Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предприятий ЖКХ

Основные причины неплатежеспособности

Почему МУП в тяжелом финансовом положении?

Сложившаяся ситуация спровоцирована ошибками и
просчетами федеральной и муниципальной экономической
стратегии развития, несовершенством бюджетного

законодательства, несбалансированной тарифной политикой, системным кризисом неплатежей, муниципализацией коммунальных объектов, проведенной без учета возможностей городских бюджетов по содержанию коммунальной инфраструктуры, неэффективной деятельностью самих МУП, а также в целом декларативным характером перехода от командно-административных методов хозяйствования к рыночным в жилищно-коммунальном комплексе.

Анализ дебиторской (кто должен?) и кредиторской (кому должен?) задолженности муниципальных предприятий, в отношении которых возбуждается дела о банкротстве, показал, что дебиторская задолженность у них превышает кредиторскую. То есть процедуре банкротства подвергается зачастую самые благополучные коммунальные предприятия.

В общей сложности в коммунальном хозяйстве России число предприятий, которые можно отнести к несостоятельным, то есть имеющим задолженности по выплатам и платежам, составляет более 90%. Долги бюджетов всех уровней муниципальным предприятиям составляют более 200млрд. руб. Дебиторская задолженность в большинстве МУП в 2-3 раза превышает кредиторскую, а в целом по стране в 1,5 раза.

Кто основные дебиторы МУП?

1. Бюджеты всех уровней в объеме покрытия убытков и
недофинансирования по дотациям, льготам, субсидиям.

2. Население в части задолженности по оплате жилищно-
коммунальных услуг.

3. Предприятия и хозяйственные партнеры в объеме
оказанных, но неоплаченных услуг, а также невыполненных, но
оплаченных работ.

Случаи возбуждения процедур банкротства в отношении дебиторов (3 группы) на практике пока встречаются редко, что свидетельствует о пассивности МУП.

Кто основные кредиторы МУП?

1. Предприятия коммунальной энергетики.

2. Предприятия водопроводно-канализационного хозяйства.

3. Налоговые органы и внебюджетные фонды.

4. Подрядные предприятия, выполняющие строительные,
монтажные, земляные, обслуживающие оборудование и др.
работы по договорам с МУП.

5. Кредитные учреждения и др.

Практика показала, что в основном предприятия 1 группы являются инициаторами дел о банкротстве МУП, планомерно реализуя идею поглощения коммунальных энергетических предприятий путем отчуждения части или всего имущества предприятия-должника в обмен на погашение его задолженности перед энергоснабжающей организацией АО «Энерго». При этом в расчет не берется то, что должниками коммунальных предприятий являются, как правило, бюджеты всех уровней.

Другие группы кредиторов вынуждены применять нестандартные технологии погашения задолженностей (бартер, работа на давальческом сырье, зачеты, «черный нал» и т.д.) Это позволяет многим из них решать производственные задачи. Однако в ближайшем будущем эти технологии вытеснят нормальные рыночные механизмы.

Исходя из предложения, что дела о банкротстве против коммунальных предприятий рано или поздно будут возбуждаться, определим, какие действия должно предпринять предприятие-должник при получении искового заявления.

Как восстановить платежеспособность?

Восстановление платежеспособности должно рассматриваться как результирующая комплекса мер по наведению порядка в деятельности МУП. Процесс трансформации (преобразования) всех факторов производства муниципальных предприятий в сложившейся практике принято называть» реструктуризацией». Обратим внимание, что реструктуризации подлежат: производственная деятельность МУП и его организационная структура, имущественный комплекс предприятия, состав и структура объектов управления, долги, партнерские связи и др.

В целях восстановления платежеспособности предприятия-должника может быть использована процедура внешнего управления предприятием, предусмотренная Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года № 6-ФЗ.

При наличии соответствующих оснований возможно возложение субсидиарной ответственности по обязательствам муниципального предприятия на органы местного самоуправления в порядке, определяемом п.З ст. 56 Гражданского кодекса РФ: «Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам».

В целом для вывода предприятия из кризисной ситуации и восстановления его платежеспособности необходимо проведение целого комплекса организационно - управленческих, правовых и экономических мер. Планирование выведения предприятия из кризиса, постановка и решение долгосрочных, среднесрочных и текущих задач осуществляется на основании глубокого анализа финансового состояния предприятия.

На базе какой информации планировать меры финансового оздоровления?

Для принятия эффективных решений предприятием-должником требуется информация не только в реальном времени, но и прогноз изменения финансового состояния на последующие периоды в зависимости от возникающих ситуаций.

Обратим внимание на то, что бухгалтерский учет не приспособлен для этих целей, а управленческий учет на муниципальных предприятиях практически отсутствует. Бухгалтерский отчет и отчетность отражают уже сложившееся положение и к тому же со значительным временным опозданием. В связи с этим мероприятия, разрабатываемые на основе анализа бухгалтерского отчета (баланса), не могут являться базой для принятия решений по финансовому оздоровлению предприятия.

Как показывает мировой опыт, эффективные меры по выводу предприятия из финансового кризиса могут быть разработаны только на основании анализа данных производственного и управленческого учета. В настоящее время производственный и управленческий учет находится в зачаточном состоянии. Специалисты, работающие в области антикризисного управления развитых стран, справедливо считают, что отсутствие на предприятии производственного и управленческого учета неизбежно ведет предприятие к банкротству.

Что необходимо для принятия эффективных решений по восстановлению платежеспособности?

Принятие управленческих решений, направленных на вывод коммунальных предприятий-должников из финансового кризиса, требует:

- многовариантного прогноза результатов производственно-
хозяйственной деятельности жилищно-коммунального комплекса города;

- расчета потребности в денежных средствах для достижения
поставленных целей;

- разработки соответствующего бизнес-плана.

Меры по восстановлению платежеспособности, предусмотренные бизнес-планом, касаются всех сторон жизнедеятельности муниципальных предприятий.

Особым типом управленческого воздействия является
реструктуризация предприятий-банкротов, которая регламентирована государственным правовым и нормативными актами.

Она заключается в одновременном осуществлении мероприятий по следующим направлениям:

-реструктуризация долгов;

-реструктуризация имущественного комплекса.

Это объясняется тем, что реструктуризация предприятий-банкротов носит принудительный характер и направлена на финансовое оздоровление муниципального предприятия. Соответственно, ее главный ориентир - восстановление платежеспособности.

Как показывает опыт, реструктуризация наиболее существенные изменения касаются имущественного комплекса. В период внешнего управления происходит сокращение активов предприятия и имущественных прав до минимума. При этом обеспечивается накопление средств на погашение долгов с последующим выходом на обеспечение дальнейшего развития МУП.

Варианты и правила финансового оздоровления.

На практике сложились следующие варианты:

1. Взаимный учет налоговых долгов.

2. Переучет бюджетного долга.

3. погашение взаимных долгов.

4. Включение в тарифы части долгов.

5. Расчет с кредиторами имуществом.

6. Обмен долгов на ценные бумаги и др.

7. Комплексная реструктуризация.

Координацию деятельности по финансовому оздоровлению целесообразно замкнуть на территориальных межведомственных комиссиях (рабочих группах), определяющих условия и принципы реструктуризации долгов и осуществляющих контроль за их реализацией.

Основными условиями - правилами проведения реструктуризации являются:

 

Добровольность участия сторон + прозрачность и ясность процедур реструктуризации + обеспечение единых (равных) условий ее проведения  

 

Одновременно с мерами финансового оздоровления необходимо создать условия, предупреждающие возможность возникновения задолженностей.

Какие условия необходимо создать для обеспечения стабильного финансирования?

Необходимыми условиями являются:

1. Проведение продуманной тарифной политики и политики оплаты жилищно-коммунальных услуг населением. Тарифы должны устанавливаться на уровне, обеспечивающим покрытие объективно необходимых финансовых потребностей сектора. Система тарифного регулирования должна быть максимально де политизированной, основанной на экономических реалиях, а не на сиюминутных политических соображениях.

2. Переориентация систем управления жилищно-коммунальным хозяйством. Эффективная система управления необходима для создания действенных экономических стимулов деятельности жилищно-коммунальных предприятий. Это, в конечном счете, выгодно всем представителям городской среды. Экономическая логика стимулирования деятельности жилищно-коммунальных предприятий состоит в установленной прямой зависимости их доходов от качества и своевременности предоставления жилищно-коммунальных услуг, позволяющей функционировать на принципах:

 

Самоокупаемость деятельности + самофинансирование развития  

 

Новый взгляд на востребованную временем систему управления предусматривает также усиление контроля над объемами и качеством услуг, предоставляемых предприятиями ЖКХ. Причем, оплачиваться должны только физически предоставленные услуги, и при этом обязателен периодически пересмотр стандартов качества жилищных услуг.

3. Упорядочение бюджетного финансирования ЖКХ.
Необходимо наладить учет кредиторской задолженности
бюджетной сферы перед жилищно-коммунальным сектором и
перейти к финансированию сектора на основе однозначно
определенных и трактуемых договорных условиях, предусматривающих режим ответственности. Чрезвычайно важно также сформировать нормативную базу, которая позволила бы погашать бюджетную кредиторскую задолженность прошлых лет.

4. Укрепление платежеспособной дисциплины,

предусматривающее исполнение мер воздействия на должников по оплате жилищно-коммунальных услуг (напоминание, письменное предупреждение, беседа, штрафы и пр.), а также мер принудительного воздействия (подача иска о взыскании задолженности в суд, принудительное исполнение решения суда по обращению взыскания на доходы или имущество должника вплоть до продажи недвижимого имущества собственника с торгов).

Названные условия призваны обеспечить финансовую основу системы антикризисного управления ЖКХ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Банкротства | Антикризисное управление. В чем заключается суть антикризисного управления ЖКХ муниципального образования?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-13; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.