часть успеха студента будет результатом всего лишь нескольких шагов, развивающих его собственное мышление. Следовательно, для того, чтобы найти больше времени на то, что приносит пользу (накопление знаний), придется делать меньше того, что оказывается бесполезным, а это означает, что обучаемуся человеку важно определить, в чем смысл полезного времяпровождения посредством расстановки приоритетов. Правильной расстановке приоритетов способствует самоменеджмент.

Основные цели самоменеджмента можно сформулировать следующим образом:

- максимально использовать собственные возможности;

- сознательно управлять течением своей жизни;

- уметь преодолевать внешние обстоятельства.

Самоменеджмент представляет собой комплексную систему управления собой и своей деятельностью, включающую последовательное применение эффективности, технологии, стратегии и философии. В то время как неудачник поддается воле обстоятельств, успешный студент сознательно творит свою жизнь. Самоменеджмент в его техническом, стратегическом и философском измерениях является универсальным инструментом такого творчества. В процессе самосовершенствования, как в студенческой, так и в личной жизни, следует учитывать, что многие работы дают выигрыш в деньгах, но только одна работа дает выигрыш во времени - работа над личной эффективностью.

В современной социально-экономической ситуации в России с достаточно высоким уровнем культуры необходимо совершенствовать систему образования, отказавшись от «знаниевой» модели обучения, основанной преимущественно на механистическом запоминании. Сегодня актуально внедрять инновационную модель обучения, основанную на использовании имеющихся способностей и внутренней мотивации к обучению («способностная» модель). Как ни один вид деятельности невозможен без использования способностей, мотивации и информации, так невозможно быть успешным, максимально самореализоваться без применения на практике основ самоменеджмента. Для некоторых людей достаточно их собственных знаний и случайной информации, получаемой из окружающей среды. Для студентов знания и информация, полученная в вузе, являются необходимой основой дальнейшего профессионального совершенствования. Известно, что профессионализм как черта поведения человека начинает складываться именно в процессе обучения. Знаниями становится лишь та информация, которая структурирована, нужна своим владельцам, используется ими по определенным правилам и, главное, содержит в себе их отношение к этой информации. Это во многом зависит от интереса, увлеченности студентов обучением, что, безусловно, развивает способности, формирует навыки и умения, необходимые для самореализации. Таким образом, без самоменеджмента студента на сегодняшний день невозможно эффективно организовать его обучение в вузе.

Тема 5. Научно-исследовательская работа как способ повышения квалификации и ускорения карьерного роста

Требования, предъявляемые рынком труда к квалификации специалистов с высшим образованием

Через несколько лет в учебных заведениях станут готовить специалистов под конкретные требования рынка труда. А подтверждать квалификацию будет не только диплом об окончании колледжа или вуза, но и специальный сертификат, для получения которого придется сдавать дополнительные экзамены. Эти новации станут нормой после того, как в стране будут введены профессиональные стандарты

С уществует запрос со стороны работодателей, которые хотели бы получить на рынке труда специалистов, обладающих конкретными навыками, отвечающих современным требованиям производственных процессов. Эти требования к представителям конкретных специальностей будут прописаны в стандартах. В первую очередь это касается инженерных специальностей и рабочих профессий, связанных с машиностроением, строительством, атомной промышленностью, автопромом, химической промышленностью - отраслями, которые традиционно были у нас на высоком уровне.

Современный уровень экономики таков, что подготовить специалиста на всю оставшуюся жизнь невозможно. Сейчас конкуренция требует от предпринимателя быстрого обновления производства, продукции и услуг. Работники должны быть широкими специалистами, готовыми постоянно совершенствоваться и накапливать новый профессиональный опыт. Следовательно, необходима трансформация квалификационных требований, которые традиционно вкладывались в единые тарифно-квалификационные справочники (ЕТКС). Справочники включали в себя около пяти тысяч профессий рабочих и около двух с половиной тысяч должностей служащих. Когда будут введены стандарты, справочники уйдут в прошлое, а профессий останется восемьсот, что вполне достаточно для развития экономики.

Тарифно-квалификационные справочники делили одну профессию на множество подвидов. Расписывались и категории для каждой специализации. На основании этой квалификации устанавливалась зарплата, единая по стране. Сейчас зарплата - это индивидуальное решение на каждом конкретном предприятии. Она может мотивироваться различными факторами и обстоятельствами, Например, если есть дефицит в какой-то профессии, может быть предложена зарплата выше рыночной. И наоборот, если есть избыток предложения работников, то ниже. Сегодняшняя задача - произвести "укрупнение" профессий, в том числе за счет отказа от "зауженных" специализаций. В профстандартах будут прописаны требования к профессиям, предъявляемым современным рынком труда.

В сентябре 2010 года было поручение президента разработать законопроект, который ввел бы профессиональные стандарты в правовое поле. Это нужно в том числе и для более грамотного выстраивания трудовых отношений между работником и работодателем. Когда человека принимают на работу, он должен отвечать определенным квалификационным требованиям, от него ожидают, что он будет реализовывать конкретные трудовые функции сразу, без обучения. Профстандарты помогут определить, соответствует ли человек должности - как при приеме на работу, так и при аттестации. Сейчас по Трудовому кодексу работодатель имеет право провести аттестацию человека на предмет его компетентности, но тогда он самостоятельно должен описать, что это такое. Это бывает трудно для компании, которая не обладает достаточным опытом, и могут возникнуть судебные споры. Когда есть государством утвержденный стандарт, это серьезная основа для выработки концепции поведения двух сторон. Появление законодательного поля и определение профессионального стандарта снимет все противоречия. Закон определит порядок разработки профессионального стандарта, его использование.

Профстандарты лягут в основу учебных программ профессиональных учебных заведений. Чтобы обеспечить нужные компетенции, надо дать человеку соответствующие теоретические и практически знания, научить обращаться с оборудованием. Этим будут заниматься образовательные учреждения всех уровней от лицеев до вузов.

Если раньше все были уверены в том, что диплом государственного образца показывает стандартные знания человека, то сейчас, в условиях коммерциализации и снижения качества образования, не приходится ориентироваться только на наличие диплома. В связи с этим будет введена сертификация. Независимые комиссии, региональные, отраслевые, куда на паритетных началах будут входить представители и государства, и бизнеса, будут проводить оценку специалиста - соответствует он профессии или нет. Человеку придется сдавать экзамен. Стандарт для получения сертификата будет единым, государственным. Сертификация будет обязательна для тех, чья работа связана с технологическими рисками, и добровольна - для всех остальных. Это положение будет закреплено в Трудовом кодексе. Подобная система уже существует в медицине.

Научно-исследовательская работа студентов

Существует и применяется два основных вида научно-исследовательской работы студентов (НИРС):

1. Учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами. К этому виду НИРС можно отнести курсовые работы, выполняемые в течение всего срока обучения в ВУЗе, а так же дипломную работу, выполняемую на пятом курсе.

Во время выполнения курсовых работ студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой (если это необходимо, то и с иностранной), приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации. Если на первом курсе требования к курсовой работе минимальны, и написание её не представляет большого труда для студента, то уже на следующий год требования заметно повышаются, и написание работы превращается в действительно творческий процесс. Так, повышая с каждым годом требования к курсовой работе, ВУЗ способствует развитию студента, как исследователя, делая это практически незаметно и ненавязчиво для него самого.

Выполнение дипломной работы имеет своей целью дальнейшее развитие творческой и познавательной способности студента, и как заключительный этап обучения студента в ВУЗе направлено на закрепление и расширение теоретических знаний и углубленное изучение выбранной темы. На старших курсах многие студенты уже работают по специальности, и, выбирая тему для курсовой работы это чаще всего учитывается. В данном случае, кроме анализа литературы, в дипломную работу может быть включён собственный практический опыт по данному вопросу, что только увеличивает научную ценность работы.

К НИРС, предусмотренной действующим учебным планом, можно отнести и написание рефератов по темам практических занятий. При этом следует сказать о том, что чаще всего реферат является или переписанной статьёй, или, что ещё хуже, конспектом главы какого-то учебника. Назвать это научной работой можно с большим сомнением. Но некоторые рефераты, написанные на основе нескольких десятков статей и источников, по праву можно назвать научными трудами и включение их в список видов НИРС вполне оправданно.

2. Исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами. Как уже говорилось выше, такая форма НИРС является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Это легко объяснить: если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно - мотивация студента к занятиям. Студент уже настолько развит, что работать с ним можно не как с учеником, а как с младшим коллегой. То есть студент из сосуда, который следует наполнить информацией, превращается в источник последней. Он следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке, а главное - процесс осмысления науки не прекращается за пределами ВУЗа и подготовки к практическим занятиям и экзаменам. Даже во время отдыха в глубине сознания не прекращается процесс самосовершенствования.

Основными формами НИРС, выполняемой во внеучебное являются:

• Предметные кружки;

• Проблемные кружки;

• Проблемные студенческие лаборатории;

• Участие в научных и научно-практических конференциях;

• Участие во внутривузовских и республиканских конкурсах.

Предметные кружки. Данная форма НИРС чаще всего используется при работе со студентами младших курсов. Руководителями выступают общенаучные и общетеоретические кафедры. Научный кружок является самым первым шагом в НИРС, и цели перед его участниками ставятся несложные. Чаще всего, это подготовка докладов и рефератов, которые потом заслушиваются на заседаниях кружка или на научной конференции. Кружок может объединять как членов группы, курса, факультета, а иногда - и всего института. Последний вариант чаще всего встречается в кружках, изучающих проблемы общественных и гуманитарных наук, так как в технических и естественных кружках научные исследования студента пятого курса скорее всего будут малопонятны студентам первого, и у них может пропасть интерес к кружку, как таковому.

Работа кружков, как правило, выглядит следующим образом: На организационном собрании происходит распределение тем докладов и рефератов выборным путём, после чего преподаватель указывает на наличие для каждой темы основной и дополнительной литературы и рекомендует в ближайшее время продумать план работы. Некоторые преподаватели считают, что выборное распределение докладов не является необходимым, так как студент концентрируется на одной теме, не уделяя большого внимания другим. С одной стороны, принудительное распределение тем может ликвидировать такую «зацикленность», но, с другой стороны, такой подход может не найти поддержки у самих студентов.

После распределения тем начинается главная и основная работа кружка. При этом студентам читаются лекции о методах и способах научного исследования, о сборе материала, о работе над литературой, о пользовании научным аппаратом, а так же о научных направлениях преподавателей кафедры, чтобы студенты знали, к кому можно обратиться для более детальной консультации по некоторым вопросам.

Далее составляется график выступлений, и начинается заслушивание готовых докладов. Формами подведения итогов работы кружка могут стать конкурс докладов, участие в научных конференциях и предметных олимпиадах, проведение круглых столов, встречи с учёными, а так же публикация тезисов лучших работ в научных сборниках ВУЗов.

Проблемные кружки. Всё сказанное о научных кружках можно отнести и к проблемным, но следует учесть некоторые отличия. Проблемный кружок может объединять собой студентов разных факультетов и курсов, а так же, если при ВУЗе имеется таковые, колледжей и лицеев. Во главу угла может быть поставлена проблема, которой занимается научный руководитель кружка, или любая другая по его выбору. Большим достоинством данной формы НИРС является возможность рассмотрения выбранной темы наиболее глубоко и с разных ракурсов. Это придаёт заседаниям кружка большую разносторонность и привлекает в него новых членов.

Проблемные кружки представляю собой «облегчённую» форму НИРС, и поэтому на их базе возможно организация встреч с людьми, которые сталкиваются с проблемами, выбранными кружком для рассмотрения, на работе и в быту, проведение различных викторин и КВН. Проблемный кружок может сочетать в себе элементы научного кружка, лаборатории и т. д.

Проблемные студенческие лаборатории (ПСТ). ПСТ относятся к следующей ступени сложности НИРС. В них принимают участие студенты второго курса и старше. Лаборатория не является школой научной работы, занятия в ней предполагают определённый запас знаний и навыков. В рамках ПСТ осуществляются различные виды моделирования, изучение и анализ реальных документов, программ, деловых игр, а так же практическая помощь предприятиям. Работа в такой лаборатории предполагает не столько изучение и анализ литературы, сколько постановку эксперимента, создание чего-то нового. ПСТ, скорее всего, будут не столь многочисленны, как научные и проблемные кружки. Происходит отсев студентов, когда из способных выбираются ещё более способные. Ещё одним отличием ПСТ от кружка является большее значение способности студента к коллективной работе. Если в кружке каждый студент отвечает, как правило, только за себя, то в ПСТ, где темы исследований гораздо более глобальные, одной самостоятельной работой обойтись практически невозможно.

В процессе этой работы студент может полученные за время учёбы и работы в кружках знания реализовать в исследованиях, имеющих практическое значение.

Участие в научных и научно-практических конференциях. Каждый из указанных выше типов конкуренции является итогом проделанной работы: научных исследований, работы в лаборатории, практики по специальности. На конференции молодые исследователи получают возможность выступить со своей работой перед широкой аудиторией. Это заставляет студентов более тщательно прорабатывать будущее выступление, оттачивает его ораторские способности. Кроме того, каждый может сравнить, как его работа выглядит на общем уровне и сделать соответствующие выводы. Это является очень полезным результатом научной конференции, так как на раннем этапе многие студенты считают собственные суждения непогрешимыми, а свою работу - самой глубокой и самой ценной в научном плане.

Кроме того, если в рамках конференции проводится творческое обсуждение прослушанных докладов, то из вопросов и выступлений каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался.

Научно-практические конференции, уже исходя из самого названия, включают в себя не только и не столько теоретические научные доклады, сколько обсуждение путей решения практических задач.

 

Студенческое научное общество института

 

Научное студенческое общество – это самоуправляемая студенческая организация, объединяющая молодых людей, занимающихся реализацией научных и научно-образовательных проектов. Деятельность научного студенческого общества направлена на привлечение и объединение активных, талантливых и любознательных студентов.

Работа в НСО помогает студентам раскрывать свой потенциал и развиваться, достигать успехов и профессионального роста.

Целью НСО являются создание условий формирования творческой активности, самостоятельности студентов института в их научной работе, обеспечение качества научных исследований и разработок, выполняемых студентами в научных подразделениях института.

Структурными единицами СНО являются:

· научный студенческий кружок при кафедре или факультете;

· Совет СНО, объединяющий деятельность отдельных кружков;

Основные задачи научного студенческого кружка являются:

· вовлечение в работу кружка студентов, проявляющих интерес к научно-исследовательской деятельности;

· организация научно-исследовательской деятельности студентов;

· углубленное изучение студентами выбранной дисциплины. Для выполнения указанных задач научный студенческий кружок проводит следующие мероприятия:

· составляет развернутый годичный план, отражающий всю работу кружка;

· способствует предоставлению рабочих мест студентам, изъявившим желание заниматься научно-исследовательской деятельностью;

· не реже одного раза в месяц проводит пленарные заседания с обсуждением итогов научных работ, реферативных сообщений и т.п.;

· организует межкафедральные научные конференции;

Руководство работой кружка осуществляется научным руководителем или заведующим кафедрой.

Совет СНО выполняет следующие функции:

· руководит работой всего общества, координирует работу кружков;

· способствует организации новых студенческих кружков;

· организует и проводит тематические институтские и межвузовские конференции и ежегодные конференции СНО;

· оказывает помощь научным кружкам в проведении конференций;

· принимает участие в выдвижении членов СНО в аспирантуру;

· организует лекции и встречи студентов с деятелями науки;

· организует смотры-конкурсы по выявлению лучших кружков, студенческих работ и т.п.;

· осуществляет связь с другими вузами России и зарубежных стран для обмена опытом по организации студенческой научной работы;

· выносит вопросы, касающиеся работы СНО, на рассмотрение Совета по НИР, деканатов, ректората и Ученого совета института.

Высшим руководящим органом СНО является конференция членов СНО, созываемая не реже одного раза в год.

Общее руководство деятельностью СНО осуществляет проректор по научной работе института.

В НОУ ВПО СИБИТ осуществляют деятельность следующие СНО:

1. научный кружок «Федеративное устройство: мировой опыт и российские реалии», который образован на кафедре теории государства и права в 2011 году.

Цель – разработка студенческого научного проекта совершенствования федеративного устройства России с возможностью его апробации в форме грантового исследования, выпускной квалификационной либо студенческой научно-исследовательской работы.

Задачи кружка:

- анализ отечественного и зарубежного опыта федеративного строительства;

- анализ законодательной базы федерализма;

- сравнение существующих моделей федерализма;

- выявление проблемных вопросов;

- написание научных статей по тематикам кружка;

- участие в конференциях и семинарах различного уровня (от регионального до международного);

- анализ принципов федерализма;

- подготовка доклада на изученную тематику и презентация своих научных изысканий.

2. Студенческое научное общество «Дискуссионный клуб».

Дискуссионный клуб студентов НОУ ВПО «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий» является открытой площадкой для всестороннего обсуждения наиболее актуальных проблем философии, политологии, социологии, истории, а также вопросов самосовершенствования и социального развития.

Цель и задачи дискуссионного клуба:

Деятельность дискуссионного клуба направлена на создание мультикультурной образовательной среды, обеспечивающей всестороннее развитие студентов. Направления и содержание деятельности ориентировано на интересы всех участников.

Цель деятельности клуба – создание условий для взаимодействия студентов на основе общечеловеческих ценностей, готовности к диалогу и взаимодействию разных культур.

Задачи:

· развитие среды диалогового общения студентов;

· воспитание культуры демократических отношений;

· формирование четкой гражданской позиции, ответственного отношения к жизни;

· выработка методов корректного ведения полемики и собственной точки зрения на проблемы современности.

Формирование среды культурного общения предполагает развитие навыков:

· интеллектуальной находчивости, умения слышать других;

· способности критически подходить к своему и чужому мнению.

3. Студенческий научный кружок «Современные проблемы экономической науки и практики».

Студенческий научный кружок «Современные проблемы экономической науки и практики» – одна из форм научной деятельности студентов СИБИТа на кафедре экономики, направленная на расширение научного потенциала и формирование навыка научно-исследовательской деятельности студентов.

В 2011–2012 учебном году на заседаниях научного кружка рассматриваются следующие вопросы: образовательные услуги как сфера приложения бизнеса; маркетинговый, экономический, социологический анализ системы коммерческого обучения; анализ регионального присутствия НОУ ВПО СИБИТ и перспективы его расширения.

Кружок позволяет сформировать навыки применения методов научного исследования, в нашем случае – научить членов студенческого научного кружка анализировать общую проблему с различных сторон, с тем, чтобы в дальнейшем составить комплексную характеристику объекта исследования.

Другая цель работы кружка – сформировать у студентов навыки использования знаний, полученных в процессе изучения дисциплин учебного плана (введение в специальность, микро-, макроэкономика, маркетинг, история, основы права, социология).
На заседаниях кружка заслушиваются и обсуждаются сообщения об истории становления негосударственных форм высшего образования, содержании образовательных услуг, предоставляемых негосударственными вузами, современном состоянии и перспективах развития образования как сферы приложения бизнеса.

4. Студенческое научное общество«XXвек глазами кинематографа» было создано при кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин в 2011 г.

Цели работы научного общества заключаются в:

- необходимости изучения многообразия форм бытования исторического, филологического, социологического знания процессов формирования исторического сознания общества на примере образцов отечественного кинематографа;

- необходимости дать студенту знания об основных произведениях отечественного художественного исторического кинематографа, специфике отражения в них событий русской истории и культуры XIX-XX вв;

- воспитании сознательного гражданина, умеющего разбираться в прошлых и современных проблемах государственного и общественного существования страны, идеологическом и художественном осмыслении прошлого и настоящего, в русской культуре и литературе.

5. Школа менеджера – это клуб студентов, увлеченных актуальными проблемами менеджмента, которые готовы развиваться в будущей профессии, приобретая необходимые навыки в ходе общения с опытными менеджерами и активного творческого поиска.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 1789; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.297 сек.