Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право собственности производственных и потребительских кооперативов

Право собственности хозяйственных обществ.

Право собственности хозяйственных товариществ.

В составе имущества полных и коммандитных товариществ выделяется складочный капитал (условная величина – суммарная денежная оценка вкладов участников). Он делится на доли участников, соответствующие их вкладам. Однако данное обстоятельство не делает этот капитал объектом долевой собственности участников, доли являются правами требования, а не долями в вещном праве. Пропорционально долям в складочном капитале распределяются между участниками товарищества прибыли и убытки (п. 1 ст. 74 ГК РФ), если соглашением не остановлен иной порядок.

Из вкладов участников хозяйственных обществ составляется уставный капитал, который является суммарной денежной оценкой вкладов участников и разделяется на доли, юридически представляющие собой право требования участников к обществу.

Основу имущества всякого кооператива составляет его паевой фонд, разделенный на паи его участников и составляющий минимальную гарантию интересов его возможных кредиторов. Паи представляют собой право требования, распространяющееся на все имущество кооператива, а не только на паевой фонд. Формируется за счет паевых взносов членов в течении первого года его деятельности.

31. Право государственной собственности: субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения, осуществление.

Для начала необходимо отметить, что это разграничение на право частной и публичной собственности следует рассматривать не в качестве «разновидностей права собственников» (с различными возможностями для соответствующих собственников), а как обобщенное обозначение различий в правовом режиме отдельных объектов права собственности. При этом следует иметь ввиду, что принадлежность материальных благ гражданам и юридическим лицам, т.е. частная собственность, представляет собой нормальную ситуацию, преобладающую в обычном правопорядке, тогда как принадлежность этих благ государственным и муниципальным образованиям является особым случаем, на котором базируется участие в имущественных отношениях таких своеобразных субъектов, как публично-правовые образования. Поэтому гражданско-правовые нормы о праве собственности по общему правилу рассчитаны на частных собственников, хотя и содержат необходимые исключения и особенности для имущества публичных собственников.

Право государственной и муниципальной собственности означает право собственности конкретного публично-правового образования на закрепленное за ним имущество. Кроме того, это право обозначает, что публично-правовое образование использует данное имущество для достижения определенных общественно-полезных целей, суть которых зависит от вида публично-правового образования. У каждого ППО свои цели, в том числе и в плане имущества.

Обладателем права публичной собственности, в соответствии со статьей 212 ГК РФ, является РФ, субъекты РФ и Муниципальные образования. Каждый из них выступает как самостоятельный автономный собственник в отношении только своего имущества, и каждый из них отчужден от имущества другого собственника

Субъекты права государственной и муниципальной собственностью: все лица из числа ППО (РФ, все субъекты РФ, все муниципальные образования).

- РФ решает вопросы стратегического значения. Иными словами, свое имущество РФ должно использовать для решения вопросов стратегического значения (обеспечение целостности и безопасности РФ; задачи обеспечения законных прав и интересов граждан; выполнение межгосударственных обязательств и т.д.).

- Субъекты РФ решают вопросы регионального значения, соответственно свое имущество они должны использовать для решения вопросов регионального значения (образование, жизнедеятельности, обеспечение безопасности и т.д. т.п.).

- Муниципальные образования решают вопросы местного значения (вопросы обеспечения жизнедеятельности населения соответствующего муниципального образования).

Все ППО решают так же задачу обеспечения деятельности соответствующих органов.

Важно подчеркнуть, что стороной конкретных правоотношений юридически будет являться именного государство или иной ППО, а не его орган (последний может стать самостоятельным участником гражданских правоотношений только в качестве юридического лица – учреждения, не являющегося собственником своего имущества.

Особенности объектов права государственной и муниципальной собственности:

1. В состав объектов права государственной и муниципальной собственности входят объекты, изъятые из оборота. РФ и её субъекты могут быть собственниками любого имущества, муниципальные образования могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества только по специальному указанию закона и не вправе иметь объекты, изъятие из оборота.

2. Избирательность объектов. Начиная с 2004 года была озвучена и реализована идея относительно реструктуризации государственного и муниципального имущества в соответствии с характером решаемых задач (у каждого из этих субъектов в собственности может находится только соответствующее имущество). Не соответствующее целям имущество должно иметь следующую правовую судьбу: оно подлежит передачи в собственность соответствующему ему ППО либо оно подлежит перепрофилированию в соответствии с задачами соответствующего ППО, либо подлежит приватизации.

3. В отношении объектов права государственной и муниципальной собственности каждый собственник ведет свой специальный учет. Данный учет ведется в виде реестра. Данные реестры имеют доказательственное значение.

4. Особая классификация объектов, которая действует в пределах данной формы собственности. О ней говорят нормы статей 214 и 215. Объекты делятся по признаку закрепленности за государственной или муниципальной организацией на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. По данному признаку государственное или муниципальное имущество делится на 2 группы:

1) Казна (не закрепленное имущество). Такое имущество составляет базу для участия в имущественном обороте публично-правовых организаций как самостоятельных юридических лиц и не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов публичного собственника, ибо унитарные предприятия как юридические лица не отвечают своим имуществом по долгам своего учредителя – этим имуществом они должны отвечать по собственным долгам перед своими кредиторами (98 страница учебника, верх).

2) Закрепленное имущество (на праве хозяйственного управления или оперативного управления). Такое имущество может быть объектом взыскания кредиторов публичного собственника по его самостоятельным обязательствам (п. 1 ст. 126 ГК РФ).

Особенности возникновения права государственной и муниципальной собственности:

1. Общегражданские способы.

2. Дополнительные способы возникновения права собственности:

а) В силу закона (таким образом возникло право собственности РФ после развала СССР).

б) Перераспределение государственного или муниципального имущества между публичными собственниками. Внутри круга публичных собственников перераспределение имущества осуществляется на основании административных актов исходя из принципа обязательности (принудительности) и для передающей и для принимающей стороны и безвозмездности. Для передающего – это способ прекращения права собственности, для принимающего – возникновения. (лучше не читать) Порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности должен устанавливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК). Однако пока такой закон имеется лишь к одному вида имущества – земельным участкам (ст. 16-19 ЗК). В отсутствие общего закона сохраняет силу Постановление Верховного совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1.

В) Иными специальными способами: с помощью налогов, сборов и пошлин; изъятия имущества у частных собственников в принудительном порядке в соответствии с законом, а также в порядке обнаружения клада, относятся к памятникам культуры и истории; в порядке национализации.

Особенности прекращения прав государственной собственности:

1. Существует нормативный запрет отчуждение имущества изъятого из оборота (невозможно); существует обязанность производить отчуждение (имущество которое подлежит передачи в собственность другим публичным образованиям).

2. Существует специальное основание прекращения права собственности ППО – приватизация, которая служит одновременно особым, самостоятельным основанием возникновения права частной собственности.

3. Особенности, связанные с прекращением прав государственной собственности в связи с обращением взыскания на имущество РФ.

-п.1 ст.126 обращение взыскание на природные ресурсы доп-ся в случаях установленных законом.

-п.1,3 ст.126: РФ отвечает всем своим имуществом кроме закрепленного (только казной). А в соответствии с бюджетным законодательством расходование денежных средств возможно, если это предусмотрено соответствующей статьей бюджетного законодательства РФ.

Особенности осуществления права государственной собственности:

Осуществляется права государственной собственности полномочными на то органами и организациями. Порядок осуществления прав зависит от того, относится ли имущество к казне или оно закреплено за организацией. Если имущество относится к казне, то им управляет государственные органы в соответствии со своей компетенцией, которая определена положением об этих органах.

1.Органы, которые управляют федеральным имуществом:

-правительство РФ (ст.117 К), которая одновременно может делегировать свои полномочия иным государственным органам:

-Российский фонд имущества

-Федеральные органы исполнительной власти по координации и регулированию в соответствующих отраслях.

Российский фонд имущества: полномочия: учреждения которые выполняют функции продавца федерального имущества в порядке приватизации, могут быть держателем акции, которую принимает РФ.

Федеральные органы исполнительной власти:- утверждают уставы федеральных предприятий, назначают и освобождают от должности их руководителей, принимают решения о реорганизации и ликвидации унитарных предприятий и т.д.

Осуществление прав государственной собственности субъекта РФ:

Государственная собственность субъекта РФ - это свое имущество, свой интерес (самостоятельный). Права собственности осуществляются действиями органов и организаций субъекта РФ, которые управляют его имуществом.

Органы и компетенцию определяет сам субъект РФ.

В Кемеровской области:- Областной совет народных депутатов.

Он принимает решение о передачи имущества Кемеровской области иным публичным собственникам.

-Администрация Кемеровской области во главе с губернатором. Основные функции принадлежат губернатору. Он принимает решение о принятии и отчуждении имущества Кемеровской области, о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, снимает и назначает их руководителей и т.д.

Кроме них управление функции выполняют:

Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области. Он ведет реестр, выступает в качестве учредителя организации, он контролирует использование и сохранность имущества, дает согласие на совершение сделок с этим имуществом.

Департаменты обладают полномочиями.

Фонд имущества Кемеровской обл.(Кузбасс фонд) –участие в качестве продавца имущества Кемеровской области при приватизации, держатель акции Кемеровская область.

Право муниципальной собственности: субъекты, объекты, основания возникновения и прекращения, осуществление

Существует как особое право. Выделено по субъекту, обладателю этого права.

-это права собственности муниципальных образований на закрепленное за ним имущество, т.е. на их, на свое имущество.

Субъекты:

- муниципальные образования:

- городские и сельские поселения, которые создаются по уставным правилам, а также прочие муниципальные образования, от их имени осуществляют органы и организации соответствующие. Все зависит от того в отношении какого имущества осуществляется этот порядок (закрепленного или не закрепленного).

Если речь идет о казне – то полномочия осуществляют органы местного самоуправления (выборные или прочие органы, которые наделены полномочиями по решению вопросам местного значения, они не входят в систему органом государственной власти. Они определяются положением о них.

В г. Кемерово в соответствующих актах полномочия распределяются:

-глава муниципального образования, глава города является представителем распорядительно-исполнительного органа.

Он заключает соответствующие договоры, распоряжается средствами бюджета, организует управление муниципальной собственностью путем распределения полномочий между иными органами местного самоуправления (иные исп-но распорядительныеые органы) – или является Комитет по управлению м. им. Кем. Области – ведет реестр, совершает сделки, назначает и отстраняет руководителей арендодатель и т.д.

Городской совет утверждает перечень имущества, который подлежит передачи в муниципальную собственность, а также принимает решение о передаче в собственность другим муниципальным образованиям.

Объекты: ст.215 ГК – общее представление

- Закрепленные объекты, находящиеся в муниципальной собственности и закрепляются за организациями на правах хозяйственного ведения.

- Не закрепленные (казна) – объекты, которые управляются органами местного самоуправления и составляют казну муниципального образования.

Представление о ряде, наименование объектов дает законодательство о в порядке разграничения.

Объектом – имущество, которое подлежало передачи муниципальным образованию в порядке разграничения. Указано в приложение №3 ПВС от 91 г. (объекты гос. собственности которые подлежат передачи).

- это жилищный фонд

- учреждения здравоохранения, народное образование и т.д.

- организации, которые занимаются эксплуатацией и т.д. (то, что не имеет рыночной цены – объекты социально-культурного назначения.).

Способы:

1. разграничение

Первоначально действовал весьма сложный способ. В 1993 г. принял указ президента по которому процедура упрощена:

Местный совет принимает решение об утверждении перечня объектов государственной собственности, которая подлежит передачи в муниципальную собственность.

2. Передача в муниципальную собственность объектов социальной инфраструктуры, закрепленными за государственными унитарными предприятиями при их предстоящей приватизацией.

Решение о передачи оформляется планом о приватизации.

3. Передача объектов соц. Инфраструктуры, закрепленными за государственными унитарными предприятиями и учреждениями в целях освобождения их от несвойственных им функциям по содержанию этих объектов. Порядок определяется распоряжением президента от 18.03.92 г.

В порядке передачи объектов соц.сферы, принадлежащих должникам ст.104 закона «О несостоятельности и банкротстве» (уведомление конкретного управляемого, месячный срок).

Приватизация как способ прекращения права государственной и муниципальной собственности: понятие, способы.

Приватизация – отчуждение (переход) недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или определенных юридических лиц в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ (удостоверенных ими прав).

Проводимая в России приватизация государственного имущества стала одним из главных направлений экономических преобразований, направленных на отказ от господствующей роли государства в экономике. Она преследовала следующие основные цели:

· политическую – появление слоя собственников («среднего класса»)

· экономическую – создание конкурентоспособных товаропроизводителей.

· фискальную – дополнительный источник доходов бюджетов (либо снятие с них части расходов по содержанию, например, жилищного фонда)

· социальную – соблюдение интересов населения (общества) при разделе государственного имущества.

Говорить об успешной осуществлении этих целей можно с большим натягом.

Значение приватизации:

1. Способ прекращения публичной собственности

2. Способ возникновения права частной собственности

По действующему закону о приватизации функциями по приватизации по общему правилу обладает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а по специальному поручению правительства продажу приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированные государственные учреждения (п. 1 ст. 6). В роли покупателей (приобретателей) приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 5 Закона о приватизации могут выступать любые физические и юридические лица, за исключением юридических лиц, в уставном капиталя которых доля публичной собственности превышает 25%, а также унитарных предприятий и публичных учреждений несобственников.

В качестве объектов приватизации могут выступать принадлежащие публично-правовым образованиям на праве собственности:

1) Имущественные комплексы унитарных предприятий, причем совместно с занимаемыми ими участками (ст. 11, 27 и 28 Закона о приватизации)

2) Отдельные здания, строения, сооружения, а также объекты, строительство которых не завершено, совместно с занимаемыми ими земельными участками (п. 1 ст. 28 Закона о приватизации).

3) Акции открытых акционерных обществ (ст. 19, 22, 26 Закона о приватизации).

4) Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры (ст. 29 Закона о приватизации)).

5) Земельные участки (ст. 28, 30, 34, 36 Земельного кодекса).

6) Жилые помещения (ст. 2 и 11 Закона о приватизации).

Процесс приватизации регулируется особым приватизационным законодательством. Оно выделено из системы гражданского законодательства. Это особая система, которая регулирует отношения, связанные с порядком принятия решения, с порядком реализации принятого решения.

Приватизационные отношения регулируются не только приватизационным законодательством, но и актами гражданского законодательства. (в той части, когда они касаются порядка приобретения, прекращения права собственности).

Приватизационное законодательство существует в 3-х формах:

1. Законодательство о приватизации земельных участков

2. Законодательство о приватизации жилищного фонда в РФ (Закон РФ от 4.07.91 г. N 1541-1), бесплатность, однократность, добровольность.

3. Законодательство о приватизации государственного имущества и иного имущества (акции, предприятия как им. Комплекс и т.д.). Закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» 21.12.2001 N 178-ФЗ (приватизация предприятий как имущественных комплексов, приватизация акций, находящихся в собственности у государства). Ст. 3 данного закона – сфера его деятельности.

В отношении порядка приватизации характеризуются следующими:

- планомерность приватизации, которая является программой приватизации на текущий год.

- Определяется перечни объектов, которые планируются приватизации в данном году. Разрабатывает правительство, но должно учитывать и вето президента, который определяется в его указах, в которых определяются объекты, не подлежащие приватизации в текущем году.

- стадия реализации плана правительства. Исполняет, уполномоченные правительством органы исполнительной власти и учреждения (Рос. Фонд имущества).

- 2 сторона приобретатели имущества, Это физические и юр. лица. Для юр.лиц возможность участия зависит от наличия «гос. капитала»

Способы приватизации:

1. Преобразование крупных и средних государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества (с последующей продажей их акций либо с сохранением их за публичным собственником путем создания хозяйственных обществ с государственным участием или «компаний одного лица».

2. Аукционная продажа мелких имущественных комплексов или отдельных объектов недвижимости, в том числе объектов незавершенного строительства, а также акций открытых акционерных обществ.

3. Иные формы продажи имущества (по конкурсу, посредством публичного предложения или без объявления цены, а также приобретение акций их доверительным управляющим, исполнившим условия соответствующего договора).

4. Внесение относящегося к публичной собственности имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ.

32. Право общей собственности: понятие, виды, основания возникновения и прекращения (выдел, раздел, выплата компенсации).

Право общей собственности - это право собственности нескольких лиц - сособственников на единый на них объект - вещь или совокупность вещей, т.е. это отношение собственности с группой лиц на стороне собственника.

Право общей собственности – это вещное право нескольких лиц сообща и по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом, составляющим единое целое (п.1 ст. 244).

Субъектами общей собственности могут быть любые субъекты гражданского права.
Объектом является не имущество в натуре, а право на него.

Данные взаимоотношения носят относительныйхарактер между вполне конкретными субъектами.

Основания появления общности имущества:

1) В силу прямого указания на это в законе (например, все жители многоквартирного дома являются общими собственниками общего имущества; или когда в порядке наследования призываются к наследству несколько лиц (они все объявляются участниками общей собственности и пока они не разделят наследство, они все являются общими собственниками).

2) По соглашению между сособственниками (например, о строительстве общего здания; о совместной покупке и т.п.).

Виды отношений общей собственности:

1) Общая долевая собственность.

2) Общая совместная собственность.

Различия:

1) В приоритетах: всякое право общей собственности объявляется законом правом общей долевой собственности, а общая совместная собственность может возникнуть лишь в случаях, прямо предусмотренных в законе.

2) В наличии или отсутствии доли. Долевая собственность предполагает определение долей каждого из сособственников. Совместная собственность предполагается как бездолевая.

Доля - это не часть вещи, потому что вещь вся целиком принадлежит как один объект всем сособственникам и никакие части в ней не выделены пока она принадлежит всем.

Доля - это не часть права собственности.

Доля - это часть ценности общего имущества, которая приходится на каждого из сособственников. Арифметический показатель участия каждого из сособственника.

Прекращение права общей собственности:

Нормы статьи 252:

1) Раздел.

2) Выдел.

3) Выплата компенсации.

1) При разделе прекращается общность для всех сособственников. Способом здесь является выделение в индивидуальную собственность каждого из них части общего имущества в натуре. Такой способ возможен только при делимости общего имущества.

2) При выделе прекращается право общей собственности только для выделяющегося сособственника, для остальных оно сохраняется.

3) При выплате компенсации право общей собственности прекращается для получателя компенсации путем выплаты ему определенной суммы денег либо в предоставлении ему каких-то вещей либо иных ценностей. Не обязательно, что это будет происходить из общего имущества, если он на это согласен. Типичным способом является выплата денег, естественно здесь действует принцип соразмерности. Компенсация выплачивается при неделимости вещи. Компенсация может быть выплачена как по инициативе получателя (т.е. он требует, а остальные не согласны), суд удовлетворит такое требование, а остальные должны будут выплатить компенсацию, хотят они того или нет (они по существу обязаны приобретать долю того, кому выплачивается компенсация). В последнее время сложилась практика отказа судов в таких требованиях, в полном противоречии с ГК РФ. Суды ссылаются на нарушение конституции, выявляющемся в принуждении лица в уплате.

Компенсация может выплачиваться по требованию плательщиков. Это возможно при следующих условиях: если его доля мала и если у него отсутствует существенный интерес к общему имуществу.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Право собственности граждан на жилые помещения | Распоряжение собственностью
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 591; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.